МАГОМЕДОВА С.Р., АЛКЛЫЧЕВ А.М.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В статье дан анализ различных форм, методов и механизмов поддержки государством аграрного сектора в условиях рыночной экономики, рассмотрены с разных позиций проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и разработаны предложения по совершенствованию механизма бюджетного финансирования, направленные на развитие сельскохозяйственного производства посредством применения поддерживающих текущее производство субсидий, направленных на долгосрочное развитие -развивающих субсидий. В рамках опосредованной поддержки сельхозтоваропроизводителей предлагается разработать стандарты доступности и качества общественных услуг в сельских территориях.
MAGOMEDOVA S. R, ALKLYCHEVA.M.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS
The paper analyzes the different forms, methods and mechanisms of state support for the agricultural sector in a market economy, considered from different points of view the problem of taxation of agricultural producers and proposals for improvement of the mechanism of the budget, funding for the development of agricultural production through the use of supporting current production subsidies to long-term development - developing subsidies. As part mediated — bath support agricultural producers are encouraged to develop standards of accessibility and quality of public services in rural areas.
Ключевые слова: бюджетная поддержка АПК, механизм поддержки государством аграрного сектора, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, стандарты доступности и качества общественных услуг в сельских территориях
Keywords: budget support agriculture, the mechanism of state support of the agricultural sector, the taxation of agricultural producers, standards, accessibility and quality of public services in rural areas
Анализ финансово-хозяйственной деятельности структур АПК Республики Дагестан (колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, кооперативы, перерабатывающие предприятия и так далее) показал, что эффективность форм хозяйствования полностью зависит от финансово-кредитной политики, проводимой в стране и в регионе.
Бюджетная поддержка АПК должна основываться на принципе финансовой самодостаточности отрасли. Необходимо от схемы цен-
трализованной ведомственной поддержки АПК перейти к территориально-целевому финансированию с организацией специальных фондов финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях. Источниками средств этих фондов должны стать налоговые и таможенные поступления от реализации продовольствия. Передача части средств непосредственно в регионы обеспечит более рациональное их использование. На сегодняшний день целесообразно сохранить выплаты дотаций на сельскохозяйственную продукцию из бюджетов субъектов РФ. Министерство финансов РФ при определении взаимоотношений в рамках консолидированного бюджета с субъектами РФ должно предусмотреть в их бюджетах необходимые средства для выплаты указанных дотаций [1].
В условиях несбалансированности бюджетов всех уровней и, следовательно, межбюджетных отношений особо остро стоит проблема налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предлагаются три возможных варианта решения этой проблемы. Во-первых, временно освободить аграрный сектор от обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные социальные фонды, то есть предоставить АПК так называемый «налоговый кредит». Увеличение производства сельскохозяйственной продукции за этот период компенсирует, связанное с указанной льготой, недопоступление средств в бюджет. Во-вторых, во избежание нерациональных встречных потоков финансовых ресурсов по схеме: налоги - федеральный бюджет - трансферты, сократить объемы налоговых платежей в федеральный бюджет на величину сумм, получаемых из федерального бюджета в виде дотаций, трансфертов, субвенций и другой помощи, которые зачастую сельскохозяйственные предприятия получают не вовремя, что, учитывая цикличный характер сельскохозяйственого производства, сказывается на конечном результате (убытке) труда сельскохозяйственного товаропроизводителя. В-третьих, предлагаем внедрить в виде эксперимента для сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан опыт Белгородской области по замене всех налогов единым продовольственным налогом (в среднем 173 кг. пшеницы с 1 га пашни).
Так как система формирования бюджетов административных районов не позволяет внедрить принцип самофинансирования, исключает возможность влияния органов местного самоуправления на планирование и исполнение доходной и расходных частей собственного бюджета и использования имеющихся средств, то указанные проблемы могут быть устранены введением упрощенной схемы взимания налога с сельхозтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Формы, методы и механизмы поддержки государством аграрного сектора в условиях рыночной экономики различны. Здесь могут иметь место: прямые бюджетные безвозвратные субсидии, возвратные ссуды, средства кредитных учреждений, налоговые льготы, субсидирование части кредитной ставки, развитие лизинга и т.д.
