ESTIMATION OF THE MANAGEMENT EFFICIENCY IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF NIZHNY NOVGOROD REGION
L. N. Matveeva, the teacher of the chair «Economics and Statistics» NGIEI
Annotation. In article analysis of working hours and supplying of rural organizations of Nizhniy Novgorod area by human resources is conducted. For the common evaluation of the management efficiency generalizing ratings were analyzed, and as well the ratings of output of managerial labour.
The key words: human resources, working hours, productivity, management efficiency.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
О. А. Фролова,к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ
С. Ю. Васильева,аспирант кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ
Аннотация.В статье рассматривается механизм государственной поддержки сельского хозяйства, описываются основные принципы формирования и формы государственной поддержки развития сельского хозяйства.
Ключевые слова:сельское хозяйство,государственное регулирование, государственная поддержка, механизм государственной поддержки, принципы формирования и формы государственной поддержки.
Государство всегда оказывает то или иное влияние на сельское хозяйство. Государственная поддержка - это неотъемлемая часть государственного регулирования.
В литературе обычно отождествляются такие понятия, как «государственное регулирование», «финансовая поддержка», «государственное экономическое регулирование», «система бюджетной поддержки», «государственная помощь отрасли» и другие, хотя эти
термины означают не одно и то же. Многие авторы сводят систему государственной поддержки только к финансовой и бюджетной поддержке. Также нельзя согласиться с мнением, что господдержка- это совокупность различных рычагов и инструментов финансирования из государственного бюджета. Кроме бюджетных и финансовых выплат государство может осуществлять различные организационно-экономические мероприятия с целью создания благоприятных условий для функционирования отечественных товаропроизводителей. Это реструктуризация долгов, налоговые льготы и другие [5, с.74].
Причины, по которым государственная поддержка становится объективно необходимой, известны - это и специфика и уникальность отрасли сельского хозяйства (зависимость от природных факторов, работа с биологическими объектами и пр.), в силу которых рыночные механизмы хозяйствования не могут функционировать с той же полнотой и эффективностью, как в других секторах экономики; это и разрушение отечественного сельхозпроизводства за годы современных аграрных реформ и утрата страной продовольственной независимости. Из отрасли через систему цен ежегодно изымается 8-10 % валовой или 18-20 % товарной продукции. «Невидимое» изъятие дохода и диспаритет цен стали реальной угрозой существованию аграрной экономики.
При декларируемых льготном налогообложении сельскохозяйственных организаций и растущих размерах господдержки объем налоговых поступлений от сельхозтоваропроизводителей на рубль субсидий остается в пределах 0,89-1,08 руб., что значительно снижает эффективность бюджетной поддержки. Ее уровень не идет ни в какое сравнение с Евросоюзом, где поддержка сельхозтоваропроизводителей составляет 36 евроцентов на 1 евро произведенной продукции (у нас в России 7,2 коп. на 1 руб.).
Отрасль характеризуется низкой доходностью. Например, в 2008 г. прибыль в среднем на одну сельскохозяйственную организацию составила немногим более четырех миллионов рублей. Располагая такими средствами, практически невозможно достичь экономического роста.
Россия теряет обжитые сельские территории. Социальнотрудовая сфера села до сих пор не может оправиться от охватившего ее кризиса. Вот почему нужна новая парадигма с более совершенным механизмом государственной поддержки аграрного сектора экономики.
Рассмотрим механизм государственной поддержки, который действует в настоящее время.
Организационно-экономический механизм государственной поддержки, как важнейшая подсистема единой системы государственного регулирования АПК в новой экономике, должен формироваться с соблюдением следующих принципов:
• достаточность выделяемых бюджетных средств и строгое выполнение запланированных показателей бюджетного финансирования;
• своевременность оказания поддержки и содействия в решении неотложных проблем развития аграрного сектора;
• упреждающий характер мер поддержки, предотвращающий дестабилизацию аграрного рынка;
• целевой характер государственной поддержки, приоритетность в распределении бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку аграрного сектора экономики;
• адресность госбюджетной поддержки;
• доступность государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей из различных хозяйственных укладов;
• гласность при планировании размеров поддержки, распределении бюджетных средств, их использовании, учете и контроле;
• гибкость поддержки, то есть учет и своевременное реагирование на изменения ситуации на агропродовольственном рынке;
• учет региональных особенностей при формировании единого рыночного пространства страны, а также при софинансировании целевых программ;
• прозрачность механизмов оказания поддержки как с точки зрения движения бюджетных средств, так и сточки зрения критериев ее оказания;
• контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки [1, с.5].
Механизм поддержки должен сочетать в себе различные формы ее обеспечения - прямую (субсидирование), косвенную (льготное налогообложение и др.) и опосредованную (впрямую не связанную с аграрным производством) государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Г армоничное сочетание этих форм поддержки придает механизму дополнительную устойчивость и эффективность [1, с.7].
Формы государственной поддержки аграрного сектора экономики должны создавать благоприятные организационно-экономические условия функционирования отечественных товаропроизводителей, в том числе условия для эффективного использования выделяе-
мых бюджетных, кредитных и других финансовых средств, так как убыточное состояние многих сельскохозяйственных организаций не позволяет им воспользоваться средствами бюджетной поддержки.
Государственная поддержка рассматривается нами по трем основным формам: прямая (прямые бюджетные выплаты); косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер); опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую напрямую не связанные с аграрным сектором экономики).
