Научная статья на тему 'Организационно-методические аспекты подготовки бакалавров образования в области профилактики экстремизма и защиты культурного наследия'

Организационно-методические аспекты подготовки бакалавров образования в области профилактики экстремизма и защиты культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BACHELOR OF LIFE SAFETY / PREVENTION OF EXTREMISM / PROTECTION AND PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / INDEPENDENT WORK / LEARNING ACTIVITIES / БАКАЛАВР БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырылова Е. А., Спицына Т. А.

В данной статье анализируются теоретические и методические основы подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности в вопросах профилактики экстремизма и защиты культурного наследия; описывается разработанный авторами курс «Культура и профилактика экстремизма в молодёжной среде», характеризуется содержание лекционных и практических занятий по дисциплине, а также рассматривается содержание инвариантной и вариативной самостоятельных работ; выделяются методические условия реализации самостоятельной деятельности бакалавров, направленной на реализацию педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительских видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бырылова Е. А., Спицына Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF PREVENTION OF EXTREMISM AND PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE

The article analyzes the theoretical and methodological foundations of teacher training in the field of life safety in the prevention of extremism and the protection of cultural heritage. The work describes the course “Culture and Prevention of Extremism in the Youth Environment” developed by the authors, characterizes the contents of lectures and practical classes in the discipline, and also considers the contents of invariant and variable independent work of bachelors, outlines the methodological conditions for the implementation of independent activities of bachelors, aimed at the implementation of pedagogical, design, research, cultural and educational activities.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические аспекты подготовки бакалавров образования в области профилактики экстремизма и защиты культурного наследия»

2. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2013.

3. Коломина М.В., Кирилина Ю.П. Развитие лидерских качеств на уроках информатики в Астраханском колледже культуры и искусств. Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете: материалы Международного конгресса. Под редакцией А.П. Лунева, П.Л. Карабущенко. 2017: 301 - 303.

4. Сичкарёва РА., Коломина М.В. Проектные технологии при изучении компьютерных сетей. Инновации и перспективы современной науки. Физико-математические науки. Технические науки: материалы конференции. 2018: 26 - 29.

5. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта. Москва: ИД «Методист», 2014.

6. Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». Available at: http://www.intuit.ru/studies/courses/1098/171/info

7. Калмыкова А.С. «Методические аспекты использования метода проектов при изучении курса «Обучение работе с 3D-объектами в векторном редакторе Open Office.org Draw». Инновации и перспективы современной науки. Физико-математические науки. Технические науки: сборник трудов молодых ученых. Составители: И.А. Байгу-шева, М.В. Коломина, С.В. Окладникова, Л.В. Товарниченко. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018: 10 - 13.

References

1. Kalmykova A.S. «Obuchenie rabote s 3D-ob'ektami v vektornom redaktore Open Office Draw». Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 30 iyunya - 2 iyulya 2017 goda, g. Respublika Dagestan. Pod obsch. red. professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M.A.). Derbent, 2017: 346 - 351.

2. Bajborodova L.V., Serebrennikov L.N. Proektnaya deyatel'nost' Shkolnikov v raznovozrastnyh gruppah: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Moskva: Prosveschenie, 2013.

3. Kolomina M.V., Kirilina Yu.P. Razvitie liderskih kachestv na urokah informatiki v Astrahanskom kolledzhe kul'tury i iskusstv. 'Elity i lidery: strategii formirovaniya v sovremennom universitete: materialy Mezhdunarodnogo kongressa. Pod redakciej A.P. Luneva, P.L. Karabuschenko. 2017: 301 - 303.

4. Sichkareva R.A., Kolomina M.V. Proektnye tehnologii pri izuchenii komp'yuternyh setej. Innovacii i perspektivy sovremennoj nauki. Fiziko-matematicheskie nauki. Tehnicheskie nauki: materialy konferencii. 2018: 26 - 29.

5. Leontovich A.V. Metodika organizaciiissledovatel'skogoproekta. Moskva: ID «Metodist», 2014.

6. Nacional'nyj Otkrytyj Universitet «INTUIT». Available at: http://www.intuit.ru/studies/courses/1098/171/info

7. Kalmykova A.S. «Metodicheskie aspekty ispol'zovaniya metoda proektov pri izuchenii kursa «Obuchenie rabote s 3D-ob'ektami v vektornom redaktore Open Office.org Draw». Innovacii i perspektivy sovremennoj nauki. Fiziko-matematicheskie nauki. Tehnicheskie nauki: sbornik trudov molodyh uchenyh. Sostaviteli: I.A. Bajgusheva, M.V. Kolomina, S.V. Okladnikova, L.V. Tovarnichenko. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj universitet, Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2018: 10 - 13.

