Интеллект. Инновации. Инвестиции /Intelligence. Innovations. Investment • № 7, 2019
УДК 657.1:338.47 DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-90
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ НА КАЧЕСТВО УСЛУГ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ СЧЕТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
З.С. Туякова1, Т.В. Черемушникова2
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
'e-mail: [email protected]
2e-mail: [email protected]
Аннотация. Развитие цифровой экономики невозможно без широкого использования услуг связи, на рынке которых в последние годы произошел ряд качественных изменений: увеличились темпы развития рынка услуг, ужесточилась конкуренция, повысились требования к уровню качества предоставления услуг со стороны пользователей, имеющих возможность выбора поставщиков услуг. Успешное функционирование телекоммуникационных компаний в этих условиях возможно только на основе повышения качества услуг связи, для достижения которых компании вынуждены осуществлять значительные суммы затрат на эти цели. Поэтому актуализируется данное исследование, направленное на формирование информации о затратах на качество в разрезе отдельных бизнес-процессов, позволяющее контролировать уровень этих затрат и оценить вклад каждого бизнес-процесса в общий результат работы организации в области качества.
Цель. Анализ современных подходов к обобщению учетной информации о затратах на качество и обоснование авторской позиции по структурированию расходов на качество услуг связи на счетах управленческого учета телекоммуникационной компании. Систематизация этих расходов необходима для повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений тактического и стратегического характера в области управления затратами и качеством услуг связи.
В статье использован комплекс существующих базовых методов исследования (анализ и синтез, классификация и группировка, сравнение, индукция и дедукция); а также такие элементы метода бухгалтерского управленческого учета, как система счетов для целей управления, оценка и калькуляция, управленческая отчетность и новый порядок распределения затрат в разрезе бизнес-процессов, рассмотренный на примере телекоммуникационной деятельности.
Для оценки затрат на качество услуг связи обоснована группировка информации о таких затратах в разрезе отдельных бизнес-процессов телекоммуникационной компании. Изложен авторский подход к отражению в управленческом учете затрат на качество с использованием новых субсчетов первого и второго порядка в составе счета 30 «Затраты на качество услуг связи». Разработаны методические предложения по идентификации и распределению затрат на качество услуг связи в разрезе бизнес-процессов по оказанию услуг связи. Обоснована поэтапная последовательность ведения учета затрат на качество услуг с выделением четырех групп затрат и детализацией состава этих затрат; введены указанные выше новые счета и разработан формат Отчета о затратах на качество, использование информации позволяет определить основные направления для улучшения и совершенствования деятельности телекоммуникационных компаний.
Область применения результатов. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть рекомендованы к использованию в управленческом учете телекоммуникационных компаний, применяться в учебном процессе вузов при преподавании учетно-аналитических дисциплин, а также для дальнейшего развития теории и методики управленческого учета как подсистемы современного бухгалтерского учета.
Результаты исследования показали, что в современной учетной практике деятельности коммерческих организаций в целом и телекоммуникационных компаний в частности, отсутствует комплексная процедура, регламентирующая порядок формирования информации о затратах на качество в условиях внедрения процессно-ориентированного подхода. Сделан вывод о том, что наиболее полная характеристика затрат на качество услуг связи возможна на основе использования трех субсчетов первого порядка и четырех субсчетов второго порядка в составе счета 30, на которых собирается информация о затратах на обеспечение качества, повышение качества и управление качеством.
Рекомендации и предложения, разработанные в процессе исследования данной статьи, существенно восполняют пробел в методическом обеспечении процесса стандартизации управленческого учета на уровне отрасли и на уровне субъектов бизнеса в телекоммуникационной сфере экономики.
Ключевые слова: управленческий учет, качество услуг связи, затраты, телекоммуникационные компании, бизнес-процессы, счета управленческого учета.
Для цитирования: Туякова З. В, Черемушникова Т. В. Формирование информации о затратах на качество услуг связи в системе счетов управленческого учета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. -№ 7. - С. 90-97. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-90.
