4. Кувалдин В.А. Отношение к курению студентов аграрного университета. Инновационные технологии в образовании и науке: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017: 131 - 132.
5. Масунова О.В. Повышение эффективности преподавания физической культуры в вузе. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016: 65 - 67.
References
1. Levin M.Ya., Borisevich S.A., Popova O.M. Fizicheskaya kul'tura i sport (lekcionnyj kurs dlya studentov bakalavrov). Tyumen': GAUSZ, 2013.
2. Levin M.Ya., Borisevich S.A., Afanas'eva I.A. Teoreticheskie osnovy programmy po discipline «Fizicheskaya kul'tura» dlya vysshih uchebnyh zavedenij: uchebnoe posobie. Tyumen': TGSHA, 2010.
3. Kuvaldin V.A. Vliyanie zanyatij sportom na kachestvo zhizni studentov tyumenskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2013; 9: 22 - 25.
4. Kuvaldin V.A. Otnoshenie k kureniyu studentov agrarnogo universiteta. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 131 - 132.
5. Masunova O.V. Povyshenie 'effektivnosti prepodavaniya fizicheskoj kul'tury v vuze. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 65 - 67.
Статья поступила в редакцию 21.11.18
УДК 37.02
Kalmykova A.S., teacher, Astrakhan Cooperative College of Economics and Law (Astrakhan, Russia), E-mail: legadema@mail.ru
Smirnova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Applied Mathematics, Computer Science and Quality Management,
Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: mosmir1@gmail.com
Smirnov A.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Applied Mathematics, Computer Science and Quality Management, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: apsmir@yandex.ru
IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE ELECTIVE COURSE "TEACHING THE WORK WITH 3D-OBJECTS" IN THE INFORMATICS COURSE OF THE PRIMARY SCHOOL. The article presents a complex of projects implemented in an optional course of "Teaching the work with 3D-objects in the vector editor Open Office.org Draw". The article presents views on the combination of the method of projects and traditional methods of circle work. Considerable attention is paid to the functional graphic capabilities of the Open Offfce.org office suite. The paper presents views on the work using the method of projects in the framework of the author's methodology. The author comes to the conclusion that the work on the project method is most optimal in the case of the rational use of various techniques. Special attention in this case is paid to the formation of ICT competencies of students. Identified and reviewed the main stages of the proposed projects; key points of their implementation are indicated and considered.
Key words: project activity, mental map, project, 3D, Open Office.org Draw, training, information technology.
А.С. Калмыкова, преподаватель, ПОЧУ «Астраханский кооперативный техникум экономики и права», г. Астрахань, Е-mail: legadema@mail.ru М.О. Смирнова, канд. пед. наук, доц. каф. прикладной математики, информатики и управления качеством, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Е-mail: mosmir1@gmail.com
А.П. Смирнов, канд. ф.-м. наук, доц. каф. прикладной математики, информатики и управления качеством, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Е-mail: apsmir@yandex.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КРУЖКА «ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С SD-ОБЪЕКТАМИ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В статье представлен комплекс проектов, реализованный в рамках кружка «Обучение работе с 3D-объектами в векторном редакторе Open Office.org Draw». В статье излагаются взгляды на комбинирование метода проектов и традиционных методик кружковой работы. Значительное внимание уделяется функциональным графическим возможностям офисного пакета Open Office.org. В статье излагаются взгляды на работу с помощью метода проектов в рамках авторской методики. Автор приходит к выводу, что работа по методу проектов наиболее оптимальная в случае рационального использования различных методик. Особое внимание в данном случае уделено формированию ИКТ компетенций учащихся. Определены и рассмотрены основные этапы предлагаемых проектов; указаны и рассмотрены ключевые моменты их выполнения.
Ключевые слова: проектная деятельность, ментальная карта, проект, 3D, Open Office.org Draw, обучение, информационные технологии.
Информационные технологии играют особую роль в процессе формирования способностей и реализации возможностей учащихся. Использование разнообразных организационных форм занятий, а также индивидуальная и командная работа над различными проектами позволяют сформировать успешную и конкурентоспособную личность [1].
Используется деятельностный подход к обучению, в частности, активные методы обучения (проблемные ситуации, метод проектов), обеспечивающие не только активизацию познавательной активности учащихся и повышение мотивации к учебе, но и развивающие навыки самостоятельного обучения развитие коммуникативных навыков [2].
Проектная деятельность на таких ступенях образования как колледж и вуз представлена в работах [3; 4]. Приведем пример проектной работы, ориентированной на школьников.
