Организационно-экономический механизм управления качеством
продукции хлебопекарной промышленности
Ю.Е. Гупанова
Дальрыбвтуз, г. Владивосток
Центральное место в системах управления качеством занимает организационно-экономический механизм управления качеством продукции (ОЭМУК), который необходим для приведения в действие систем управления и с помощью своих элементов обеспечивает их надежное функционирование - планирование, контроль качества продукции, учет и анализ брака, дефектов. По своему содержанию ОЭМУК - совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, административно-правовых и других рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления для обеспечения надежного функционирования системы управления качеством.
В экономической литературе под механизмом понимается совокупность методов и средств воздействия на эко-
номические процессы, их регулирования [1]. Применительно к системному управлению качеством такой механизм рассматривают как совокупность организационных, экономических и правовых компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления [2]. Данный механизм должен обеспечивать анализ состояния качества и причин брака, дефектов, выработку эффективных целенаправленных управляющих воздействий на различные факторы, влияющие на качество, и осуществлять их реализацию в процессе управления. В соответствии с приведенным определением механизм управления качеством следует рассматривать в неразрывной связи с системой менеджмента качества, в которой дан-
Рис. 1. Схема организационно-экономического механизма управления качеством продукции
ный механизм будет служить центральным звеном. На рис. 1 приведена графическая модель ОЭМУК.
Из схемы видно, что центр данного механизма - орган управления качеством (ОУК), который осуществляет планирование, контроль, учет качества продукции и другие функции управления им, опираясь на принципы управления качеством, методы контроля и анализа качества на основе стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ИСО 9000) и другой нормативно-технической документации. Важнейшими элементами ОЭМУК являются экономические и правовые рычаги и стимулы, которые воздействуют на объект управления и обеспечивают систематический контроль, учет, анализ и соответствующее регулирование качества. Основу функционирования ОЭМУК составляет нацеленность системы управления на конечные результаты, приемку и сдачу готовой продукции на склад или непосредственно заказчику. Такой ОЭМУК обеспечивает надежное воздействие на систему управления -приведение ее в действие и обеспечение эффективного функционирования по достижению конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов.
Изучение теории и практики управления качеством продукции на зарубежных и отечественных предприятиях показывает, что в настоящее время наиболее эффективное управление качеством хлебобулочной продукции возможно путем практического создания систем управления качеством на основе их проектирования и разработки соответствующих методов управления и методологии формирования функций, организационной структуры и систем управления в целом.
Исследования показывают, что проектирование и создание систем управления качеством целесообразно осуществлять в 5 этапов:
• анализ достигнутого уровня качества продукции и управления им;
• определение целей и задач управления качеством;
• выявление функций управления и бизнес-процессов, посредством которых осуществляется управление качеством в соответствии с принципами процессного и системного подходов;
• проектирование систем управления качеством;
• формирование организационно-экономического механизма действия системы управления качеством.
Рассмотрим каждый из перечисленных этапов более подробно.
1. Анализ достигнутого уровня качества и управления им. Данный анализ необходим для определения состояния мероприятий по обеспечению требуемого уровня качества продукции и степени соответствия существующей системы управления качеством своему на-
значению. Анализ и объективная оценка фактического уровня качества и дефектности, а также эффективности принимаемых мер в этой области позволяет выявить проблемы в области обеспечения качества, если таковые имеются, и принять решение о необходимости создания системы управления качеством или совершенствовании действующей системы управления производством и качеством. Особое внимание при этом должно уделяться оценке достигнутого уровня качества на основе расчета уровня дефектности, установления размеров допущенного брака, его причин и характера, тенденций изменения и анализу факторов, влияющих на качество продукции, так как именно факторный анализ позволяет выявить слабые места в организации контроля и обеспечения качества продукции.
По результатам анализа достигнутого уровня качества и факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции на предприятиях Приморского края, нами было установлено, что в целом уровень дефектности в объеме реализации невелик, но при этом он не имеет однозначной тенденции к снижению (это видно из графика на рис. 2). Построенная линия тренда к графику потерь от брака указывает на снижение уровня потерь в динамике. Однако сама ломаная линия потерь носит скачкообразный характер.