FORMATION OF INFORMATION ABOUT THE COSTS OF QUALITY OF COMMUNICATION SERVICES IN THE SYSTEM OF ACCOUNTS OF MANAGEMENT ACCOUNTING
Z.S. Tuyakova1, T.V. Cheremushnikova2
Orenburg State University, Orenburg, Russia
'e-mail: [email protected]
2e-mail: [email protected]
Abstract. Digital economy development is impossible without wide use of communication services on the market in recent years, there have been a number of qualitative changes: increased the pace of development of the services market, tougher competition, increased requirements to the level of service quality from the users having a choice ofproviders. Successful functioning of telecommunication companies in these conditions is possible only on the basis of improvement of quality of communication services for which achievement the companies are compelled to carry out the considerable sums of expenses for these purposes. Therefore, this study is updated, aimed at generating information about the cost of quality in the context of individual business processes, allowing you to control the level of these costs and assess the contribution of each business process to the overall result of the organization in the field of quality.
Purpose. Analysis of modern approaches to generalization of accounting information on quality costs and justification of the author's position on structuring costs for the quality of communication services on the accounts of management accounting of a telecommunications company. Systematization of these costs is necessary to improve the efficiency and validity of tactical and strategic decisions in the field of cost management and quality of communication services.
The article uses a set of existing basic research methods (analysis and synthesis, classification and grouping, comparison, induction and deduction); as well as such elements of the method of accounting manage-ment accounting, as a system of accounts for management purposes, evaluation and calculation, management reporting and a new order of cost allocation in the context of business processes, considered on the example of telecommunication activities.
Results. To assess the costs of the quality of communication services, it is justified to group information on such costs in the context of individual business processes of a telecommunications company. The author's approach to the reflection in management accounting of quality costs using new first and second order subaccounts as part of account 30 «Costs of the quality of communication services» is described.Methodological proposals on the identification and distribution of costs for the quality of communication services in the context of business processes for the provision of communication services have been developed. The phased sequence of maintaining cost accounting for the quality of services with the allocation offour groups of costs and detailing the composition of these costs is justified; introduced the above new accounts and developed a set ofreports on the costs of quality, allowing to determine the main directions for improving and improving the activities of telecommunications companies.
Discussion. The results of the study have theoretical and practical significance and can be recommended for use in the management accounting of telecommunications companies, used in the educational process of universities in teaching accounting and analytical disciplines, as well as for the further development of the theory and methodology of management accounting as a subsystem of modern accounting.
The results of the study showed that in modern accounting practice of commercial organizations in General and telecommunications companies in particular, there is no comprehensive procedure governing the formation of information about the cost of quality in the implementation ofprocess-oriented approach. It is con-cluded that the most complete description of the costs for the quality of communication services is possible on the basis of the use of three sub-accounts of the first order and four sub-accounts of the second order in the account 30, which collects information on the costs of quality assurance, quality improvement and quality management.
The recommendations and proposals developed in the research process of this article, to substantially fill the void in methodical ensuring process of standardization of management accounting at the industry level and at the level of business entities in the telecommunications sector of the economy.
Keywords: management accounting, quality of communication services, costs, telecommunication companies, business processes, management accounting accounts.
Cite as: Tuyakova, Z.S., Cheremushnikova, T.V. (2019) [Formation of information about the costs of quality of communication services in the system of accounts of managements accounting]. Intellekt. Innovatsi. Investitsii [Intellect. Innovation. Investments]. Vol. 7, pp. 90-97. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-90.
Введение
Одним из главных инструментов конкурентоспособности компаний в любой сфере экономики является качество производимых ими продуктов (работ, услуг). Решение данной проблемы является приоритетным направлением совершенствования качественных характеристик услуг связи, где наблюдается наиболее жесткая конкуренция за рынки сбыта и потребителей. Эффективность принимаемых управленческих решений тактического и стратегического характера в этой области зависит во многом от соответствующего учетно-аналитиче-ского обеспечения. В связи с этим актуализируется задача формирования информации о затратах на качество в системе управленческого учета.
