УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся
молодежи, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Ивановская область, Россия pack. 81@mail. ru
Статья посвящена проблеме профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде посредством формирования толерантности. Раскрыты методические принципы антиэкстремистской и антитеррористической пропаганды, реализуемой в педагогическом вузе в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и внеаудиторной работы со студентами.
Ключевые слова: толерантность; толерантная среда; профилактика; идеология экстремизма и терроризма; будущий педагог; учащаяся молодежь.
PROMOTION OF TOLERANCE AND PREVENTION IDEOLOGY OF EXTREMISM AMONG YOUTH Pavel Kislyakov,
head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety
Laboratory, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University, Shuya-Ivanovo Region, Russia
pack. 81@mail. ru
Article is devoted to preventing the spread of the ideology of extremism and terrorism among the youth through the formation of tolerance. Disclosed methodological principles anti-extremist and anti-terrorist propaganda, implemented in a pedagogical institute in the course ''Life Safety ” and extracurricular work with students.
Keywords: tolerance; tolerant environment; prevention; ideology of extremism and terrorism; future teacher; students.
В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением социальной безопасности. Национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, деятельность молодежных неформальных группировок и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. В современном постоянно меняющемся мире проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Участились случаи ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества. На настоящий момент в России существуют партии и организации, попадающие под определение экстремистских. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают, как правого, левого, так и религиозного толка и, в каждой из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения.
В современной социально-экономической ситуации все большее число подрастающего поколения вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями,
традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире [1].
Необходимость формирования толерантного сознания в современном обществе связана с развитием глобализации, сопровождающейся борьбой за передел территорий, сфер влияния, обладание природными и человеческими ресурсами, а также с появлением новых социальных явлений - терроризм, экстремизм и т.д.
Большой вклад в развитие предпосылок экстремизма среди Российской молодежи оказала «массовая культура», когда через СМИ, в том числе Интернет распространяется информация, стимулирующая у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. Значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно «искалеченная» массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой готовой к насилию, что говорит об опасности такой молодежи.
Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Современный терроризм отличает ряд принципиально новых качеств, связанных с его природой, формами проявления, организационной структурой, функциональными характеристиками. Он наносит удар по политическим, экономическим и культурным сферам общественной жизни, оказывает массовое психологическое давление, распространяя идеологию насилия и агрессии в самых устрашающих формах. Ущерб от деятельности террористов определяется не только прямыми и косвенными материальными убытками, но и
невосполнимой потерей тысяч человеческой жизней. Актуальность проблемы терроризма обусловлена также проявлением новых, гибких и мобильных форм террористических организаций, характеризующихся сетевой структурой и фанатичностью их членов и, что еще более опасно, вовлечение в террористическую деятельность молодежи.
В экстремизме могут участвовать различные слои населения, социальные группы, социальные объединения, в том числе подрастающее поколение, как социальная группа. Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержена влиянию различных идеологий. Возрастное желание самореализоваться может стать хорошей почвой для экстремистского поведения. Поэтому изучение отношения молодежи к экстремизму как социально-культурному и политическому явлению на сегодняшний день, является актуальным.
Потребность в противодействии идеологии экстремизма и терроризма осознается на всех уровнях, включая федеральный, разработано и совершенствуется законодательство, в 2001 году принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ входит «Безопасность и противодействие терроризму» (утв. Президентом РФ В.В. Путиным 21.05.2006 г.). Однако эта потребность до настоящего времени не реализована, о чем свидетельствую события декабря 2010 года на Манежной площади в Москве, распространившиеся в десятках городах и собравшие десятки тысяч экстремистски настроенных молодых людей. В ходе обсуждения в декабре 2010 г. на заседании Госсовета РФ проблем молодежного экстремизма, Президентом Д.А. Медведевым актуализированы задачи защиты молодежи от проявления терроризма, экстремизма и иных опасностей социального характера, даны соответствующие указания Министерству образования и науки РФ. Первые шаги со стороны Минобрнауки сделаны - в число результатов
предмета ОБЖ в ФГОС основного общего образования включено формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции.