Из всех факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, были выявлены следующие основные: уровень материально-технической базы, качество труда работников, уровень организации производства, качество сырья и уровень контроля качества. Исследования показали, что существуют определенные проблемы в этой области, а именно - необходимость повышения уровня прогрессивности материально-технической базы, улучшения технической готовности технологического оборудования, инструментов, повышения качества труда работников и более эффективного стимулирования их за высококачественное выполнение работ. Необходимо усиление контроля качества сырья, материалов, технологии, производства и обеспечение всестороннего контроля качества продукции на каждом этапе производственного процесса. Реализации указанных мер должно способствовать создание эффективной системы управления качеством.
2. Определение целей и задач управления качеством. Важное место при создании системы управления качеством занимает определение конкретных целей и задач управления качеством, так как от правильно выбранной цели зависит структура системы управления, ее эффективность и экономичность в процессе функционирования. Поэтому
выбор цели - важнейший этап создания системы управления качеством. В зависимости от оценки достигнутого уровня качества и поставленных целей по его повышению принимается решение о создании новой или совершенствованию имеющихся систем управления качеством, если уровень качества продукции относительно высок.
При этом сформулированные цели должны полностью соответствовать принятой стратегии предприятия и соответствующим ей стратегическим направлениям. Выделение стратегий развития производства на основе повышения качества продукции как целей системы управления качеством позволит увязать общую стратегию развития предприятия с целями управления качеством. В соответствии с таким подходом основная стратегическая цель управления качеством - повышение качества продукции на основе решения текущих задач - повышение качества сырья, материалов, качества труда работников, совершенствование контроля качества и учета потерь от брака, улучшение состояния материально-технической базы производства и т. д. Данная цель тесно взаимосвязана с целями инновационного развития и снижения издержек производства, так как без них невозможно достичь максимального качества в социально-экономическом смысле, поэтому данные цели также необходимо рассматривать при проектировании систем управления качеством. Указанный подход позволит увязать цели системы управления качеством с общей стратегией развития предприятия и тем самым будет способствовать более полной интеграции рассматриваемой системы в общую систему управления.
3. Выявление функций управления и бизнес-процессов, посредством которых осуществляется управление качеством. При проектировании систем управления необходимо прежде всего выявить функции, относящиеся к управлению качеством продукции, и установить их взаимосвязи с производственными функциями управления, бизнес-процессами. Это необходимо для определения границ систем управления качеством в общей системе управления производством, выявления необходимых связей с производственными системами для обеспечения единства процесса производства и управления качеством. От правильности выявления функций управления зависит реальность и эффективность выполнения задач, поставленных системой, так как ошибочное определение функций управления может привести к неправильному построению структуры системы управления и органов управления качеством.
Исследование функций управления качеством на отечественных и зару-
Период
Рис. 2. Динамика потерь от брака хлебобулочной продукции за 2001-2005 гг.
бежных предприятиях позволило выявить следующие основные функции управления качеством хлебобулочной продукции:
• планирование и стимулирование повышения качества;
• контроль качества;
• учет и анализ качества;
• оценка качества продукции;
• регулирование качества продукции.
Кроме выделения из общей системы управления производством функций, касающихся управления качеством, важное значение имеет идентификация бизнес-процессов, относящихся к системе управления качеством. Данный подэтап играет важную роль в реализации принципа процессного и системного подходов, в соответствии с которыми организация должна определить процессы, необходимые для создания ценностей, оценить их взаимосвязи, обеспечить управление ими. Выделение бизнес-процессов очень важно в управлении качеством, так как они обеспечивают взаимосвязь функций управления с этапами жизненного цикла продукции, а также способствуют созданию необходимых условий для осуществления эффективного управления качеством посредством приобщения к ним определенных функций управления производством. Данный подход обеспечивает комплексность охвата управлением всех стадий жизненного цикла продукции, а также дополнительных процессов и элементов, влияющих на качество выпускаемой продукции.
