УДК 378.147.88
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шатрова Е.А.
В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования: модульная образовательная программа повышения квалификации; совокупность активных и интерактивных методов обучения; региональная система организационно-методического сопровождения формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов.
Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность педагогов, модульная образовательная программа, активные и интерактивные методы обучения, региональная система организационно-методического сопровождения.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE TEACHERS’ HEALTH-SAVING CAPACITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE INTERMEDIATE AND ELEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION
Shatrova E.A.
The article is devoted to pedagogical conditions of forming the teachers’ health-saving capacity in educational institutions of the intermediate and elementary vocational education. The author considers the modular educational professional development programme, the complex of active and interactive educational methods, the regional system of organizational and methodological support to forming the teachers’ health-saving capacity.
Keywords: teachers’ health-saving capacity, modular educational programme, active and interactive educational methods, regional system of organizational and methodological support.
Здоровье является величайшей ценностью человека. Проблема здоровья рассматривается государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием развития не только отдельного человека, но и общества в целом. Приоритеты государства в области здоровья обозначены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральной программе развития образования, Национальном проекте «Здоровье», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации до 2015 года». В ней, в частности, говорится о реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей: «В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных и адаптивных программ,
направленных на сохранение, укрепление и коррекцию здоровья людей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих» [1].
По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [2]. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его профессиональных и социальных функций, фундамент самореализации и саморазвития личности.
В разработку теории профессионального здоровья учителя значительный вклад внесли научные труды О.А.Анисимовой, Н.Н. Малярчук, Г.В. Митина, Л.М. Митиной, Ю.В. Науменко, Г.С. Никифорова, В.Э. Пахальян, Е.М. Семеновой, Н.К. Смирнова и др.; теории личности как одной из регуляторов жизненной активности и адаптивности посвящены исследования таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Л.М. Митина, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Г. Селье, и др.
Вопросам исследования здоровья педагога посвящены работы
Н.П. Абаскаловой, О.А. Бутаковой, В.П. Казначеева, Э.М. Казина, Т.С. Паниной, И.В.Плющ, В.А. Стригина, М.Ю. Чуркиной и др.; развития профессиональной компетентности педагога (И.А. Зимней, М.И. Лукьяновой,
Н.В. Кузьминой, А.В. Хуторского и др.).
Проблема подготовки педагогов в системе повышения квалификации к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях освещается в работах Н.О.Герьянской, О.А. Клестовой, В.А. Лещинского, О.И. Матафоновой и др.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что, несмотря на устойчивый интерес к проблеме укрепления и сохранения здоровья педагогов, до сих пор недостаточно исследований в области теории и практики,
посвященных проблеме создания педагогических условий для формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО.
Состояние здоровья педагога является одним из факторов успешности и эффективности процесса подготовки конкурентоспособных успешных рабочих, специалистов особенно в период инновационных изменений, происходящих в сфере профессионального образования. В настоящее время образовательные учреждения среднего профессионального и начального профессионального образования перешли на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностном подходе. Данные изменения требуют от педагогов образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования (далее ОУ СПО/НПО) творчества, мобильности, умения быстро перестраиваться, осваивать новое содержание образования, овладевать современными практикоориентированными образовательными технологиями, создавать авторские методики обучения и воспитания. Такая деятельность вызывает педагогов напряжение, требует хорошего здоровья и актуализирует необходимость формирования здоровьесберегающей компетентности.
Обращение к проблеме формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов является актуальным для современного среднего профессионального и начального профессионального образования по следующим основаниям: 1) педагоги ОУ СПО/НПО отличаются крайне
низкими показателями здоровья вследствие недостаточного уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности; 2) в программах повышения квалификации педагогических работников не в полной мере отражены современные подходы, технологии и методики, полноценно обеспечивающие готовность педагога к здоровьесбережению и здоровьесберегающей деятельности.
Эффективность формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов требует выявления соответствующих педагогических условий.
Поэтому мы поставили перед собой задачу определить комплекс педагогических условий эффективного формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО, выступающих в качестве совокупности обстоятельств, от которых зависит успешность формирования данной компетентности.
В нашем исследовании педагогические условия призваны способствовать реализации основных идей выделенного комплекса подходов (аксиологического, здоровьеформирующего, компетентностного и рефлексивного), определяющих постановку андрагогических и здоровьесберегающих принципов обучения педагогов ОУ СПО/НПО в процессе повышения квалификации.