Обзор литературы
Проблемы управления затратами на качество исследованы в работах следующих зарубежных и отечественных экономистов: Ю.П. Адлера, С.Е. Ще-петовой [1], Э. Деминга [2], Д. Джурана [23], Дж. Кампанеллы [4], Е.М. Карлика, Д.С. Демиденко [5], Ф. Кросби [6], В.А. Лапидуса [10], К.М. Рахлина, Л.Е. Скрипко [13], Г. Тагути [15], А. Фейгенбаума [18], Дж. Харрингтона [19], Дж. Шотмиллера [21] и др.
Из ученых, работы которых посвящены проблемам совершенствования учетно-аналитического обеспечения затрат на качество, можно выделить труды следующих российских ученых: Н.Т. Ла-бынцева, Е.А. Шароватовой [8], Н.И. Лавренченко, Б.И. Герасимова [9], Т.Д. Поповой [12], М.И. Самогородской [14], О.Г. Танашевой [16], Я.Г. Штефана, С.В. Кулигиной, Л.А. Зимаковой [22] и др.
Решение данной проблемы применительно к деятельности по оказанию услуг связи исследовано в работах: В.А. Ефимушкина, Т.В. Ледовских [3], В.П. Лупанина, Т.А. Куликовой [11], которые посвящены в основном вопросам оценки качества услуг связи и показателям их измерения.
Накопленный научный потенциал указанными отечественными и зарубежными экономистами относится в большей мере к решению проблем группировки затрат на качество на основе управленческого подхода, но в тоже время до сих пор недостаточно конкретизированы методики их реализации в учетной практике предприятий различной отраслевой направленности. Решение данной проблемы приобретает особую актуальность в такой динамично развивающейся сфере экономики как, телекоммуникационная индустрия.
Поэтому все еще остаются дискуссионными вопросы, связанные с идентификацией затрат на каче-
ство и организацией их учета. При этом во многих коммерческих организациях, и телекоммуникационные компании не являются исключением в этом отношении, отсутствует комплексная процедура, регламентирующая порядок формирования и учета информации о затратах на качество.
Результаты исследования
На основе научного анализа и обобщения трудов указанных зарубежных и отечественных экономистов по организации учета затрат на качество авторами статьи сделаны следующие выводы:
- целесообразность организации учета затрат на качество на основе использования процессно-ориентированного подхода, лежащего в основе современной концепции всеобщего управления качеством Total Quality Management (TQM), позволяющего формировать информацию о затратах на качество на всех стадиях жизни услуги, начиная от разработки и заканчивая ликвидацией;
- формирование информации о затратах на качество в управленческом учете должно строиться на основе соблюдения принципа сочетания учета текущих и стратегических затрат на качество и группировки затрат на качество по следующим функциональным направлениям: управленческий аспект затрат, текущий аспект затрат, перспективный аспект затрат;
- необходимость использования дифференцированного подхода с учетом специфики производства в отдельных организациях обусловлена отсутствием единой общепринятой классификации затрат на качество в международных и национальных стандартах;
- обобщение затрат на качество возможно путем отражения в локальной системе счетов-экранов для цели управленческого учета.
Для контроля и управления качеством телекоммуникационных услуг, оценки экономической эффективности затрат на их качество, обоснования целесообразности их осуществления нужна полная и достоверная информация о величине этих затрат в разрезе бизнес-процессов и видов услуг связи.
В действующей системе учета значительная часть затрат на качество услуг связи обезличена и учитывается вместе с расходами на различные цели - на выполнение бизнес-процессов (операций, функций), обусловленных технологией и организацией производства, на содержание и ремонт основных средств и др.
На практике затраты на качество услуг связи рассредоточены по отдельным статьям затрат: материальные затраты, затраты на персонал и др. При
таком подходе отсутствует четкая граница между процессами обеспечения, повышения и управления качеством услуг связи и процессом предоставления телекоммуникационных услуг в целом.
Предлагаемый поэтапный регламент ведения управленческого учета затрат на качество услуг связи в телекоммуникационных компаниях представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Предлагаемая поэтапная последовательность учета затрат на качество услуг связи в телекоммуникационных компаниях
Начальными этапами идентификации затрат на качество услуг связи являются определение состава и структуры затрат на качество, а также организация их учета.
Как было отмечено выше, в настоящее время отсутствует единая классификация затрат на качество.