4. Проектирование систем управления качеством продукции. Проектирование систем управления качеством осуществляется на основе выявления функций управления качеством и определения структуры системы управления, ее внутренних и внешних связей и взаимодействия с другими системами.
Важно уточнить, что системы управления качеством обладают специфическими особенностями, которые отличают их от других систем управления, так как системы управления качеством создаются не для выполнения отдельных функций управления, а для решения комплекса задач, связанных с
выполнением контрольно-аналитических, социально-экономических, правовых и других функций управления качеством. Поэтому в управлении качеством важен комплексный подход, охватывающий не только функции управления качеством, но и межфункциональные проблемы, связанные с качеством технической документации, планированием, материальным и моральным стимулированием, правовым регулированием качества и т. д.
В связи с этим совершенствование управления качеством должно осуществляться по пути использования комплексных систем управления качеством продукции (КСУКП), функционирующим в соответствии с комплексными целевыми программами управления, составленными для решения определенных проблем. Такие системы призваны комплексно воздействовать на все элементы и факторы, влияющие на качество продукции, быть гибкими при перестройке для решения различных задач и устойчивыми к воздействию помех в управлении, обеспечивать тесную взаимосвязь требований к качеству продукции со всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия по достижению этих требований с использованием организационно-распорядительных, экономических, правовых и других методов управления [3, с. 74].
КСУКП должна обеспечивать тесную связь между функциями и объектами управления на всех этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления. На основе изложенного предлагается использовать следующую модель системы комплексного управления качеством хлебобулочной продукции, включающую все вышеперечисленные элементы (рис. 3).
Из данной схемы видно, что предлагаемая система управления качеством по своей структуре и выполняемым функциям соответствует принципам системного и процессного подходов и обеспечивает комплексность в вопросах обеспечения и совершенствования качества, так как предполагает учет и рассмотрение проблем качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. Также она охватывает все объекты управления - труд, средства и предметы труда, технологические процессы, что создает научную основу для рассмотрения проблемы по всем элементам, факторам и направлениям улучшения качества продукции.
Таким образом, представленная схема комплексного подхода к управлению качеством продукции обеспечивает тесную связь и взаимодействие всех элементов системы на всех уровнях управления и в комплексе охватывает все процессы и объекты управления качеством.
5. Формирование организационно-экономического механизма управления качеством. Для приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования системы управления качеством необходимо создать механизм действия этой системы, способный воплотить требования экономических законов и закономерностей развития качества в практику управления качеством продукции. На рис. 1 приведена схема ОЭМУК.
Основными элементами механизма управления качеством являются специфические принципы управления качеством, методы планирования и стимулирования повышения качества продукции, комплексные целевые программы и органы управления качеством, обеспечивающие использова-
ние экономических законов и закономерностей в практике управления качеством.
Основу действия механизма управления качеством составляет увязка целей и задач системы управления качеством с методами, средствами достижения целей и управленческими ресурсами, которые являются элементами механизма управления. Такая увязка достигается установлением связей и соответствия общей стратегии деятельности предприятия с системой и элементами механизма управления качеством. Взаимосвязь системы управления качеством и элементов механизма управления показана на рис. 4.
Из приведенной модели видно, что механизм управления качеством строится в соответствии с общей целевой стратегией управления и служит центральным звеном системы управления качеством. Он представляет собой совокупность принципов, методов, планово-экономических, административных, правовых рычагов и стимулов, с помощью которых можно решать вопросы, связанные с обеспечением требуемого уровня качества продукции, которые в сочетании с ценовыми факторами обеспечивают достижение высокой конкурентоспособности продукции. Кроме этого, представленная модель позволяет тесно увязать цели, задачи, средства достижения целей и ресурсы с требуемым управлением качеством продукции.
В качестве методологической базы системы и механизма управления качеством выступают научно-техническая документация, экономические законы, закономерности управления качеством, принципы, методы управления производственным процессом, а также административные, правовые и экономические рычаги управления и стимулы.