Указанные принципы легли в основу разработки педагогических условий, направленных на формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов на различных уровнях, наполнив их конкретным содержанием. Теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, проведенный нами, а также собственный опыт позволили определить и обосновать комплекс педагогических условий, которые будут способствовать формированию здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ
СПО/НПО. Вслед за А.А. Макарени и Н.Н. Суртаевой под условиями мы понимают совокупность того, что нужно создать, сделать, реализовать для достижения планируемых результатов[3]. Таковыми условиями на наш взгляд являются: реализация содержания обучения в системе повышения
квалификации через модульную образовательную программу с учетом здоровьесберегающих и андрагогических принципов; применение в
образовательном процессе форм и методов активного и интерактивного
обучения; реализация региональной системы организационно-методического сопровождения формирования здоровьесберегающей компетентности
педагогов ОУ НПО.
Модульная образовательная программа «Сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога» предназначена для повышения квалификации педагогов ОУ СПО/НПО, ориентирована на обучение взрослых, с учетом андрагогических принципов обучения и принципов здоровьесбережения. Программа содержит шесть модулей.
Целью модульной образовательной программы является формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО. Программа практикоориентированна: предполагает проведение практических занятий, тренингов, решение проблемных ситуаций, ситуационных задач, проектирование моделей поведения, здоровьесберегающих уроков.
Персонификация модульной образовательной программы осуществляется посредством разработки индивидуального образовательного маршрута слушателей, который строится с учетом данных диагностики «на входе», включая уровень ценностно-смысловой мотивации, уровень подготовки слушателей.
В процессе повышения квалификации у слушателей происходит коррекция ценностей, повышается мотивация к сохранению здоровья,
здоровьесберегающей деятельности, формируются новые знания и умения, практический опыт по здоровьесбережению, развиваются коммуникативные, рефлексивные способности.
Формированию здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО способствует организационно-методическое сопровождение, понимаемое нами как специально организованное взаимодействие педагога ОУ СПО/НПО и методиста, выступающего в роли консультанта, тьютора. Данное взаимодействие способствует формированию здоровьесберегающей компетентности, оказанию поддержки педагогу в выборе путей решения задач и проблем в условиях дополнительного профессионального образования педагогов ОУ СПО/НПО.
Автором разработана региональная система организационно-
методического сопровождения формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО (курсы повышения квалификации, система научно-методического сопровождения, система проведения конкурсов и конференций, система обобщения, коррекции и распространения педагогического опыта). Система мероприятий, направлена на формирование здоровьесберегающей компетентности, объединяет педагогов-
единомышленников, заинтересованных в изучении и практическом применении здоровьесберегающих образовательных технологий, методов и способов сохранения собственного здоровья и здоровья других людей. Данная система является многоступенчатой и обеспечивает поступательное предъявление содержания, опыта, усложнение способов интегрирования теории и практики, постепенное формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО.
В ходе опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО сравнивались результаты обучения контрольной и экспериментальной групп педагогов ОУ СПО/НПО. Опытно-
экспериментальная работа осуществлялась в три этапа констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе нами проводилось диагностическое исследование, позволяющее определить ценностное отношение педагогов к здоровью, уровень мотивации к сохранению здоровья и здоровьесберегающей деятельности, знания педагогов о здоровье, здоровьесберегающей деятельности, здоровьесберегающих технологиях, потребности педагогов в здоровьесбережении, уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов. Исследование проводилось методом анкетирования.
AK^ro результатов констатирующего эксперимента позволил сделать следующие обобщения: отношение педагогов к своему здоровью, его месту в системе личностных приоритетов и ценностей, показало, что лишь 20 % педагогов оценивают себя здоровыми людьми, 32% респондентов активно занимаются своим здоровьем. В большей степени это характерно для женщин (38,5%), чем для мужчин (24,8%), а также для педагогов в возрасте старше 45 лет (35%).
Низкую культуру здоровья и неграмотность в вопросах здоровьесбережения отмечают 98% педагогов (преподаватели - 33%, мастера п/о - 65%). Хотят получить дополнительное обучение по вопросам здоровьесбережения 87,4% педагогов (32,6% мужчин, 45% женщин). Эта проблема более актуальна для мастеров п/о (41%), чем для преподавателей (28%).
