Психолого-педагогические науки •••
65
ings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2010. # 4. P. 26. 9. Khalipaeva S. A. Anti-drug education of pupils on the ethnic and cultural potential. Author. diss. ... Cand. of Pedagogy / S. A. Khalipaeva. Makhachkala: DSPU, 2012. 22 p.
Literatura
1. Zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=116 2. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. Izd. A.P.N. RSFSR. M., 1961. 3. Konchalovskij A. S.
URL: http://www.konchalovsky.ru/blog/2012/02/27/uzhasnis-samomu-sebe 4. Kuz'mina Ol'ga i dr. TV «Rossija-24» 11 ijul' 2012 g. 17ch.40 min. 5. Latynina Ju. «Jeho Moskvy». URL: http://www.cfa.su/ arti-cle856.html?_openstat 6. Tret' rossijan uvereny, chto solnce vrashhaetsja vokrug zemli // Nezavisimaja gazeta. 2011. 8 fevralja. URL: http://www.ng.ru/newsng/2011-02-08/100_science.html 7. Tuchalaev
S. T. Duhovno-nravstvennye cennosti patrioticheskogo vospitanija uchashhejsja molodezhi / S. T. Tuchalaev // Vestnik Dagestanskogo nauchnogo centra RAO. 2014. № 1. S. 67. 8. Tuchalaev S. T. Duhovnye cennosti nashih predkov kak osnova vospitanija grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi / S. T. Tuchalaev, Ja. Z. Vajlamatova // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psi-hologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 4. S. 26. 9. Halipaeva S. A. Antinarkoticheskoe vospitanie
starsheklassnic na jetnokul'turnom potenciale. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / S. A. Halipaeva. Mahach-kakla: DGPU, 2012. 22 s.
Статья поступила в редакцию 18.02.2015 г.
УДК 376
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AND THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES DEVELOPMENT
©2°i5 Умалатова З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Umalatova Z. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Исследование посвящено проблеме применения элементов педагогической диагностики в воспитательной деятельности. Предлагается система соответствующих показателей, разработана схема управления развитием воспитательной деятельности на уровне образовательной организации и муниципалитета, обоснована методика использования проблемноориентированного анализа для оценки результативности воспитательной деятельности в целях повышения качества и эффективности этой работы.
Abstract. The article deals with a problem of applying the elements of the pedagogical diagnostics in the educational activities. The author offers the system of relevant indicators, develops the control scheme for the development of the educational activities at the level of the educational organization and the municipality, substantiates the technique of using a problem-based analysis to evaluate the impact of educational activities in order to improve the quality and effectiveness of this work.
Rezjume. Issledovanie posvjashheno probleme primenenija jelementov pedagogicheskoj diagno-stiki v vospitatel'noj dejatel'nosti. Predlagaetsja sistema sootvetstvujushhih pokazatelej, razrabotana shema up-ravlenija razvitiem vospitatel'noj dejatel'nosti na urovne obrazovatel'noj organizacii i municipaliteta, obosnovana metodika ispol'zovanija problemno-orientirovannogo analiza dlja ocenki rezul'tativnosti vospitatel'noj dejatel'nosti v celjah povyshenija kachestva i jeffektivnosti jetoj raboty.
Ключевые слова: диагностика, воспитательная деятельность, система, показатели и условия, образовательная организация, муниципалитет, управление развитием, проблемноориентированный, качественный и количественный анализ.
66
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
Keywords: diagnostics, educational activities, system, indicators and conditions, educational institution, municipality, management of the development, problem-oriented, qualitative and quantitative analysis.
Kljuchevye slova: diagnostika, vospitatel’naja dejatel'nost', sistema, pokazateli i uslovija, obra-zovatel’naja organizacija, municipalitet, upravlenie razvitiem, problemno-orientirovannyj, kachestven-nyj i kolichestvennyj analiz.
Педагогический процесс, как известно, относится к открытым системам, где не всегда совпадают цель и результаты. С другой стороны, неопределенность, неконкретность цели не позволяют сосредоточиться на определенном направлении и получить объективные результаты.
Однако для управления любым педагогическим процессом, прежде всего, необходимо оценить исходное состояние системы, определить динамику изменений и качество результатов. Поэтому в данной работе нами рассматриваются вопросы применения элементов педагогической диагностики при качественной и количественной оценке воспитательной деятельности как на уровне отдельных образовательных организаций, так и на уровне муниципалитетов [2. С. 101].
Диагностику воспитательной деятельности в образовательных организациях предлагаем осуществлять по двум направлениям:
1) для оценки условий обеспеченности воспитательной деятельности на уровне муниципалитета;
2) для оценки уровня воспитанности обучающихся в образовательных организациях района (города).