Выше изложенное обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению задач, заложенных в Стратегии национальной безопасности РФ до 2010 года, Федеральной целевой программе развития образования на период до 2015 года, что в свою очередь требует создания инновационной системы образования учащихся в данной сфере, готовых противодействовать идеологии экстремизма и терроризма.
Образовательное учреждение, в том числе вуз представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный учебный процесс в вузе невозможен без создания толерантной среды, основанной на гуманистических, нравственных ценностях и создающей условия для развития и воспитания толерантной личности [2].
Разработка психолого-педагогических аспектов в формировании толерантной среды может сыграть значительную роль в социализации личности, выполняя ряд важных функций: профилактика, коррекция,
ориентация в социальных условиях жизни, гуманизация отношений с окружающим миром, снижение количества рисков и опасных ситуаций социального происхождения. Это позволит повысить качество воспитательного потенциала социума, гуманизировать отношения между представителями разных поколений, способствовать процессам саморегуляции личности. Кроме того, это позволит конкретизировать компетентности, которыми должен обладать социальный педагог, классный руководитель, педагог дополнительного образования, любой специалист, осуществляющий целенаправленную социализацию детей и молодежи.
Учащаяся молодежь является частью общества, наиболее остро реагирующей на происходящие в нем изменения. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости
в социальных взаимодействиях, что способно привести к негативным последствиям для личности и общества, может стать объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является широкое участие подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в молодежной среде становится важной составляющей социальной безопасности общества в целом.
Толерантность - одно из важных качеств в структуре личности, понимается как искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей. Авторы выделяют несколько аспектов толерантности, в частности, этническая толерантность (отношение к людям иной расы и этнической группы), социальная толерантность (отношение к меньшинствам, нищим, психически больным людям), толерантность как черта личности (готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству) [3].
Проведенный нами опрос среди студентов трех вузов (Шуйский государственный педагогический университет, Тульский институт управления бизнеса, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова) (1000 чел.) позволил выявить следующие проявления интолерантности в молодежной среде: 43% опрошенных отметили, что за истекший с момента опроса год они испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих
- представителям той или иной национальности; каждый четвертый студент указал, свою информированность о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение), а также о проявлениях агрессивности представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.), каждый пятый - о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни).
Формирование толерантности имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучение. В этой связи для будущего педагога (учителя предметника, социального педагога) крайне важно понимание того, что толерантность необходима специалисту образования в личностном и профессиональном отношении. Очень важно, чтобы студенты педагогических специальностей не только знали психолого-педагогическую сущность толерантности, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях образовательного учреждения [4].
Нами реализуется психолого-педагогическое сопровождение формирования толерантности и профилактики идеологии экстремизма в молодежной среде. Одним из направлений работы является реализация в молодежной среде антиэкстремистской и антитеррористической пропаганды, обучение студентов педагогических специальностей правилам безопасности в опасных ситуациях, связанных с терроризмом, в том числе в условиях образовательного учреждения.
Учебно-воспитательная и научная информация по вопросам профилактики идеологии экстремизма и терроризма носит опережающий характер: начинается с первого года обучения в вузе в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», внеаудиторной работы со студентами (олимпиада по безопасности жизнедеятельности, конкурсы социальной рекламы, научных и методических работ, участие в конференциях, круглых столах, молодежных слетах и др.) и способствует предотвращению социальных отклонений, стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, формированию толерантной среды.
Нами определены следующие принципы реализации антиэкстремистской и антитеррористической пропаганды в вузе.
Принцип актуальности заключается в изучении вопросов, связанных с возникновением потенциальных угроз и опасностей террористического
характера с учетом ведомственной принадлежности, региональных
особенностей и пр.
Так в содержание антитеррористической пропаганды нами включены следующие вопросы, связанные с угрозами террористического характера в отношении образовательного учреждения: нападение на образовательное учреждение (захват, подрыв, обстрел и т.д.); минирование здания школы; похищение людей и захват заложников; захват автобусов со школьниками; нарушение психофизического состояния учащихся и педагогов
(информационный терроризм, в том числе средствами Интернет); отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания; искусственное
распространение возбудителей инфекционных болезней.