Многообразие ее форм способствовало созданию многоканальной системы государственной поддержки отрасли. Так, на федеральном уровне можно выделить форму прямой бюджетной поддержки, вбирающей в себя предоставление субсидий на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий и организаций АПК; предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельхозкультур; субсидии на затраты капитального характера и др.
Форма косвенной поддержки заключается в осуществлении закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд, регулировании производственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном, защите экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК и др.
Форма опосредованной поддержки на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей. Они включают в себя меры по: реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов; созданию специального налогового режима; поддержке аграрной науки; пополнению за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк»; реализации федеральных программ и общенациональных проектов [4, с.38].
Формы поддержки характеризуются различными видами. Так, например, только в субъектах Уральского федерального округа насчитывается от 10 до 20 различных видов господдержки сельхозтоваропроизводителей. Зачастую трудно выделить приоритетные направления государственной поддержки, оценить что эффективнее - выделять средства на организацию регионального агролизинга или выплачивать «технические субсидии» сельхозтоваропроизводителям? Мно-
гие субъекты хозяйствования ратуют за прямую господдержку и считают ее самой главной и эффективной. Финансово благополучные хозяйства выступают за меры организационно-экономического характера (проведение закупочных и товарных интервенций, регулирование цен и тарифов, установление льгот и специальных ограничений и тому подобное) [5, с.38-39].
Организационно-экономические механизмы, функционирующие в регионах, постоянно совершенствуются и модернизируются.
В странах с рыночной экономикой на поддержку сельского хозяйства выделяется значительная часть бюджетных средств. В последние годы наблюдается тенденция к росту государственной поддержки.
Темпы роста и размеры государственной поддержки в значительной степени определяются бюджетом субъектов Российской Федерации.
Различаются источники финансирования государственной поддержки сельского хозяйства по регионам. В дотационных субъектах Российской Федерации большая часть средств для поддержки отрасли поступает из федерального бюджета, а в субъектах-донорах - из областного. Так, в Тамбовской области из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства поступает 74 %, а из областного - 26 %, в Липецкой области - соответственно 39 и 61% [3, с.28].
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Государственная программа) в 2009 году вводится новый вид бюджетного финансирования - поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации (далее -региональные программы).
Основная особенность новой формы поддержки, отличающая ее от всех других форм, установленных в Государственной программе, - наличие отбора. Субсидии получают те региональные программы, которые пройдут отбор [2, с.6].
Государственная поддержка АПК в настоящее время осуществляется в следующих основных формах:
• бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;
• льготное кредитование предприятий АПК;
• лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств;
• государственные закупки сельхозпродукции и продовольствия;
• поддержка страхования урожая сельскохозяйственных
культур;
• льготы по налогам;
• реструктуризация задолженности сельхозпредприятий перед бюджетом;
• финансирование инвестиционной деятельности;
• поддержка аграрной науки [5, с. 86-87].
С 1993 г. в федеральном бюджете стали предусматриваться ассигнования на государственную поддержку страхования урожая сельскохозяйственных культур в виде уплаты за счет средств федерального бюджета части страховых взносов. Предусмотренные на эти цели средства федерального бюджета выделялись несвоевременно, не в полном объеме и не обеспечивали потребность в них [5, с.91].
В настоящее время большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно мелких и средних, вынуждена обходиться без страховой защиты. Обычно хозяйства прибегают к страхованию только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись при решении других стоящих перед ними задач [5, с.92].
Если говорить по существу, механизм государственной поддержки - сложная подсистема государственного регулирования развития сельского хозяйства. Формы и методы господдержки ещё недостаточно изучены учеными и специалистами в области аграрной экономики. Однако форма опосредованной поддержки - менее исследованная форма государственной поддержки развития сельского хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сёмин, А. Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных / А. Н. Сёмин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009. - № 11. - С. 5-7.
2. Колошина, Л. А. Федеральная поддержка региональных программ развития сельского хозяйства / Л. А. Колошина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009. - № 2. - С. 6.
3. Минаков, И. А. Эффективность и особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона / И. А. Минаков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 8. - С. 28.
4. Михайлюк, О. Н. Формы государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК / О. Н. Михайлюк // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 7. -С. 36-39.
5. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. - М.: Восход-А, 2008. - 224 с.
FORMS OF STATE SUPPORT OF THE AGRICULTURAL SECTOR
O. A. Frolova, candidate of economical science, associate professor of the chair «Accounting, analysis and audit» NGIEI
S. U. Vasilyeva, postgraduate of the chair «Economics and Statistics» NGIEI
Annotation. The article considers the mechanism of state support of the agricultural sector, major principles of formation and forms of state support and development of agricultural sector.
Key words/agricultural sector, state regulation, state support, mechanism of the state support, principles of formation and forms of state support and development of agricultural sector.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОВОГО РЫНКА
С. А. Суслов к.э.н., доцент кафедры «Экономика и статистика» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
Аннотация.В статье рассмотрена значимость зернового производства для экономики страны, выявлены некоторые негативные тенденции, происходящие в зерновой отрасли, а также предложены основные направления повышения эффективности зернового рынка на основе развития инфраструктуры.
Ключевые слова/продовольственная безопасность, зерновой рынок, производственная и рыночная инфраструктура.
Решение продовольственной проблемы в Российской Федерации в первую очередь зависит от эффективности функционирования зернового производства, уровень развития которого во многом опре-