Научная статья на тему 'Организационно-педагогические основы управления повышением качества образования'

Организационно-педагогические основы управления повышением качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / QUALITY IMPROVEMENT / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / STUDENT-CENTERED APPROACH / ОБУЧЕННОСТЬ И ОБУЧАЕМОСТЬ / TEACHING AND LEARNING / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ / MONITORING AND ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умалатова З. М., Асадулаева У. М.

В статье определена актуальность проблемы повышения качества образования; предлагается метод оценки такого повышения на основе обученности и обучаемости на уровне отдельной личности и образовательной организации; обоснована взаимосвязь повышения качества образования с инновационной активностью образовательной организации; определены проблемы, препятствующие повышению качества образования в общеобразовательной школе. В статье показано, что необходимость повышения качества образования обусловлена происходящими постоянными изменениями организационных, экономических, педагогических, информационно-технических условий деятельности образовательных организаций. Авторы делают вывод о том, что целенаправленная работа по устранению выделенных проблем определяет необходимость активизации инновационной деятельности образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL BASES OF MANAGEMENT IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The article defines a problem of improving quality of education. The authors offer a method of assessment of such improvement on the basis of training and learning on the individual level and educational organizations. The management scheme has been developed to improve the quality of education. The work substantiates the relationship improving the quality of education with an innovative activity in the educational organization. The researchers identify challenges to improving the quality of education in a secondary school. The article shows that there is a need to improve the quality of education due to ongoing permanent changes of organizational, economic, educational, informational and technological conditions of educational organizations. The authors conclude that the purposeful work to address selected problems determines the need for introductions of innovations into educational organizations.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические основы управления повышением качества образования»

УДК 378

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected] Asadulaeva U. M., -the candidate of psychological Sciences, the senior lecturer in Psychology in «Dagestan State Pedagogical University», Е-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL BASES OF MANAGEMENT IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION. The

article defines a problem of improving quality of education. The authors offer a method of assessment of such improvement on the basis of training and learning on the individual level and educational organizations. The management scheme has been developed to improve the quality of education. The work substantiates the relationship improving the quality of education with an innovative activity in the educational organization. The researchers identify challenges to improving the quality of education in a secondary school. The article shows that there is a need to improve the quality of education due to ongoing permanent changes of organizational, economic, educational, informational and technological conditions of educational organizations. The authors conclude that the purposeful work to address selected problems determines the need for introductions of innovations into educational organizations.

Key words: educational organization, education, quality improvement, student-centered approach, teaching and learning, management, innovation activity, monitoring and analysis.

З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]. У.М. Асадулаева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры Психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования ДИРО «Дагестанский институт развития образования», педагог-психолог ГБОУ РД «Республиканскийлицей-интернат «Центр одарённых детей», Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье определена актуальность проблемы повышения качества образования; предлагается метод оценки такого повышения на основе обученности и обучаемости на уровне отдельной личности и образовательной организации; обоснована взаимосвязь повышения качества образования с инновационной активностью образовательной организации; определены проблемы, препятствующие повышению качества образования в общеобразовательной школе. В статье показано, что необходимость повышения качества образования обусловлена происходящими постоянными изменениями организационных, экономических, педагогических, информационно-технических условий деятельности образовательных организаций. Авторы делают вывод о том, что целенаправленная работа по устранению выделенных проблем определяет необходимость активизации инновационной деятельности образовательных организаций.

Ключевые слова: образовательная организация, повышение качества, личностно-ориентированный подход, обу-ченность и обучаемость, управление, инновационная активность, мониторинг и анализ.

В последние годы в сфере образования всё больше распространяется идея личностно-ориентированного подхода к обеспечению качества образования. Суть его заключается в том, что образование следует рассматривать как способ развития личности, а не как способ передачи знаний, умений, навыков. На наш взгляд, такой подход со временем должен стать основополагающим для оценки качества и результатов обучения для всех образовательных организаций. При этом оценка результатов обучения должна производиться в аспекте обучаемости и обучен-ности [1, с. 57] с учётом особенностей психолого-педагогического обеспечения качества.

