- совмещение модели и данных: событийный поток содержит полную информацию о системе (данные объектов и субъектов, бизнес-логику, структуру системы);
- достижение релятивности (относительность, условность) описания: любой объект существует только для указанного субъекта, описывается через множество событий;
- формализацию уровня описания: субъекты, различающие одинаковые объекты, приписываются к одному уровню, описание обладает целостностью на каждом уровне;
- согласование описаний на высшем уровне: все возможные модели (структурные, функциональные и пр.) редуцируются к общему для них потоку элементарных событий.
Итак, существующие концепции объектно-субъектного моделирования бизнес-процессов в СМК предприятий направлены на исследование конкретной предметной области, использование информации о состоянии объектов и субъектов управления на основе анализа событий, методов воздействия с учетом пространственной и темпоральной сложности объектов, ориентированных на развитие системы менеджмента качества.
1. Долгий В.И., Верещагина Л.С., Верещагин С.Н. К вопросу об оценке результативности и эффективности СМК
промышленных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 51-55.
2. Кублин И.М., Ханин В.М., Тинякова В.И. О применении аппарата нечетких множеств для оценки экономической эффективности затрат на улучшение качества выпускаемой продукции // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5.
3. Моделирование бизнес-процессов. URL: http://www. kpms.ru/General_info/BPM.htm (дата обращения: 10.04.2016).
4. О принципиально новом, субъектно-событийном подходе к моделированию бизнес-систем. URL: http://www.rsci. ru/rt/researches/236426.php (дата обращения: 10.04.2016).
5. Объектно ориентированный подход - главное преимущество и отличие наших средств бизнес-моделирования. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php? ID=17144 (дата обращения: 10.04.2016).
6. Репин В. Комплексная система поддержки процессного управления // ECM-Journal.ru: электронный журнал. 2010. Май.
7. Тельнов Ю.В. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003.
8. Чеботарев В.Г., Громов А.И. Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами // Бизнес-информатика. 2010. № 1 (11).
9. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 18-22.
10. ISO 9001:2015. Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008. URL: http://www.kpms (дата обращения: 10.04.2016).
^jfiSp [email protected] Юлия Юрьевна Морозова,
аспирантка кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Исследованы принципы построения системы менеджмента качества, положенные в основу разработки процесса управления качеством продукции, с выделением входных и выходных параметров. Обоснована значимость системного учета качества продукции с позиции обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и иных параметров качества продукции. Выявлены организационно-экономические условия функционирования системы управления качеством с определением ключевых параметров и обеспечивающих подсистем в целях повышения ее эффективности. Обоснован подход к учету согласованности усилий всех служб и функциональных подразделений при разработке рекомендаций и принятия решения об управлении качеством продукции.
Ключевые слова: система менеджмента качества, продукция, параметры, развитие, стандарты.
Yu.Yu. Morozova
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PARAMETERS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The paper studies the principles of quality management system building that underpin the development of the quality management processes and identifies input and output parameters. The author stresses the importance of systemic account of product quality from the standpoint of providing technical-operational, operational and other parameters of the quality of products. Organizational and economic conditions for successful operation of the quality management system are identified; key parameters and supporting sub-systems which improve its effectiveness are defined. The author advocates the approach that involves harmonization of the efforts of all the services and functional divisions in developing recommendations and making decisions about product quality control.
Keywords: quality management system, products, parameters, development, standards.
Современная экономика предъявляет новые требования к качеству продукции российских производителей, являясь важнейшим показателем их конкурентоспособности. Повышение качества продукции определяет уровень ее конкурентоспособности на различных сегментах рынка, темпы развития инновационной деятельности, рост эффективности и масштабов производства, экономию ресурсов.
Система управления качеством продукции - это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих при управлении качеством продукции с помощью материально-технических и информационных средств [2, с. 243].
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность нормативно-методических, организационных, технических и экономических мер для обеспечения необходимого уровня качества выпускаемой продукции в процессе разработки, изготовления, эксплуатации или потребления.
Важными принципами построения системы управления качеством являются:
- инновационный подход к решению проблем качества;
- предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;
- установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль над выполнением установленных норм;
- наличие стратегической и тактической программ
ТОМ;
- учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;
- учет системного характера качества продукции (совокупность свойств);
- продуктовый подход к управлению качеством (разработка системы применительно к конкретным видам продукции);
- охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).
Следует согласиться с мнением авторов (Б. И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, А.Ю. Сизикин) о том, что в подавляющем большинстве руководители российских предприятий имеют представление о качестве как о степени выполнения технических условий и требований заказчика, предъявляемых к продукции предприятия, а ответственность за качество возлагают на контрольные службы [6, с. 23]. Процесс управления качеством продукции предполагает реализацию основных функций управления качеством (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная схема процесса управления качеством продукции
Учет системного характера качества продукции возможен с позиции обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества продукции, определяемых нормами стандарта, техническими условиями. Осуществляется ее оценка на соответствие требованиям на основе проводимой сертификации, что отражается в потребительной стоимости.
Показатель качества продукции представляет собой количественное выражение одного или нескольких свойств применительно к определенным условиям создания и эксплуатации (ГОСТ 15467-79). В результате исследователи делят совокупность показателей качества продукции на единичные, комплексные и интегральные. Ряд экономистов [7, с. 20] включают интегральный показатель в группу комплексных показателей, к которым относят также групповые и обобщенные (определяющие) показатели качества продукции.
