Экономика и образование
АБУБАКАРОВА К. М.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основной задачей государства в системе среднего специального образования является повышение эффективности государственного регулирования. Теоретической основой государственного регулирования выступает модель «социального государства», она опирается на предположение, что государство - единственный институт современного общества, способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. В статье приводится сравнительный анализ рынка образовательных услуг Российской Федерации и Республики Дагестан.
АВиБАКАЮУА К. М.
ORGANIZATIONAL NO - ECONOMIC PROBLEMS OF GOVERNMENT CONTROL OF THE SYSTEM OF THE SECONDARY SPECIAL EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION
The basic task of the state in the system of the secondary special education is an increase of efficiency of government control. The model of the «social state», comes forward theoretical basis of government control it leans against supposition, that the state - the unique institute of modern society is able to come forward a mediator between classes and to operate in accordance with public interests. A comparative market of educational services of Russian Federation and Republic Dagestan analysis is presented in the article.
Ключевые слова: система среднего специального образования, организация государственного регулирования, сравнительный анализ, рынок образовательных услуг.
Keywords: system of the secondary special education, organization of government control, comparative analysis, market of educational services.
Переход на рыночные формы хозяйствования во многом изменил методы и способы государственного регулирования системы среднего профессионального образования как в общем по России, так и по его регионам, но не перестал контролировать данную сферу общественной жизни.
В настоящее время государственное регулирование сферы образования осуществляется посредством принятия основополагающих документов по -следнего времени - Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Концепции модер-
низации российского образования, которые определяют государственную политику в части направлений развития и модернизации системы профессионального образования в целом, в том числе системы среднего профессионального образования.
Среднее специальное образование как важнейшая социальная ценность требует равного доступа к нему всех членов общества независимо от их платежеспособности, диктует необходимость соблюдения принципа социальной справедливости, гарантий равенства социальных образовательных прав. Социальное равенство людей в получении образовательных услуг обеспечивается путем создания соответствующих социально - экономических условий, где государство играет не последнюю роль. Интегрально роль государства в регулировании сферы образования может быть охарактеризована отношением расходов государственного бюджета к валовому национальному продукту [1].
Теоретической основой государственного регулирования сферы профессионального образования выступает модель «социального государства», которая получила свое широкое распространение в промышленных странах с рыночной экономикой во второй половине ХХ века. Эта модель опирается на предположение, что государство - единственный институт современного общества, способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. В настоящее время большинством демократических государств конституционально закреплено право каждого гражданина на получение бесплатного образования. Установление социальных гарантий государства в сфере среднего специального образования, по сути, означает государственное вмешательство в сферу образования, когда государство становится непосредственным участником (производителем) рынка образовательных услуг. А частный сектор, как известно, способен удовлетворить индивидуальные потребности, обеспечивать высокое качество услуг, для него характерна гибкая система управления и конкуренции. Поэтому с этой точки зрения государственное вмешательство ограничивает частную инициативу и подавляет стимулы в конкурентной борьбе производителей образовательных услуг.
Действия государства должны быть направлены на коррекцию индивидуальных предпочтений, связанных с недостатком средств людей для потребления такого важного для общества и стратегически полезного для индивида благ, как образование [5]. Также необходимость государственного регулирования сферы образовательных услуг вызвана наличием недостатков рынка в сфере образования (несовершенство информации, монополизм, общественное благо).
Таким образом, необходимость государственного регулирования рынка образовательных услуг трактуется несостоятельностью рынка с позиций не -способности потребителей оценить и профинансировать профессиональное обучение.
Далее проведем сравнительное исследование рынка образовательных услуг системы среднего профессионального образования Российской Федерации и Республики Дагестан.
Формирование рыночной экономики в России, способствующее расширению производственных функций специалистов среднего звена, обусловило развитие сети средних специальных учебных заведений. Расширилась филиальная сеть средних специальных учебных заведений, стали создаваться негосударственные учебные заведения системы среднего профессионального образования (СПО).