Поэтому при группировке данных затрат каждая организация подходит к этому вопросу самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
По нашему мнению, при группировке затрат на качество услуг связи можно использовать PAF-мо-дель (prevention - предупреждение, appraisal - оценивание, failure - дефект), основоположником которой является А. Фейгенбаум [18].
Согласно классификации затрат на качество, используемой в модели PAF, общие затраты на качество делятся на три группы: затраты на предупреждение возникновения дефектов; затраты на оценку качества продукции (работ, услуг); потери от брака, обусловленные внутренними или внешними отказами (потерями). Согласно данной концепции, улучшение качества предполагает увеличение предупредительных мероприятий по обеспечению качества, а, следовательно, и рост превентивных затрат.
Выбор классификации затрат на качество в соответствии с PAF-моделью обусловлен тем, что она лежит в основе международных стандартов в области качества и является универсальной для всех компаний.
При организации учета затрат на качество услуг связи можно использовать также группировку этих затрат по трем основным направлениям: учет затрат на обеспечение качества, затрат на повышение качества и затрат по управлению качеством.
Данный подход согласуется с типовой моделью учета затрат на качество в рамках модульной системы учета затрат на контроль качества, предложенной Н.Т. Лабынцевым [7] и Е.А. Шароватовой [20].
Затраты на обеспечение качества услуг связи являются затратами текущего характера, которые могут включать: стоимость контроля и испытаний, расходы по предупреждению и уменьшению отказов и сбоев, расходы по удовлетворению жалоб клиентов, а также затраты, связанные с поиском и устранением неисправностей.
Более подробный состав затрат на обеспечение качества телекоммуникационных услуг представлен в таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемая структура затрат на обеспечение качества телекоммуникационных услуг
Группы затрат Состав затрат
1. Затраты на предупредительные мероприятия - организационное обеспечение качества, исследования в области надежности; - контроль технологического процесса; - обучение методам обеспечения качества и работа с кадрами; - разработка систем управления; - обеспечение качества поставок; - аудит системы менеджмента качества (СМК); - другие аналогичные расходы.
Группы затрат Состав затрат
2. Затраты на оценку и контроль - проведение испытаний и приемочный контроль материалов; - лабораторные приемочные испытания; - лабораторные измерения: измерения, проверка контрольно-измерительных приборов и оборудования связи, их ремонт; - технический контроль; - испытания в условиях эксплуатации; - материалы для тестирования и проверок; - другие аналогичные расходы.
3. Затраты вследствие отказов, вызванных внутренними причинами - потери, понесенные в процессе достижения требуемого уровня качества; - дополнительные расходы для достижения требуемого уровня качества; - расходы на материально-техническое снабжение; - затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству; - другие аналогичные расходы.
4. Затраты вследствие отказов, вызванных внешними причинами - расходы на удовлетворение претензий потребителей; - рекламации; - техническое обслуживание; - финансовые потери, вызванные предоставлением некачественных услуг; - другие аналогичные расходы.
Затраты на повышение качества - это затраты на разработку новых видов услуг связи, технологий их предоставления и совершенствования бизнес-процессов компании, которые относятся к будущим периодам.
К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий услуг связи предъявляемым требованиям к ним.
Затраты на управление качеством включают затраты на содержание персонала, занятого обеспечением функционирования системы качества в телекоммуникационных компаниях, а именно: затраты на содержание персонала снабженческих подразделений, экономических служб, а также иных служб аппарата управления, которые взаимосвязаны между собой и влияют в конечном итоге на качество услуг связи.
Важным этапом в организации учета затрат на качество является распределение ответственности за своевременность и полноту предоставления информации о затратах на качество связи между отдельными центрами финансовой ответственности (ЦФО), например, бухгалтерией, службой качества и подразделениями компании. Менеджмент качества организации рассматривается при этом как цепочка взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов, привязанных к ЦФО, каждому из которых соответствуют конкретные виды затрат на качество.
Поэтому представляется целесообразным введение в рабочий план счетов управленческого учета нового специального синтетического счета 30 «Затраты на качество услуг связи», предназначенного для обобщения информации о затратах на качество предоставляемых услуг телекоммуникационными компаниями.
