Второй вариант, когда обучаемому предлагается решить задачу, для решения которой необходимо использовать вспомогательные ресурсы, которые обучаемый ищет в дополнительных источниках информации: сайты юридических организаций, учебники, периодические издания и т. п., после чего даёт аргументированное письменное решение. Алгоритм решения подобных заданий допускает подготовительный этап на занятиях, где приводится алгоритм решения подобных заданий, либо рекомендуются пособия, практикумы, в которых уже рассмотрены задачи аналогичного содержания. Непосредственно на занятии заслушиваются варианты решения задач, рассматриваются ошибки, сделанные обучаемым при решении задач.
Пример использования кейса при изучении дисциплины «Уголовный процесс»: Домашнее задание: Изучите предложенные преподавателем постановле-
Библиографический список
ния о назначении судебно-медицинских экспертиз и определите все ли вопросы были сформулированы перед экспертом в конкретных ситуациях.
Обязательное условие выполнения задания - обучаемые решают задачу самостоятельно, после этого преподаватель проверяет правильность выполнения задания. Все примеры, используемые на занятиях, должны иметь реальную основу, отражать накопленный опыт практической деятельности следователей органов внутренних дел.
Таким образом, использование при подготовке обучаемых игровых технологий и стратегий обеспечивает выпускнику наиболее эффективное усвоение знаний по изучаемым дисциплинам, освоение профессиональных навыков, приобретение умения нестандартного мышления, умения работать в команде, развитию коммуникабельности в должности следователя.
1. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Под редакцией М.А. Пуйловой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
2. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения: учебное пособие для преподавателей. Финансовый университет при Правительстве РФ. Москва: Прометей, 2018.
3. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография. Москва: Профит стайл, 2007.
4. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов. Авт.-сост. А.В. Виневская; Под общей редакцией И.А. Стеценко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
5. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. References
1. Vinevskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Pod redakciej M.A. Pujlovoj. Rostov-na-Donu: Feniks, 2015.
2. Nigmatullina I.V. Igra kak metod interaktivnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej. Finansovyj universitet pri Pravitel'stve RF. Moskva: Prometej, 2018.
3. Pligin A.A. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: istoriya ipraktika: monografiya. Moskva: Profit stajl, 2007.
4. Pedagogicheskie tehnologii: voprosy teorii ipraktiki vnedreniya. Spravochnik dlya studentov. Avt.-sost. A.V. Vinevskaya; Pod obschej redakciej I.A. Stecenko. Rostov-na-Donu: Feniks, 2014.
5. Turik L.A. Debaty: igrovaya, razvivayuschaya, obrazovatel'naya tehnologiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 37.035.6
Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF THE COMPETENT APPROACH AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article substantiates the relevance of the development of relationship of competence-based approach and professional orientation in the learning process in educational institutions. The work reveals the direction of deepening the relationship that allows you to determine the ways, the means and technologies that contribute to the development of human capital in the learning process. The authors show the need for the development of competence-based approach to pedagogical education based on activities that implement the continuity and relationship of pedagogical theory, professional orientation and pedagogical practice in the learning process in educational institutions. The researchers conclude that the high quality of teacher training depends on the qualification of scientific and pedagogical personnel. Therefore, one of the most important areas of the development of a university is training and improvement of scientific qualification of scientific and pedagogical personnel, growth of scientometric indicators.
Key words: competence approach, professional orientation, interrelation, educational organization, pedagogical theory and practice, personnel training.
М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье обоснована актуальность развития взаимосвязи компетентностного подхода и профессиональной ориентации в процессе обучения в образовательных организациях; раскрыты направления углубления взаимосвязи, что позволяет определить пути, средства и технологии, способствующие развитию человеческого капитала в процессе обучения; обоснована необходимость развития компетентностного подхода в педагогическом образовании на основе деятельности, реализующей преемственность и взаимосвязь педагогической теории, профессиональной ориентации и педагогической практики в процессе обучения в образовательных организациях. Авторы делают вывод о том, что высокое качество подготовки педагогов напрямую зависит от квалификации научно-педагогических кадров. Поэтому одним из важнейших направлений развития университета является подготовка и повышение научной квалификации научно-педагогических кадров, рост наукометрических показателей.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная ориентация, взаимосвязь, образовательная организация, педагогическая теория и практика, подготовка кадров.
