УДК 371.14 О.И. Матафонова, аспирантка, ЗабГГПУ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научные интересы: развитие здоровьесберегающей деятельности в образовании в рамках гуманитарной стратегии
В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности. Одним из условий эффективной подготовки к осуществлению здоровьесберегающей опытно-экспериментальной работы деятельности в системе повышения квалификации рассматривается развитие ■
О. Mataphonova, graduate, ZabSPUH TEST WORK IN THE SYSTEM OF TEACHER'S TRAINING FOR HEALTHPROTECTING ACTIVITY
The main problems to be analyzed in given article ace the actuality new approach and conditions of teacher's protection activity. Professional competence as a whole, and as a health protection teachers activity in particularly. ^e complex analysis of the teachers professional preparation within the methodological and scientific coordination and helps to formulate the methodological and organizational points of teachers' preparation to the health - protection activity. Development of the experimental activity in the scientific field of health protection technology is the general conditions of forming one of professional competence and a teachers preparation activity. The results of the analysis are presented in given article ■
* * *
Вопросы здоровья школьников являются наиболее актуальными в числе современных проблем образования. Одним из аспектов рассматриваемой проблемы является недостаточный уровень готовности педагогических работников к осуществлению эффективной здоровьесберегающей деятельности. Это обусловлено тем, что в настоящее время в системе образования России работает поколение педагогических работников, сформировавшихся в условиях традиционной, знаниево-центриро-ванной парадигмы образования.
Часто педагоги декларируют и недостаточно используют личностно-ориентированный и гуманистический подходы в образовательной практике (К.Я. Ясперс, В.И. Слободчиков, Н.П. Абаскалова, Е.Д. Худенко И.В. Кальянов, И.И. Ермаков). Традиционная деятельность учителя недостаточно учитывает цели социализации поколения, развития здоровья у школьников и их подготовки к продуктивной жизнедеятельности. Это с одной стороны, с другой - у большинства педагогов отмечается недостаточность собственного ресурса адаптации к постоянно-
изменяющимся условиям жизни. Выработка форм поведения у подростков происходит «стихийно и бессистемно», педагоги не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, так как не обладают необходимыми знаниями, умениями, навыками в рамках социальноадаптивной стратегии» [4]. По мнению Э.Н. Гусинского, Ю.Н. Турчаниновой, основным препятствием на пути необходимых преобразований является «личный образовательный и профессиональный, вообще жизненный опыт самих образователей» [3]. Неадекватность устаревших, единообразных форм воспитательной работы в области здоровья и здорового образа жизни, используемых педагогами, не позволяет формировать у школьников необходимый ресурс здоровья, жизненно-важные компетенции, необходимые для формирования качества их будущей взрослой жизни.
Даже известные ориентиры в осуществлении здоровьесберегающей деятельности могут оставаться декларацией, поскольку большая часть людей, как отмечает Г.А. Гуртовенко, не способна к осуществлению изменений либо «тихо» сопротивляется, полагая их ложными. На вопрос «К какой категории понятий Вы относите здоровье?» слушатели курсов повышения квалификации (педагоги всех категорий Читинской области) ответили так: 137 чел. - к медицинской (52,6 %), 40 чел. - педагогической (15,3 %), 83 чел. - социально-психологической (32,1 %). Лишь 15,3 % педагогов, участвующих в опросе, ответили, что здоровье учащихся может быть связано с условиями школьной среды и деятельностью педагогов.
Содействие сохранению здоровья и становлению у школьников здорового образа жизни требует от педагогов использования не только педагогических технологий, формирующих у детей и подростков способности строить позитивные конструкты в настоящей и будущей жизни, но и собственных изменений и преобразований в образе жиз-
ни. Процесс подготовки педагогов к здоровьесберегающей деятельности в системе повышения квалификации должен быть ориентирован на профессиональное развитие и саморазвитие, содействующих поддержанию состояния адаптированности и поддержки таких динамических подструктур, как обучаемость, саморегуляция и преобразовательная активность. Вместе с тем, предметные ориентации в образовании взрослых сохраняет и деятельность учреждений системы повышения квалификации.
