----—
ТАКСОНОМИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова, С.А. Косцова, Э. У. Гилязитдинова, С.Р. Хакутдинова
Стерлитамакский филиал
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Кафедра психологии и педагогики, г. Стерлитамак
В статье даны дефиниции понятия «здоровьесберегающая педагогика» и показана её роль в образовательном процессе современной школы. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению здоровьесберегающих образовательных технологий, определяют их сущность, предлагают классификацию на основе различных таксономических признаков. В контексте своего исследования они представляют классификацию здоровьесберегающих технологий на основе резонанса, который устанавливается между субъектом и объектом отдельных валеологических действий. При характеристике здоровьесберегающих технологий рассмотрены эффекты, которые они оказывают на состояние здоровья субъектов педагогического процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающая педагогика, валеологическая технология, здоровье, резонанс, принципы здоровьесберегающей педагогики, здоровьесберегающая технология в образовании.
Образование в области здоровья рассматривается как непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбереже-ния, здоровым образом жизни (ЗОЖ). Образование как средообуславливающее пространство здорового образа жизни субъектов педагогического процесса предусматривает привитие и усвоение таких умений, а также соответствующих им правил и гигиенических норм, которые позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируя его на здоровье и ЗОЖ, обосновывают и определяют адекватное поведение здоровой личности. Именно поэтому, в контексте модернизаций, происходящих в сфере образования в нашей стране особую актуальность приобретает здоровьесберегающая педагогика, которая рассматривает здоровье в качестве приоритета, в процессе освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе.
Анализ и обобщение литературы по проблеме исследования показали, что здоровьесберегающая педагогика может быть представлена в качестве ряда дефиниций: 1) как единая функциональная система взаимодействия учителя, учащихся и родителей в образовательном процессе, а также способ структурирования этого процесса, направленного на повышение уровня освоения учебных программ с сохранением здоровья всех участников
образовательного процесса; 2) как педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе; 3) как образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 4) как область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.
Принимая во внимание все эти аспекты, можно констатировать, что для реализации целевых ориентиров в сфере здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе, определяющую роль играет комплекс средств, обеспечивающих эффективность укрепления психофизиологической жизнеспособности участников образовательного процесса и коррекции смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно-поддерживающего уровня. Достичь названной цели не представляется возможным без валеологических технологий.
Валеологическая технология — это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть со-
—-г^е^б^-—
~ 178 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
Public health and health services ----—
хранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях. В данном понимании валеологическая технология складывается из логически фиксированной последовательности определенных строго установленных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата. Специфика валеологических технологий определяется тем, что, обеспечивая становление здоровья человека, которое понимается как гармоничное, сбалансированное функционирование его целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, они тем самым способствуют становлению самой целостной личности, готовой к выживанию (то есть самосохранению) и полноценной самореализации в жизни. Валеологический, то есть здоровьесозидающий, эффект данных технологий достигается благодаря тому, что все они построены на основе резонанса, который устанавливается между субъектом и объектом отдельных валеологических действий или систематизированной валеологической деятельности. При этом субъектом является активно действующий индивид, осуществляющий свою деятельность в строгом соответствии с установленным ходом процесса, а объектом — орган, система или функция организма индивида, а также любой предмет или явление окружающего мира, во взаимодействие с которым вступает субъект.
Все валеологические технологии, которые допустимо применять в условиях образовательного процесса в школе, можно классифицировать по нескольким разным признакам: 1) по инструментам или средствам резонанса, 2) по объекту воздействия или направленности резонанса, 3) по доминирующему образовательному результату в становлении личности.
Инструментами резонанса могут выступать отдельные органы и системы организма человека, а также их совокупность или целостный организм, Отсюда:
— по инструментам резонанса мы выделяем следующие технологии: окотерапию, слухотера-пию, звукотерапию, музыкотерапию, хагтерапию (от английского hug — крепкое объятие), изотера-пию, пневмотерапию (от греческого pneuma —
дуновение, дыхание, воздух, и pneumon — легкое), ароматерапию, кинестезиотерапию (от греческого kineo — двигаюсь и aisthesis — ощущение) и др. Основанием для употребления в названии технологии слова «терапия» служит буквальный перевод греческого «therapeia», означающего «забота», «уход» и только последним «лечение». Поэтому «терапия» как вторая часть в названии валеологи-ческой технологии трактуется нами как забота о здоровье при помощи того или иного средства: в окотерапии — при помощи глаз, в звукотера-пии — при помощи звуков, в танцетерапии — при помощи танцевальных, т.е. хореографических движений, в изотерапии — при помощи средств изобразительного искусства: цвета, линии, композиции и т.д.;
— по объекту воздействия или направленности резонанса валеологические технологии объединяются в две группы: 1) интротехнологии типа «Я-Я», направленные на взаимодействие с самим собой (различные виды физических упражнений, самомассажа и пр.) и 2) экстратехнологии типа «Я-не-Я», направленные на взаимодействие с объектами окружающего мира: другими людьми, предметами и явлениями природы и культуры (все разновидности так называемых комплиментарных упражнений, созерцательная деятельность и пр.);
— по доминирующему образовательному результату в становлении личности валеологиче-ские технологии объединяются в четыре группы: 1) доминирует формирование готовности к здо-ровьетворению, 2) доминирует формирование готовности к единению и согласию, 3) доминирует формирование готовности к творчеству, 4) доминирует формирование готовности к самоорганизации.
Важно подчеркнуть, что при таком подходе к классификации одна и та же валеологическая технология входит во все три классификации, но в разные группы, что является, во-первых, специфическим качеством валеологических технологий и во-вторых, показателем комплексного воздействия каждой из них на организм человека.