Примерный календарно-тематический план кружка «Обучение работе с 3D-объектами» рассчитан на тридцать пять часов учебного времени. На реализацию компонентов проектной деятельности отводится девять часов.
Проектная деятельность представлена следующими дидактическими материалами:
1. Проект № 1 «Универсальный алгоритм» (1 час).
2. Защита проекта № 1 (1 час).
3. Проект № 2 «Ментальная карта» (групповой проект по заданной теме) (1
час).
4. Защита проекта № 2 (1 час).
5. Подготовка к итоговому индивидуальному проекту (1 час).
6. Сбор материалов для итогового индивидуального проекта (1 час).
7. Оформление итогового индивидуального проекта (1 час).
8. Защита итогового индивидуального проекта (2 часа).
Первым проектом, который выполнят учащиеся, является практико-ориен-тированный проект «Компьютерная графика в текстовом редакторе Open Office. org Writer». В зависимости от контекста обучения проект может выполняться как во внеурочной, так и в урочной форме работы.
В данном проекте использованы следующие методы исследования: теоретический анализ различных источников информации (Интернет-ресурсов, научной литературы), обобщение информации. В ходе выполнения проекта учащиеся рассматривают различные способы использования графики в текстовом редакторе, изучают алгоритмы создания графических изображений. Практическая значимость проекта состоит в разработке универсального алгоритма создания графического изображения в текстовом редакторе, а также методических рекомендаций по использованию графики в текстовом редакторе. Учитывая, что не все пользователи имеют возможность использовать специализированные графические редакторы для создания изображений, появляется необходимость более подробного рассмотрения текстового редактора как возможного средства для создания и редактирования графических изображений.
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, N^2 6(7:^)^0^)3
Учащимся в ходе выполнения данного проекта предлагается ответить на триосновополагающих вопроса:
1. Возможно ли использование текстового редактора для обработки и ре-даогарования графрчечкихизображений?
2. Какие операции возможно совершать с объектами компьютерной графики в текстовом редакторе Open Office.org Writer?
Каеоч степени слнжностид длрванин целейвознджра и^то л^^с^р^н^пд объектов компьютерной графики в текстовом редакторе?
Итоеемвыпилоен ия данного проекта является создание учащимися наиболее универсального алгоритма создания графического изображения в текстовом редмктосаМарточ ки), а такое -взнадоикн ^^тоди^^ывиф^л/^в дациК по дспл—в зованию графики в текстовом редакторе.
Следующим является проект «Использование 3D-объектов в графическом рннвктопа O^n Оощн.огч Drawn. Даиннй п.оект рвеяет^я также содержит элементы практико-ориентированного проекта. Предусматрива-т^риппм^я форма овганезасичиаИоты враокдх урвчиоН дотедьоствр часа). Используемые методы исследования: теоретический анализ различных источрико в ^н^р^др^^^ и и (Пртврнет-аосарств, нмуанао ото з наоамееьвойлитвра-туры), обобщение информации.
реогом выполнсния даеноно -роекта ^^ита^^^^й карты
на тему «Использование 3D-объектов в графическом редакторе Open OfTice.org Draw». Кроме того, учащиеся приобретут навыки системного подхода к поиску и оЫрсборка рюфоНм°ц°в. Пфтоннрне данного пиоокиа посожет очли-
деть основным инструментарием приемов работы с графическими объектами, сортченственночааривайлигииеекре, а.итическоемымдеоне оарчнющичсяч
4. 3D-объекты: имеются ли достоинства? Или недостатки?
0 Кт- поддан ^H^t^^^ea о фафтчеиком OfTice.org
Draw?
нчощиеся зармнио осщществилиооанк б^^с^воа ин^с^о™цн по данной теме дома и на предыдущих уроках. На этом занятии задача учащихся - выдвинуть гипотезу, провести дополнительные исследования, провести обсуждение, ^[табооаиьафдойкр^гщ свей мааещааа, создать оевосредфтвенно ментальную карту по данному вопросу путем объединения материалов разных команд, подвести итог занятия.
Освещаются следующие темы: определение области использования aм-aбъоaтов;оноeвфeфинмcoбe^^нoсеиpeдфaрoтa Oern Орюе.огр Draw; алгоритм создания простого изображения в редакторе Open Offfce.org Draw; преимущества и недостатки трехмерной графики.
На следующем этапе выполнения проекта учащиеся производят сбор, оформление, интерпретацию данных. Учащиеся заполняют рабочие листы с помощьюсеаи Инсе-ирт и дертхиртомников ирчочмалии. с^об^|^оот материал, формируют краткую мысль для ментальной карты.