В потоке методической литературы, представляющей опыт здоровьесбережения в образовательных учреждениях, отмечается недостаточность информации об уровне «совокупного» компонента здоровьесберегающей деятельности, соотносимого со всеми предметными знаниями, умениями, навыками и воспитательной работой. Единый (интегративный) минимум содержания знаний, умений, навыков, необходимых для реализации педагогической здоровьесберегающей деятельности, направленной на получение системного эффекта, не отражен в стандарте общего образования. Выявление специфического в подходах к здоровью в деятельности разных специалистов, где действуют нормы многообразия, открытости в понимании здоровья, открывает пути нового поиска, обогащая науку и практику. Вместе с тем, отсутствие взаимообусловленного единства на концептуальном, законодательном, социально-культурном, мировоззренческом и методологическом уровне не способствует радикальным преобразованиям в практике здоровьесбережения. Как отмечает В.И. Мурашов, до сих пор нет приоритета «жизнесберегающей» деятельности.
Это позволяет зафиксировать определенные противоречия в вопросах здоровьесберегающей деятельности в образовании:
- между осознанием педагогическим сообществом необходимости решения проблем здоровья и дефицитом реальных действий образовательных учреждений по ре-
шению данных проблем;
- между потребностью педагогических работников в освоении содержания и способов здоровьесберегающей деятельности и недостаточным ее удовлетворением в процессе подготовки и повышения квалификации педагогов.
Данные противоречия актуализируют проблему поиска педагогических условий, способов и средств, обеспечивающих подготовку учителя к здоровьесберегающей деятельности, реализуемой в процессе повышения квалификации.
Результаты анализа отечественной литературы по проблеме подготовки педагогов к здоровьесберегающей деятельности и проведенные исследования свидетельствуют о необходимости инновационной практики, позволяющей повышать компетентность педагогов в области здоровьесберегающей деятельности и формировать профессиональные здоровьесберегающие позиции. В качестве «потенцируемых» феноменов в подготовке педагогов к здоровьесберегающей деятельности должны выступать и жизненные позиции участников образовательной деятельности, изменение которых, по мнению М.Г. Ермолаевой, является «конструктивным импульсом к порождению инноваций в педагогической деятельности и являющихся стимулом к профессиональному развитию». В подготовке педагогов к здоровьесберегающей деятельности в системе повышения квалификации появляются новые задачи, такие как переориентация социально-культурных стереотипов в понимании здоровья, изменение деятельности, или «перефункционализация» (Г.А. Гуртовенко).
Под повышением квалификации, соглашаясь с точкой зрения Г.А. Гуртовенко, мы понимаем механизм развития педагогических компетентностей с учетом образовательных потребностей педагогов, позволяющих педагогу выходить в новые позиции, демонстрировать их во взаимодействии с учащимися в противовес позиции функцио-
нера, озадаченного лишь обучением предмету.
Здоровьесберегающие позиции педагога рассматриваются нами в субъектнодеятельностном плане, где фиксируются основные характеристики поведения в системе отношений «учитель-ученик» и реализуются важные, с точки зрения здоровьесбе-режения, требования к организации образовательной деятельности. Здоровьесберегающие позиции определяют социальный характер ориентации личности педагога, мотивов и деятельности, основанных на личном взгляде и отношении к здоровьесбере-жению. Здоровьесберегающая позиция педагога выражается в активном поиске оптимальных средств, методов, методических приемов, нестандартных подходов к решению проблемы здоровья.
Оценка образовательных потребностей, прогнозирование тенденций развития здоровьесберегающей деятельности в образовании привели в 90-е гг. к созданию в российской системе повышения квалификации новых структурных подразделений [6].
С созданием в 1999 г. в Читинском институте повышения квалификации работников образования лаборатории развития здоровьесберегающей деятельности появилась возможность исследовать и описать процессы появления в то время еще новых, валео-логических подходов к оптимизации образовательной деятельности. В процессе становления системы научно-методического сопровождения концептуальными положениями деятельности лаборатории были следующие:
- разработка, научно-методическое обоснование и реализация здоровьесберегающего компонента во всех направлениях педагогической деятельности;
- научно-методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений, внедряющих в образовательную практику здоровьесберегающие технологии;
- диагностика и экспертиза исполь-
зуемых форм, методов, приемов здоровьесберегающей деятельности.