При этом принципы управления качеством - один из основополагающих элементов механизма и системы управления качеством. Для управления качеством хлебобулочной продукции представляется целесообразным руководствоваться закрепленными в стандартах ИСО серии 9000 специальными принципами управления качеством, среди которых наибольший интерес представляют принципы процессного и системного подходов, ориентации на потребителя, постоянного улучшения, вовлечения всего персонала в процесс управления, а также ответственности высшего руководства за управление качеством.
Кроме этого, применительно к управлению качеством хлебобулочной продукции нами были сформулированы специфические принципы управления, отражающие особенности управления в данной отрасли. Это прежде всего принцип минимизации стоимости жизненного цикла продукции, по-
Рис. 3. Принципиальная схема комплексного подхода к управлению качеством продукции
зволяющии увязать экономические интересы потребителя хлебобулочной продукции, обладающей неэластичным спросом, и ее производителя; принцип эффективности качества, предполагающий неразрывность качества и эффективности производства продукции; принцип единства количества и качества, отражающий взаимосвязь технической и экономической сторон качества; принципы экономического стимулирования, непрерывности контроля качества и соответствия качества продукции уровню материально-технической базы производства, обеспечивающие комплексный подход к управлению. Принцип надежности системы управления качеством позволяет обеспечить достижение синерге-тического эффекта системой управления на основе ее надежного, безотказного функционирования, тем самым гарантируя рост эффективности функционирования экономического механизма управления качеством.
Важнейшим элементом в составе механизма управления качеством является орган управления качеством продукции, которым может быть отдел технического контроля или отдел управления качеством, или другие службы управления качеством, которые призваны осуществлять весь комплекс мероприятий по управлению им. Структура служб управления качеством должна формироваться на основе выделения из общей системы управления
производством функций, присущих управлению качеством и нацеленных на достижение требуемого уровня качества с минимальными издержками, обусловливающими рост конкурентоспособности продукции, интеграции и взаимодействия этих функций.
Необходимо уточнить, что в изучаемой отрасли производства хлебобулочной продукции слабо осуществляется исследование функций управления производством и обособление функций, относящихся к управлению
качеством, что является существенным препятствием на пути создания эффективных систем управления качеством.
Для создания оптимальной структуры и обоснования численности службы управления качеством необходимо рациональное распределение и перераспределение функций по управлению качеством продукции между работниками технологических, производственных служб, отделов маркетинга, технического контроля, бухгалтерии и других структурных подразделений предприятия. Это обеспечит более эффективное управление качеством. В этой связи предлагается следующее закрепление выделенных ранее функций управления качеством за структурными подразделениями предприятия:
• планирование качества - служба качества, производственные цеха, участки, отделы снабжения, технологическая служба;
• контроль качества - производственные мастера, служба качества;
• учет и анализ качества, оценка качества продукции - служба качества, бухгалтерия, главный технолог;
• стимулирование и регулирование качества продукции - руководитель предприятия, начальники цехов, плановый отдел или отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.
Совокупность перечисленных функций и объем работ по ним определяют организационную структуру службы качества, ее взаимосвязь с другими структурными подразделениями. Исходя из этого, предлагается следующая структура органов управления качеством, приведенная на рис. 5.
Данная структура органов управления качеством предполагает выделение в составе службы качества четырех подразделений, которые обеспечивают выполнение основных функций управ-
Рис. 5. Структура органов управления качеством
Генеральная цель: повышение качества продукции
Цель 1
Цель 2
Цель 3
X
Цель 4
1.2
1.3
2.1
1.3.1
1.2.1
2.2
3.1
2.2.1
2.1.1
1.3.1.1
1.2.1.1
3.2
4.1
3.2.1
3.1.1
2.2.1.1
2.1.1.1
1.3.1.1.1 Ж.
4.2
4.3
4.2.1
4.1.
3.2.1.1
3.1.1.1
КР 1
2.2.1.1.1 ▼
Цель п 1 уровень (цели)
2 уровень(подцели)
3 уровень(задачи)
4.3.1
4.2.1.1
4.1.