Бюджетный механизм - конкретное выражение бюджетной политики, отражающей нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
На наш взгляд, механизм бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства должен строиться таким образом, чтобы способствовать реальному укреплению экономики и формированию условий для последующего развития и экономического роста сельскохозяйственных товаропроизводителей, согласно выбранных приоритетов аграрной политики.
В связи с этим, нами разработаны предложения по совершенствованию механизма бюджетного финансирования (рис. 1), направленные не только на поддержку, но и на развитие сельскохозяйственного производства.
Механизм возмещения затрат
Инвестиционный механизм
Механизм финансирования социальных мероприятий
Поддерживающие субсидии
Субсидии на продукцию
Компенсация затрат
Продукция животноводства, племенное дело
Удобрение, техника, комбикорма, элитное семеноводство, энергоносители, платежи за регистрационные действия
Разви- Компенса-
вающие ция части
субсидии расходов
по оплате % по кре-
дитам,
Кредитные техниче-
субсидии ское пере-
вооружение произ-
водствен-
ных объ-
ектов
Общие
С/х наука,
расходы
4— содержа-
ние бюд-
жетных
учрежде-
ний
Социальные дотации
Отопление жилья в сельской местности
Рис. 1. Механизм бюджетного финансирования сельского хозяйства1 Предлагаемый механизм бюджетного финансирования предполагает применение поддерживающих текущее производство субсидий и направленных на долгосрочное развитие - развивающих субсидий.
Развивающие государственные субсидии предлагается выделять на компенсацию части расходов по оплате процентов по кредитам, полученным на инвестиционные цели, на компенсацию части расходов по приобретенной
1 Разработано автором
сельскохозяйственной технике, техническое перевооружение и ремонт объектов животноводства произведенным за счет собственных средств, приобретение племенного скота, лизинг сельскохозяйственной техники и другие цели, отвечающие целям эффективного развития организации.
Предлагаемая схема бюджетного финансирования имеет ряд преимуществ: система прямых выплат в виде дотаций, субсидий наилучшим образом способствует росту объема производства; субсидии остаются единственным реальным рычагом регулирования механизма возмещения затрат, другие элементы либо отсутствуют совсем (гарантированные цены), либо носят формальный характер из-за регулярного недофинансирования (компенсации затрат из федерального бюджета); субсидии носят безвозвратный характер, что необходимо в силу спецификации сельскохозяйственного производства; государственное воздействие при помощи развивающих субсидий служит побуждающим рычагом к преобразованию в системе ведения хозяйства, так как для получения развивающих субсидий организация должна быть кредитоспособной и рентабельной.
На сегодняшний день, несмотря на оказываемую государством помощь в развитии АПК в различных формах, аграрный сектор страны в целом и, в частности, Республики Дагестан продолжает оставаться отсталой и низкорентабельной отраслью. Аграрный сектор и на сегодня не позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. Около половины продовольствия, потребляемого населением страны, завозится в Россию по импорту.
Эффективно работающих предприятий АПК в республике еще мало, различные МУПы и ГУПы в АПК в основном работают убыточно. Основные средства имеют большой моральный и физический износ, который доходит до 75 %. Аграрный сектор из-за отсутствия средств не имеет возможности обновлять материально-техническую базу, приобретать тракторы, комбайны, автотранспорт и другую технику.
В целом, применительно к агропромышленному комплексу используются следующие формы государственного регулирования.
Налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.
Денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия.
Бюджетная политика - государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольствен-
ных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг.
Ценовая политика, которая осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий - монополистов и параметров, определяющих величину цен. В сельском хозяйстве применяют механизм гарантированных цен, устанавливаемых органами власти на уровне, обеспечивающем хозяйствам минимальную рентабельность производства и получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, пороговых (защитных) цен, если цены на внутреннем рынке существенно выше импортных, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, мониторинга паритета цен и улучшения их соотношения, закупочных и товарных интервенций, дифференциации транспортных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения.