Необходимость совершенствования процессов научно-методического сопровождения педагогов, осваивающих здоровьесберегающие технологии, привела к необходимости разработки поискового эксперимента. В январе 2000 г. лаборатория начала осуществлять проект «Модель создания здоровьесберегающей среды как основы формирования здравостроительной стратегии личности» и определила пилотные площадки на базе образовательных учреждений четырех муниципальных районов области (Краснокаменский, Оловяннинский, Хилок-ский, Борзинский) и г. Чита. Для развития здоровьесберегающей деятельности в каждой из этих территорий организовано системное научно-методическое обеспечение, проведены проблемные семинары, уточнены формы обмена опытом. Для отбора содержания и научно-методического обоснования средств и методов здоровьесберегающей деятельности была создана сеть опытно-экспериментальных и «тиражирующих» (М.А. Мкртчян) площадок, отдельных методических адресов. Одной из целей опытно-экспериментальной работы (далее ОЭР) стало развитие педагогического творчества в области здоровьесбережения и от-
Качественные изменения определялись через профессиональные достижения педагогов, уровень изменений образовательных достижений у детей и подростков образовательных учреждений, участвующих
дельных его компонентов в рамках гуманитарной стратегии. Работа педагогов была направлена на освоение здоровьесберегающих технологий и определение целесообразного здоровьесберегающего компонента в своей педагогической практике и в целом в деятельности образовательного учреждения. Для динамического наблюдения за развитием ОЭР в области здоровьесберегающей деятельности и изменениями в профессиональных достижениях педагогов выбраны следующие показатели:
- количество муниципальных территорий, в образовательных системах которых в инновационном режиме осваивается здоровьесберегающая деятельность (см. таблицу);
- количество школьных проектов опытно-экспериментальной работы, получивших инновационный статус;
- количество педагогов-исследовате-лей, реализующих в инновационном режиме здоровьеориентированные педагогические подходы;
- количество педагогов, представляющих свои проекты на областной конкурс культурно-образовательных инициатив;
- количество образовательных учреждений и педагогов, участвующих в реализации профилактических программ (федеральный уровень).
в опытно-экспериментальной работе, уровень изменений в представлениях о здоровье и образе жизни через выбор профессиональных позиций, связанных с осуществлением здоровьесберегающей деятельности.
Развитие ОЭР в сфере здоровьесберегающей деятельности в муниципальных образовательных системах
Критерий 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Количество районов области (абс.) 5 12 20 21 22 22 24 28
% 15,6 37,5 62,5 65,6 68,7 68,7 75 87,5
Изменения в профессиональных позициях оценивались через мотивационный и практический аспекты готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности:
- мотивационный аспект выражается в инновационной активности педагогов (совокупность потребностей и мотивов педагога в преодолении ограничений современного способа организации обучения);
- практический (внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих подходов и методик, целесообразных для конкретной образовательной ситуации).
Развитие ОЭР в области здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Читинской области способствовало вовлечению большого количества педагогов в здравотворчество (рис. 1).
600 -500 -400 -300 -200 -100 -0 -
Рис. 1. Количество образовательных учреждений, осваивающих здоровьесберегающие подходы в инновационном режиме
2001 2002 2003 2004 2005 2006
годы
Адаптация опыта здоровьесберегающей деятельности (Л.Г. Татарниковой, В.В. Колбанова, В.В. Базарного, Н.К. Смирнова, М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой, Е.Н. Дзятковской) способствовала внедрению в учебно-воспитательный процесс эффективных методов оптимизации образовательной деятельности. Использование технологии широкомасштабного мониторинга (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, другие) позволило уточнить необходимые направления в создании здоровьесберегающего образовательного пространства.
Развитие ОЭР в освоении здоровьесберегающей деятельности позволило не только интенсифицировать процессы освоения новых технологий, но и существенно
влиять на качество профессиональных изменений у педагогов и качество образовательных результатов у школьников. В процессе освоения здоровьесберегающей деятельности в режиме опытно-экспериментальной работы (2000-2006 гг.) учителя, имеющие статус педагога-исследователя (50 чел.), повысили свой квалификационный разряд в 100 % случаях. Прирост по критерию «присвоение 14-го разряда» составил 75 %, все аттестационные работы выполнены с использованием материалов опытноэкспериментальной работы.