Статья поступила в редакцию 21.11.18

УДК 343.34

Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: kaplja1010@mail.ru

Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: tana_24@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF PREVENTION OF EXTREMISM AND PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE. The article analyzes the theoretical and methodological foundations of teacher training in the field of life safety in the prevention of extremism and the protection of cultural heritage. The work describes the course "Culture and Prevention of Extremism in the Youth Environment" developed by the authors, characterizes the contents of lectures and practical classes in the discipline, and also considers the contents of invariant and variable independent work of bachelors, outlines the methodological conditions for the implementation of independent activities of bachelors, aimed at the implementation of pedagogical, design, research, cultural and educational activities.

Key words: bachelor of life safety, prevention of extremism, protection and preservation of cultural heritage, independent work, learning activities.

Е.А. Бырылова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kaplja1010@mail.ru

Т.А. Спицына, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: tana_24@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРEМИЗМА И ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В данной статье анализируются теоретические и методические основы подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности в вопросах профилактики экстремизма и защиты культурного наследия; описывается разработанный авторами курс «Культура и профилактика экстремизма в молодёжной среде», характеризуется содержание лекционных и практических занятий по дисциплине, а также рассматривается содержание инвариантной и вариативной самостоятельных работ; выделяются методические условия реализации самостоятельной деятельности бакалавров, направленной на реализацию педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительских видов деятельности.

Ключевые слова: бакалавр безопасности жизнедеятельности, профилактика экстремизма, защита и сохранение культурного наследия, самостоятельная работа, учебная деятельность.

События, происходящие в современном мире в связи с различными угрозами безопасности государства, общества, личности становятся все более масштабными, динамичными и взаимосвязанными. В настоящее время наблюдаются различные глобальные и локальные опасности, которые можно предотвратить изменением самих принципов жизнедеятельности, обеспечив безопасность, в том числе благодаря системе образования, усиления информационной поддержки общества по различным направлениям безопасности жизнедеятельности. Поэтому на всех ступенях системы обучения, начиная от образования и воспитания детей младшего возраста в семье, в дошкольном учреждении, начальной, основной и старшей школе, а также в дальнейшей системе непрерывного образования важно уделять большое внимание формированию личности безопасного типа поведения, формированию знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятельности, культуры безопасности. В настоящее время учёными отмечается повышение роли образования в решении социальных, экономических, экологических и других задач в России, в том числе в подготовке специалистов разных

областей в сфере обеспечения безопасности, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Результатом подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности является формирование у него не только фундаментальных знаний, профессиональной культуры, представляющей собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, но и универсальных способов познания, формирование общекультурных компетенций, гуманистических технологий в педагогической, куль-турноориентированной деятельности в процессе обучения безопасному типу поведения, усвоенных студентом в процессе профессиональной подготовки. Теоретико-методологические основы подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности представлены в работах ученых С.В. Абрамовой, Авдеевой Н.В, В.М. Губанова, Э.М. Киселевой, Н.А. Крючека, Л.А. Михайлова, РИ. Поповой, О.Н. Русака, П.В. Станкевича, В.П. Соломина и др. В них рассматриваются основные направления подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности, методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности,

направленные на формирование и развитие культуры безопасного типа поведения, категориального аппарата аспектов безопасного поведения, предотвращения чрезвычайных ситуаций различного характера; опыта безопасного поведения личности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [1 - 5].

В настоящее время, учитывая современное международное положение России и внутреннюю обстановку в стране, особенно актуально объединение усилий власти, научной, культурной общественности против распространения национального и религиозного экстремизма, так как они представляют собой вызов национальной безопасности, которому надо противодействовать с привлечением различных общественных институтов гражданского общества, в первую

очередь вузов. Учащиеся различных учебных заведений являются одной из наиболее уязвимых групп населения для проникновения идей экстремизма и терроризма. Для эффективной теоретической, методической подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в вопросах профилактики экстремизма, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, на кафедре социальной безопасности разработан курс «Культура и профилактика экстремизма в молодёжной среде». Реализация программы курса призвана компенсировать недостаточность знаний феномена культуры и профилактики экстремизма, а также способствовать синтезу знаний дисциплин естественнонаучного цикла, возможностям применения этих положений в раз-

Таблица 1

Содержание самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Культура и профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Тема Содержание самостоятельной работы

инвариантная часть вариативная часть

Творческое самовыражение как средство формирования поликонфессиональных и культурных ценностей -.составление терминологического словаря по теме с указанием источников информации; - обзор периодической печати с целью отражения вопросов в области сохранения культурных ценностей; - подготовка презентации по выбранной теме; - изучение критериев классификации ценностей отечественной культуры; - составление библиографического списка литературы; - обзор Интернет-ресурсов с анализом опыта работы по формированию поликонфессиональных и культурных ценностей; - составление списка региональных объектов культурного наследия, находящихся в потенциальной опасности. - подготовка эссе-обращения к населению нашей страны, направленное на восстановление, сохранение окружающей среды и культурного наследия человечества; - разработка варианта документа по сохранению культурного наследия, направленного на обеспечение безопасности развития государства; - составление тематического портфолио; - рассмотрение направлений творчества в контексте возможности формирования полконфессиональ-ных ценностей; - изучение системы сохранения культурного наследия и составление схемы основных компонентов структур.