Применение валеологических технологий в условиях педагогического процесса, позволяет выделить еще одно основание для классификации и объединить все технологии в две группы: 1) тех-
—--—
~ 179 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
----—-
нологии, направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение здоровья, и 2) технологии, направленные на становление здоровья и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач. В первую группу данной классификации входят такие технологии, как технология развивающейся кооперации (ТРК), технология работы с биномами, ряд дидактических технологий, которые условно можно назвать технологиями обучающего взаимодействия субъекта и объекта, а во вторую группу объединены все собственно оздоровительные технологии, в процессе протекания которых осуществляется познавательная деятельность учащихся и развитие их общеучебных, а также жизненно значимых умений.
На основании всего сказанного валеологиче-ские технологии можно отнести к способам обеспечения здоровья учащихся и учителей в условиях реального педагогического процесса. Существенными признаками валеологических технологий, как разновидности педагогических технологий, являются возможность их тиражирования, то есть освоения любым индивидом, и гарантирован-ность результата. Однако следует особо подчеркнуть, что освоение данных технологий возможно только в режиме их проживания. Под проживанием в данном случае мы понимаем активное освоение субъектом данной технологии в процессе самостоятельной деятельности. Овладение технологией в режиме её проживания достигается благодаря тому, что субъект: во-первых, выполняет все установленные действия в полном соответствии с обозначенными руководителем (учителем) требованиями и указаниями; во-вторых осмысливает полученный результат и протекание прожитого процесса в ходе рефлексивной деятельности; в-третьих, осмысливает деятельность руководителя, анализируя его действия, слова, указания, замечания, высказываемые на каждом этапе управляемого им процесса.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровье-
сберегающих технологий — организационных и педагогических. К первому типу относятся технологии, представленные всеми пятью группами, создающие условия безопасного для здоровья обучения. Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика — на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях. Для наглядности представления об основных здоровьесберегающих технологиях, используемых в школе, работающей на принципах здоровьесбе-регающей педагогики, и лучшего понимания их взаимосвязи приведем следующую схему (рис. 1). На схеме видно, что в качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.
Необходимо отметить, что основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики, наряду медико-гигиеническими (МГТ), физкультурно-оздоровительными (ФОТ), экологическими (ЭЗТ) и обеспечивающими безопасность жизнедеятельности (ТОБЖ) технологиями, составляют образовательные здоровьесберегающие технологии (ЗОТ).
Здоровьесберегающая технология в образовании — это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
В настоящее время различают следующие здо-ровьесберегающие технологии в образовании:
— система медико-психолого-педагогических мероприятий по оптимизации образовательного процесса с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности учащихся;
— технологии психолого-педагогической поддержки личностного развития школьников с целью совершенствования их социально-личностной жизнеспособности;
—-г^е^б^-—
~ 180 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
Public health and health services —--—-
ISSN 2226-7425
Обратная связь
Рис. 1. Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся
— образовательно-воспитательные технологии по коррекции личностной смысловой системы школьников «внутренняя картина здоровья» (Ю.В. Науменко).
Ряд авторов (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, М.М. Безруких, Н.К. Смирнов и др.) подразделяют здоровьесберегающие технологии в образовании на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадапта-ционных состояний;
— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие так же проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы:
— социально адаптирующие и личностно развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной
—--—
~ 181 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
----—
и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
— лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Резюмируя сказанное, отметим, что результат совокупного воздействия на обучающихся всех здоровьесберегающих технологий должен оцениваться с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики и мониторинга, которые позволяют выявить насколько результативными оказались данные технологии, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
TAXONOMY TECHNOLOGIES OF HEALTH CARE PEDAGOGICS
ЛИТЕРАТУРА
1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.
2. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. М., 2000.
3. Педагогическая валеограмотность / Под ред. Т.А. Солдатовой. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. М.: АПКиПРО, 2003.
5. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. М., 2002.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. АПКиПРО, 2002.
7. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждения образования по охране и укреплению здоровья детей. Ярославль, 2001.
A. G. Maguga, R.M. Salimova, S.A. Kostova, E. U. Gilyazitdinova, S.R. Hakhutdinova
Sterlitamak branch of Federal State budgetary educational institution of higher professional education "Bashkir state University ", Department ofpsychology and pedagogy, Sterlitamak
The article provides the definition of the concept "school health education" and shows its role in the educational process of the modern school. Special attention is paid to consideration of health educational technologies, determine their nature, suggest a classification based on different taxonomic traits. In the context of their research, they present a classification of health saving technologies on the basis of resonance, which is installed between subject and object separate valeological action. When the characteristics of health care technologies examined the effects that they have on the health status of the subjects of the educational process.
Key words: school health education, valeological technology, health, resonance, principles of health care education, health-caring technology in education.
REFERENCES
1. Brekhman I.I. Valeologiya — nauka o zdorov'e. Moscow, 1990.
2. Kazin E.M., Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka: Vvedenie v obshchuyu i prikladnuyu valeologiyu. Moscow, 2000.
3. Pedagogicheskaya valeogramotnost'. Ed. T.A. Solda-tovoi. Rostov-na-Donu, 1997.
4. Pedagogika i psikhologiya zdorov'ya. Ed. N.K. Smir-nova. Moscow: APKiPRO, 2003.
5. Sovremennye tekhnologii ozdorovleniya detei i pod-rostkov v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Moscow,2002.
6. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayushchie obrazova-tel'nye tekhnologii v sovremennoi shkole. APKiPRO, 2002.
7. Tikhomirova L.F. Deyatel'nost' uchrezhdeniya ob-razovaniya po okhrane i ukrepleniyu zdorov'ya detei. Yaroslavl', 2001.