Организация и проведение конкурсов (всех 11, из них 5 - областные конкурсы культурно-образовательных инициатив, 6 -областные туры Всероссийского конкурса)
позволили провести инвентаризацию нового опыта и выявить результативность опытноэкспериментальной работы в сфере здоровьесберегающей деятельности. В каждом из образовательных учреждений произошедшие изменения положительны. С внедрением системы коррекционных и корриги-
рующих упражнений (валеологической составляющей) в содержание занятий физкультуры в восьми школах г. Краснокаменск уменьшилось количества детей, имеющих нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) с 41,6 % в 2000 г. до 21 % в 2005 г. (рис. 2).
Рис. 2. Количество детей с патологией ОДА
В 2004-2005 гг. завершились первые эксперименты по внедрению в практику работы образовательных учреждений разных направлений здоровьесберегающей деятельности. Итогами этой работы стало создание учреждения дополнительного образования нового типа - детского оздоровительно-образовательного центра (г. Краснока-менск), специализированных спортивных классов (школы г. Краснокаменск, г. Чита, Линево-Озерская школа Хилокского района), разработка и реализация муниципальных программ «Образование и здоровье» (г. Краснокаменск и Краснокаменский район, Хилокский район).
Освоение здоровьесберегающей деятельности в режиме ОЭР способствовало изменениям в профессиональных позициях педагогов. Это выражается в активном поиске оптимальных средств, методов, подходов к решению проблемы здоровья школьников и отражено в аналитических докладах, посо-
биях, рекомендациях, программах, проектах ОЭР, подготовленных педагогами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова, М.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: руководство для работников системы общего образования / М.В. Антропова, Е.А. Бабенкова., З.И. Бацева. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с. - (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / Министерство образования и науки российской федерации).
2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт / М.М. Безруких, 2004. - 240 с.
3. Вишневский, В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении / В.А. Вишневский // Методист. - 2005. - № 1. - С. 52-56.
4. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Департ. образования Администр., Обл. ИУУ, Обл. психолого-валеологический центр, КемГУ; под ред. Э.М. Казина, Т.С. Паниной, В.П. Казначеева, Г.А. Кураева. - Кемерово, 1997. - 109 с.
5. Матафонова, О.И. Развитие здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Читинской области (Из опыта работы лаборатории развития здоровьесберегающей деятельности): информационо-аналитические и методические материалы / О.И. Матафонова. -Чита: ЧИПКРО, 2005. - 155 с.
6. Никитин, Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития системы
дополнительного педагогического образования /
Э.М. Никитин. - М., 1999. - 314 с.
7. Никитин, Э.М. Развитие сети учреждений и научно-методическое обеспечение повышения квалификации в военные и послевоенные годы (40-70-е годы ХХ века) / Э.М. Никитин, А.П. Ситник // Методист. - 2004. - № 1. - С. 2-7.
8. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.
9. Мурашов, В.И. России нужна великая национально-государственная идея // Культура здоровой жизни. - 2005. - № 1. - С. 52-65.
10. Симонятова, Т.П. Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье» / Т.П. Симонятова, И.А. Паршу-тин. - М., 2003. -128 с.
УДК 371.14 Н.И. Козлова, к. пед. н., доцент каф.
«Педагогика», ЗабГГПУ
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Научные интересы: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания
В статье обосновывается постановка актуальной для высшей школы проблемы воспитывающего характера обучения. В кратком историко-педагогическом анализе показано развитие теории воспитывающего обучения от идеи, закономерности к дидактическому принципу ■
N. Kozlova, ZabSPUH
DEVELOPMENT OF UPBRINGING TRAINING IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGICAL SCIENCE
The actuality of the problem of upbringing character of training in a higher school is discovered in this article. Also, we demonstrate the development of the theory of upbringing training from idea, conformity to natural laws to the didactical principle in a brief historically-pedagogical analysis ■