В последние десятилетия в развитии человеческого капитала всё больший упор делается на использование компетентностного подхода в подготовке квалифицированных кадров. При этом компетенция понимается как способность применять на практике знания, умения, навыки в целях эффективного выполнения работы в соответствии с установленными нормами (требованиями). Это поведенческая характеристика, необходимая работнику для успешного выполнения
профессиональных функций, отражающих требуемые стандарты своей трудовой деятельности. Поэтому компетентностный подход в модернизации содержания образования назван одним из оснований обновления профессионального образования и является основой образовательной политики в Российской Федерации. Выработка оптимальных организационно-управленческих решений невозможна без соответствующего осмысления и учета применения компетентностного
1З
подхода в разныхобразовательныхобластях иоа разн^^х^^о^н^яхобразова-ния, имеющих сввюспехификУГ1аттомр шора дюлжиa фс^х^лн^с^овть кхю^е^ой компетенции, определяющие современное качество содержания образования, а основной целью нрофвтсихналоного оХратеватия является подготовка квалифицированного компетентностного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентиюoвензoхoюcхeжнтlxхЫлaотвx дертвльхосындотового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, с. 1Ю.
С другой стхаоны, х вслютхх^х 1\лодорни^г^в^рв ебщeoЛрaзoEaтельтейзнpo-фессиональной школы в качестве одной из основных задач определяется коренное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся. В процессе практической реализации эта задача подразделяется на две
п7дагьгич74кая
57ьрия (ПТ)
тесно связанные подзадачи: первая - вооружить выпускника такими знаниями, умениями, опытом твортьскзздлятвльнрсп.котоззют один-ко-ой ьер-нжоб-ходимы всеми ва всем б-ерах дьктельнотти - писать, чльажь, -читать, -жмотк и т.д.; вторая - на базе этих общих знаний, умений, навыков и специфических особенностейльснастт сКьтмизобьтьб1ривздуалбныр-9теребы,сгазоС-ортб, согласовать эти иньетесисыстеьеьами о-зассва.ьагфсвлятзсх.упрыБДбь ими с целью подготовки ьЬьчающьеса к снзнаьлльномтипвьбьрноьу всбоиу и овлс-дению профессьтй.
Вторам^оы-аьахь ьрифзриентсции -мшаето-сет в оАщьмСзржзоиыти-Рныт, так и в средниыььысььс п-офенсиьзазьных оО-^ст-^реь^з^^^^Арганазациях. Компетентностньрь^е1^р^сБ--55^бнна^ь^з^б^ндля о^^с5-рр(^з^я^^^изами тх
ПТ МПД
требований (компетенций) в процессе подготовки кадров на основе профессиональной ориентации обучающихся, осуществляемой в общеобразовательной и профессиональной школе.
В этом и состоит суть проблемы взаимосвязи профессиональной ориентации обучающихся и компетентностного подхода при подготовке квалифицированных кадров.
При оценке результативности компетентностного подхода необходимо исходить из структуры профориентации, которая включает три подсистемы: базовую, отраслевуюиспециальнуюподготовку.
Подготавливая обучающихся ко всем сферам деятельности, в которых им предстоит участвовать по окончании школы, базовая подготовка формирует тот багаж знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, которые необходимы для каждой личности и всех профессий, например, умение писать, читать, любовь к труду, умение выделять главное и другие. Содержание общего образования, заложенное в учебные программы основ наук, отражая обобщенный опыт развития общества, системы ведения хозяйства, уровень развития науки, техники и культуры, составляет тот фундамент, на который опирается базовая подготовка обучающихся икак основа компетентностногоподхода.
Научно-техническая революция на базе механизации и автоматизации перевооружает производство, вовлекает в процесс производства новые материалы, технологии, в результате чего отдельные профессии устаревают, взамен появляются новые, модернизируются существующие. Уровень и структура подготовки кадров претерпевают изменения, что, естественно, ведет к необходимости внесения корректив в процесс профессиональной ориентации. С другой стороны, подготовка и использование трудовых ресурсов всегда обусловлены потребностями в них определенного региона и отрасли. Это обстоятельство способствует тому, чтобы профориентация была осуществлена в направлении удовлетворения потребностей отраслей региона в трудовых ресурсах. Отсюда необходимость выделения второйподсистемыпрофориентации-отраслевойподготовки.
Взаимосвязь отраслевой и базовой подготовки школьников проявляется в общественной потребности в работниках определенной квалификации и сферы труда, обусловленной, в свою очередь, уровнем развития научно-технической революции, социально-экономическими и демографическими факторами. Однако структура базовой подготовки более устойчива и во времени и территориально: все дети обучаются по единым программам и планам. Структура же отраслевой подготовки должна различаться в соответствии с территориальными особенностями использования и воспроизводства трудовых ресурсов и размещения производства, поэтому данной подсистеме необходимо быть и более гибкой, чем базовой.
Специальная подготовка обеспечивает овладение обучающимися практическими умениями и навыками, необходимыми для участия в общественно производительном труде, а также для профессионального обучения по конкретной
спехвтлхнотои в Х-бI клнслах и втохлесрющем -яоредвох и высших образова-тельты х орфнизазтхх.