Так, по мнению Е.А. Горбашко [5, с. 38], в основе оценки качества продукции лежат единичные показатели, которые условно делятся на группы: эксплуатационные (показатели надежности, назначения, эргономические, эстетические, транспортабельности, экологичности, безопасности, патентно-правовые) и производственно-технологические (показатели энергоемкости, трудоемкости, сборности, унификации и стандартизации).
К ключевым свойствам для оценки качества продукции, по мнению Д.А. Шевчука, относят [4, с. 9]: технический уровень; эстетический уровень; эксплуатационный уровень; техническое качество.
В обобщенном виде классификация показателей качества продукции представлена в таблице по следующим признакам: характеру воздействия на удовлетворение потребностей, однородности свойств, числу свойств, форме представления, роли при оценке, способу выражения, оценке уровня качества [7, с. 20].
Классификация показателей качества продукции
Признак классификации Группировки показателей
Характер воздействия на удовлетворение потребностей Полезный эффект потребления (эксплуатации) продукции. Затраты на создание и потребление (эксплуатацию) продукции
Однородность характеризуемых свойств Назначения, надежности, эргоно-мичности, эстетичности. Патентно-правовые, технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности. Экологичности, безопасности
По числу характеризуемых свойств Единичные, групповые, обобщенные, комплексные, интегральные
По форме представления Абсолютные, относительные, удельные
По роли при оценке качества Классификационные, оценочные
По способу выражения Натуральные, стоимостные, безразмерные
По оценке уровня качества Базовые, оцениваемые
Таким образом, необходимость оценки качества продукции возникает при решении следующих задач:
- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
- планирование повышения качества продукции и объемов ее производства;
- обоснование освоения новых видов продукции;
- выбор наилучших образцов продукции;
- обоснование целесообразности снятия продукции с производства;
- аттестация продукции по категориям качества;
- обоснование возможности реализации продукции за рубежом;
- оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов на продукцию;
- контроль качества продукции;
- стимулирование повышения качества продукции;
- анализ динамики изменения качества;
- анализ информации о качестве продукции и др.
При организации работ по качеству важно обратить
внимание на то, чтобы на всех этапах производственного процесса предусмотрены все необходимые ресурсы для эффективного функционирования системы качества: качественные материалы, современное оборудование, инструмент и средства измерений, обученный и заинтересованный в работе персонал и необходимая методическая документация. Также важным аспектом является согласованность усилий всех служб и функциональных подразделений в процессе разработки рекомендаций и принятия решения об управлении качеством продукции.
Для эффективной реализации предложенных мероприятий по управлению качеством продукции необходима, по мнению ряда исследователей (Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова) [2, с. 187], четко структурированная программа действий, в которой формулируются цели, задачи, методы и средства решения проблемы качества, оценка экономической эффективности (затраты - выпуск - эффект). С позиции государственного регулирования возникших проблем в области качества в России действуют следующие методы и способы:
- нормативно-правовое регулирование: законы «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», государственная программа России по управлению качеством продукции;
- экономические методы: государственное регулирование рынка через совершенствование системы налогообложения и другие финансовые рычаги; содействие развитию конкуренции и пр.
Качество продукции, как составляющий элемент конкурентоспособности предприятия, предполагает исследование организационно-экономических параметров и условий, характеризующих систему управления качеством в целом. В обобщенном виде к ним следует отнести: нормативно-правовые и кадровые параметры, параметры конкурентоспособности, параметры контроля, стандартизации и сертификации (рис. 2). Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использование методологического подхода к структуризации систем, включающего общие, специальные и обеспечивающие подсистемы [2, с. 244].
Рис. 2. Организационно-экономические параметры и условия системы управления качеством продукции
Общая подсистема включает следующие функции: прогнозирование, планирование, регулирование, контроль качества продукции, учет и анализ изменения уровня качества, стимулирование и ответственность за качество; специальные подсистемы - стандартизацию, испытание продукции, профилактику брака в производстве, аттестацию и сертификацию. В состав обеспечивающих подсистем включены: правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, кадровое, организационное, технологическое и финансовое обеспечение управления качеством продукции.
Таким образом, построение системы управления качеством продукции как подсистемы общего управления качеством на предприятии с позиции организационных аспектов предполагает исследование направлений по формированию СМК, организации и функционированию служб управления качеством, организации технического контроля качества продукции и аудита СМК; с позиции экономических аспектов включает анализ финансовых регуляторов управления качеством, разработку экономического механизма
управления затратами в СМК, оценку результативности и эффективности СМК предприятия.
1. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ISO/IEC 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51).
2. Магомедов Ш.Ш. Управление качеством продукции: учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. М.: Дашков и К°, 2013.
3. Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008. URL: http://www.kpms (дата обращения: 12.04.2016).
4. Управление качеством: учебник / Д.А. Шевчук. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011.
5. Управление качеством: учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. М.: Юрайт, 2014.
6. Управление качеством: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова; под ред. Б.И. Герасимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Форум; НИЦ ИНФРА-М, 2014.
7. Управление качеством: учеб. пособие / А.М. Елохов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
8. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 18-22.