Научная статья на тему 'Конвергенция процессного управления и СМК инновационно ориентированного предприятия'

Конвергенция процессного управления и СМК инновационно ориентированного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТАНДАРТЫ / INNOVATION ORIENTED ENTERPRISE / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CONVERGENCE / PROCESS MANAGEMENT / INDUSTRY / STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махметова Айна-жан Ербулатовна

В статье исследована проблематика управления инновационно ориентированным предприятием в соответствии с утвержденным антикризисным планом развития российской экономики с учетом необходимости концентрации ресурсов на наиболее приоритетных направлениях реального сектора. Обоснована целесообразность решения проблем управления инновационным предприятием на основе конвергенции процессного управления и системы менеджмента качества в условиях принятия новой версии ISO 9001:2015. Выявлены отличительные характеристики и ключевые аспекты реализации стандарта ISO 9001:2015 в системе управления инновационно ориентированным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махметова Айна-жан Ербулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE OF PROCESS MANAGEMENT AND QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT INNOVATION-ORIENTED ENTEPRISES

The paper studies the problems of management of innovation-oriented enterprises in accordance with the state approved anti-crisis plan for the development of the Russian economy taking into account the need to concentrate resources on the highest priority areas of the real sector.The author stresses the need to solve the problems of innovative enterprise management with the help of convergence of process management and quality management system in view of the adoption of the new version of ISO 9001: 2015.Distinctive characteristics and key aspects of the implementation of ISO 9001: 2015 system in the system of innovation oriented enterprise management are identified.

Текст научной работы на тему «Конвергенция процессного управления и СМК инновационно ориентированного предприятия»

12. Navarro A, Losada F., Ruzo E. and Diez J.A. Implications of perceived competitive advantage, adaptation of marketing tactics and export commitment on export performance // Journal of World Business. 2010. Vol. 45. Р. 49-58.

13. Schindehutte M. and Morris M.H. Understanding strategic adaptation in small firms // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2010. Vol. 7 (3). Р. 84-107.

14. Szymanski D., Bharadwaj S. and Varadarajan P.R. Standardization versus Adaptation of International Marketing Strategy:

An Empirical Investigation // Journal of Marketing. 2003. Vol. 57 (4). Р. 1-17.

15. World Travel Market Trends Report - 2009 by Euromonitor International. URL: http://www.slovenia.info/pictures/TB_board/ atachments_1/2009/global_trends_report_2009_8819.pdf.pdf.

16. Yeung P. and Lau C. Competitive actions and firm performance of hotel in Hong Kong // Hospitality Management. 2005. Vol. 24. Р. 611-633.

17. URL: http://www.prohotel.rU/news-215424/0/

18. URL: http://www.trendhospitality.com/

Айна-Жан Ербулатовна Махметова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СМК ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье исследована проблематика управления инновационно ориентированным предприятием в соответствии с утвержденным антикризисным планом развития российской экономики с учетом необходимости концентрации ресурсов на наиболее приоритетных направлениях реального сектора. Обоснована целесообразность решения проблем управления инновационным предприятием на основе конвергенции процессного управления и системы менеджмента качества в условиях принятия новой версии ISO 9001:2015. Выявлены отличительные характеристики и ключевые аспекты реализации стандарта ISO 9001:2015 в системе управления инновационно ориентированным предприятием.

Ключевые слова: инновационно ориентированное предприятие, система менеджмента качества, конвергенция, процессное управление, промышленность, стандарты.

A.Ye. Makhmetova

CONVERGENCE OF PROCESS MANAGEMENT AND QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT INNOVATION-ORIENTED ENTEPRISES

The paper studies the problems of management of innovation-oriented enterprises in accordance with the state approved anti-crisis plan for the development of the Russian economy taking into account the need to concentrate resources on the highest priority areas of the real sector.The author stresses the need to solve the problems of innovative enterprise management with the help of convergence of process management and quality management system in view of the adoption of the new version of ISO 9001: 2015.Distinctive characteristics and key aspects of the implementation of ISO 9001: 2015 system in the system of innovation oriented enterprise management are identified.

Keywords: innovation oriented enterprise, quality management system, convergence, process management, industry, standards.

[email protected]

УДК 658.5

Для поддержания стабильности в российской экономике в условиях изменений, происходящих в макроэкономической среде, в начале 2015 г. правительством РФ был утвержден новый (антикризисный) план развития экономики [1]. В плане сделан акцент на поддержку предприятий реального сектора экономики и импортозаме-щения за счет разработки и реализации мер государственной поддержки создания и развития промышленных зон в приоритетных отраслях (авиастроение, информационные технологии и др.), радикального повышения качества эффективности работы крупных компаний с использованием инструментов промышленной политики.

В целях повышения качества управления и снижения негативных последствий от кризисных явлений Прави-

тельственной комиссией по экономическому развитию и интеграции 5 февраля 2015 г. утвержден перечень 199 системообразующих инновационно ориентированных организаций [6], в который вошли: организации, оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность в секторах промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и связи; организации, входящие в промышленные группы, холдинговые структуры, вертикально интегрированные компании; организации, управляющие компании которых находятся в иностранной юрисдикции.

Очевидно, что системообразующие, инновационно ориентированные организации, обеспечивающие при-

быль в более чем 70% совокупного национального дохода, с численностью занятых свыше 20% от общего количества занятых в экономике [6], в своей деятельности внедряют передовые методы эффективного управления, в том числе в рамках реализации принципов системы менеджмента качества. В этой связи само развитие системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях можно отнести к управленческим инновациям, включающим научно-техническую новизну и производственную применимость. Происходящие изменения и преобразования в структуре бизнес-процессов предприятия в рамках реализации инновационной политики наблюдаются при функционировании системы качества, сертифицированной на соответствие международному стандарту ИСО 9000 или национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9000 с учетом целевых ориентиров предприятия. Интерес к системам менеджмента качества имеет тенденцию к росту: так, по данным статистических исследований, около 40% российских предприятий, получивших сертификаты СМК, относятся к приволжскому региону (рис. 1).

Безусловно, для эффективной реализации инновационных проектов на предприятиях реального сектора экономики, отвечающих в дальнейшем общепринятым стандартам качества, требуются масштабные инвестиционные и иные ресурсы, направленные на преобразование и совершенствование существующих бизнес-процессов. В результате конвергенция (сближение) всех бизнес-процессов управления в единую интегрированную систему управления предприятием позволит оптимизировать затраты и обеспечить необходимый уровень качества управления. Отметим, что в экономической науке теория конвергенции получила распространение в 1960 - 70-х гг. посредством сближения научных подходов институционализма и эконометрики (П. Сорокин, У. Ростоу, Дж.К. Гэлбрейт, Р. Арон, Я. Тинберген, Д. Шель-ский и О. Флехтхайм) и разработки «гибридной, смешанной системы».

В современной науке термин «конвергенция» используется в описании интегрирующих бизнес-процессов, определяющих возможности производства продукции с интегративными свойствами, обладающими новы-

ми качественными характеристиками, тем самым обеспечивая комплексное удовлетворение скрытых потребностей клиента в соответствии международным стандартам качества. Исходя из этого, в современных социально-экономических условиях функционирования предприятий представляются целесообразными разработка и внедрение механизмов повышения качества продукции на основе возможностей конвергенции.

В целях ускорения принятия управленческих решений при внедрении СМК на предприятии на основе разработанных методик управления представляется необходимым обеспечение определенных условий конвергент-ности [7] для устойчивой и целенаправленной сходимости аналитического процесса и согласования множества решений. В этой связи важным условием в процессе достижения стратегического компромисса выступает усиление формализации на основе описания и регламентации всех бизнес-процессов, что обеспечивает снижение уровня девиантного поведения лиц, принимающих решение и сокращение времени на решение управленческих задач. Данный факт подтверждает обоснованность в усилении конвергенции процессного управления и системы менеджмента качества инновационно ориентированных предприятий посредством использования прогрессивных информационных технологий и электронных методов управления, обеспечивающих мобильность и адаптивность с ориентацией на конечный результат, что должно быть отражено в требованиях к современным системам менеджмента качества.

Отметим, что для большинства отечественных предприятий разработка и внедрение СМК в деятельность на основе автоматизированных программных продуктов имеет квазиадаптивный характер, поскольку сфера дальнейшего применения незначительна, что обусловлено человеческим фактором - в частности, низким уровнем профессионализма в результате принятия управленческих решений. В целях эффективного внедрения и развития СМК в деятельности предприятий, ориентированных на инновации, целесообразно выявить предпосылки осуществления оценки бизнес-процессов и СМК (в научной литературе данные дефиниции представлены с позиции самооценки системы менеджмента).

