УДК 658.52
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.И. Алексеева1, В.А. Ярковой2
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Рассмотрена проблема построения эффективной организационной структуры объектом предпринимательской деятельности в современных условиях. Моделируется зависимость управления от усложнении его организационной структуры. Показано, что многоступенчатое управление неустойчиво, а двухступенчатое приводит к периодическим колебаниям, но не вызывает катастрофического нарастания колебаний, возможного при трех - и боле ступенчатом управлении.
Ключевые слова: экономика, модель управления, предприниматель, организационная структура, руководитель, субъект предпринимательства.
ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT OF THE SUBJECT OF BUSINESS
ACTIVITY
V.I.Alekseeva, V.A.Yarkovoy
St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A.
The problem of creation of effective organizational structure by object of business activity in modern conditions is considered. Dependence of management from complication of its organizational structure is modelled. It is shown that multistage management is unstable, and two-level leads to periodic fluctuations, but doesn't cause catastrophic increase of fluctuations, possible at three - and pains step management.
Keywords: economy, management model, businessman, organizational structure, head, subject of business.
Осуществляемые в России экономические реформы при всей их противоречивости и непоследовательности явились условием становления и развития предпринимательства. [3] Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, предпринимательская деятельность играет весьма важную роль в экономике, влияет на экономический рост, насыщение рынка товарами, на создание дополнительных рабочих мест. Иными словами, предпринимательская деятельность способствует решению многих актуальных экономических, социальных и других проблем.
В научной литературе о сущности предпринимательства, пишут представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи и др.). Разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо. В современной экономической литературе в большинстве случаев сущность этого явления по-
дменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»1. В учебниках предпринимательство определяется как непосредственная, самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными, как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Именно этот подход, в России закреплен зако-нодательно2.
Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом - продажи
1 Большой экономический словарь. - М.: Институт экономики, 1994. - С. 313.
2 Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 года № 88-Ф3, ГКРФ и др.
товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»3[9 стр.23-24] А так ли это на самом деле? Прибыль - конечная цель предпринимательства? В принципе, прибыль является побудительным мотивом предпринимательской деятельности, а целью является создание продукта, т. е. удовлетворение спроса общества на конкретные потребности ее членов. Прибыль является мерилом успеха, только размером прибыли можно определить - насколько успешно сработал предприниматель и соответственно ее величина органически сопряжена с удовлетворением потребностей общества. Целевые устремления предпринимателя связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной деятельности и с максимизацией его возможностей, возможностей предпринимателя удовлетворять комплекс его социально-экономических по-требностей.[8 стр.5-6]
В трудах А.Смита, Д. Риккардо проблема предпринимателя занимала значительное место. Как отмечал известный американский экономист П. Друкер, прошло уже много лет с тех пор, когда Сэй ввел в оборот уже много терминов, а мы все еще продолжаем путаться в определениях «предпринимательство» (цитируется по [8]).
Наиболее рациональные позиции по проблемам теории и практики предпринимательства мы можем наблюдать у И. Шумпетера, который считал, что предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической, т.к. они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное [14 стр. 63-64]. По мнению П. Друкера, не всякий бизнес является предпринимательским, а только те, которые создает новый рынок, формирует новых покупателей. Его позиция состоит еще и в том, что принципы предпринимательства практикуются также и на крупных и даже старых предприятиях. Предпринимательской является организация не потому, что она новая и не потому, что она небольшая а потому, что в основе её функционирования лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника превращает сложные операции в научный процесс. [7] Содержанием, функцией предпринимательства, с точки зрения Друкера, являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении, поэтому управление, как он говорил, - это новая технология, которая делает американскую экономику предпринимательской. «Ему (управлению) также под силу превратить Америку в предпринимательское общество...» Эта мысль очень важна и для российской экономики.
3 Гражданский кодекс РФ. Часть 1, Раздел 1, Подраздел 1., Гл.1 ст.2.
По сути дела понятие «предпринимательство» сродни другому трудно понимаемому понятию - «инновация».
В течение многих лет зарубежные авторы, а в последние годы и отечественные ученые, сетуют на недостаточную разработанность, как терминологического аппарата, так и содержательных аспектов нововведений. «Ни одна из проблем, с которыми сталкивается американский бизнес, не является более важной и менее изученной, чем проблема нововведений», - вторит экономистам известный американский футуролог Э. Тоффлер. Количество работ в области инноваций постоянно растет, интерес к проблематике не ослабевает и сейчас. Однако большое число работ и авторов не означает, что «выкристаллизовалось» хотя бы несколько ярких теорий, или практика прояснила взгляды на то, что такое инновации, какова их роль, как их использовать для развития не только организации, но и общества в целом. (цитируется по [5 стр. 57]).