За период 1990 - 2008 года в России в системе подготовки специалистов среднего звена создано всего порядка 196 средних специальных учебных заведений, в которых на начало 2008 - 2009 года обучалось 2408 тыс. чел. А в Республике Дагестан (РД) число специальных учебных заведений за тот же период сократилось (с 28 на 27), на начало 2008 - 2009 года обучалось 24,6 тыс. чел. [7]. В то же время в глазах общественности заметно снизился престиж диплома среднего профессионального образования. Поступление в техникум (колледж) сегодня нередко рассматривается как «вынужденная мера» при неудачной попытке зачисления в вуз и ограниченных финансовых возможностях либо как «промежуточный» этап для приобретения высшего образования.
В течение ряда лет конкурс при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования в Республике Дагестан по всем формам обучения не превышает 1,53 человека на место (в высшей школе 2,2 чел.). При этом если в 2000 году конкурс на очную форму обучения со -ставил 1,82 человека на место, то в 2008 году конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения на бюджетной основе составил 1,75 человека на место [2].
Необходимость проведения исследований в разрезе отдельных уровней системы образования, в частности системы СПО, вызвана искаженным представлением современной общественности о месте и роли системы среднего профессионального образования как в системе современного образования, так и в социально - экономическом развитии общества в целом. Основной целью проводимого исследования является анализ основных параметров современного состояния рынка образовательных услуг и выявление факторов, определяющих конкурентоспособность системы среднего профессионального образования на современном рынке образовательных услуг. Достижение данной цели предполагает решения ряда задач:
❖ анализ уровня конкуренции на рынке образовательных услуг и со -стояние главных конкурентов;
❖ анализ поведения основных потребителей образовательных услуг;
❖ оценка ситуации на рынке труда и положение специалистов среднего звена в данной ситуации;
❖ выявление основных факторов, влияющих на выбор индивида при вступлении в систему профессионального образования.
Базой для проведения исследования выступают учебные заведения системы профессионального образования Российской Федерации (РФ), а также предприятия (организации и учреждения), действующие на территории Российской Федерации).
Основной особенностью функционирования системы среднего профессионального образования в рыночном пространстве является то, что, осуще -ствляя производство «молодых» специалистов, учебное заведение (и система в целом) работает одновременно на двух рынках: образовательных услуг и рынке труда. Такая двойственная позиция обуславливает существующую множественность факторов, влияющих на деятельность и развитие системы образования.
Под воздействием экономических, научно - технических, социокультурных и других внешних факторов формируется структура подготовки специалистов, содержание и методы получения профессионального образования. Политическая система в стране оказывает влияние на существующий в сфере образования организационно - экономический механизм.
На состояние и тенденции развития системы СПО особенно сильно влияет ее непосредственное окружение (микросреда), к которому относятся потребители, конкуренты, поставщики. Основным фактором внешней среды является поведение потребителей - индивида.
В качестве потенциальных индивидуальных потребителей СПО могут выступать:
❖ выпускники образовательных школ (9 и 11 классов);
❖ выпускники учебных заведений начального профессионального образования;
❖ работающее в разных сферах население, выходящее на рынок образовательных услуг с целью повышения квалификации по своей спе -циальности или переквалификации в другую специальность.
Анализ структуры студентов средних специальных учебных заведений показал, что 80 % всего контингента учащихся средних специальных учебных заведений составляют вчерашние выпускники общеобразовательных школ (рис. 1).
□ 9 кл. 25%
□ 11 кл. 54%
□ ПК 17%
□ НПО 4%
Рис. 1. Структура контингента учащихся средних специальных учебных заведений РФ в 2008г.
Относительная «пассивность» к получению профессионального образования среди занятого населения вызвана наличием у большинства из них
(72%) соответствующей профессиональной подготовки. А достаточно редкая периодичность повышения квалификации подавляющего большинства категорий персонала приводит к тому, что в настоящее время спрос на услуги дополнительного профессионального образования не имеет столь крупных объемов.
Вступая на рынок образовательных услуг, индивид отдает предпочтение, во-первых, той или иной системе профессионального образования , во-вторых, конкретному образовательному учреждению.
Выступая определенным сегментом рынка образовательных услуг, система СПО представляет собой совокупность производителей «молодых специалистов» среднего звена, конкурирующих между собой в предоставлении однородных образовательных услуг. В связи с этим объектом конкуренции, возникающей внутри системы СПО, является услуга или товарный комплекс услуг (спектр и уровень качества предоставляемых услуг, формы, методы, приемы обучения), который предоставляет образовательное учреждение. Оценка рейтинга образовательного учреждения предполагает проведение глубокого анализа, выходящего за рамки нашего исследования.