Наэтопевоомупфривка -^^с^-ив и ремудьтатдм иссоедоиания каждая команда представляет собственные выводы, полученные в ходе работы.
Юа осноое палрвейчыилатеррдлав фо рнирретия га рта по дан-
ной теме. Ментальная карта реализуется путем использования наиболее доступных программных средств, как онлайн, так и установленных локально. Пример сaнтелкнвB орты, вlтnoлнeвнкй по розульчатаг ^соедофа^к^астомощью локально установленного программного средства для создания ментальных карт XMin- чредставлен на рисунке 1.
Рис. 1. Пример ментальной карты <Ж-объекты»
также их творческий и познавательный потенциал. Кроме того, должным образом про°тллреа фыnмчpовотькя иочо.мационоав ореьор^ шка.агомавыки командной и самостоятельной работы. Появляются предпосылки для развития интереса учащихся к исследовательской деятельности [5]. В начале занятия на этапе организации педагог формулирует и озвучивает вместе с учащимися цель занятия: создать ментальную карту по теме «Использование 3D-объектов в графическом редакторе Open Offfce.org Draw». Учащиеся условно разделены на несколько групп (на усмотрение учителя). Каждая группа формулирует свой проблемный вопрос.
1. Что такое 3D-объекты? Где используются такие объекты?
2. Графический редактор Open Offfce.org Draw подходит ли для создания 3D-объектов?
3. Где могут пригодиться навыки работы с 3D-объектами в графическом редакторе Open Offfce.org Draw?
Обязателен момент рефлексии на этапе подведения итогов занятия. Подлежат озвучиванию всетеажпекты темы, которые быллосаещены на занятии. Кроме того, учащиеся должны заполнить так называемые карточки рефлексии [6]. Ментальная карта распечатывается на цветном принтере и помещается на доску или стенд.
Результатом выполнения комплекса проектов (включая индивидуальные) является: более детальное изучение функций текстового редактора в качестве средства создания и редактирования графических изображений, повышение уровня владения информационными технологиями, а также формирование достаточно высоких коммуникативных навыков.
Таким образом, использование текстового редактора становится функционально более полным и эффективным, а также появляется возможность создания/редактирования графических объектов в неспециализированной среде для начинающих пользователей [7].
Библиографический список
1. Калмыкова А.С. «Обучение работе с Эй-объектами в векторном редакторе Open Office Draw». Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 30 июня - 2 июля 2017 года, г Республика Дагестан. Под общ. ред. профессора Т. Г Везирова. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.). Дербент, 2017: 346 - 351.
2. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2013.
3. Коломина М.В., Кирилина Ю.П. Развитие лидерских качеств на уроках информатики в Астраханском колледже культуры и искусств. Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете: материалы Международного конгресса. Под редакцией А.П. Лунева, П.Л. Карабущенко. 2017: 301 - 303.
4. Сичкарёва РА., Коломина М.В. Проектные технологии при изучении компьютерных сетей. Инновации и перспективы современной науки. Физико-математические науки. Технические науки: материалы конференции. 2018: 26 - 29.
5. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта. Москва: ИД «Методист», 2014.
6. Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». Available at: http://www.intuit.ru/studies/courses/1098/171/info
7. Калмыкова А.С. «Методические аспекты использования метода проектов при изучении курса «Обучение работе с 3D-объектами в векторном редакторе Open Offfce.org Draw». Инновации и перспективы современной науки. Физико-математические науки. Технические науки: сборник трудов молодых ученых. Составители: И.А. Байгу-шева, М.В. Коломина, С.В. Окладникова, Л.В. Товарниченко. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018: 10 - 13.
References
1. Kalmykova A.S. «Obuchenie rabote s 3D-ob'ektami v vektornom redaktore Open Office Draw». Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 30 iyunya - 2 iyulya 2017 goda, g. Respublika Dagestan. Pod obsch. red. professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF (IP Ovchinnikov M.A.). Derbent, 2017: 346 - 351.
2. Bajborodova L.V., Serebrennikov L.N. Proektnaya deyatel'nost' Shkolnikov v raznovozrastnyh gruppah: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Moskva: Prosveschenie, 2013.
3. Kolomina M.V., Kirilina Yu.P. Razvitie liderskih kachestv na urokah informatiki v Astrahanskom kolledzhe kul'tury i iskusstv. 'Elity i lidery: strategii formirovaniya v sovremennom universitete: materialy Mezhdunarodnogo kongressa. Pod redakciej A.P. Luneva, P.L. Karabuschenko. 2017: 301 - 303.