Рис. 1. Доля сертифицированных СМК предприятий по регионам

Следует отметить, что концепция улучшения СМК трансформируется в деятельность по совершенствованию бизнес-процессов в контексте глобальных усовершенствований, постоянных и единовременных совершенствований. С позиции методического подхода в управлении бизнес-процессами инновационно ориентированного предприятия существует ряд методов, позволяющих оценить уровень и состояние зрелости бизнес-процессов, проанализировать их на соответствие стандартов СМК (рис. 2).

Выбор конкретного метода определяется поставленными целями и задачами инновационной политики предприятия. Конечным результатом аудита бизнес-процессов и СМК являются предпосылки разработки концепции постоянного улучшения системы СМК. Здесь уместно будет упомянуть об исследованиях Дж. Харрингтона [9], который развил концепцию постоянного улучшения и непрерывных изменений организации и создал концепцию организационного совершенства («пять столпов совершенства»), в которой выделил 5 ключевых столпов в управлении: процессы, проекты, изменения, знания, ресурсы.

В этой связи очевидна необходимость поддержания актуальности СМК. Обеспечение возможностей конвергенции в сочетании с другими системами и подсистемами управления, интегрированного подхода, учет потребностей всех потенциальных групп пользователей, повы-

шение способности предприятия удовлетворять требования потребителей обусловили необходимость принятия новой версии ISO 9001 путем международного голосования (11722 респондентов из 122 стран) [5].

По данным статистических исследований, в мире зарегистрированы 1 101 272 сертифицированные по стандарту ISO 9001:2008 организации [5], относящиеся к различным отраслям и сферам деятельности, формам собственности и масштабам деятельности, поэтому вносимые изменения в существующий стандарт вызывает особый интерес.

Отметим, что в редакции новой версии ISO 9001:2015 также использована концепция «структура высокого уровня», основанная на цикле (PDCA) непрерывного улучшения Шухарта - Деминга для унификации требований к процессам и создания интегрированной системы менеджмента. Однако в версии ИСО 9001:2008 цикл PDCA включался в состав раздела «процессный подход» [10], а в новой версии выделен в отдельный подраздел с упором на «риск-ориентированное мышление». Данные опроса, проведенного журналом «Стандарты и качество» [8], подтверждают факт появления риск-ориентированного подхода в деятельности предприятия в соответствии с новой редакцией стандарта, что составляет 23% от совокупности всех ответов на поставленный вопрос «Чего Вы ожидаете от новой версии ISO 9001?» (рис. 3).

Цели и задачи инновационной политики предприятия

Методы управления бизнес-процессами

Continuous Improvement, CI Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) Инжиниринг Концентрированное улучшение

Методы анализа и аудита бизнес-процессов

VI К \

Бенчмаркинг, FAST, ФСА, ABC, SWOT-анализ, анализ проблем процесса, анализ зрелости, анализ по отношению к типовым требованиям

Методы управления качеством

TQM, СМК в соответствии с ISO, CRM, аудит СМК, FMEA, QFD, SPC, методы анализа данных

Концепция постоянного улучшения СМК

1 г 1- Do т 1 i

Бизнес-процессы предприятия Check

'—!—v

1—Т — Act i i i j

Рис. 2. Взаимосвязь инновационной политики и концепции постоянного улучшения СМК предприятия

Рис. 4. Результаты опроса «Что в первую очередь требуется для результативного функционирования и совершенствования системы менеджмента качества?»

Рис. 3. Результаты опроса «Чего Вы ожидаете от новой версии ISO 9001?»

Развивая концепцию постоянного улучшения СМК, необходимо обратить внимание на взаимодействие предприятия с различными организациями в контексте развития рынка инновационной инфраструктуры, поскольку применение различных методов повышения показателей работы недостаточно для достижения организационного совершенства. В данном ключе необходимо рассмотреть роль человеческого фактора с позиции компетентностного подхода, так как профессионализм, знания, навыки руководителя, топ-менеджмента (владельцев процесса) оказывают существенное влияние на систему управления в целом и СМК в частности. Этому аспекту уделено особое внимание, поскольку не только учитывается компетентность (квалификация) персонала, но и реализуются концепции «знаний организации» и «менеджмента знаний». Данные опроса, проведенного журналом «Методы менеджмента качества» [4], подтверждают, что необходимым условием результативного функционирования и совершенствования системы менеджмента качества является наличие компетентности персонала. На поставленный вопрос: «Что в первую очередь требуется для результативного функционирования и совершенствования системы менеджмента качества?» - ответ в 50% случаях: «Компетентность персонала» (рис. 4).