Дотации из бюджета - это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых, например, дотации к ценам на продукты питания для снижения расходов потребителей.
Поддержка сфер образования, здравоохранения, охрана окружающей среды, социальная политика - поддержка научных исследований по тематике, представляющей интерес для агробизнеса, содействие развитию социальной сферы села (регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда, меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям, страхование жизни и здоровья селян), меры по защите природы.
К мерам государственной поддержки относится и государственный заказ, когда государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции. Механизм ограничений и запретов определенных видов экономической деятельности, государственное лицензирование и регистрация также относятся к методам государственной поддержки.
Большую помощь аграрному сектору оказывает возмещение из бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам сроком на 3-5 лет. Основным государственным агентом реализации кредитной политики в АПК выступает с 2001 г. ОАО "Россельхозбанк", которое по объемам кредитных ресурсов занимает в России 2-е место после Сбербанка России. ОАО "Россельхозбанк" имеет свои филиалы почти во всех субъектах России, а в субъектах - сеть своих офисов.
С 2008 г. Правительство РФ начало проводить зерновые интервенции, что представляет особый вид механизма регулирования зернового рынка,
цен на зерно и стимулирования его воспроизводства. Эта интервенция проводится Россельхозбанком. Главное здесь - закупка зерна с целью сокращения свободных ресурсов, создания определенных запасов зерна, чтобы спекулянты - перекупщики на этих операциях - не зарабатывали огромные барыши. Государство зерно закупает, чтобы потом обеспечить потребности страны по умеренным ценам. Россельхозбанк выступает как гарант по закупкам произведенного зерна по доступным ценам. Подобная интервенция способствует снижению цен на зерно, соответственно, в конечном итоге снижению цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Также товаропроизводители своевременно будут получать деньги за проданное государству зерно.
Кроме того, в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" субсидии выделяются на поддержку элитного семеноводства, производство льна, на завоз семян в северные регионы страны, на дизтопливо, на лизинговую программу.
Большая роль в поддержке аграрного сектора принадлежит республиканскому бюджету: деньги выделяются на развитие виноградарства и овцеводства, на возмещение кредитных ставок для развития малых форм хозяйствования на селе. Кроме них, по федеральным целевым программам выделяются средства на социальное развитие села (на улучшение жилищных условий, обеспечение доступным жильем молодых специалистов и семей).
Ученые-аграрники, специалисты агропроизводства, многие депутаты различных уровней работают над проблемами совершенствования мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Научные исследования показывают, что еще не в полной мере используются возможности всех трех форм государственной поддержки сельского хозяйства.
Так, например, касаясь прямой формы государственной поддержки, считаем необходимым предоставление кредитным кооперативам государственной помощи путем пополнения их уставных фондов, как это было сделано правительством в отношении «Росагролизинга» и Россельхозбанка. Назрела необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности, которая, кстати сказать, предусматривала бы оформление прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также на участки по ЛПХ и КФХ за счет средств федерального бюджета.
В рамках опосредованной поддержки сельхозтоваропроизводителей следует разработать стандарты доступности и качества общественных услуг в сельских территориях. Необходимо совершенствовать механизмы сельской политики, внести поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью разбивки социально-инфраструктурных расходов на сельскую местность.
Требуют совершенствования и другие элементы организационно-экономического механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Литература
1. Сёмин А.Н., Аглоткова С.В., Селиванова Г.П. Механизм государственного регулирования и методы поддержки агропроизводства: вопросы теории и практики. Екатеринбург:Уральское издательство, 2010. с. 20
2. Курбанов К.К. АПК в системе социально-экономического развития аграр-но-индустриального региона // Региональные проблемы преобразования экономики, №2, 2010, С. 125
3. Гордеев А.В. Сельское хозяйство : итоги, проблемы, перспективы// Аграрная экономическая политика. 2006г. - №3 - С. 4-5