Практика (наш собственный опыт участия в курсах) повышения квалификации и результаты опроса слушателей свидетельствует о том, что в формировании здоровьесберегающей компетентности заинтересованы 86% педагогов, 14% не считают данную компетентность востребованной. Также педагогами востребованы знания и образовательные технологии, соответствующие современному состоянию теории и практики здоровьесбережения. Опрос педагогов показал, что наиболее значимым в повышении квалификации наряду с образовательными и информационнокоммуникационными технологиями, слушатели считают изучение особенностей здоровьесберегающих образовательных технологий (76,7%).
Эффективными формами получения информации о здоровье, здоровьесбережении, по мнению педагогов, признаются курсы повышения квалификации (67%), участие в работе лаборатории по апробации здоровьесберегающих технологий (44%), посещение семинаров (37%).
Aнализ диагностики сформированности компонентов
здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО показал, что
уровень сформированности операционально-технологического компонента ЗСК у педагогов в целом значительно ниже, чем уровень ценностномотивационного, когнитивного, личностно-профессионального компонентов. Причем у мастеров производственного обучения он ниже, чем у преподавателей. Кроме того, у педагогов контрольной и экспериментальной групп преобладает низкий уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО.
На основании полученных данных в рамках данного этапа ОЭР был разработан прогноз возможных положительных и отрицательных последствий. Прогноз позволил предположить, что в качестве положительных последствий произойдет повышение интереса и мотивации у педагогов к здоровьесбережению и формированию здоровьесберегающей компетентности; повышение активности педагогов в организации здоровьесберегающей деятельности в ОУ; здоровьесберегающая компетентность педагогов будет сформирована на высоком уровне. Прогноз отрицательных последствий ОЭР: уровень сформированности данной компетентности будет недостаточным для решения практико-ориентированных задач образовательного процесса; если педагог внутренне не готов к формированию указанной компетентности, то реализация сформулированных автором педагогических условий не приведет к достижению планируемого результата.
Следующим этапом ОЭР был формирующий эксперимент. Цель, которого заключалась во внедрении модели и апробации организационнопедагогических условий формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО. Данный этап был направлен на формирование ценностно-мотивационного, когнитивного, операционально-технологического, личностно-профессионального компонентов здоровьесберегающей
компетентности педагогов ОУ СПО/НПО.
На данном этапе реализовывалась многоуровневая система организационно-методического сопровождения формирования
здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО через курсы повышения квалификации, в ходе проблемных семинаров, межсессионных заданий, работы научно-практической лаборатории по применению и апробации здоровьесберегающих технологий.
На первом уровне процесс организации и проведения повышения квалификации в направлении индивидуального формирования здоровьесберегающей компетентности педагога представляет собой совокупность форм курсовой подготовки (образовательные модули, проблемные семинары, консультации) составляют образовательный комплекс (как спектр образовательных возможностей).
В ходе проблемных семинаров, межсессионных заданий, педагоги осваивают теоретические знания и умения в области здоровьесбережения, особенности здоровьесберегающих технологий; методы развития личностного адаптационного потенциала; проектируют стратегии и технологии здоровьесбережения; развивают умения проведения, организации и управления здоровьесберегающей деятельностью педагога (проведение урочных и внеурочных занятий).
Второй уровень также направлен на формирование знаний, умений, опыта по здоровьесбережению через самообразование и совместную деятельности педагогов, включает коллективный и индивидуальный векторы сопровождения и позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии. Одной из наиболее востребованных форм работы педагогов-исследователей, реализующих опытно-экспериментальную работу в сфере здоровьесберегающей деятельности, является научно-практическая лаборатория по применению и апробации здоровьесберегающих технологий.
Третий уровень формирования ЗСК педагогов направлен на трансляцию опыта. Обмен педагогическим опытом - одна из наиважнейших составляющих повышения квалификации педагогических работников. Ситуация обмена и тиражирования опыта здоровьесберегающей деятельности реализуется через
различные формы региональных и всероссийских мероприятий: профессиональные конкурсы, мастер-классы, конференции, методические выставки, где педагоги транслируют результаты своего позитивного опыта.
Четвертый уровень формирования ЗСК педагогов направлен на научнометодическую поддержки инновационной деятельности педагогов, осуществляющих научно-методическую и опытно-экспериментальную работу, на обобщение и диссеминацию инновационного опыта педагогам по вопросам здоровьесбережения. Деятельность по данному направлению осуществляет Научно-методический совет ОГОУ ДО «УМЦ ДПО».