4. Sichkareva R.A., Kolomina M.V. Proektnye tehnologii pri izuchenii komp'yuternyh setej. Innovacii i perspektivy sovremennoj nauki. Fiziko-matematicheskie nauki. Tehnicheskie nauki: materialy konferencii. 2018: 26 - 29.
5. Leontovich A.V. Metodika organizaciiissledovatel'skogoproekta. Moskva: ID «Metodist», 2014.
6. Nacional'nyj Otkrytyj Universitet «INTUIT». Available at: http://www.intuit.ru/studies/courses/1098/171/info
7. Kalmykova A.S. «Metodicheskie aspekty ispol'zovaniya metoda proektov pri izuchenii kursa «Obuchenie rabote s 3D-ob'ektami v vektornom redaktore Open Offfce.org Draw». Innovacii i perspektivy sovremennoj nauki. Fiziko-matematicheskie nauki. Tehnicheskie nauki: sbornik trudov molodyh uchenyh. Sostaviteli: I.A. Bajgusheva, M.V. Kolomina, S.V. Okladnikova, L.V. Tovarnichenko. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj universitet, Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2018: 10 - 13.
Статья поступила в редакцию 21.11.18
УДК 343.34
Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),
E-mail: kaplja1010@mail.ru
Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),
E-mail: tana_24@mail.ru
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF PREVENTION OF EXTREMISM AND PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE. The article analyzes the theoretical and methodological foundations of teacher training in the field of life safety in the prevention of extremism and the protection of cultural heritage. The work describes the course "Culture and Prevention of Extremism in the Youth Environment" developed by the authors, characterizes the contents of lectures and practical classes in the discipline, and also considers the contents of invariant and variable independent work of bachelors, outlines the methodological conditions for the implementation of independent activities of bachelors, aimed at the implementation of pedagogical, design, research, cultural and educational activities.
Key words: bachelor of life safety, prevention of extremism, protection and preservation of cultural heritage, independent work, learning activities.
Е.А. Бырылова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: kaplja1010@mail.ru
Т.А. Спицына, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: tana_24@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРEМИЗМА И ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В данной статье анализируются теоретические и методические основы подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности в вопросах профилактики экстремизма и защиты культурного наследия; описывается разработанный авторами курс «Культура и профилактика экстремизма в молодёжной среде», характеризуется содержание лекционных и практических занятий по дисциплине, а также рассматривается содержание инвариантной и вариативной самостоятельных работ; выделяются методические условия реализации самостоятельной деятельности бакалавров, направленной на реализацию педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительских видов деятельности.
Ключевые слова: бакалавр безопасности жизнедеятельности, профилактика экстремизма, защита и сохранение культурного наследия, самостоятельная работа, учебная деятельность.
События, происходящие в современном мире в связи с различными угрозами безопасности государства, общества, личности становятся все более масштабными, динамичными и взаимосвязанными. В настоящее время наблюдаются различные глобальные и локальные опасности, которые можно предотвратить изменением самих принципов жизнедеятельности, обеспечив безопасность, в том числе благодаря системе образования, усиления информационной поддержки общества по различным направлениям безопасности жизнедеятельности. Поэтому на всех ступенях системы обучения, начиная от образования и воспитания детей младшего возраста в семье, в дошкольном учреждении, начальной, основной и старшей школе, а также в дальнейшей системе непрерывного образования важно уделять большое внимание формированию личности безопасного типа поведения, формированию знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятельности, культуры безопасности. В настоящее время учёными отмечается повышение роли образования в решении социальных, экономических, экологических и других задач в России, в том числе в подготовке специалистов разных
областей в сфере обеспечения безопасности, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Результатом подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности является формирование у него не только фундаментальных знаний, профессиональной культуры, представляющей собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, но и универсальных способов познания, формирование общекультурных компетенций, гуманистических технологий в педагогической, куль-турноориентированной деятельности в процессе обучения безопасному типу поведения, усвоенных студентом в процессе профессиональной подготовки. Теоретико-методологические основы подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности представлены в работах ученых С.В. Абрамовой, Авдеевой Н.В, В.М. Губанова, Э.М. Киселевой, Н.А. Крючека, Л.А. Михайлова, РИ. Поповой, О.Н. Русака, П.В. Станкевича, В.П. Соломина и др. В них рассматриваются основные направления подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности, методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности,