♦
♦
приятных для ведения сельского хозяйства, с учетом почвенно-климатических условий и удаленности от рынков сбыта. Для достижения поставленных задач необходимым является проведение исследований по определению регионов, относящихся к зоне рискованного земледелия.
Непременным условием эффективного развития сельскохозяйственного производства является обеспеченность хозяйств высокопродуктивными породами скота и птицы, гибридами и высокоурожайными районированными сортами семян сельскохозяйственных культур. С введением санкций и девальвацией рубля цена на семенной материал возросла более чем в два раза, так как обеспеченность большинства сельхозпредприятий высококачественными семенами осуществлялась за счет импорта. С целью снижения затрат на приобретение семенного материала и племенного скота необходимо строительство отечественных селекционно-семеноводческих центров с заводами по подготовке семян, племенных репродукционных центров, центров по искусственному осеменению животных с учетом специфики природно-климатических зон.
Предложенные мероприятия позволят повысить экономическую мотивацию сельхозтоваропроизводи-
телей по расширению производства сельскохозяйственной продукции и достигнуть необходимых объемов производства с целью импортозамещения, роста рентабельности, финансовой устойчивости предприятий всех организационно-правовых форм хозяйствования.
1. Александрова Л.А., Киреева Н.А. Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности // Наука и практика. 2012. № 2 (8). С. 89-100.
2. Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма инновационного развития зерно-продуктового подкомплекса страны // Прикладные экономические исследования. Спецвыпуск: к 85-летию ВНИИЭСХ. 2015. № 5. С. 4-11.
3. Киреева Н.А. Продовольственная система России: четверть века трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 7-2 (26). С. 9-15.
4. Прущак О.В. Ресурсообеспеченность как основной фактор устойчивого развития АПК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 61-63.
5. Яшина М.Н. Тенденции изменения экспорта и импорта Российской Федерации в условиях усиления экономических санкций // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 73-75.
^Sf [email protected] Айна-Жан Ербулатовна Махметова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.512 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СМК ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье исследованы концепции объектно-субъектного моделирования бизнес-процессов в системе менеджмента качества предприятий с позиции выявления конкретных предметных областей, методология событийной онтологии, сопоставление пространственной и темпоральной сложностей объектов, ориентированные на развитие системы менеджмента качества. Представлены основные компоненты (цели, стадии, виды, принципы, методы и средства) моделирования бизнес-процессов. Выявлены преимущества объектно ориентированного и субъектно-событийного подходов к моделированию процессов в системе менеджмента качества.
Ключевые слова: концепции, моделирование, система менеджмента качества, объект, субъект.
A.-Zh.Ye. Makhmetova
SUBJECT-OBJECT ORIENTED MODELING
OF BUSINESS PROCESSES IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The paper focuses on the concept of object-subject modeling of business processes in the quality management system of an enterprise from the perspective of identifying specific study areas, discusses the methodology of event ontology, and compares spatial and temporal complexity of objects aimed at the development of the quality management system. The author presents basic components (goals, stages, types, principles, methods and tools) of business process modeling and identifies advantages of object-oriented and subject-event approaches to modeling business processes in the quality management system.
Keywords: concepts, modeling, quality management system, object, subject.
Моделирование бизнес-процессов в системе менеджмента качества предприятий является одним из методов улучшения качества и эффективности их работы, описывающих логическую взаимосвязь всех элементов процесса. В наукоемких и высокотехнологичных предприятиях моделирование включает всесторонний анализ внешних процессов и систем взаимодействия с другими контрагентами, поскольку масштаб функциональных и кросс-функциональных связей крайне высок.
В современных условиях моделирование бизнес-процессов в СМК предприятий предполагает использование компьютерных средств и программных продуктов на базе современных IT-технологий, включающих совокупность нормативно-методических, технических, организационно-экономических, финансовых, информационных, материальных и человеческих ресурсов, которые интегрируются в существующие бизнес-процессы, образуя комплексную систему управления качеством.