Уровень обученности учащихся за определенный промежуток времени предлагаем оценивать не в баллах, а в процентах и вычисляется по формуле (О,..):

K • 100% + K • 64% + K • 36% + K • 16%

о = i5_i4_i3_i2_

°1ij N..

, где

- О,. - оценка обученности ьго учащегося по j-ому предмету;

- оценка «5» соответствует 100% обученности, «4» - 64%, «3» - 36%, «2» - 16% [4; с. 66];

- К.5 - количество пятерок 1-го обучающегося; К4 - количество четверок 1-го обучающегося; К.3 - количество троек 1-го обучающегося; К.2 - количество двоек 1-го обучающегося;

- N. - количество оценок 1-го обучающегося по .-ому предмету за четверть (полугодие).

Например, у учащегося 4-го класса в списке под номером 3 по математике (номер предмета 2) за первое полугодие имеются 12 оценок. Из них 6-пятерок, 4-четверок, 1-тройка и 1-двойка. Его уровень обученности по математике за первое полугодие составит:

6 • 100% + 4 • 64% + 1-36% + 1 • 16% 908

О132 =

ИТ

12

: 75,7%

Уровень обучаемости i-го учащегося по j-ому предмету определяется по формуле (О...):

О2.. = X. : Т. , где

21. 1. с. ' м

- Т. - показатель фактически затраченного времени на выполнение эталонного теста 1-ым обучаемым по .-му предмету;

- Т. - показатель среднестатистического времени выполнения эталонного теста по .-му предмету.

Если показатель О21. > 1, то обучаемость данного учащегося положительная, если О21. < 1, то отрицательная.

К примеру, положим, что у того же учащегося, который приведен в предыдущем случае, фактически на выполнение эталонного теста затрачено 0,5 часа, а среднестатистическое время выполнения того же теста составляет 0,3 часа, то

О232 = 0,5 ч. : 0,3 ч. = 1,66.

Уровень обучаемости этого учащегося положительный (больше единицы) и составляет 1,66.

Следует отметить, что показатели обучаемости и обучен-ности можно рассчитывать не только отдельных учащихся, но и по классам и образовательным организациям путем суммирования соответствующих показателей. А это, в свою очередь, выдвигает проблему совершенствования управления повышением качества образования в разрезе образовательных организаций посредством повышения уровня обученности и обучаемости учащихся.

Необходимость повышения качества образования обусловлена происходящими постоянными изменениями организационных, экономических, педагогических, информационно-технических условий деятельности образовательных организаций. И для того, чтобы эти организации были способны на должном уровне осуществлять деятельность по обучению и воспитанию учащихся, повышать качество образования, необходима рассматриваемая специфическая форма управления образовательной организацией. Мониторинг, контроль и анализ результатов повышения качества образования возвращает нас к начальному этапу управления. На основе полученной в ходе образовательного процесса информации имеется возможность переработать план повышения качества образования, сделать его вполне отвечаю-

щим требованиям федерального образовательного стандарта. Все это предполагает необходимость активизации инновационной деятельности образовательных организаций [2].

В организационном плане инновационная деятельность в образовательной организации может быть интегрированной в традиционной структуре школы (вуза) или дополняться специализированными подсистемами, группами, работниками. Следует выделить следующие организационно-педагогические формы инновационной деятельности образовательной организации: комплексная; параллельная; последовательная. Инновационная деятельность в параллельной форме характеризуется тем, что организация и проведение работ по разработке и внедрению новшеств предусматривается одновременно во всех подразделениях образовательной организации. Последовательная форма инновационной деятельности основана на том, что её проведение осуществляется во всех подразделениях образовательной организации поочередно. На практике, независимо от формы инновационной деятельности образовательной организации, необходима целевая направленность подготовки к такой деятель-

Библиографический список

ности всего коллектива [3]. При такой подготовке коллектива, на наш взгляд, следует исходить из того, что основными проблемами организационно-педагогического характера, препятствующими повышению качества образования (например, на уровне общеобразовательной школы), являются следующие:

- нет системы коррекции и поддержки учебной и познавательной деятельности обучающихся в области тех дисциплин, которые соответствуют их интересам и способностям;

- образовательные организации предлагают такой учебный материал, который слабо или совсем не увязан с национальной спецификой и особенностями места проживания детей;

- предлагаемые изменения в образовательной практике модернизации системы образования не обеспечены необходимой новой учебно-методической литературой, современными организационными, психолого-педагогическими, информационно-коммуникационными технологиями [4; 5].