Уровень воспитанности обучающихся в образовательных организациях оценивается не в баллах, а в процентах. Для этого предлагаем использовать методику оценки степени обученности, разработанную академиком Б. П. Смирновым [1. С. 109], согласно которой оценка «5» соответствует 100 % обученности (воспитанности), «4» -64 %, «3» — 36 %, «2» — 16 %.
Тогда средний уровень воспитанности (СВ) определяется по формуле:
щ ■ 100% + п4 ■ 64% + п3 ■ 36% + п2 ■ 16%
где N — количество испытуемых, n5 — количество пятерок, n4 — количество четверок и т. д.
Эти оценки определяются на основе сбора, анализа и обобщения информации по каждой образовательной организации по следующим направлениям: оценки
успеваемости и поведения учащихся; беседы с учащимися и родителями; наблюде-
ний; тестирования; интервьюирования; анкетирования; опросов; участия в мероприятиях; оценки среды обитания и других характеристик.
При диагностике педагогических процессов количественный анализ воспитательной деятельности должен сочетаться с качественным анализом, для чего характерны следующие процессы:
— выбор специфических показателей и их расчет;
— выявление тенденции развития путем сравнительного анализа с показателями прошлых периодов, а также других образовательных организаций и муниципалитетов;
— обобщение и использование результатов анализа при формировании планов воспитательной деятельности и планировании мероприятий по повышению эффективности работы субъектов образовательного и воспитательного процесса в муниципалитетах.
Поэтому в организационно-
педагогическом механизме развития воспитательной деятельности в образовательных организациях и муниципалитетах предлагаем использовать следующие показатели, которые в наибольшей мере характеризуют эффективность использования условий и ресурсов субъектов и объектов в педагогическом процессе и просты при расчетах.
1. Показатель профессионального развития воспитательной деятельности в муниципалитете (П1):
П1 = Нв: Нз
где Нв — численность населения, занятого в образовательной и воспитательной сфере муниципалитета;
Нз — численность всего занятого населения муниципалитета.
2. Показатель плотности размещения субъектов воспитательной деятельности в муниципалитете (П2):
П2 = Бм: Чс
где Бм — площадь территории муниципалитета;
Чс — количество субъектов воспитательной деятельности на территории муниципалитета.
Психолого-педагогические науки •••
3. Показатель кадровой обеспеченности воспитательной деятельности в муниципалитете (П3):
Пз = Чв: Чо,
где Чв - численность работников сферы воспитательной деятельности в муниципалитете с высшим и средним профессиональным образованием;
Чо - общая численность работников с высшим и средним профессиональным образованием, занятых в муниципалитете.
4. Показатель финансовых расходов на воспитательную деятельность в муниципалитете (П4):
П4 = Фв: Чм,
где Фв - общая сумма финансовых расходов в муниципалитете на воспитательную деятельность;
Чм - численность обучающихся, охваченных воспитательной деятельностью в муниципалитете.
5. Показатель роста (убыли) объема финансовых средств, вложенных на осуществление воспитательной деятельности в муниципалитете за отчетный год (период) (П5):
П5 = Ot: Ot-i,
где Ot - объем израсходованных финансовых средств для осуществления воспитательной деятельности в муниципалитете за год (период) t;
Ot-1 - объем израсходованных финансовых средств для осуществления воспитательной деятельности в муниципалитете за год (период) t - 1.
6. Показатель доли финансовых, материально-технических и других средств, вложенных на осуществление воспита-
67
тельной деятельности в стоимости валового внутреннего продукта муниципалитета за отчетный год (период) (П6):
П6 = Св: Сп>
где Св - сумма финансовых, материально-технических и других средств, вложенных на осуществление воспитательной деятельности муниципалитета за отчетный год (период);
Сп - стоимость валового внутреннего продукта муниципалитета за отчетный год (период).
7. Показатель охвата обучающихся воспитательной деятельностью в муниципалитете (П7) за отчетный год (период) (П7):
П7 = Ов: Oz,
где Ов - численность обучающихся, охваченных воспитательной деятельностью в муниципалитете за отчетный год (период);
Oz - общая численность обучающихся в образовательных организациях муниципалитета за отчетный год (период).
На основе полученных данных оценки условий обеспеченности воспитательной деятельности и оценки уровня воспитанности обучающихся необходимо осуществить анализ ситуации по схеме, которая предполагает движение «от конца к началу», т. е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы образовательных организаций, к недостаткам образовательного и воспитательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты учебно-воспитательного процесса [3. С. 199]. Схема имеет следующий вид (рис. 1).