Принцип активного участия обучаемых. Студент является активным участником антитеррористической пропаганды, способный к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. С помощью игрового метода на занятиях вовлекаются все учащихся. Студенты разрабатывают и проигрывают действия по выходу из опасных ситуаций максимально приближенных к реальности («Действия при поступлении угрозы по телефону», «Действия при внезапном взрыве» и т.д.). Интерактивное обучение также реализуется на основе использования студентами при выполнении заданий для
самостоятельной работы электронных образовательных ресурсов, в том числе размещенных в сети Интернет, например, «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи» (http://www.studmol.ru/), «Национальный антитеррористический комитет» (http://www.nak.fsb.ru/) «Наука и образование против террора» (http://scienceport.ru/).
Принцип информационной безопасности состоит в четком отборе информации по вопросам личной безопасности. Например, если преподаватель, рассказывает о видах и понятиях экстремизма и терроризма и при этом подробно описывает идеологию террористических организаций, то возможно возникновение у студента интереса и желания принять эту идеологию. Или при
подробном рассказе о самодельных взрывных устройствах, используемых террористами, может возникнуть желание проверить слова педагога на практике и изготовить подобное устройство.
Принцип оптимистического характера. Не менее страшный эффект террористических актов - деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, вспугивания, парализации и подавления общественной воли. Принцип оптимистического характера заключается в формировании у учащихся уверенности в возможности предупреждения опасных ситуаций. На занятиях не должна преобладать негативная информация (рост числа терактов, примеры, показывающие беспомощность жертв террористов, бездействие правоохранительных органов и т.д.) подавляющая социальный интерес учащихся и снижающая эффективность работы преподавателя. Антиэкстремистская и антитеррористическая пропаганда пойдет впустую, если не учитывать и особенности психики человека, которая противится формулам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан» и т.д. Студентов необходимо убедить в том, что в жизни существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь, поэтому надо уметь предвидеть опасности, быть предельно внимательным и собранным, знать правила поведения в экстремальной ситуации.
Проведенное нами исследование позволило выявить динамику числа студентов с высоким уровнем развития толерантности. В исследовании приняли участие 360 студентов (3-4 курсов), обучающихся по педагогическим специальностям. Для диагностики общего уровня толерантности студентов был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» разработанный группой психологов центра «Гратис» под руководством Г.У. Солдатовой [3]. Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность (отношение к людям иной расы и этнической группы), социальная толерантность (отношение к меньшинствам, нищим, психически больным людям), толерантность как черта личности
(готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Данные проведенного исследования показали, что в результате внедрения психолого-педагогического сопровождения формирования толерантности и профилактики идеологии экстремизма возрос процент студентов с высоким уровнем общей толерантности с 28% до 52%, процент студентов с низким уровнем - снизился с 32% до 15%. Анализ инфраструктуры толерантности позволил выявить наибольшую восприимчивость к психолого-педагогическому воздействию этнической (42%
- 73%) и социальной (25% - 49%) толерантности. В меньшей степени отмечена динамика толерантности как личности (19% - 34%), что говорит о необходимости дальнейшей работы в данном направлении.
Таким образом, реализация антитеррористической и антиэкстремистской пропаганды в вузе будет, во-первых, способствовать формированию в вузе толерантной среды (предупреждение конфликтов среди студентов, в том числе на националистической основе), во-вторых, способствовать формированию у студентов культуры безопасности (овладение ими навыками поведения в экстремальных ситуациях), и, наконец, способствовать профессиональной подготовке будущих педагогов в данном направлении (овладение ими навыками обеспечения безопасности школьников в условиях образовательного учреждения).
Литература
1. Байбаков, А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: автореферат дис. ... к.п.н. / А.М. Байбаков. - Волгоград, 2003.
2. Пчелинцева, И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: автореферат дис. ... д.п.н. / И.Г. Пчелинцева. - Санкт-Петербург, 2006.
3. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
4. Кисляков, П.А. Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности // Ярославский педагогический вестник.
- 2011. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 44-48.
Рецензент:
В.В. Филанковский, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»