На контрольном этапе эксперимента проводился мониторинг сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов НПО. Результаты мониторинга свидетельствуют о позитивных изменениях в ценностно-мотивационном, когнитивном, операционально-технологическом и личностно-профессиональном компонентах здоровьесберегающей
компетентности педагогов.
Так, высокий уровень сформированности ценностно-мотивационного компонента здоровьесберегающей компетентности педагогов в экспериментальной группе встречается на 9,5% чаще, а низкий уровень на 4,5 % реже, что подтверждает сформированность у педагогов способности к осознанию ценности собственного здоровья и здоровья других людей и повышения мотивации к сохранению здоровья. Высокий уровень формирования когнитивного компонента встречается на 11,5 % чаще, а низкий уровень на 41 % реже, что отражает наличие у педагогов знаний о закономерностях сохранения и укрепления здоровья, здоровьесберегающих технологиях, позволяющих использовать данные знания в практической деятельности (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня сформированности ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов ЗСК педагогов на контрольном этапе эксперимента.
Данные диаграммы показывают, что высокий уровень операциональнотехнологического компонента встречается на 12,5 % чаще, а низкий - на 42,5 % реже, что подтверждает сформированность данного компонента и проявляется в готовности к здоровьесберегающей деятельности, способности к совершенствованию собственного здоровья, проектированию и реализации индивидуальной траектории здоровьесберегающей деятельности. Позитивная динамика личностно-профессионального компонента, где высокий уровень встречается на 44% чаще, а низкий - на 7% реже, подтверждает сформированность личностно-профессионального компонента, который
проявляется в совокупности личностно-профессиональных и профессионально важных качеств (Рис. 2).
Уровень сформированное личностнопрофессионального компонента ЗСК
□ Контрольная
□ Экспериментальная
высоким
Экспериментальная
Контрольная
средним
низким
Рис. 2. Динамика уровня сформированности операциональнотехнологического и личностно-профессионального компонентов ЗСК педагогов на контрольном этапе эксперимента.
Анализ изменений уровней сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов под влиянием выявленных педагогических условий позволил установить тенденцию стабильного роста здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО в процессе повышения квалификации. Данные условия способствуют формированию здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО, позволяющей педагогам проектировать и реализовывать собственную траекторию
здоровьесберегающей профессиональной деятельности на основе сформированной системы ценностей, мотивов и знаний о здоровье, здоровьесбережении и здоровьесберегающей деятельности.
Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу о значимости указанных в исследовании педагогических условий в формировании здоровьесберегающей компетентности педагогов ОУ СПО/НПО.
Список литературы
1. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http://www.vitaspb.ru/int20.doc (дата обращения: 3.10.2012).
2. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения // ВОЗ. Основные документы. 39-е издание. /Пер. с англ. М.: «Медицина». 1995.
3. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Полифоничность категории "условия" в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета. Диссертационный совет Д 212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук. С-Пб. - Новокузнецк: ИПК, 2003. 88 с.
References
1. Kontseptsiya okhrany zdorov'ya naseleniya Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda [Conception of the population protection in Russian Federation till 2015]. http://www.vitaspb.ru/int20.doc (accessed 3.10.2012).
2. VOZ. Osnovnye dokumenty [WHO. Basic documents]. М.: Publishing house «Medizina». 1995.
3. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Vestnik dissertatsionnogo soveta. Dissertatsionnyy sovet D 212.199.19 po prisuzhdeniyu uchenoy stepeni doktora nauk [Dissertation committee newsletter. Dissertation committee D 212.199.19 by the conferment of the doctoral degree]. SBR. - Novokuznetsk: PPC, 2003. 88 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шатрова Елена Александровна, аспирант
Институт развития образовательных систем РАО
Комсомольский проспект, 75, г. Томск, Томская область, 634009, Россия
E-mail: [email protected].
DATA ABOUT THE AUTHOR Shatrova Elena Aleksandrovna, postgraduate
Institute of the educational RAE systems development.
75, Komsomolsky ave., Tomsk, Tomskaja region, 634009, Russia E-mail: [email protected]
Рецензент:
Азбукина Елена Юрьевна, ведущий научный сотрудник, доцент, кандидат педагогических наук Института развития образовательных систем РАО