Система менеджмента качества не является статичным образованием и её элементами являются процессы, посредством которых достигаются цели и происходят изменения. Очевидно усиление принципа процессного подхода в принятом стандарте ISO 9001:2015 [10].
Стоит отметить, что термин « процесс» представляет собой ход какого-либо явления, последовательную смену стадий развития или совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата, т.е. речь идет об аспектах одного процесса:
- объектно-центрированном представлении или представлении, ориентированном на состояния объектов, задействованных в процессе;
- субъектно-центрированном представлении или представлении, ориентированном на действия субъектов, участвующих в процессе.
При внедрении процессного подхода должна быть создана комплексная система поддержки процессного управления, включающей в себя набор взаимосвязанных регламентов управления и интегрированные между собой программные продукты. Концепция объектно ориентированного подхода, предложенная В. Репиным [6], позволяет комплексно исследовать уровни взаимосвязей ключевых объектов процессного управления.
В этой связи объектно-субъектное ориентированное моделирование бизнес-процессов в СМК предполагает исследование концепций процессного управления и методологии менеджмента качества и направлено на исследование объектов на основе построения и исследования абстрактных и предметных моделей.
Наиболее распространенными среди методологий моделирования бизнес-процессов, утвержденных Госстандартом России, являются стандарты семейства IDEF: IDEF0 (функциональное моделирование, основано на методике моделирования SADT, Дуглас Т. Росс); IDEF1 (моделирование информационных потоков); IDEF1X (моделирование реляционных БД); IDEF2 (методология динамического моделирования
развития систем); IDEF3 (методология документирования процессов); IDEF4 (методология построения объектно ориентированных систем); IDEF5 (методология онтологического исследования сложных систем). Дальнейшая эволюция развития методологий моделирования бизнес-процессов представлена следующими моделями и методологиями: DFD, UML, CRM и SCM - системы, управление стоимостью процессов, Workflow, моделирование потоков веб-сервисов, сертификация по ISO 900Х.
По мнению специалистов, методология моделирования бизнес-процессов в СМК включает следующие компоненты: цели, стадии, виды, принципы и методы моделирования бизнес-процессов. Методология моделирования бизнес-процессов в СМК предприятий схематично представлена на рисунке. Современные системы (PIQS, ERP, TQM, ISO 9001), методы (FCD, DFD, RAD, IDEF, UML, сети Петри), средства (ARIS, ERwin, BPwin, Rational Rose, Visio) и продукты автоматизации (CRM, OLAP, системы электронного документооборота) моделирования процессов позволяют обеспечить системную функционально-структурную взаимосвязь объектов и субъектов управления в СМК.
Традиционные объектно ориентированные модели направлены на описание и управление потоками функций, т.е. предметом моделирования и управления выступают объекты (функции, процессы). Объектно ориентированный подход способствует разработке референтной схемы взаимодействия объектов без детализации функций и операций, но с учетом описания условий и событий, которые инициируют выполнение конкретных бизнес-процессов. Базовым инструментом данного подхода является разработка объектной модели, базирующейся на принципах инкапсуляции, абстрагировании, полиморфизма, параллелизма, устойчивости и т.д. При этом статическая структура модели представлена объектами, а поведение модели - обмениваемой информацией в виде сообщений.
Формой проявления взаимосвязи можно считать интеграцию объектной и реляционной технологий. Реляционные СУБД являются основным средством реализации крупномасштабных БД, являясь промышленным стандартом в различных отраслях.
Некоторые авторы (Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев) в своих работах отмечают, что объектная модель имеет ряд преимуществ, поскольку:
- позволяет создавать структурированные системы;
- позволяет в полном объеме использовать все возможности объектно ориентированных языков программирования;
- повышает уровень унификации разработки и пригодности проектов, что соответствует требованиям СМК;
- упрощает процесс внесения изменений, происходит плавное развитие процессов без переработки;
- снижает риск разработки сложных систем за счет эффективного распределения по времени;
- в большей степени ориентирована пользователя (на человеческое восприятие мира).
Выявление процессов и построение
исходной модели «как есть» AS-IS
Пересмотр,
анализ и уточнение исходной модели
Разработка\
модели «как должно быть» TO-BE
Тестирование* и применение \ модели «как \ должно быть» / TO-BE
Улучшением, модели «как\ должно \ быть» / TO-BE /
/-
Виды моделирования бизнес-процессов
Ч_
1=>
Функциональное моделирование (описание процессов в виде взаимосвязанных, четко структурированных функций)
Объектное моделирование (описание процессов как набора взаимодействующих объектов - производственных единиц)
Имитационное моделирование (описание поведения процессов в различных условиях с анализом динамических характеристик процессов и с анализом распределения ресурсов)
Принцип декомпозиции, принцип сфокусированности, принцип документирования, принцип непротиворечивости, принцип полноты и достаточности
Flow Chart Diagram (диаграмма потока работ), Data Flow Diagram (диаграмма потока данных), Role Activity Diagram (диаграмма ролей), IDEF (Integrated Definition for Function Modeling) на базе методологии SADT, IDEFO (модель функций процесса), IDEF3 («поведенческая» модель процесса), цветные сети Петри (динамическое моделирование поведения процесса), Unified Modeling Language (объектно ориентированный метод статических или динамических аспектов); CASE средства (Computer Aided Software Engineering): ARIS, ERwin, BPwin, Rational Rose, Visio; продукты автоматизации: CRM, OLAP, системы электронного документооборота
Методология моделирования бизнес-процессов в СМК предприятий
В работах Ю.В. Тельнова [7, с. 56] объектно ориентированная методология предполагает разработку моделей бизнес-процессов с уровневой детализацией, представленных в виде совокупности процессов, подсистем, структурных подразделений и процедур.
Можно полагать, что объектно ориентированный подход к моделированию бизнес-процессов способствует лучшему восприятию сложных бизнес-систем. Как отметил президент Casewise Бернард Фишер (поставщик 1Т-решений для создания систем класса ВРМ и ВРА) [5], «объектно ориентированный подход - главное преимущество и отличие наших средств бизнес-моделирования». Им же выделены приоритетные отрасли в России для развития 1Т-решений в области моделирования бизнес-процессов (электроэнергетика, электроника, госсектор и финансовые структуры).
Следует полагать, что объектно ориентированное моделирование является базовой методологией ВРР, позволяющей создать прозрачные модели бизнеса с повторным использованием компонентов в качестве инструментальных средств улучшения бизнес-процессов в СМК.
В.Г. Чеботарев, А.И. Громов [8] среди методологий моделирования выделяют три группы: методологии структурного подхода; методологии объектно ориентированного подхода; методологии, ориентированные на процессы (методологии, ориентированные на процессы и функций; методологии, ориентированные на субъекты (сотрудник, группа) - описание взаимодействия субъектов между собой).
Методология субъектно ориентированного подхода (|СОМ1) разработана компанией ]СОМ1 АО в 2004 г. и предназначена для моделирования и исполнения бизнес-процессов. Необходимость в субъектно ориентированном подходе обусловлена двумя аспектами: сложностью внедрения моделей бизнес-процессов в СМК и рефлексивностью.
Субъектно ориентированный подход позволяет реализовать основной принцип менеджмента качества - вовлечение персонала, участвующего в реализации бизнес-процессов и внедрении СМК.