Целенаправленная работа по устранению этих проблем, в свою очередь, определяет необходимость активизации инновационной деятельности образовательных организаций.

1. Ахметова Д.З. Инновационные подходы к оценке качества образования. Педагогическое образование и наука. 2015; 4: 55 - 59.

2. Баранников А.В. Новые подходы к организации образовательной деятельности учащихся. Педагогика. 2015; 2: 27 - 36.

3. Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности (цели - содержание - технологии). Педагогическое образование и наука. 2014; 5: 52 - 62.

4. Умалатова З.М. Педагогическая диагностика и управление развитием воспитательной деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015; 3 (32): 65 - 69.

5. Умалатова З.М. Управление воспитательной деятельностью на муниципальном уровне. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013; 3 (24): 100 - 105.

References

1. Ahmetova D.Z. Innovacionnye podhody k ocenke kachestva obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2015; 4: 55 - 59.

2. Barannikov A.V. Novye podhody k organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Pedagogika. 2015; 2: 27 - 36.

3. Tyunnikov Yu.S. Konceptual'naya model' podgotovki buduschih pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti (celi - soderzhanie - tehnologii). Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; 5: 52 - 62.

4. Umalatova Z.M. Pedagogicheskaya diagnostika i upravlenie razvitiem vospitatel'noj deyatel'nosti. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015; 3 (32): 65 - 69.

5. Umalatova Z.M. Upravlenie vospitatel'noj deyatel'nost'yu na municipal'nom urovne. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013; 3 (24): 100 - 105.

Статья поступила в редакцию 24.05.16

УДК 37.02

Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

MEDIA TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION: PRO ET CONTRA. The article studies the development of media education as a direction, based on the use of media technologies. The author notes that this trend may have both positive and negative consequences, depending on what kind of place is taken by the media technologies in the teaching process and if the basic purposes of education are fulfilled. The media technologies may considerably enrich the methods of the modern pedagogy. The article presents an example of a practical use of media technologies by the author in the teaching process.

Key words: media education, media technologies, didactic principles.

И.В. Фотиева, д-р филос. наук, проф. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: PRO ET CONTRA

Статья посвящена развитию медиаобразования, как направления, ориентированного на использование медиатехноло-гий. Автор отмечает, что оно может иметь как позитивные, так и негативные следствия, в зависимости от того, какое место занимают медиатехнологии в учебном процессе и сохраняются ли при их использовании базовые цели образования. В последнем случае медиатехнологии существенно обогащают методический арсенал современной педагогики. В статье приводится пример их практического использования автором в учебном процессе.

Ключевые слова: медиаобразование, медиатехнологии, дидактические принципы.

Сегодня понятие «медиаобразования» прочно вошло в научно-педагогический оборот. В то же время оно имеет два взаимосвязанных, но разных смысла. С одной стороны, под ним понимается система методов, нацеленных на формирование медиакомпетентности (медиакультуры). Как пишет А.В. Федоров, «обретённая в результате медиаобразования медиакомпетент-ность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа» [1, с. 102]. Значимость этого направления обуславливается необходимостью ориентироваться в информационной среде. В документах Совета Европы медиаобразование определяется как обучение, направленное на развитие критического отноше-

ния к медиа с целью воспитания граждан, способных формировать собственное мнение на основе полученной информации, анализировать её и, в конечном счёте, влиять на производство медийной продукции [2].

С другой же стороны, под медиаобразованием понимается направление, ориентированное на использование медиатех-нологий для образовательных целей. Как отмечает В.В. Манту-ленко, медиа содержат информацию, связанную с изучаемыми в вузе предметами; кроме того, использование средств массовой информации и коммуникации позволяет более эффективно изучать материал, анализировать информацию различных источников, в творческой, интересной форме представлять результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.