В составе счета 30 предлагается открытие трех
субсчетов первого порядка:
- 30.1 «Затраты на обеспечение качества»;
- 30.2 «Затраты на повышение качества»;
- 30.3 «Затраты на управление качеством».
В составе субсчета первого порядка 30.1 «Затраты на обеспечение качества» для более детальной характеристики данной группы затрат рекомендуется отражение информации на следующих субсчетах второго порядка:
- 30.1.1 «Затраты на предупредительные мероприятия»;
- 30.1.2 «Затраты на оценку и контроль»;
- 30.1.3 «Затраты вследствие отказов, вызванных внутренними причинами»;
- 30.1.4 «Затраты вследствие отказов, вызванных внешними причинами».
На следующем этапе учетного процесса рекомендуется подразделять затраты на качество услуг связи в разрезе следующих бизнес-процессов в зависимости от их целевого назначения:
- по основным бизнес-процессам;
- бизнес-процессам развития стратегии компании;
- бизнес-процессам управления.
Для обобщения информации рекомендуется формирование Отчета о затратах на качество услуг связи в виде матрицы: строки которой характеризуют затраты на качество услуг связи по бизнес-процессам, а столбцы - затраты на качество по видам услуг связи (таблица 2).
Анализ содержания информации, представленной в отчете о затратах на качество услуг связи телекоммуникационной компании, позволит определить основные направления для улучшения и совершенствования деятельности телекоммуникационной компании.
Предлагаемый авторами инструментарий распределения затрат на качество по бизнес-процессам и видам услуг связи состоит в следующем.
Таблица 2. Рекомендуемая форма Отчета о затратах на качество услуг связи телекоммуникационной компании
Затраты на качество услуг связи Бизнес-процессы Затраты на обеспечение качества Затраты на повышение качества Затраты на управление качеством
Основные бизнес-процессы сумма X X
Вспомогательные бизнес-процессы X X X
Бизнес-процессы управления X X сумма
Бизнес-процессы развития стратегии компании X сумма X
Итого сумма сумма сумма
Затраты на обеспечение качества рекомендуется относить на подпроцесс «Обеспечение качества услуг связи» основных бизнес-процессов компании, связанных с предоставлением услуг связи (счет 20 «Основные бизнес-процессы»).
Затраты на повышение качества предлагается на подпроцесс «Управление проектами» бизнес-процессов развития стратегии телекоммуникационной компании» (счет 27 «Бизнес-процессы развития стратегии компании»).
Затраты на управление качеством рекомендуется относить на бизнес-процессы управления телекоммуникационной компании (счет 26 «Бизнес-процессы управления»).
Порядок дальнейшего распределения затрат по бизнес-процессам и видам услуг связи включает пять последовательных этапов, на последнем из которых формируется себестоимость отдельных видов услуг связи:
1) распределение расходов вспомогательных бизнес-процессов по основным бизнес-процессам и бизнес-процессам управления;
2) распределение расходов бизнес-процессов развития стратегии компании на основные бизнес-процессы;
3) распределение расходов бизнес-процессов управления на основные бизнес-процессы;
4) распределение расходов основных бизнес-процессов между услугами связи;
5) формирование себестоимости видов услуг связи.
Более детальное исследование различных баз распределения затрат по бизнес-процессам и видам услуг связи и обоснование их применения в той или иной ситуации изложено в отдельной публикации авторов статьи [17]. При выборе баз распределения был использован передовой опыт деятельности телекоммуникационных компаний России и Республики Казахстан.
Заключение
Таким образом, внедрение в учетную практику предлагаемого порядка формирования информации о затратах на качество услуг связи в телекоммуникационных компаниях наиболее полно характеризует структуру таких затрат, что позволяет проводить систематический мониторинг этих затрат и разрабатывать мероприятия по их оптимизации.
Наличие единого учетно-аналитического обеспечения управления этими затратами с возможностью оперативного реагирования на отклонения позволит устранить проблемы, связанные с некачественным протеканием бизнес-процессов функционирования телекоммуникационной компании.