КР 2
3.2.1.1.1 -
4.1.1.1.1 51
4.3.1.1 —
КР 3
X V ^
4.3.1.1.1 Щ
КР 4
4 уровень (средства достижения целей)
5 уровень (ресурсы)
6 уровень (конечные результаты)
Ключевой конечный результат Рис. 6. Фрагмент дерева целей: реструктуризация генеральной цели управления качеством
7 уровень (ключевой конечный результат)
Комплексная целевая программа повышения качества хлебобулочной продукции
№
цели Сроки
по Содержание Исполнители Финансирование
де- мероприятия по Примечание
реву управлению качеством начало оконча-
це- ние
лей
1 Обеспечение каче- 01.01.06 30.12.06 СК, ОМ Средства СК - служба
ства изготовления предприятия качества
продукции ОМ - отдел маркетинга
1.1 Повышение качества 01.01.06 30.12.06 ОССб ОССб - отдел
технической снабжения и
документации сбыта
1.1.1 Повышение качества 01.01.06 30.12.06 ОССб
сырья, материалов за
счет усиления вход-
ного контроля
качества
1.2 Улучшение подготовки и переподготовки кадров 01.03.06 30.06.06 ОК ОК - отдел кадров
1.2.1 Повышение культуры Постоянно Началь-
производства ники цехов
1.3 Повышение надеж- Постоянно ОГМ ОГМЭ - отдел
ности работы главного
оборудования механика
1.3.1 Повышение матери- Постоянно ПО, ОТиЗ ПО - плановый
ального и мораль- отдел,
ного стимулирования ОТиЗ - отдел тру-
повышения качества да и заработной
продукции платы
1.3.2 Правовое регулирова- Постоянно ОССб,
ние качества работ и юрист
качества поставки про-
дукции потребителю
1.4 Улучшение упаковки и Постоянно ОМ, цеха
расфасовки
продукции
ления качеством, а также предусматривает взаимосвязь указанных подразделений с другими подразделениями предприятия в соответствии с предложенным закреплением функций внутри предприятия. Это обеспечит комп-
лексный подход к управлению качеством на всех этапах производства и формированию соответствующего механизма управления.
Для реализации комплексного целевого подхода к управлению качеством
предлагается использовать комплексную целевую программу повышения качества хлебопекарной продукции, разработанную автором для Владивостокского хлебозавода № 1, в которой цели, задачи, средства их достижения и ресурсы тесно увязываются с помощью комплексных целевых программ и их инструментария - дерева целей (рис. 6).
На основе дерева целей разрабатывается комплексная целевая программа повышения качества продукции, являющаяся важнейшим звеном механизма управления качеством и определяющая основные мероприятия по обеспечению и улучшению качества, а также увязывающая эти мероприятия с исполнителями и имеющимися ресурсами.
Фрагмент комплексной целевой программы повышения качества хлебобулочной продукции приведен в таблице.
Планирование мероприятий по повышению качества с помощью комплексных целевых программ позволит увязать цели, задачи, функции управления с ресурсами и конечными результатами на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции, что будет способствовать росту эффективности функционирования механизма управления качеством.
Исходя из этого, организационно-экономический механизм является генезисом систем управления качеством, представляющим взаимосвязанную совокупность принципов управления качеством, организационных, правовых и экономических методов и рычагов управления и органа управления, которые во взаимодействии обеспечивают программирование действия системы менеджмента качества, реализацию комплексных целевых программ и планов повышения качества продукции. Этот механизм должен обеспечивать надежную настройку и функционирование КСУКП, а также систематический контроль, учет, оценку уровня качества работ и экономическое стимулирование персонала управления качеством. Дальнейшее совершенствование КСУКП необходимо осуществлять в тесной связи с требованиями стандартов ИСО 9000, конъюнктурой рынка и уровнем развития производственного, научно-технического и кадрового потенциала организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Мишин В.М. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Шевченко Д.К., Груздев В.В. Организация и управление качеством: Монография. - Владивосток: Дальрыб-втуз (ТУ), 1998.