При рассмотрении системы СПО как отдельного производителя образовательных услуг, реализующего однородные услуги (образовательные программы среднего профессионального образования), конкуренция развивается между уровнями профессионального образования. В сложившихся условиях конкуренции доля рынка системы СПО составляет 26% (рис. 2).
□ НПО 15%
□ СПО 26%
□ ВПО 59%
Рис. 2. Распределение учащихся по уровням системы профессионального образования РФ в 2008г.
Основные факторы, влияющие на решение клиента при выборе системы (уровня) получения образования, можно объединить в 2 группы:
❖ факторы, определяющие конкуренцию на самом рынке образовательных услуг. Они характеризуют сложившиеся условия при входе (поступлении) в ту или иную систему образования и сам процесс обучения. К ним относятся: стоимость обучения, критерии приема студентов, ассортимент предоставляемых услуг, территориальное размещение образовательных учреждений, сроки обучения.
❖ факторы, определяющие конкуренцию приобретаемой квалификации, то есть факторы, характеризующие сложившиеся условия «на выходе» из системы образования. Конкурентоспособность квалификации определяют как социальные параметры, так и экономические, в число которых входит вероятность трудоустройства с приобретен-
ной квалификацией, перспективная должность, соответствующий уровень заработной платы.
Взаимодействие между системами начального и среднего профессионального образования можно определить, скорее, не как конкуренцию, а как «естественный отбор» индивидов, имеющих различные профессиональные установки (различные сегменты индивидуальных потребителей). Несколько на другом уровне развивается конкуренция между средним и высшим профессиональным образованием. Преимуществом системы СПО перед высшим образованием является также наличие разветвленной сети образовательных учреждений.
Современная система СПО представлена таким образом, что средние специальные учебные заведения размещаются не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах. Также следует отметить, что принятие решения о поступлении в техникум (колледж) существенно не меняет профильного направления выбранной специальности. С переходом на систему непрерывного образования спектр специальностей, реализуемых в средних специальных и высших учебных заведениях РФ, имеет практически идентичную профильную структуру.
Проанализированные факторы играют определенную роль для решения индивида при выборе системы профессионального образования, но решающее значение для индивида в этом вопросе имеет конечный результат предоставляемой услуги - приобретаемая квалификация (рабочий, специалист среднего звена, специалист высшего звена).
По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по России в целом, а также по Республике Дагестан ежегодно часть выпускников учебных заведений профессионального образования оказывается невостребованной экономикой. Сложившая сравнительно низкая конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда может быть вызвана различными факторами, имеющими как количественный, так и качественный характер. Молодежная безработица может быть спровоцирована сложившейся демографической ситуацией. Серьезная проблема с трудоустройством молодежи возникает тогда, когда прирост населения значительно опережает прирост занятости [4]. Большую роль при трудоустройстве играет наличие опыта работы на производстве, который по объективным причинам отсутствует у выпускников учебных заведений профессионального образования. По мнению ряда современных аналитиков и экономистов, причиной возникновения молодежной безработицы является несоответствие структуры выпускаемых специалистов и спроса на них.
Профессионально - квалифицированную структуру совокупного спро -са на рынке труда (Вшр) можно рассматривать как потребность производства в работниках определенного уровня образования и профессиональной подготовки, который можно представить в виде двух неконкурирующих рынков рабочей силы [3]:
❖ первичных (независимых и подчиненных) рабочих мест, которые занимают специалисты с высшим и средним специальным образова-
нием, управляющие и администраторы всех звеньев, высококвалифицированные рабочие (рынок труда специалистов); ❖ вторичных рабочих мест и групп рабочей силы, которые, как правило, не требуют специальной подготовки и высокой квалификации (рынок труда рабочих). В настоящее время емкость сегмента рабочих мест (рынок труда специалистов) на рынке труда составляет 38 % совокупного спроса на рабочую
силу. В свою очередь, объем предложения со стороны специалистов (£ 8с), включая выпускников образовательных учреждений средних специальных и высших учебных заведений, составляет 39,5 %, что на 1,5 % больше чем объем спроса (и = £Бс- £°с).