Кроме того, это позволит решить проблему интеграции системы управления затратами на качество в процессы измерения показателей качества услуг.
Литература
1. Адлер Ю. П., Щепетова С. Е. Экономика качества: монография. - М: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 235 с.
2. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Аль-пина. М., 2009. - 418 с.
3. Ефимушкин В. А., Ледовских Т. В. Качество услуг связи: задачи национальной стандартизации // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. - 2008. - № 5. - С. 39-44.
4. Кампанелла Дж. Экономика качества. Основные принципы и применение: пер. с англ. / под ред. Ю. П. Адлера и С. Е. Щепетовой. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 232 с.
5. Карлик Е. М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация // Стандарты и качество. - 1977. - № 8. - С. 27-29.
6. Кросби Ф. Качество и я. Жизнь бизнеса в Америке. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. -264 с.
7. Лабынцев Н. Т. Моделирование аналитического учета затрат на качество в международной и российской практике // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3-1. - С. 34-40.
8. Лабынцев Н. Т., Шароватова Е. А. Развитие управленческого учета затрат на контроль качества в системе менеджмента качества // Аудиторские ведомости. - 2016. - № 5. - С. 29-37.
9. Лавренченко Н. И., Герасимов Б. И. Экономико-математические методы управления затратами на качество: монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУУ 2005. - 112 с.
10. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2002. - 432 с.
11. Лупанин В. П., Куликова Т. А. Качество услуг связи: всесторонняя оценка // Сети. Network world. -2010. - № 5. - С. 14-16.
12. Попова Т. Д. Совершенствование контрольно-аналитического обеспечения управления качеством организаций сферы услуг // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4-1 (22). - С. 96.
13. Рахлин К. М, Скрипко Л. Е. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество. - 1997. - № 3. - С. 49-51.
14. Самогородская М. И., Самогородская С. А. Особенности организации учета и оценки затрат на качество на предприятиях машиностроения // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2016. - Т. 12. № 6. - С. 116-125.
15. Тагути Г. М. Оптимальное проектирование как техника качества // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 9. - С. 27-35.
16. Танашева О. Г., Полетавкин А. И. Совершенствование организационно-методических аспектов управления затрат на качество // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 22(151). - С. 28-36.
17. Туякова З. С., Черемушникова Т. В. Классификация затрат телекоммуникационных компаний по бизнес-процессам // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8 (157). -С. 233-240.
18. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1986. - 471 с.
19. Харрингтон Х. Дж. Производительность и качество // Стандарты и качество. - 1992. - № 6. - С. 33-35.
20. Шароватова Е. А. Модель учета затрат на управление бизнес-процессом по контролю качества продукции // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 16 (406). - С. 17-27.
21. Шотмиллер Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. - 2003. - №2. - С. 4-9.
22. Штефан Я. Г., Кулигина С. В., Зимакова Л. А. Оценка затрат на качество в мясоперерабатывающих организациях, внедряющих бережливое производство // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 1. - С. 34-39.
23. Juran J. M. Architect of Quality. McGraw-Hill. 2003. - 392 p.
References
1. Adler, Yu.P., Shchepetova, S.E. (2005) Ekonomika kachestva [Economics of quality]. Moscow, RIA «Standards and quality», 235 p.
2. Deming, E. (2009) Vykhod iz krizisa. Novaya paradigma upravleniya lyud'mi, sistemami i protsessami [Out of the crisis. The new paradigm of managing people, systems and processes]. Alpina. Moscow, 418 p.
3. Efimushkin, V.A., Ledovskikh, T.V (2008) [Quality communications services: challenges for national standardization]. T-Comm: Telekommunikacii i transport [T-Comm: telecommunications and transport]. Vol. 5, pp. 39-44. (In Russ.).
4. Kampanella, Dzh. (2005) Ekonomika kachestva. Osnovnye printsipy i primenenie [Economics of quality. Basic principles and their application]. Moscow, RIA «Standards and quality», 232 p.
5. Karlik, E.M., Shklovskii, E.M. (1975) [Classification of costs to ensure product quality]. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. Vol. 11, pp. 82-85. (In Russ.).
