Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 88-97. Economic Systems. 2023;16(1(60)):88-97.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 657
DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-88-97
Организационно-методические аспекты оценки качества учетной информации в деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг
Олег Леонидович Таран1Н, Игорь Леонидович Таран2, Алла Анатольевна Коваленко3
1 Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
2'3 Пятигорский институт (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного организационно-методическим аспектам оценки качества учетной информации в деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг. Предложен авторский взгляд на оценку качества учетной информации на основе показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов сферы услуг. В рамках исследования предлагается использование процессного методического обеспечения оценки качества отчетности хозяйствующих субъектов сферы услуг.
Сформулирован вывод о том, что качество учетной информации выражается не только правильностью выполнения всех норм в области бухгалтерского учета и отчетности, но и результатами процесса регламентирования и стандартизации всего учетного процесса, в том числе вопросов организации принятия управленческих решений хозяйствующим субъектом сферы услуг с обязательным наличием эффективной системы контроля качества ведения учета и качества принятия управленческих решений.
Ключевые слова: сфера услуг, качество учетной информации, организации сферы услуг
Для цитирования: Таран О.Л., Таран И.Л., Коваленко A.A. Организационно-методические аспекты оценки качества учетной информации в деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг // Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 88-97. DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-88-97.
© Таран О.Л., Таран И.Л., Коваленко A.A., 2023
Original article
Organizational and methodological aspects of assessing the quality of accounting information in the activities of business entities in the service sector
Oleg L. Taran1H, Igor L. Taran2, Alla A. Kovalenko 3
1 Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia
2 3 Pyatigorsk Institute (branch) North Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russia
Abstract. The article presents the results of a study on the organizational and methodological aspects of assessing the quality of accounting information in the activities of business entities in the service sector. Within the framework of the scientific article, the author's view on the assessment of the quality of accounting information is presented based on the indicators of the accounting (financial) statements ofbusiness entities in the service sector.
The study proposes the use of process methodological support for assessing the quality of reporting ofbusiness entities in the service sector. The study concludes thatthe quality of accounting information is expressed not only by the correct implementation of all the norms in the field of accounting and reporting, but also as a result of the process of regulation and standardization of the entire accounting process, including the organization of managerial decision-making by an economic entity in the sphere services with the obligatory presence of an effective control system, both the quality of accounting and the quality of managerial decision-making.
Keywords: service sector, quality ofaccounting information, service sector organizations
For citation: Taran O.L., Taran I.L., Kovalenko A.A. Organizational and methodological aspects of assessing the quality of accounting information in the activities of business entities in the service sector. Economic Systems. 2023;16(l(60)):88-97. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-20762023-16-1-88-97.
Введение
В современной экономике со сферой услуг так или иначе сопряжены практически все виды деятельности, при этом наиболее активно развивается сектор платных услуг. В связи с расширением предпринимательской деятельности в сфере услуг и ее особой общественной значимостью особую актуальность приобретают вопросы совершенствования управления сферой услуг средствами управленческого учета и анализа, основой эффективности которых является качество учетной информации.
При этом в современных исследованиях предпринимательской деятельности вопросам организационно-методического обеспечения оценки качества учетной информации в сфере услуг не уделено достаточного внимания, что определяет актуальность данной статьи.
Основная часть
Результаты изучения ряда литературных источников [1, 2, 3,4, 5, 6, 7], затрагивающих вопросы качества учетной информации в деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг, показывают, что качество учетной информации - это комплексная категория, единым объектом оценки которой является бухгалтерская (финансовая] отчетность. Отметим, что оценка качестваучетной информации осуществляется на основе показателей бухгалтерской (финансовой] отчетности в процессе осуществления цикла проектного управления в организации сферы услуг, когда вся информация аккумулируется и обрабатывается как единое целое в процессе принятия тех или иных управленческих решений, при этом цикл проектного управления повторяется в каждом отчетном периоде. Указанное обстоятельство во многом связано со спецификой функционирования организаций сферы услуг, когда в рамках одного хозяйствующего субъекта наблюдается значительная дифференциация услуг.
Таким образом, можно говорить о том, что оценка качества учетной информации хозяйствующих субъектов сферы услуг выполняется в рамках так называемого процессного подхода, суть которого состоит в выделении отдельных завершенных этапов формирования бухгалтерской (финансовой] отчетности и их последующем объединении в рамках принятия сводной или окончательной бухгалтерской (финансовой] отчетности.
На основе процессного подхода оценки качества учетной информации у хозяйствующего субъекта сферы услуг появляется возможность определить конкретные показатели и критерии оценки качества как отдельных этапов представления учетной информации (в разрезе отдельных видов услуг], так и в целом сформированной бухгалтерской (финансовой] отчетности хозяйствующего субъекта сферы услуг.