На примерах сравнения с некоторыми существующими ВРМ-системами показано, что субъектно-собы-тийный подход благодаря унификации описания на нижнем уровне и изначально заложенной в него релятивности (А. Болдачев, А. Шумаков) [4] может рассматриваться как базовый для частных моделей, схем визуализации бизнес-процессов в любых нотациях. Делается предположение, что максимальная приближенность субъектно-событийного описания к реальной деятельности предприятий, а также легкость его модификации позволит реализовывать оптимизацию и прогнозирование бизнес-процессов в СМК в реальном времени.
К преимуществам субъектно-событийного подхода относят [4]:
- унификацию описания на нижнем уровне: существуют только события, все остальное - субъекты, объекты (ресурсы, документы) - описывается как множество событий;
♦
з6
♦
- совмещение модели и данных: событийный поток содержит полную информацию о системе (данные объектов и субъектов, бизнес-логику, структуру системы);
- достижение релятивности (относительность, условность) описания: любой объект существует только для указанного субъекта, описывается через множество событий;
- формализацию уровня описания: субъекты, различающие одинаковые объекты, приписываются к одному уровню, описание обладает целостностью на каждом уровне;
- согласование описаний на высшем уровне: все возможные модели (структурные, функциональные и пр.) редуцируются к общему для них потоку элементарных событий.
Итак, существующие концепции объектно-субъектного моделирования бизнес-процессов в СМК предприятий направлены на исследование конкретной предметной области, использование информации о состоянии объектов и субъектов управления на основе анализа событий, методов воздействия с учетом пространственной и темпоральной сложности объектов, ориентированных на развитие системы менеджмента качества.
1. Долгий В.И., Верещагина Л.С., Верещагин С.Н. К вопросу об оценке результативности и эффективности СМК
промышленных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 51-55.
2. Кублин И.М., Ханин В.М., Тинякова В.И. О применении аппарата нечетких множеств для оценки экономической эффективности затрат на улучшение качества выпускаемой продукции // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5.
3. Моделирование бизнес-процессов. URL: http://www. kpms.ru/General_info/BPM.htm (дата обращения: 10.04.2016).
4. О принципиально новом, субъектно-событийном подходе к моделированию бизнес-систем. URL: http://www.rsci. ru/rt/researches/236426.php (дата обращения: 10.04.2016).
5. Объектно ориентированный подход - главное преимущество и отличие наших средств бизнес-моделирования. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php? ID=17144 (дата обращения: 10.04.2016).
6. Репин В. Комплексная система поддержки процессного управления // ECM-Journal.ru: электронный журнал. 2010. Май.
7. Тельнов Ю.В. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003.
8. Чеботарев В.Г., Громов А.И. Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами // Бизнес-информатика. 2010. № 1 (11).
9. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 18-22.
10. ISO 9001:2015. Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008. URL: http://www.kpms (дата обращения: 10.04.2016).
^jfiSp [email protected] Юлия Юрьевна Морозова,
аспирантка кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Исследованы принципы построения системы менеджмента качества, положенные в основу разработки процесса управления качеством продукции, с выделением входных и выходных параметров. Обоснована значимость системного учета качества продукции с позиции обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и иных параметров качества продукции. Выявлены организационно-экономические условия функционирования системы управления качеством с определением ключевых параметров и обеспечивающих подсистем в целях повышения ее эффективности. Обоснован подход к учету согласованности усилий всех служб и функциональных подразделений при разработке рекомендаций и принятия решения об управлении качеством продукции.
Ключевые слова: система менеджмента качества, продукция, параметры, развитие, стандарты.
Yu.Yu. Morozova
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PARAMETERS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The paper studies the principles of quality management system building that underpin the development of the quality management processes and identifies input and output parameters. The author stresses the importance of systemic account of product quality from the standpoint of providing technical-operational, operational and other parameters of the quality of products. Organizational and economic conditions for successful operation of the quality management system are identified; key parameters and supporting sub-systems which improve its effectiveness are defined. The author advocates the approach that involves harmonization of the efforts of all the services and functional divisions in developing recommendations and making decisions about product quality control.
Keywords: quality management system, products, parameters, development, standards.