Итак, конвергенция системы менеджмента качества и механизма управления бизнес-процессами инновационно ориентированного предприятия способствует результативному функционированию и совершенствованию системы управления, что обеспечивает его конкурентоспособность в условиях сохранения сильных геополитических рисков. Внедрение системы менеджмента качества в новой версии стандарта ISO 9001 является, по сути, инновационным процессом, позволяющим обеспечить эффективное взаимодействие всех элементов и процессов предприятия, направленное на постоянное улучшение и совершенствование управленческих процессов на основе реализации концепции риск-ориентированного мышления и знаниево-компе-тентностной концепции.

1. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р 2015. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal... (дата обращения: 11.02.2015).

2. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ISO/IEC 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51).

3. В столице утвержден антикризисный план на 2015 год. URL: http://www.garant.ru/news/606521/ (дата обращения: 10.02.2015).

4. Методы менеджмента качества. Опросы журнала. URL: http://ria-stk.ru (дата обращения: 15.02.2015).

5. Новая версия ISO 9001:2015. URL: http://www.rusregister. ru/upload/MMK_07_2014... (дата обращения: 10.02.2015).

6. Перечень системообразующих организаций. URL: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depsectoreconom... (дата обращения: 11.02.2015).

7. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: Изд-во «ИКАР», 2009.

8. Стандарты и качество. Опросы журнала. URL: http://ria-stk.ru (дата обращения: 15.02.2015).

9. Харрингтон Дж. 5 столпов совершенствования организации. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY10/5pillars.htm (дата обращения: 13.02.2015).

10. ISO 9001:2015. Новые требования. Сравнение с ISO 9001:2008. URL: http://www.kpms (дата обращения: 12.02.2015).

[email protected] Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье представлен концептуальный подход к оценке эффективности организационной структуры предприятия. Проведен обзор подходов ученых к изучению вопроса оценки эффективности структуры. Определены ключевые требования к структуре предприятия в зависимости от выбранной им стратегии по типологии Р. Майлза и К. Сноу (изыскатель, защитник, анализатор, реактор). Выделены наиболее значимые показатели эффективности структуры для предприятий разных стратегий. Предложенный подход позволит повысить эффективность организационной структуры, акцентируя внимание менеджеров на ключевых показателях. Результаты исследования могут использоваться менеджерами при организационном проектировании, анализе эффективности организационной структуры предприятия, проведении реструктуризации.

Ключевые слова: организационная структура, стратегия, динамические способности, организационные способности, эффективность.

L.F. Popova

CONCEPTUAL APPROACH TO ASSESSING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISE ORGANIZATIONAL STRUCTURE

The paper presents a conceptual approach to assessing the effectiveness of the organizational structure of the enterprise. The author gives a review of academic approaches to the study of assessing structure efficiency, identifies key requirements to the company structure depending on its chosen strategy according to the typology of R. Miles and C. Snow (prospector, defender, analyzer, reactor), and defines the most significant performance indicators for companies with different strategies. The approach presented in the paper will improve the efficiency of the organizational structure by focusing the attention of managers on key performance indicators. The results of the study can be used by managers during organizational design, analysis of the effectiveness of the organizational structure, and restructuring.

Keywords: organizational structure, strategy, dynamic capabilities, organizational capabilities, efficiency.

Вопросы оптимизации организационной структуры тесно связаны с проблемой совершенствования управления в целом и являются одним из значимых направлений повышения эффективности системы управления предприятием. Автор согласен с одним из правил современного бизнеса - «управлять можно тем, что можно измерить». Управление организационной структурой также предполагает разработку комплекса показателей, необходимых для исследования ее состояния и проведения последующей оценки ее эффективности. Обзор зарубежной и отечественной литературы по изучаемой проблеме позволяет сделать вывод о недостаточной изученности вопроса и отсутствии комплексной методики анализа эффективности организационной структуры.

Зарубежные авторы, в том числе А. Чандлер, Т. Барнс, Дж. Сталкер, П. Лоренс, Дж. Лорш, Л. Доналдсон, Р. Бёр-тон, В. Обел, не выделяют конкретные показатели эффективности структуры, а акцентируют внимание на соответствии организационной структуры ситуационным переменным. По мнению данных ученых, только в случае отсутствия противоречий организационной структуры другим ключевым факторам, например, таким как внешняя среда, стратегия, организационная культура, предприятие может достичь максимальных результатов. Параметр соответствия структуры ряду факторов выступает в данных работах способом оценки эффективности структуры. Количественная оценка соответствия организационной структуры ситуационным переменным представлена в работе Р. Бёртона и В. Обела [11]. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.