При оценке бухгалтерской (финансовой] отчетности определяется ее соответствие ожиданиям пользователей учетной информации на основе оценки достоверности и полноты содержащихся в ней показателей, ясности и глубины их раскрытия и других характеристик, предъявляемых к ней пользователями. Чаще всего такая оценка проводится на основе комплаенс-контроля, представляющего собой оценку соответствия учетной информации внешним и внутренним требованиям в части бухгалтерского и налогового учета. Однако отметим, что в зависимости от отраслевой специфики и других специфических особенностей ведения хозяйственной деятельности в сфере услуг в рамках указанной оценки могут использоваться дополнительные показатели и критерии.
Обобщим сказанное в виде блок-схемы на рис. 1.
Рис. 1. Организационно-методическое обеспечение качества бухгалтерской [финансовой] отчетности хозяйствующих субъектов сферы услуг
Источник: составлено авторами.
Таким образом, использование процессного методического обеспечения оценки качества отчетности хозяйствующих субъектов сферы услуг, представленное на рис. 1, позволит объединить различные подходы к оценке качества учетной информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов сферы услуг. Отметим, что применение процессного подхода даст возможность на основе совершенствования внутренних учетных процедур получить качественно-информационные данные для внешних пользователей в виде бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование указанного подхода на основе совершенствования внутренних учетных процедур базируется на методическом обеспечении стандартизации учетно-информационных процессов с их последующим мониторингом в части возможных отклонений и ошибок (рис. 2).
Под термином «стандартизация» обычно понимается многократное одинаковое воспроизведение какого-либо процесса или решения, что особенно важно в сфере бухгалтерского учета организаций сферы услуг, где процессы стандартизации должны обеспечивать оптимальное и эффективное ведение учетных операций и контроль этих операций по единым нормам и правилам. Таким образом, процессы стандартизации призваны обеспечить пользователей упорядоченным потоком учетной информации. Однако в соответствии с нормативно-правовой
Рис. 2. Методическое обеспечение стандартизации качества подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности посредством стандартизации учетно-информационных процессов с их последующим мониторингом в части возможных отклонений и ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов сферы услуг
Источник: составлено авторами.
базой, регулирующей вопросы бухгалтерского учета, хозяйствующие субъекты сферы услуг в рамках правового поля с учетом отраслевой специфики могут разрабатывать и применять собственные стандарты организации и ведения бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой хозяйствующего субъекта, а также особенностями ведения финансово-хозяйственной деятельности организаций сферы услуг.
С точки зрения организационно-методического обеспечения качества учетной информации процессы стандартизации на уровне хозяйствующего субъекта сферы услуг можно разделить на несколько уровней, связав их с общими вопросами организации и регламентации учетных процедур в соответствии с нормативно-правовым регулированием учетных процессов и вопросами организации принятия управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта сферы услуг. По нашему мнению, именно тесная взаимная увязка указанных уровней в части стандартизации позволит значительно повысить качество учетной информации организаций сферы услуг. Наша позиция исходит из того, что в рамках процессов стандартизации учетных процедур, которым обычно уделяется повышенное внимание со стороны нормативно-правового государственного и межгосударственного регулирования и самого хозяйствующего субъекта, важно обеспечить качество учетной информации на другом уровне - организации принятия управленческих решений в сфере услуг. Только сочетание процессов стандартизации обоих уровней (рис. 3] позволит обеспечить надлежащее качество учетной информации организаций сферы услуг.
Еще раз отметим, что процессы стандартизации учетных процедур в рамках разработки и утверждения учетной политики хозяйствующего субъекта сферы услуг достаточно хорошо регламентируются нормативно-правовыми актами в области бухгалтерского (финансового] учета. Поэтому уделим больше внимания вопросам стандартизации управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта сферы услуг. Так, к примеру, в рамках предлагаемого процесса стандартизации блока «Документооборот и внутрихозяйственная коммуникация данных учетной информации» отметим, что указанный элемент общего процесса стандартизации весьма сильно пересекается с элементами первого уровня, предоставляя возможность изучать бухгалтерскую (финансовую] отчетность в виде системы с возможностью выделения и детализации ее отдельных элементов. Таким образом, у хозяйствующего субъекта сферы услуг в рамках предлагаемого уровневого процесса стандартизации появятся стандарты второго уровня, детализирующие не только учетные процедуры, но и систему докумен-тационного и информационного фиксирования всего процесса формирования бухгалтерской отчетности с конкретным ответственным лицом по каждому этапу или элементу системы. Степень детализации в этом случае, по нашему мнению, должна основываться на удовлетворении запросов пользователей бухгалтерской (финансовой] отчетности в качественном обеспечении учетной информацией.
Рис. 3. Процессы стандартизации на уровне хозяйствующего субъекта сферы услуг с точки зрения организационно-методического обеспечения качества учетной
информации
Источник-, составлено авторами.
На основе изложенного можно сделать вывод о необходимости стандартизации обоих выделенных на рис. 3 уровней, что в целом в виде соответствующих стандартов, инструкций и положений на уровне хозяйствующего субъекта сфе-
ры услуг будет способствовать обеспечению качества его учетной информации. При этом система стандартов должна быть иерархична уровням формирования бухгалтерской (финансовой] отчетности хозяйствующего субъекта сферы услуг, что более наглядно можно представить в виде системы организационно-методического обеспечения стандартизации процесса формирования бухгалтерской (финансовой] отчетности хозяйствующего субъекта сферы услуг для обеспечения качества его учетной информации (рис. 4].
Рис. 4. Система организационно-методического обеспечения стандартизации процесса формирования бухгалтерской (финансовой] отчетности хозяйствующего субъекта сферы услуг для обеспечения качестваучетной информации
Источник-, составлено авторами.
Из данных, представленных на рис. 4, видно, что процесс стандартизации бухгалтерской (финансовой] отчетности достаточно многогранен и характеризуется различными постоянно взаимодействующими составляющими, которые
в комплексе реализуют организационно-методическую, учетную, коммуникативную и контролирующую составляющую процесса обеспечения качестваучетной информации хозяйствующего субъекта сферы услуг.
В целом стандартизация процесса формирования бухгалтерской (финансовой] отчетности хозяйствующего субъекта сферы услуг для обеспечения качества учетной информации обеспечивает учетно-аналитическую систему хозяйствующего субъекта сферы услуг регламентированными нормами ведения бухгалтерского учета, налогового учета, нормами статистической, аналитической и управленческой отчетности, на основе чего, в свою очередь, разрабатываются соответствующие должностные обязанности всех участников учетного процесса хозяйствующего субъекта сферы услуг. Таким образом, эффективное функционирование учетной системы хозяйствующего субъекта сферы услуг организуется на основе стандартов и организационно-методического обеспечения качестваучетной информации.
Заключение
В целом по результатам изложенного можно заключить, что для обеспечения качестваучетной информации важно не только четкое следование нормативно-правовым актам в области бухгалтерского учета и отчетности, но и интегрирование этих норм в систему управления деятельностью хозяйствующего субъекта сферы услуг посредством четкой процедурной и документальной регламентации и стандартизации, а качество учетной информации в данном контексте будет выражаться не только правильностью выполнения всех норм в области бухгалтерского учета и отчетности, но и результатами процесса регламентирования и стандартизации всего учетного процесса, в том числе вопросов организации принятия управленческих решений хозяйствующим субъектом сферы услуг с обязательным наличием эффективной системы контроля качества ведения учета и качества принятия управленческих решений.
Список источников
1. Бухгалтерский учет в сфере услуг : учебник / М.А. Бахрушина [и др.] ; под ред. М.А. Бахрушиной. М.: Рид Групп, 2011.
2. Восколович H.A. Экономика платных услуг: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023.
3. Каменева С.Е. Организация коммерческой деятельности в сфере услуг: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022.
4. Колисова Д.А. Особенности бухгалтерского учета на предприятии в сфере услуг // Modern Science. 2019. № 10-2. С. 104-107.
5. Курочкина А.Ю. Управление качеством услуг : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023.
6. Лопастейская Л.Г., Богачева Е.А. Методика бухгалтерского учета и анализа доходов, расходов и финансовых результатов в организации сферы услуг // Синергия Наук. 2022. № 67. С. 243-249.
7. Ющенко В.Е., Юрьева O.A. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита в сфере услуг // Интернаука. 2020. № 38-1(167). С. 68-70.
References
1. Accounting in the service sector : textbook / M.A. Vakhrushina [et al.] ; ed. by M.A. Vakhrushina. Moscow: Reed Group, 2011. (In Russ.).
2. Voskolovich N.A. Economics of paid services : textbook and workshop for universities. 4th ed., ispr. and add. Moscow: Yurayt, 2023. (In Russ.).
3. Kameneva S.E. Organization of commercial activity in the service sector : a textbook for universities. Moscow: Yurayt, 2022. (In Russ.).
4. Kolesova D.A. Features of accounting at an enterprise in the service sector. Modern Science. 2019;(10-2):104-107. (In Russ.).
5. Kurochkina A.Yu. Service quality management: textbook and workshop for universities. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Yurayt, 2023. (In Russ.).
6. Lopasteiskaya L.G., Bogacheva E. A. Methodology of accounting and analysis of income, expenses and financial results in the organization of the service sector. Synergy of Sciences. 2022;(67):243-249. (In Russ.).
7. Yushchenko V.E., Yuryeva O.A. Regulatory and legal regulation of accounting and auditing in the service sector. Internauka. 2020;(38-l(167):68-70. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
О.Л. Таран - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, менеджмента и финансов;
И.Л. Таран - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления;
А.А Коваленко - кандидат экономических наук; доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления.
0.L. Taran - doctor of economic sciences, professor of the Department of economics, management and finance;
1.L. Taran - Ph.D. in economic sciences; associate professor of the Department of economics, management and public administration;
A.A. Kovalenko - Ph.D. in economic sciences; associate professor of the Department of economics, management and public administration.
Статья поступила в редакцию 11.12.2022; одобрена после рецензирования 27.12.2022; принята к публикации 15.01.2023.
The article was submitted 11.12.2022; approved after reviewing 27.12.2022; accepted for publication 15.01.2023.