6. Krosbi, F. (2003) Kachestvo iya. Zhizn'biznesa vAmerike. [Quality and me. Doing business in America]. Moscow, RIA «Standards and quality», 264 p.
7. Labyntsev, N.T. (2016) [Modeling of analytical accounting of costs for quality in international and Russian practice]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. Vol. 3-1, pp. 34-40. (In Russ.).
8. Labyntsev, N.T., Sharovatova, E.A. (2016) [Development of management accounting of costs for quality control in a quality management system]. Auditorskie vedomosti [Audit statements]. Vol. 5, pp. 29-37. (In Russ.).
9. Lavrenchenko, N.I., Gerasimov, B.I. (2005) Ekonomiko-matematicheskie metody upravleniya zatratami na kachestvo [Economic and mathematical methods of cost management on quality: a monograph]. Tambov, TGTU Publ., 112 p.
10. Lapidus, V. A. (2002) Vseobshchee kachestvo (TQM) v rossiiskikh kompaniyakh [Universal quality (TQM) in Russian companies]. Moscow, JSC «Typography «News», 432 p.
11. Lupanin, V.P., Kulikova, T.A. (2010) [Quality of services: comprehensive assessment]. Seti. Network world [Networks. Network world]. Vol. 5, pp.14-16. (In Russ.).
12. Popova, T.D. (2012) [Improving the control and analytical support for quality management of service industry organizations]. Inzhenernyj vestnik Dona [Engineering Bulletin of the Don]. Vol. 4-1 (22), pp. 96. (In Russ.).
13. Rakhlin, K.M, Skripko, L.E. (1997) [Methodology of classification of costs of quality]. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. Vol. 3, pp. 49-51. (In Russ.).
14. Samogorodskaya M.I., Samogorodskaya S.A. (2016) [Features of the organization of accounting and assessment of costs for quality at engineering enterprises]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Technical University]. Vol. 12, No. 6, pp. 116-125. (In Russ.).
15. Taguti, G.M. (2003) [Optimal design as a technique of quality]. Metody menedzhmenta kachestva [Methods of quality management]. Vol. 9, pp. 27-35. (In Russ.).
16. Tanasheva, O.G., Poletavkin, A.I. (2009) [Improvement of organizational and methodical aspects of management of quality costs]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika [Economic analysis: theory and practice]. Vol. 22(151), pp. 28-36. (In Russ.).
17. Tuyakova, Z.S., Cheremushnikova, T.V. (2013) [Classification of costs of telecommunications companies for business processes]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg state University]. Vol. 8 (157), pp. 233-240. (In Russ.).
18. Feigenbaum, A. (1986) Kontrol' kachestva produktsii [Quality Control of products]. Moscow, Economics, 471 p.
19. Kharrington, Kh.Dzh. (1992) [Productivity and quality]. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. Vol. 6, pp. 33-35. (In Russ.).
20. Sharovatova, E.A. (2016) [Cost accounting model for managing a business process for product quality control]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet [International Accounting]. Vol. 16 (406), pp. 17-27. (In Russ.).
21. Shotmiller, Dzh. (2003) [Quality costs stimulate the continuous improvement processes]. Metody menedzhmenta kachestva [Methods of quality management]. Vol. 2, pp. 4-9. (In Russ.).
22. Stefan, Ya.G., Kuligina, S.V., Zimakova, L.A. (2018) [Estimation of quality costs in meat processing organizations introducing lean production]. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. Vol. 1, pp. 34-39. (In Engl.).
23. Juran, J.M. (2003) Architect of Quality. McGraw-Hill, 392 p.
Информация об авторах:
Зауреш Серккалиевна Туякова, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия e-mail: [email protected]
Татьяна Викторовна Черемушникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2019; принята в печать 29.10.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Zauresh Serkkalievna Tuyakova, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Orenburg State University, Orenburg, Russia e-mail: [email protected]
Tatyana Viktorovna Cheremushnikova, Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Department of accounting, analysis and audit, Orenburg State University, Orenburg, Russia e-mail: [email protected]
The paper was submitted: 21.08.2019. Accepted for publication: 29.10.2019. The authors have read and approved the final manuscript.