Широко применяется трактовка термина «инновация», в которой учитывается только научно-технический аспект. Например П. Дру-кер приводит следующее определение: «...инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса...» [7]. Здесь уместно обратить внимание на различие между терминами «изобретение» и «инновация». Изобретение - это новый продукт, а инновация - новая выгода, именно на этом и строится маркетинговая стратегия инноваций.
Следует обратить внимание на две особенности данного определения. Во-первых, это «разработки и внедрение нового, ранее не существовавшего». Во-вторых, это новшество может стать как в области технологии производства, так и в области технологии управления. Отсюда задача найти те разработки, которые позволят развивать предпринимательство желательными темпами. Инновация представляет собой главный источник прибыли. Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций. Неизменяющий-ся экономический мир Шумпетер фактически противопоставляет экономическому миру, развивающемуся благодаря инновациям, динамика которого является генератором прибыли: «без развития нет прибыли; без прибыли нет развития». Прибыль, следовательно, возникает из инновации, и она, в свою очередь, побуждает предпринимателя вводить все новые и новые инновации и дает ему для этого необходимые средства, которые он опять вкладывает в свое дело. [10] Прибыль является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, и соответственно источником развития предпринимательства. Именно поэтому предпринимателю необходимо сосредоточить свои
усилия на тех факторах, которые производят прибыль (а не на самой прибыли).[8 стр. 86]
Следует отметить, что в экономической теории был и другой подход к пониманию предпринимательства. Так, через сто лет после Кантильона появилась теоретическая концепция Ж.Б. Сэя, в основе которой лежат такие экономические понятия, как капитал, земля, труд, факторы производства, комбинация факторов. Само предпринимательство трактовалось как оперирование факторами производства. Это означает, что факторы производства извлекаются в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещаются, и новая их комбинация в другом месте дает больший доход. Концепция Сея применима к любым формам предпринимательской деятельности и поэтому приобрела авторитет классической формулы предпринимательства. Практически все исследования по проблемам предпринимательства содержат прямые или косвенные ссылки на концепцию Сея.
Однако по мере развития рыночного хозяйства, капиталистических отношений, собственности возникли определенные трудности с идентификацией субъекта предпринимательства. Возник вопрос, кто же является предпринимателем? Быть предпринимателем - значит обеспечивать реализацию фундаментальной функции предпринимательства, то есть ключом к решению данного вопроса является характер реализации предпринимательской функции, а не персонификация какого-либо признака предпринимательства, пусть даже доминирующего. В случае, когда пучок правомочий в отношении принятия решений сконцентрирован у собственника, то непосредственным носителем предпринимательства будет он. Когда же такой пучок рассредоточен по разным уровням управления и реализация предпринимательской функции становится возможной только при условии мобилизации усилий всего коллектива, тогда предпринимательство становится уделом коллективной деятельности, носителем которой выступает коммерческая организация. Принятие коммерческой организации в качестве носителя современного предпринимательства отнюдь не означает изменения его природы или содержательной стороны, а свидетельствует всего лишь об изменении модели осуществления предпринимательства.
Рассредоточение предпринимательской функции в виде распределения процесса принятия решений и вовлечение в предпринимательский процесс все большего числа участников является объективным условием современного предпринимательства. Предпринимательство становится уделом коллективной деятельности, а его носителем выступает коммерческая организация. В связи с этим распределение прав собственности является объективным процессом и условием эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку важнейшие, с точки зрения осуществления предпринимательства, составляющие пучка прав собственности (организация и ликвидация
предприятия, постановка целей, право окончательного контроля, право на остаточный доход) закрепляются за собственником, то, независимо от организационной формы осуществления предпринимательства, ее следует понимать как деятельность, реализующуюся посредством управления в интересах собственника.[8 стр. 43]
Родовым признаком предпринимательства является рисковая деятельность; риск -постоянный спутник предпринимателя. И не потому, что предприниматель склонен к риску. Здесь важна нацеленность предпринимателя на обращение рыночной нестабильности и неопределенности в свою пользу в форме определенного вознаграждения. Последнее и выступает решающим фактором, вынуждающим предпринимателя идти на риск. Поэтому и величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода. Коммерческий риск отличается еще и тем, что он основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью, степень которой в значительной мере определяет приемлемый для предпринимателя уровень риска -недополучение дохода, несение убытков, потерю собственности.[12 стр.80]
Говоря о предпринимательстве, следует учитывать его взаимоотношения с общественно-экономической средой. Это обусловлено тем, что среда и предпринимательство, являясь двумя сторонами рыночного хозяйства, активно взаимодействуют друг с другом. Предприниматель преобразует среду, формирует новую сре-ду.[2] В свою очередь среда является необходимой предпосылкой для возникновения предпринимательства, создавая необходимую экономическую и законодательную базу. Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, воздействующих на субъекты предпринимательской деятельности и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления. Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих субъектам предпринимательства добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от субъектов предпринимательства, и внутреннюю, которая формируется непосредственно субъектам предпринимательства.[11 стр. 49-50]
В литературе предлагаются различные подходы к исследованию экономической среды предпринимательства. А. Хоскинг выделяет семь элементов среды предпринимательства: экономическая обстановка; политическая ситуация; правовая среда; социально-культурная среда; технологическая среда; физическая или географическая среда; институциональная организационно-техническая среда, включающая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков, с помощью которых бизнес ведет свои дела.
Приведенная классификация предполагает со стороны предпринимателя учет и реакцию на обстоятельства каждой сферы. Например, технологическая среда рассматривается как отражение уровня научно-технического развития, которая влияет на предпринимательство в области использования информационных технологий и др. достижений НТП. Отметим, что обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться предпринимателю в процессе своей деятельности, чрезвычайно многообразны. Предприниматель действует одновременно в нескольких сферах: производственной, торговой, финансовой.
В современной учебной и научной литературе предпринимательская деятельность, как правило, рассматривается в узких рамках -деятельность индивидуального предпринимательства. Однако принципы предпринимательской деятельности могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики. Т.е. можно говорить о двух видовых формах предпринимательской деятельности: частной и государственной.
Г осударственное предпринимательство4 есть форма осуществления хозяйственной деятельности, при которой принятие стратегических решений в отношении целей и способа предпринимательской деятельности принадлежит государству, а использование ее результатов имеет не частный характер. Реализуется государственное предпринимательство через:
а) государственные органы управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие)
б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). [4, 6]
Частное предпринимательство есть форма осуществления предпринимательской деятельности, основывающейся на частной собственности и осуществляющаяся частными лицами в своих интересах. Это наиболее распространенная форма предпринимательства, имеющая многовековую историю, содержательным моментом которой является улучшение собственного хозяйственного положения. В некоторых случаях интересы частного предпринимательства могут противоречить интересам общества. По способу организации частное предпринимательство может иметь индивидуальную, коллективную и корпоративную формы. [8 стр. 38-39]
В 40-х годах ХХ века в экономической науке предметом исследования были отношения предпринимателя и менеджера. Тогда была провозглашена так называемая "менеджериаль-ная революция". Такой интерес к отношениям предпринимателя и менеджера обусловлен тем,
4 По некоторым оценкам, государству принадлежит до половины всех имеющихся в стране активов, в том числе более или менее крупные пакеты акций в приватизированных предприятиях.
что завершился процесс отделения собственности от непосредственного контроля за ней, а организационно-управленческая сфера обособилась в относительно самостоятельную по отношению к содержанию деятельности. Отметим, что выделение самостоятельной значимости организации в успехе дела приобрело всеобщее признание в 50-е - 60-е годы. Большое значение приобретает исследование организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности.
Так же постоянно меняющиеся элементы законодательства РФ заставляют соответствующим образом реагировать на них все предпринимательские структуры страны. Все это ведет к тому, что сильно возрастает сложность ведения конкурентной борьбы, которая начинает приобретать все более жесткие формы. Затрудняется разработка и реализация стратегических планов субъектов предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, требуют повышения ее гибкости, способности оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия деятельности, что в первую очередь обусловлено построением и функционированием эффективной организационной структуры управления субъекта предпринимательской деятельности.
Современная парадигма управления предполагает, что субъект предпринимательской деятельности должен быть способен изменять свою структуру управления, подстраиваться под внутренние и внешние условия функционирования. Данное положение основано на изменениях, с одной стороны в поведении потребителя, а с другой стороны в технологии. Таким образом, организационная структура управления представляет собой совокупность всех подразделений субъекта предпринимательской деятельности, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным изменениям, как внутри организации, так и во внешней сре-де.[13] При этом надо иметь в виду опасность ослабления или даже потери управления при усложнении его организационной структуры. Суть этого явления и его математическая трактовка приведены в работе В.И. Арнольда.[1]
Пусть экономический процесс, результатом которого является производство продукции объемом х, управляется некоторым руководителем, принимающим решения у о скорости производства, т.е. увеличении объема продукции х:
В свою очередь, поведения у этого руководителя первого (самого низшего) ранга управляется руководителем второго ранга, который принимает решение г о том, как нужно менять скорость производства:
dy
dt
= z
(2)
В свою очередь, поведение руководителя второго ранга управляется руководителем третьего ранга, и т.д. вплоть до генерального руководителя (ранга п).
Генеральный руководитель реализует обратную связь. Его решение основывается не на желании выполнить приказ начальства (как у руководителей предыдущих рангов), а на интересах дела. Например, он может желать достичь уровень х0 объема продукции х и будет влиять на руководителя предыдущего ранга в положительную сторону, если уровень х0 не достигнут, и в отрицательную - если он превзойден.
Например, для п=3 организационная структура такого управления моделируется следующей системой линейных дифференциальных уравнений
’ I=>' (г )
| = г (г) (3)
— = -k•(х-х )
йг у о)
где постоянная k определяет степень влияния генерального руководителя на формирование уровня х производств продукции.
Система (3) может быть преобразована в линейное дифференциальное уравнение третьего порядка
x(3) = = -k - ix - xo)
dt
(4)
В общем случае, когда организационная структура содержит п уровней управления, соответствующая модель реализуется следующим уравнением:
x(n ) =
dnx
~df
= -k ( x - xG)
(5)
Уравнения (3) и (4) могут быть решены в явном виде. При этом, как это показано в теории устойчивости решений дифференциальных уравнений, при п=1ешения является устойчивым, а при п=2 решение реализуется на границе устойчивости.
Общий вывод состоит в том, что многоступенчатое управление, списываемое нашей моделью при п > 3 неустойчиво. Двухступенчатое управление приводит к периодическим колебаниям, но не вызывает катастрофического
нарастания колебаний, происходящего при трех - и боле ступенчатом управлении.
Следовательно, в современных условиях проблема правильного и грамотного построения эффективной организационной структуры приобретает особую актуальность.
Литература
1. Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. М. :УРСС, 2007 г.
2. Асаул А.Н. Выступление на круглом столе по те-ме:"Социальная ответственность российского предпринимательства" // Научные труды Вольного экономического общества России. 2005. Т. 55. С. 349351.
3. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности // Успехи современного естествознания. 2010. № 10. С. 105
4. Асаул А.Н., Кощеев В.А. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) // Современные наукоемкие технологии. -2010. -№ 2. -С. 140.
5. Введение в инноватику: учебное пособие / А.Н. Асаул [и др.]. - СПб: АНО ИПЭВ, - 2010, - 280с.
6. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А.Н. Асаул, В.А. Кощеев. -СПб.: АНО ИПЭВ. -2009. -300с.
7. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение / П. Друкер; пер. с англ. -М.; Фаир-пресс, 1998.
8. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А.Н. Асаул [и др.]. -
СПб.: АНО ИПЭВ. -2008. -280с.
9. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / А.Н. Асаул, Е.Г. Скуматов, Г.Е. Локтеева. -СПб.: Гуманистика. -2004. -256с.
10. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.]. -СПб: АНО ИПЭВ. -2008. -С.606.
11. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул. -СПб.:АНО ИПЭВ, 2009, -336с.
12. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев. -СПб.АНО ИПЭВ. -2007. -271с.
13. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы / Асаул А.Н., Асаул Н.А., Симонов А.В. -СПб. СПбГАСУ, 2009. -258с.
1 Виктория Игоревна Алексеева - кандидат экономических наук, доцент кафедры "Управление предпринимательской деятельностью" СПбГУСЭ, e-mail: [email protected];
2 Вячеслав Анатольевич Ярковой - кандидат экономических наук, доцент кафедры "Машины и оборудование
бытового и жилищно-коммунального назначения» СПбГУСЭ, тел. (812) 362-44-13, e-mail: [email protected].