Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса Красноярского края'

Организационно-экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INNOVATIVE DEVELOPMENT / KRASNOYARSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршуков Д. В., Шлепкин А. К., Карпов А. Б.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования организационно-экономического механизма инновационного развития АПК Красноярского края. Определены отдельные недостатки его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паршуков Д. В., Шлепкин А. К., Карпов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KRASNOYARSK REGION

Theoretical fundamentals of the organizational and economic mechanism formation for the agrarian and industrial complex innovative development in Krasnoyarsk region are considered in the article. Separate disadvantages of its elements are determined.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса Красноярского края»

- предоставление заказчиком необходимого исполнителю кредитования на весь период выполнения

работ;

- гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.

Наиболее эффективной и распространенной в последние два десятилетия частной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное финансирование инновационных проектов, связанных с большим риском.

В заключение отметим, что как показывает анализ мировой практики, в условиях перехода на инновационный путь развития АПК созидательная и регулирующая роль государства, призванного обеспечить технологический прогресс общества, возрастает. Государство становится ключевым фактором, ответственным за выработку стратегии развития и создания механизмов ее реализации и финансового обеспечения, формирования новых схем инновационного прогресса с использованием финансовых институтов развития и частной инициативы в проектах ГЧП.

Литература

1. На пороге экономики знаний (мировая практика научно-инновационного развития) / ред. А.А. Дынкин,

АЛ Дагаев. - М.: ИМЭМО РАН, 2004. - С. 86, 90, 93-94.

2. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в

России и за рубежом. - 2007. - №4.

3. Источник ИА «Альянс Медиа»: www.allmedia.ru.

---------♦'-----------

УДК 334.012.64 Д.В. Паршуков, А.К. Шлепкин, А.Б. Карпов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В статье рассматриваются теоретические основы формирования организационноэкономического механизма инновационного развития АПК Красноярского края. Определены отдельные недостатки его элементов.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, организационно-экономический механизм, инновационное развитие, Красноярский край.

D.V. Parshukov, A.K. Shlepkin, A.B. Karpov ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KRASNOYARSK REGION

Theoretical fundamentals of the organizational and economic mechanism formation for the agrarian and industrial complex innovative development in Krasnoyarsk region are considered in the article. Separate disadvantages of its elements are determined.

Keywords: agrarian and industrial complex, organizational and economic mechanism, innovative development, Krasnoyarsk region.

Необходимым условием повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, увеличения технологического, кадрового, научного потенциала хозяйствующих субъектов АПК является формирование региональных и отраслевых инновационных систем с присущим им инфраструктурой, инструментами и механизмами. Основой целью обозначенных явлений должно являться развитие инновационной деятельности в регионах, а также частном бизнесе.

Первым этапом на пути к созданию инновационной инфраструктуры АПК, присущей рыночной экономике, должна являться организация экономического механизма инновационного развития, поскольку сложившиеся условия диктуют новые требования к его формированию, а существующие механизмы не позволяют получать ожидаемый экономический эффект.

Экономический механизм инновационного развития АПК - это совокупностью различных специфических форм, рычагов, способов, инструментов, взаимодействие которых обеспечивает развитие АПК за счет освоения научных разработок и внедрения их в производственный процесс.

Оптимальное сочетание элементов, входящих в состав организационно-экономического механизма инновационного развития АПК, обуславливает его основную цель: способность хозяйствующих субъектов к успешному внедрению инноваций, функционированию и развитию на основе реализации различных инновационных проектов.

Организационно-экономический механизм, по нашему мнению, должен состоять из четырех основных компонент: институциональной, инструментарной, методической и законодательной. В совокупности, посредством взаимодействия на всех уровнях и при полной интеграции, они конструируют организационноэкономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в регионе.

I. Основные институты, формирующие первый уровень организационно-экономического механизма инновационного развития АПК, можно разбить на четыре группы:

Первая группа - федеральные органы власти: исполнительные государственные органы и органы контроля.

Вторая группа - региональные органы: Министерство экономического развития и Министерство сельского хозяйства и продовольственной безопасности, Министерство инноваций и инвестиций в Красноярском крае.

Третья группа - государственные финансовые учреждения. Сюда следует отнести банки и кредитные учреждения, венчурные фонды, фонды содействия и развития аграрной науки и производства.

Четвертая группа - структурные подразделения инновационной инфраструктуры: инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры.

II. В качестве методического обеспечения выступают: методики оценка инновационного потенциала, методы управления инновационным потенциалом, системы оценки инновационности, рейтинги инновационной активности различных агентств.

III. В качестве правового обеспечения выступают нормативные и законодательные акты, регулирующие инновационную деятельность в регионе.

IV. Среди основных инструментов формирования организационно-экономического механизма управления инновационным потенциалом развития сельского хозяйства, выделяем следующие:

> государственная инновационная политика в АПК;

> целевые программы развития АПК региона: «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края» на 2012-2014 годы от 13.10.2011 № 585-п, «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае на 20132020 годы (проект)», «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края на 20122014 годы» и т.д.;

> гранты, конкурсы и экономические сельскохозяйственные форумы, КЭФ;

> налоговая система РФ и Красноярского края;

> системы мониторинга рынка инноваций аграрной науки и оценки инновационной активности организаций сельскохозяйственной отрасли.

Структура организационного экономического механизма представлена на рисунке.

Результаты исследований инновационной сферы АПК свидетельствуют о недостатке отдельных элементов организационно-экономического механизма инновационного развития АПК Красноярского края, что во многом обуславливает разбалансированность отраслевой инновационной системы. Так, нами были выделены следующие проблемы экономического механизма инновационного развития АПК:

36

Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом сельского хозяйства в Красноярском крае

Экономика

В институциональном разрезе:

• отсутствие в региональной структуре органов власти отдельного подразделения по курированию вопросов развития инновационных процессов в АПК, что влечет за собой низкий уровень реализации инновационных проектов;

• отсутствие должной системы экономического стимулирования инновационной деятельности и как следствие низкая мотивация сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• отсутствие сетей бизнес-ангелов и системы венчурного финансирования в АПК региона.

В разрезе используемых инструментов:

• необходимо формирование отраслевой инновационной политики, учитывающей приоритеты социально-экономического развития АПК Красноярского края;

• несоответствие управленческих технологий, применяемых в АПК современным стандартам и реалиям, что негативно сказывается на общей статистике внедрения инноваций;

• ограниченные возможности традиционных инструментов финансирования и инвестирования инновационной деятельности в сложившихся условиях отечественной аграрной экономики.

В разрезе нормативно-правового обеспечения:

• разработка и принятие пакета региональных документов на долгосрочный и среднесрочный периоды в инновационной сфере аграрной экономики (Стратегии инновационного развития АПК Красноярского края, Концепции инновационного развития АПК Красноярского края и т.д.).

В разрезе методического обеспечения:

• отсутствие методического обеспечения в целом, что значительно ограничивает возможности своевременного выявления проблем функционирования инновационной сферы.

Устранение данных недостатков и основных составляющих, а также их структуры должны являться первоочередными задачами региональных органов власти Красноярского края для инновационного развития АПК Красноярского края.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. №446.

2. Ксенофонтов, М.Ю. Возможные сценарии развития АПК России / Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2005. - №5. - С. 13-18.

3. Модели экономических взаимоотношений предприятий АПК в системе интегрированных формирований. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004.

--------♦'----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.