Существующий объемный дисбаланс вызывает ряд негативных тенденций на рынке труда. Это позволяет работодателям предъявлять завышенные требования к квалификации специалистов (высокая квалификация, образование, стаж, ограничение в возрасте), а также занижать уровень оплаты труда.
В условиях явного излишка на рынке труда специалистов с высшим образованием работодатели часто прибегают к замещению должностей специалистов среднего звена работниками более высокой квалификации. За последнее время в России и Республике Дагестан соотношение занятых специалистов, имеющих среднее и высшее специальное образование, претерпело значительные изменения (таблица 1).
Таблица 1.
Соотношение занятых специалистов с высшим и средним специальным образованием (К = среднее / высшее)
Территория 2000 2005 2006 2007 2008
Российская Федерация 1,6 1,3 1,3 1,4 -
Республика Дагестан 1,4 1,4 1,2 1,2 1,1
Таким образом, к 2008 году доля занятых специалистов среднего звена на рынке труда РФ составляла 35,7%, высшее образование - 28,0%, а в РД соответственно 34,3 %, высшее - 25,4 %.
Изменения квалификационной структуры занятого населения получили «зеркальное» отражение в структуре безработных. В настоящее время численность безработных, имеющих среднее профессиональное образование, в 2 раза превышает безработных, имеющих высшее образование. Тенденция к «замещению» отражается на выпускниках средних специальных учебных заведений, уровень безработицы среди которых почти в два раза превышает данный показатель среди выпускников вузов [6].
В Республике Дагестан напряженность на рынке труда специалистов возникает в результате переизбытка специалистов, имеющих экономические специальности (составляют 44 % от общего числа безработных специалистов
среднего звена), а также юридическое образование (7,4 %), специалисты в области социальной сферы (16 %).
Избыток специалистов на рынке труда позволяет работодателям отдельных отраслей и специальностей устанавливать более низкие цены на труд. А также стремление к заработку и высоким доходам: молодые люди не желают занимать свободные рабочие места, имеющие низкий уровень дохода.
В результате проведенного исследования было выявлено, что при выборе системы профессионального образования на решение индивида влияют две группы факторов:
❖ факторы, определяющие конкуренцию на самом рынке образовательных услуг. Они характеризуют сложившиеся условия при поступлении (входе) в ту или иную систему образования и сам процесс обучения (стоимость обучения, критерии приема студента, ассортимент предоставляемых услуг, сроки обучения);
❖ факторы, определяющие конкуренцию приобретаемой квалификации, то есть факторы, характеризующие сложившиеся условия «на выходе» из системы образования.
Анализ рынка образовательных услуг Российской Федерации и Республики Дагестан, с учетом выявленных факторов, показал, что система среднего специального образования имеет ряд преимуществ перед высшей школой в сфере организации и предоставления образовательных услуг. Однако современная ситуация на рынке труда провоцирует работодателей к «замещению» должностей специалистов среднего звена работниками высшей квалификации. В результате у выпускников средних специальных учебных заведений возникают трудности с последующим трудоустройством.
Таким образом, система среднего специального образования нуждается в повышении эффективности планирования в системе образования; обосновании объемов государственных средств, поступающих из бюджетов различных уровней; повышении социальной значимости системы СПО как результат достаточно высокого уровня трудоустройства молодых специалистов и создании условий для развития системы социального партнерства.
_Литература_
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г.//Собрание законодательства Российской Федерации.-1996. -№3.
2. Анисимов П.Ф. Состояние и динамика развития среднего профессионального образования // Интеграция образования. - 2008. - №2.
3. Асатуров А.К. Регулирование спроса и предложения на образовательные услуги профессиональной школы региона: экономические формы и методы. - Сочи, 2008.
4. Гаськов В.М. Управление профессиональным образованием. Учебное пособие для руководителей учреждений профессионального образования и
органов управления образованием / Пер. с англ. Н.Н. Петрова. - М.: ИР-ПО, 2009.
5. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2009.
6. Молотов Ю.И. Системное управление средних специальных учебных заведений. - Новосибирск: Наука, 2008.
7. Российский статистический ежегодник. Регионы России. Социально -экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2008г.