Молодёжные субкультуры и антиэкстремистское сознание - разработка темы и плана проведения учебно-исследовательского проекта по формированию антиэкстремистского сознания у учащихся; - анализ работы организаций по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по направлению решения проблемы противодействия экстремизма в молодёжной среде; - составление сравнительного анализа классификаций международных субкультур с использованием различных признаков; - разработка памятки для учащихся средних и старших классов с отражением информации, направленной на формирование антиэкстремисткого сознания; - анализ различных методик формирования анти-экстремисткого сознания у школьников и студентов. - обзор Интернет-ресурсов по выбранной теме; - составление терминологического словаря с указанием источников информации; - составление списка молодёжных субкультур в выбранном регионе. - ознакомление с текстом комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 гг и разработка на его основе предложений по проведению массовых мероприятий в школе с целью формирования антиэкстремистского сознания у учащихся; - обзор Интренет-ресурсов с целью составления списка общественных организаций, занимающихся изучением молодёжных субкультур и выявления их специфики; - подготовка эссе-размышления об отношении общества различным молодёжным субкультурам; - описание основных методик, их особенностей, направленных на формирование антиэкстремисткого сознания в молодёжной среде.

Роль семьи в антитеррористической политике государства (региона) - составление терминологического словаря по теме с указанием источников; - анализ отечественной и зарубежной методической литературы по методике формирования антитеррористических ценностей у молодёжи; - анализ традиционных ценностей с позиций семейных отношений; - ознакомление с основными критериями для внесения объекта в список Всемирного наследия, находящихся под угрозой; - анализ роли семьи в формировании установок антитеррористического сознания. - подготовка сообщений об основных причинах, способствующих вовлечению учащихся экстремистскую деятельность; - анализ причин утрат культурных ценностей у современной молодёжи; - анализ проблемы психологической безопасности образовательной среды и межкультурного взаимодействия в ВУЗе; - подготовка сообщений о международном сотрудничестве в области противодействия терроризму.

личных сферах обеспечения безопасности личности и общества. На изучение дисциплины отводится 1 кредит объемом 36 часов (18 часов аудиторной нагрузки и 18 часов самостоятельной работы), а образовательный потенциал учебной дисциплины решает одну из главных задач - непрерывное повышение знаний и умений студентов в области безопасности жизнедеятельности в вопросах профилактики экстремизма.

Реализация теоретических, методических основ образования бакалавров в области профилактики экстремизма, защиты и сохранения культурного наследия направлена на формирование системных знаний по проблеме экстремизма, включающих нормативно-правовую базу; понятийный аппарат; анализ работы международных организаций по безопасности жизнедеятельности, деятельность которых направлена на решение проблемы противодействия экстремизма в молодёжной среде; изучение методик формирования антиэкстремистского сознания; анализ культурных ценностей и др. Раскроем содержание лишь некоторых ключевых тем, изучаемых в рамках данной дисциплины. Например, в теме «Творческое самовыражение как средство формирования поликонфессиональных и культурных ценностей» раскрывается понятийный аппарат, обосновывается актуальность культурных ценностей, значение и отношение общества к ним. Изучение признаков и классификаций исторически сложившихся ценностей отечественной культуры требует обращения студентов к наследию как системному образованию, фактору устойчивого и социокультурного развития общества, а также рассмотрение вопросов формирования и развития знаний студентов о поликонфессиональных ценностях в мире и в своем регионе. При изучении темы «Молодёжные субкультуры и антиэкстремистское сознание» бакалавры знакомятся с основными этапами развития молодёжных направлений в мире и России, анализируя динамику развития молодёжных субкультур и отношение к ним общества. Изучается история становления данного вопроса и анализ влияния культуры на сознание молодёжи, которая может рассматриваться во взаимосвязи культура « субкультура « защита и сохранение культурных ценностей. Необходимо отметить, что на современном этапе важным условием для повышения качества образования в области защиты культуры и профилактики экстремизма в молодёжной среде является обновление содержания образования в области безопасности жизнедеятельности за счет многообразия изучения дисциплин вариативной части. Так, при изучении темы должны учитываться следующие требования: соответствие современному уровню развития общества; взаимосвязь с другими учебными дисциплинами в рамках подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности; включение в программу курса всех элементов содержания защиты и сохранения культурного наследия.

