Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм развития аграрного сектора'

Организационно-экономический механизм развития аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршуков Денис Викторович, Ходос Дмитрий Васильевич, Иванов Сергей Геннадьевич

В статье раскрываются основы институциональной среды сельского хозяйства, положения организационно-экономического механизма развития аграрного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паршуков Денис Викторович, Ходос Дмитрий Васильевич, Иванов Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic mechanism development of agricultural sector

The article describes the basics of the institutional environment of agriculture, the provisions of the organizational-economic mechanism development of the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм развития аграрного сектора»

УДК 338.43

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Паршуков Денис Викторович

к.э.н., профессор кафедры Международного права и менеджмента Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Ходос Дмитрий Васильевич д.э.н., профессор кафедры Международного права и менеджмента Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск

Аннотация: В статье раскрываются основы институциональной среды сельского хозяйства, положения организационно-экономического механизма развития аграрного сектора экономики.

Ключевые слова: институциональная среда; организационно-экономический механизм; сельское хозяйство.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM DEVELOPMENT OF

AGRICULTURAL SECTOR

Parshukov Denis

Ph.D., assistant professor of economics and agribusiness Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk Khodos Dmitry

Doctor of Economics , Professor of International Law and Management Krasnoyarsk State

Agrarian University Achinsk branch Russia , the city of Achinsk

Abstract: The article describes the basics of the institutional environment of agriculture, the provisions of the organizational-economic mechanism development of the agricultural sector.

Keywords: institutional environment; organizational-economic mechanism; agriculture.

Современная экономическая и политическая ситуация актуализируют вопросы обеспечения национальной безопасности России. Особое место занимают проблемы, связанные с

самообеспеченностью государства стратегически важными товарами и услугами, среди которых одно из приоритетных мест принадлежит продовольственной безопасности страны. Необходимость кардинальных и политически мотивированных шагов в данном направлении признается на всех уровнях власти. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применение отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» только упрочил мнение специалистов в необходимости скорейшего формирования механизмов устойчивого развития сельскохозяйственного производства, способных дать результат в краткосрочной перспективе.

Эффективность реализации данной цели зависит от итогов функционирования региональных аграрных комплексов каждого субъекта РФ. Региональные АПК имеют свои отличительные черты в контексте природно-климатических, территориальных, финансовых, материально-производственных и национальных условий развития регионов. Данное многообразие отличительных признаков определяет необходимость изучения и учета вопросов, связанных с институциональной средой сельского хозяйства и ее особенностями в разрезе формирования организационно-экономического механизма развития отрасли в региональном аспекте.

Обобщая авторские исследования [1, 3, 4], под организационно-экономическим механизмом развития сельского хозяйства будем понимать совокупность экономических (ценообразование, налогообложение, страхование, финансирование и т.д.) и административно-правовых (нормативно-правовые ограничения, пучок правомочий прав собственности, аграрная политика государства и т. д.) рычагов воздействия и форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие сельскохозяйственных отраслей и сельских территорий. Организационно-экономический механизм отражает действие рыночных законов хозяйствования, а также организационно-правовые основы взаимодействия субъектов рыночных отношений, включая государство.

Развитие сельскохозяйственного производства, через формирование организационно-экономического механизма, стимулируется или ограничивается стоимостью и доступностью основных ресурсов, а также институциональной средой и сложившейся в этой среде системой институтов, представляющих собой механизмы координации, мотивации и регулирования рационального поведения экономических агентов (рис. 1).

Рисунок 1 - Организационно-экономический механизм в модели формирования институциональной среды сельского хозяйства

Ввиду сказанного, институциональная среда - это упорядоченная совокупность формальных и неформальных правил, институтов, определяющих содержательные рамки экономического поведения и составляющая основу производству, обмена и распределения ресурсов. Если обратится к определению института, которое дает Д. Норт, как «правил игры», норм и механизмов их исполнения [2], то организационно-экономический механизм сам по себе является институтом и логично вписывается в модель формирования институциональной среды сельского хозяйства.

Ключевым моментом в формировании организационно-экономического механизма, по мнению авторов, должен стать отказ от попыток создания в сельском хозяйстве институтов, эффективных в условиях экономики западных стран. Так, на развитие института фермерства государством было потрачено более триллиона рублей, а удельный вес фермерских хозяйств в структуре сельскохозяйственной продукции на 2013 год составил 10,2 % и за три года вырос на 1,2 пункта. При этом в структуре посевных площадей на эти хозяйства приходится 23,8% землепользования. Для сравнения доля посевных площадей ЛПХ составляет 4,4%, а удельный вес в структуре сельскохозяйственной продукции 41,1%.