Рассмотренная структура профориентационной деятельности указывает на ее содержательное соответствие формируемой деятельности. Прежде всего, следует подчеркнуть, что вопрос о содержательном соответствии профориента-ихaтнoйтоxнoыoгирнаxедитcзxeиaозo^^ыльоoерaрpыофниe только как часть более сложной проблемы взаимоотношения педагогической теории, профориен-вaрвеннoйлоянeльхоетихнeд огеззнeокейх|гaкхики.
Eалиpыccxетpхвxтзпpoфоpиeнтaхиoнную деятельность как разновидность проектной деятельности, то взаимоотношение между педагогической теорией, профориентационной деятельностью и педагогической практикой можно представить в общем виде:
п7дагьгич7Nкая
прь^ссь (IIII)
Уточним в приведенной схеме содержание профориентационной деятель-ноота.Oнозенимыeт птомежрточниха^^с^я^л^к^ою^^жду пеохгогической теорией х пхдaгoгичeхкoйпpaшкоВ, нхоратленг! иг) вреоеразованнеразличных сторон педагогической практики и в этой связи обращена к достижениям педагогической теории. ВюыотеотеЕ, х знвисвжосхи лт контозcхаpeшaемиlx задач и взаимосвязи с пeб0Г0l"иззвкей тeopиeзипхaктткoИ ерхфохзентеционныя деятельность пред-скаел двоаоим обраркм:какмоделиакемаяплофореенлакиовнкя деятельность (МПД)хкхк рeaжинaтпрофоpзeнаaтзоннея доатхльтелть 0ПД). Отметим, что таклрркалееаннеосело!соотвелсхлуетоeзлмeяжaаиз [И,с. 53].
Сс^^летс^^^х^с^, вхaимоотаoоoниенегaroгкчеркоBхeopии, профориента-цтоннлй деятееьнхятх опадагflгзчбнкflзптюквткхптибоpeхaeт вид:
РПД ПП
В данной схеме базовое отношение ПТ - ПП очерчивает сферу теоретического осмысления педагогической реальности, что в содержательном плане соответствует образовательным технологиям формирования знаний, умений профориентации как области необходимых преобразований.
Базовое отношение ПТ - МПД выражает совокупность задач, связанных с моделированием профориентационной деятельности и разработкой ее теоретико-методологических основ, что соответствует технологии формирования механизмов и способов саморегуляции профориентационной активности с опорой на теоретические знания и, прежде всего, знания психологических закономерностей.
Базовое отношение РПД - ПП выражает совокупность задач, связанных с предварительной работой исследовательского характера, конкретными проектными разработками и их внедрением, что соответствует технологии формирования готовности к профориентационнойдеятельности.
Схема ПТ - МПД - РПД - ПП в целом отражает весь набор задач про-фориентационной деятельности в диапазоне от теоретического анализа педагогической реальности и разработки методологии его совершенствования до конкретных проектных разработок и их внедрения с учетом условий реальной педагогической практики. Сказанное означает, что схема в целом соответствует образовательной технологии по формированию готовности к профориентацион-нойдеятельности.
В этом плане профессиональная ориентация представляется как инновационный процесс, которого не было на предшествующих стадиях развития, но который появился на данной стадии. Инновационность профориентации обучающихся проявляется в соответствующей деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.
Инновации в системе профессиональной ориентации связаны с внесением изменений:
- в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
- в стили педагогической деятельности и организацию учебно-воспита-тельногопроцесса;
- всистемуконтроля иоценкиуровня профориентированности;
- вучебно-методическое обеспечение;
- в систему воспитательной работы;
- вучебныйплани учебныепрограммы;
- в деятельность учащихся и преподавателей [2, с. 84].
Все эти изменения в той или иной степени положительно влияют на результативность компетентностного подхода, в чем и проявляются его взаимосвязь с профориентационнойдеятельностьювобразовательных организациях.
Практика показывает, что для развития человеческого капитала необходимо не только обеспечить доступность образования для широких слоев насе-
прьЫьри735ациьззая 4-^
<-> Д7Я57РА3945А (ПД)
<->
ления, но и повысить его качество для достижения соответствия фактического уровня и качества подготовки выпускников параметрам профессиональной деятельности. Это прямая задача школ и вузов. Что делается для ее решения, рассмотрим на примере ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (ДГПУ).