Направление анализа
Рис. 1. Схема проблемно-ориентированного анализа результатов воспитательной деятельности
Такой анализ результатов позволяет определить основные направления совершенствования управления развитием воспитательной деятельности в образователь-
ных организациях и муниципалитетах, к которым мы относим следующие:
- ситуационный подход, который основан на признании адекватности, значимости и быстроты реакции муниципальных
68
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
органов власти, субъектов воспитательной деятельности на возможные преобразования во внутренней и внешней среде района (города);
- управление воспитательной деятельностью соответствующих органов и служб как по результатам, так и по целям с осуществлением учета и оценки его эффективности;
- совершенствование организации работы, активизация использования новых форм, методов и человеческих ресурсов
как основа эффективности воспитательной деятельности;
- повышение роли мотивации, воспитательной и образовательной культуры работников и специалистов на основе внедрения инноваций и новых технологий в практику субъектов и объектов воспитательной деятельности.
Все эти аспекты управления развитием воспитательной деятельности на уровне муниципального образования можно отразить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Система управления развитием воспитательной деятельности на уровне муниципалитета
В этой системе особо следует выделить контрольно-обобщающий блок, от качества реализации которого зависят результативность, качество и эффективность использования условий и ресурсов, задействованных во всех остальных блоках, так как выводы, предложения, рекомендации, сформированные здесь, необходимо учесть во всей системе.
В этот блок входят: итоговые результаты воспитательной работы с учащимися; диагностика учебно-воспитательной деятельности; анализ результатов различных видов контроля. Из этих данных по образовательным организациям может быть сформирована база данных, включающая информацию о каждом объекте образовательной и воспитательной инфраструкту-
Психолого-педагогические науки •••
69
ры муниципалитета. Корректно организованный мониторинг позволит оценить эффективность проводимой работы и про-
гнозировать развитие воспитательной деятельности, совершенствовать ее структуру, содержание и принципы организации.
Литература
1. Умалатова З. М. Педагогическая диагностика как фактор стимулирования инициативы младших школьников в обучении. Махачкала: Даггоспедуниверситет, 2006. 154 с. 2. Умалатова З. М. Управление воспитательной деятельностью на муниципальном уровне // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 100-105.
3. Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташникова и В. С. Лазарева. М. : Новая школа,
1995. 464 с.
References
1. Umalatova Z. M. Pedagogical diagnostics as a factor of stimulating the initiative of junior schoolchildren in learning. Makhachkala: DSPU, 2006. 154 p. 2. Umalatova Z. M. Management of educational activities at the municipal level // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2013. # 3. P. 100-105. 3. The school development management / ed. by M. M. Potashnikov and V. S. Lazarev. M. : Novaya shkola, 1995. 464 p.
Literatura
1. Umalatova Z. M. Pedagogicheskaja diagnostika kak faktor stimulirovanija iniciativy mladshih shkol'nikov v obuchenii. Mahachkala: Daggospeduniversitet, 2006. 154 s. 2. Umalatova Z. M. Upravlenie vospi-
tatel'noj dejatel'nost'ju na municipal'nom urovne // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013. № 3. S. 100-105. 3. Upravlenie razvitiem shkoly / pod red. M. M. Potashnikova i V. S. Lazareva. M. : Novaja shkola, 1995. 464 s.
Статья поступила в редакцию 17.06.2015 г.
УДК 316.625-057.87
РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
THE ROLE OF VOLUNTEERS ACTIVITIES IN DEVELOPING THE
YOUTH’S SOCIAL ACTIVITY
©2015 Хаджиалиев К. И., Айгубов Л. С.
Дагестанский государственный университет
©2015 Khadzhialiev K. I., Aygubov L. S.
Dagestan State University
Резюме. В статье анализируются вопросы влияния волонтерства на процессы социального становления личности и формирования духовно-нравственных и профессионально-значимых качеств старшеклассников и студенческой молодежи, рассматриваются проблемы вовлечения указанных категорий учащейся молодежи в различные виды волонтерской деятельности.
Abstract. The author of the article analyzes the impact of volunteering on the processes of social identity formation and forming the spiritual and moral and professionally significant qualities of senior schoolchildren and students, examines the problems of involving these categories of students in different types of the volunteer activities.
Rezjume. V stat’e analizirujutsja voprosy vlijanija volonterstva na processy social’nogo stanovlenija lichnosti i formirovanija duhovno-nravstvennyh i professional'no-znachimyh kachestv starsheklassnikov i studencheskoj molodezhi, rassmatrivajutsja problemy vovlechenija ukazannyh kategorij uchashhejsja molodezhi v razlichnye vidy volonterskoj dejatel'nosti.