В теме «Роль семьи в антитеррористической политике государства (региона)» раскрывается понятие и структура традиционных ценностей с позиций семейных отношений, так как именно в семье происходит осознание ценностей и, прежде всего, ценности человеческой жизни, умение взаимодействовать между людьми с учетом многообразия их традиций и принципов. В рамках темы изучаются такие вопросы, как: терроризм - угроза общества; правила безопасного поведения в опасных ситуациях; причины утрат культурных ценностей; поражающие факторы чрезвычайных ситуаций социального характера, воздействующих на культурные ценности и другие. Представленные темы занятий раскрывают основные положения теоретико-методической организации подготовки специалистов образования в области защиты и сохранения культурного наследия, профилактики экстремизма в молодёжной среде.

Библиографический список

Отмечаем, что организация учебной работы по данному курсу предполагает использование как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности бакалавров. Лекционные занятия проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий и практических (самонаблюдение, тестирование и др.), метода проектов, экскурсионной деятельности (посещение музеев, экскурсий, выставок и т.д.). Внеаудиторная работа подразумевает организацию и проведение самостоятельной работы студентами. Организация самостоятельной работы и руководство этим видом деятельности представляет собой важную составляющую в учебно - воспитательном процессе. В современной методической литературе самостоятельная работа рассматривается как вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы [6, с. 6]. Необходимо отметить, что самостоятельная учебно-познавательная деятельность бакалавров направлена на решение следующих дидактических задач: формирование системного мышления; мотивация к усвоению учебных программ; повышение ответственности за учебную деятельность; развитие умений и навыков самостоятельно приобретать новые знания из различных источников информации и другие. Важным элементом организации самостоятельной работы учащихся является ее планирование, от которого во многом зависит качество учебных занятий. Виды заданий для самостоятельной работы студентов при изучении данного курса представлены в таблице 1.

Представленные виды самостоятельных работ способствуют реализации различных предметных умений бакалавров, а именно: умению видеть причины распространения молодёжного экстремизма; владению способами профилактики и предупреждения экстремизма в молодёжной сфере; способностью (готовностью) организовать культуроориентированную деятельность, направленную на «эмоциональную гармонизацию» в молодёжной среде. Эффективность представленных видов самостоятельных работ, как важного компонента образовательного процесса, зависит от соблюдения ряда методических условий: наличие элементов мотивации в содержании заданий; учет индивидуальных особенностей бакалавров; последовательное и постепенное увеличение сложности заданий и степени самостоятельности студентов в процессе их выполнения; направленность содержаний заданий на обеспечение деятельности студентов на репродуктивном, поисковом и творческом уровнях. Реализация данного курса способствует повышению общекультурной компетенции студентов в системе подготовки специалистов образования в вопросах предупреждения экстремизма. В этой связи появилась возможность эксплицировать функцию обеспечения безопасности культурных ценностей при формировании личности безопасного типа поведения, которая модернизируется и подстраивается под современные требования системы высшего образования. Таким образом, профилактика экстремизма и терроризма заключается в том, чтобы уберечь молодое поколение от совершения непоправимых ошибок. Важно помнить: «откуда уходит культура и просвещение, туда приходит экстремизм». В связи с этим, должна повышаться роль учебных заведений в воспитании молодёжи на основе традиционных духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, обеспечивающих национальную безопасность РФ.

1. Авдеева Н.В., Бырылова Е.А. Возможности развития общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел. 2012; 7 (27): 96 - 100.

2. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Под ред. Л.А. Михайлова. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

3. Попова РИ. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11 (126): 54 - 58.

4. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: монография. Санкт-Петербург: ТЕССА, 2006.

5. Соломин В.П., Губанов В.М., Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2007.

6. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2013.

References

1. Avdeeva N.V., Byrylova E.A. Vozmozhnosti razvitiya obschekul'turnyh kompetencij u bakalavrov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti pri izuchenii kursa «Zaschita i sohranenie kul'turnogo naslediya». Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. Orel. 2012; 7 (27): 96 - 100.

2. Mihajlov L.A., Solomin V.P Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnikdlya vuzov. Pod red. L.A. Mihajlova. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

3. Popova R.I. Aspekty metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11 (126): 54 - 58.

4. Stankevich P.V. Teoriya i prakíika podgotovki bakalavra v sisteme mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: TESSA, 2006.

5. Solomin V.P., Gubanov V.M., Mihajlov L.A. Chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera i zaschita ot nih: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2007.

6. Dautova O.B., Ivan'shina E.V., Ivashedkina O.A. i dr. Sovremennye pedagogicheskie tehnologiiosnovnojshkoly v usloviyah FGOS. Sankt-Peterburg: KARO, 2013.

Статья отправлена в редакцию 23.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.