ДГПУ - это региональный педагогический университет, ведущий многопрофильный образовательный и научно-исследовательский центр Республики Дагестан, вносящий практический вклад в развитие образования региона и страны, формирующий предпосылки для повышения качества человеческого капитала. В этой связи основными стратегическими целями университета, направленными на повышение человеческого капитала обучающихся и призванными обеспечить подготовку высококвалифици-рованных кадров, обладающих компетенциями для работы в условиях динамичного развития образования и всей социально-экономической сферы, являются:
- обеспечение качества педагогического образования, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на рынке труда, решать современные проблемы обучения и воспитания школьников;
- повышение уровня и расширение спектра педагогических и научно-прикладных исследований в области искусства, культуры, музыкального образования, физической культуры и спорта;
- создание эффективной системы профессиональной ориентации, трудоустройства, профессионального роста обучающихся и выпускников университета.
В качестве приоритетных направлений развития университета можно выделить следующие: оптимизация спектра образовательных программ в области
Библиографический список
культурологического, педагогического, музыкального, физкультурного, художественно-графического образования, увеличение доли магистерских программ, повышение их качества, использование информационно-коммуникационных технологий, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу, развитие междисциплинарных исследований [3 - 7].
Следующее направление развития компетентностного подхода - это взаимодействие с реальными образовательными организациями. Так, например, в лицее № 5, лицее № 39, лицее № 9 г Махачкалы и других учреждениях созданы и активно работают базовые кафедры педагогики и психологии начального образования, дошкольного и дополнительного образования, дефектологии и другие. Их представители успешно работают в следующих направлениях: организация исследовательской работы учителей в условиях инновационной школы, инновации в процессе обучения и воспитания, инновации в воспитательных системах, разработка модели управления инновационным процессом образовательной организации.
Кроме того, высокое качество подготовки педагогов напрямую зависит от квалификации научно-педагогических кадров. Поэтому одним из важнейших направлений развития университета является подготовка и повышение научной квалификации научно-педагогических кадров, рост наукометрических показателей.
Все это способствует формированию профессиональных личностных компетенций у выпускников, повышению уровня человеческого капитала и, как следствие, успешной интеграции в образовательную сферу Республики Дагестан и Российской Федерации.
1. Алексеева И.А. Формирование человеческого капитала вуза посредством компетентностного подхода. Экономика образования. 2016; 6: 12 - 22.
2. Алиев М.А., Умалатова З.М. Инновационное развитие школы. Махачкала: ДГПУ, 2018.
3. Методология моделирования предметной области. Available at: http://itteach.ru/bpwin/metodolgii
4. Рейтинг вузов России 2016 года. Available at: http://bs-life.ru/makzoekonomika/vuzy2015-html
5. Тугускина Г.Н. Формирование человеческого капитала в вузе. Экономика образования. 2016; 3: 44 - 49.
6. Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Педагогическое образование и наука. 2014; 5: 52 - 62.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.
References
1. Alekseeva I.A. Formirovanie chelovecheskogo kapitala vuza posredstvom kompetentnostnogo podhoda. 'Ekonomika obrazovaniya. 2016; 6: 12 - 22.
2. Aliev M.A., Umalatova Z.M. Innovacionnoerazvitie shkoly. Mahachkala: DGPU, 2018.
3. Metodologiya modelirovaniya predmetnoj oblasti. Available at: http://itteach.ru/bpwin/metodolgii
4. Rejting vuzov Rossii 2016 goda. Available at: http://bs-life.ru/makzoekonomika/vuzy2015-html
5. Tuguskina G.N. Formirovanie chelovecheskogo kapitala v vuze. 'Ekonomika obrazovaniya. 2016; 3: 44 - 49.
6. Tyunnikov Yu.S. Konceptual'naya model' podgotovki buduschih pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; 5: 52 - 62.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 20.02.18
УДК 378
Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF TEACHERS. The organizational culture of a teacher is a complex multi-component education consisting of a variety of professional competencies, personal qualities and personality traits. The article studies structural components in forming the organizational culture of a teacher, such as cognitive-cognitive, communicative-organizational, creative-shaped and technological-methodical ones. It is concluded that the organizational culture of a teacher is a complex multi-component education consisting of a variety of professional competencies, personal qualities and personality traits. For this reason, it is important to structure all the components and qualities of the organizational culture of the personality of a future teacher of mathematics for its effective formation within the education of a university. These components should be taken into account when planning the educational process in a modern university in training bachelor and master students of pedagogical education.
Key words: structure, component, organizational culture, future teacher.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
В статье изучены структурные компоненты сформированности организационной культуры учителя, такие как: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-методический. Сделан вывод о том, что организационная культура учителя - сложное многокомпонентное образование, состоящее из множества профессиональных компетенций, личностных качеств и свойств личности. По этой причине важна структуризация всех компонентов и качеств организационной культуры личности будущего учителя для эффективного её формирования в рамках вуза. Данные компоненты необходимо учитывать при планировании образовательного процесса в современном вузе при подготовке бакалавров и магистров педагогического образования.
Ключевые слова: структура, компонент, организационная культура, будущий учитель.