43
Н.Г. Каратаева
V.
компетентностно-контекстный подход к разработке содержания образования в инженерном вузе
рассмотрены особенности отражения компетентностного подхода в ФГос впо нового поколения: участие работодателей в разработке образовательных программ; использование инновационных педагогических технологий и др. приведены принципы формирования образовательной программы, ее реализации и контроля усвоения курсантами, сформулированные с позиций теории контекстного обучения.
Ключевые слова: образовательные стандарты нового поколения, компетент-ностный подход, принципы формирования образовательной программы, теория контекстного обучения.
Образовательные стандарты второго поколения, принятые в 2000 г., имели целый ряд позитивных моментов, однако сохранили ориентацию на «знаниевую» модель высшего профессионального образования. Основной акцент делался на формирование перечня учебных дисциплин, их содержания и объема, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала, не обеспечивалась гибкость программ при подготовке выпускника под конкретного потребителя, не учитывались современные международные тенденции развития высшего образования.
К числу отличительных особенностей третьего поколение ФГОС ВПО, разработанных на основе компетентностного подхода, можно отнести:
- отсутствие федерального, регионального и вузовского компонентов при значительном расширении свободы вузов при разработке основных образовательных программ (ООП);
- обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций;
- установление новой формы исчисления трудоемкости освоения ООП студентами в виде зачетных единиц (кредитов).
Отражение компетентностного подхода в новых стандартах осуществляется по следующим направлениям: 1) определение сущности компетенций и их разделение на общекультурные и профессиональные;
2) отражение потребностей рынка труда; 3) участие работодателей в доопределении профессиональных компетенций и разработке ООП;
педагогика высшей школы
4) использование инновационных образовательных технологий; 5) формирование структуры образовательной программы; 6) проверка освоенных компетенций. Рассмотрим их несколько подробнее.
1. Определение сущности компетенций и их структуры. В новых ФгОС ВПО требования к результатам освоения образовательных программ представлены в виде определенного набора компетенций, которыми должен обладать бакалавр. При этом компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
2. Отражение потребностей рынка труда. В стандартах второго поколения требования рынка труда представлены косвенно в квалификационной характеристике выпускника, взятой из справочника должностей, утвержденного постановлением Минтруда России еще в 1998 г. В новых стандартах эти требования отражены, прежде всего, в формулировке цели образовательной программы. В Разъяснениях по формированию ФгОС ВПО определено, что перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели в области воспитания и обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.
3. Участие работодателей. Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей как в разработке образовательной программы, так и в контроле ее качества. конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться, кроме преподавателей конкретной дисциплины, работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т.п.
4. Использование инновационных образовательных технологий. В «Разъяснениях» определены образовательные технологии, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода: широкое использование в учебном процессе семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов в сочетании с внеаудиторной работой. должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных
организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Должен быть также обеспечен доступ студентов к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
5. Формирование структуры образовательной программы. В новых ФГОС ВПО для бакалавров нет указания на прямую связь структуры образовательной программы с формируемыми компетенциями. Определено, что ООП подготовки бакалавров предусматривает изучение учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл) и разделов (физическая культура, практика и научно-исследовательская работа).
Учебные циклы имеет базовую (обязательную) часть и устанавливаемую вузом вариативную (профильную). С каждым учебным циклом связывается комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков, что обеспечивает формирование определенного набора компетенций. При этом вариативная часть цикла должна давать возможность не только расширения или углубления знаний, умений, навыков, но и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).
6. Проверка освоенных компетенций. Она обусловлена необходимостью разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений, компетенций будущих выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) должны создаваться фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., условия для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Проведенный нами анализ требований нормативных документов, образовательных стандартов, практики европейских вузов по использованию компетентностного подхода, особенно в рамках международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING), позволил выявить и систематизировать комплекс принципов компе-тентностного подхода, составляющих основу построения образовательных программ Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Эти принципы, сформулированные с позиций теории контекстного обучения [1; 2], мы разделили на три группы: принципы формирования образовательной программы, принципы ее реализации и принципы контроля эффективности усвоения курсантами содержания программы.
Педагогика и психология
педагогика высшей школы
К принципам формирования образовательной программы мы отнесли:
1) необходимость участия работодателей в проведении образовательной политики;
2) определение требований к результатам освоения ООП подготовки бакалавров и магистров в целом и их разделов в виде компетенций в сфере профессиональной и социально-личностной деятельности;
3) определение компетенций выпускников с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности;
4) выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у курсантов определенные компетенции;
5) развитие у будущих выпускников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности - основная задача вузовского образования.
К принципам реализации образовательной программы мы отнесли следующее:
1) внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
2) широкое использование в учебном процессе педагогических технологий контекстного типа, обеспечивающих в сочетании с внеаудиторной работой эффективное формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов;
3) организация в рамках учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов;
4) создание педагогических условий формирования у будущих выпускников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.
Принципами контроля эффективности процесса усвоения образовательных программ мы считаем следующее:
1) обеспечение гарантии качества подготовки бакалавров посредством реализации с привлечением представителей работодателей соответствующей стратегии, регулярного проведения самообследования по согласованным критериям и сопоставления с другими образовательными учреждениями;
2) создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты, методы контроля и позволяющих оценить уровень приобретенных компетенций для аттестации курсантов на соот-
ветствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы;
3) максимальное приближение программ и процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Представленную классификацию принципов компетентностного подхода можно рассматривать в качестве методологической основы формирования образовательных программ и оценки их качества в инженерном вузе.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.
2. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.
Педагогика и психология