Данные значения показывает неэффективность подхода, при котором целесообразность внедрения института обосновывается путем сравнением с его западными аналогами. Институциональная среда хозяйствования страны складывается с учетом исторических особенностей ее развития. В отношении России следует учитывать ее многонациональность, а также культурные, этнические, территориальные особенности регионального развития. Обновление отдельных элементов в системе института, путем простого копирования и заимствования по западным образцам порождает институциональные ловушки, рост трансакционных издержек, размывание прав собственности.

В данном контексте, особенности формирования институциональной среды предопределяют и институциональные особенности формирования организационно-экономического механизма развития сельского хозяйства региона, которые, по мнению автора, целесообразно рассматривать в разрезе его содержательных элементов (табл. 1).

Таблица 1 - Институциональные особенности формирования организационно-экономического механизма развития сельского хозяйства региона_

Содержательные элементы организационно-экономического механизма Институциональные особенности формирования элементов

Экономические рычаги Непропорциональность распределения заемных средств по категориям хозяйств на макро- и микро- уровнях; Высокий уровень трансакционных издержек в сельском хозяйстве; Непрозрачность механизма субсидирования региональных АПК; Отсутствие краткосрочного инвестиционного эффекта; Низкий платежеспособный спрос сельского населения.

Административно-правовые рычаги Трансформация нормативной базы под действием условий ВТО; Размытость в спецификации прав собственности по вопросам земельных отношений и приватизации; Роль неформальных институтов в сельском обществе; Необходимость учета интересов личных подсобных хозяйств.

Формы организации взаимодействия и сотрудничества Различие в стимулах ведения производства хозяйствующих субъектов и государства; Зависимость эффективности внедрения института от соответствия его национальным ценностям; Рентоориентированное поведение региональных властей; Необходимость аграрного протекционизма государства.

Внутрихозяйственные механизмы в организациях Преобладание ООО и СПК в структуре организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций; Специфика организации оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях; Низкий уровень информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей; Преобладание «ручного» труда над автоматизированным в большинстве хозяйств.

По мнению авторов, каждая из представленных особенностей может являться предметом отельных научных исследований и изысканий, ввиду их важности, содержательной сложности и современной научной проработки. В данной работе, считаем целесообразным обозначить приоритетный перечень направлений, по которым должно происходить совершенствование отношение в сфере регионального аграрного производства:

1. Совершенствование земельного законодательства и развитие рынка земли для обеспечения четкой спецификации и защиты прав собственности.

2. Снижение асимметрии информации, путем становления и развития районных систем информационного консультирования сельхозтоваропроизводителей.

3. Развитие аграрного протекционизма как инструмента государственной политики, способного снизить конкурентоспособность импортной продукции за счет повышения эффективности отечественного производства.

4. Создание условий роста эффективности вертикальной интеграции сельскохозяйственных предприятий при ориентации их на внешние рынки.

5. Переход от «рентоориентированного» поведения региональных властей на «прибылиориентированое», посредством внедрения инновационных методов управления и технологий производства.

6. Совершенствование межрегиональных связей предприятий АПК.

Реализация данных направлений должна происходить посредством совершенствования, согласно рыночным законам и требованиям, существующих элементов организационно-экономического механизма функционирования аграрного производства, а также внедрения недостающих и перспективных составляющих, способных повысить уровень сотрудничества в отрасли. Развитие элементов организационно-экономического механизма должно быть направлено на решения основных институциональных проблем и противоречий аграрной сферы на региональном уровне.

Несмотря на то, что реформы в аграрной сфере длятся уже почти четверть века, институциональная среда отечественного сельского хозяйства, отвечающая рыночным требованиям, все еще проходить стадию становления. Причины этого лежать в отсутствии системности управления отраслью на начальных этапах и мультипликативном эффекте, который дали, в настоящее время, ошибки прошлых периодов. Современная действительность предъявляет жесткие требования к дальнейшим срокам их исправления, поскольку в условиях открытого рынка, вступления России в ВТО, ратификации соглашений о Таможенном союзе, зарубежные конкуренты будут только наращивать производственные мощности, пользуясь поддержкой своих правительств. Важно избежать ошибочных решений, поскольку времени на их исправления уже больше не будет.

Список используемой литературы:

1. Иванов, С.Г. Экономический механизм развития АПК региона/ Ходос Д.В., Дьяченко О.Г.// Вестник КрасГАУ. - №12. - 2013. - С. 24-28.

2. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М, 1997. - 286 с.

3. Паршуков, Д. В. Организационно-экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса Красноярского края/ Д. В. Паршуков, А. К. Шлепкин, А. Б. Карпов// Вестник Красноярского государственного аграрного университета. №5 - 2012. - С. 3437.

4. Ходос, Д.В. Экономический механизм развития сельскохозяйственного производства/Д.В. Ходос; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 234 с.

5. Указ Президента РФ N 560 «О применение отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 6 августа 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.