Научная статья на тему 'Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью'

Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR / TEENAGERS / CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Юрий Юрьевич

В статье представлена специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. Отмечается, что при духовно-нравственном воспитании личности значительным потенциалом обладает хореографическое искусство. Хореография воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Рассматривается понятие «регулирование», которое автором понимается как форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Оно представляет собой «косвенное» управление наряду с «прямым», то есть через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Отмечается, что в регулировании социально-культурной деятельности должен присутствовать компонент саморегуляции, то есть регуляции, осуществляемой человеком как субъектом, которая должна быть направлена на приведение его возможностей в соответствие с требованиями этой деятельности. Обосновывается специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOCIOCULTURAL REGULATION OF SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR OF TEENAGERS IN THE COURSE OF LESSONS BY CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

In article specifics of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of lessons by choreographic activity is presented. It is noted that at spiritual and moral education of the personality the choreographic art possesses considerable potential. Choreography brings up and develops not only art skills of execution of dances of different genres, but also development of habits and standards of behaviour according to comprehended laws of beauty. The concept «regulation» which is understood by the author as a form of the purposeful, operating influence focused on maintenance of balance in operated object and its development by means of introduction of regulators in it (norms, rules, the purposes, communications) is considered. It represents «indirect» management along with «direct», which is through a task to object of demanded result and ways of its achievement. It is noted that at regulation of social and cultural activity there has to be a self-control component, which is the regulation carried out by the person as the subject which has to be directed on reduction of its opportunities in compliance with requirements of this activity. Specifics of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager in the course of occupations by amateur choreographic activity which is defined by uniqueness of pedagogical impact on consciousness, feelings and behaviour of the teenager by his voluntary involvement to the world of dance in which orderly, gradually and continuously ability to cultivate the highest emotions and feelings develops locates, possibility of acquisition of skills of spiritual and moral behaviour is found.

Текст научной работы на тему «Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью»

СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ю. Ю. УСАЧЕВ

В статье представлена специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. Отмечается, что при духовнонравственном воспитании личности значительным потенциалом обладает хореографическое искусство. Хореография воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Рассматривается понятие «регулирование», которое автором понимается как форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Оно представляет собой «косвенное» управление наряду с «прямым», то есть через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Отмечается, что в регулировании социально-культурной деятельности должен присутствовать компонент саморегуляции, то есть регуляции, осуществляемой человеком как субъектом, которая должна быть направлена на приведение его возможностей в соответствие с требованиями этой деятельности.

Обосновывается специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.

Ключевые слова: духовно-нравственное поведение, подростки, хореографическая деятельность.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии. В этих условиях как никогда становится важным формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного поведения. Таким образом, социально обусловленный заказ заключается в формировании духовно-нравственного поведения подрастающего поколения, способного к реализации своих возможностей в социуме.

Проблема духовно-нравственного воспитания юных членов общества актуальна сегодня и для школы, и для учреждений социально-культурной сферы. Досуг подрастающего поколения при низкой культуре его организации не только не приносит ожидаемого положительного результата, но даже оказывает отрицательное влияние.

Досуг подростков отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имея возможность выбора занятий по душе, подростки

зачастую не готовы к осознанному выбору видов деятельности на досуге, способствующих полноценному формированию личности. С другой стороны, стремясь к самостоятельности и оригинальности в выборе досуга, они, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, статусом, позициями и диспозициями по сравнению со взрослыми членами общества.

Не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки, стремясь казаться взрослее, охотно перенимают от взрослых их модели проведения свободного времени, причем далеко не всегда положительные и соответствующие социальным нормам.

Задача организации досуга подростков состоит в том, чтобы участники социальных, культурных программ смогли реализовать свои личностные качества в процессе досуговой деятельности, осваивая нормы духовно-нравственного поведения.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания

средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Несмотря на довольно активное изучение танцевального творчества детей и подростков, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии, полихудожественный подход к освоению образной природы хореографии и пр., далеко не все возможности хореографического искусства в развитии формирующейся личности исследованы.

Между тем, социокультурная регуляция разрабатываемых педагогических воздействий может, на наш взгляд, эффективно влиять на подростков в процессе занятия хореографической деятельностью, формировать у них нормы духовнонравственного поведения.

В духовно-нравственном воспитании личности значительным потенциалом обладает хореографическое искусство. Хореография воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Доктор С. Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «.. .балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [3].

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию личности подростка и обогащают его духовно. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы в хореографическом классе.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении.

Поскольку художественно-творческая деятельность хореографического коллектива осуществляется в сфере свободного времени, то ее сущностной характеристикой нужно признать самодеятельный характер.

В литературе по проблемам самодеятельного художественного творчества принято рассматривать понятие «самодеятельность» с одной стороны на абстрактно-категориальном уровне как некую условную характеристику человеческой дея-

тельности, а с другой - как реальное общественное явление в конкретно-исторических формах.

В философской, общественно-политической и специальной литературе по проблемам социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, народного художественного творчества и на уровне обыденного сознания существует известное различие в толковании понятия «самодеятельность».

На основе анализа литературы, посвященной феномену самодеятельности, мы можем выделить в качестве ее сущностных признаков добровольность, внутреннюю духовную мотивацию, собственную активность и инициативность субъекта, а также его изменение в сторону всесторонности, целостности и универсальности.

Опираясь на работы известных специалистов в области теории самодеятельного творчества (Т. И. Бакланова, Е. И. Григорьева, М. И. Дол-женкова, А. С. Каргин, Е. И. Смирнова и др.), постараемся кратко представить аргументы, обосновывающие выбор указанных признаков самодеятельности.

Признак добровольности заставляет отрицать любые формы принуждения, которые противопоказаны самодеятельности, поскольку угнетают или попросту уничтожают собственную активность людей. Понятие добровольности не сводится к одному лишь формальному согласию человека участвовать в деятельности. Добровольность в данном случае не просто добрая воля, но внутренняя воля, желание, потребность, действие самого субъекта.

С внутренней детерминацией связан и другой сущностный признак самодеятельности - духовная мотивация. Если самодеятельность не любая активность, а стремление человека быть более совершенным (многосторонне развитым, гармоничным), то независимо от осознанности или неосознанности внутренних потребностей в самодеятельности мотивы его участия в любительском движении носят нематериальный, но имеющий отношение к самообразованию и самореализации характер.

Граница самодеятельного и профессионального проходит именно по характеру основной мотивации и по характеру отношений с обществом в процессе труда, а не по уровню мастерства, как иногда думают.

С внутренней детерминированностью самодеятельности связан еще один ее существенный признак - собственная внутренняя активность, инициативность субъекта. Самодеятельность предполагает определенный момент самоорганизации, самодействия.

Это свойство самодеятельности не отрицает возможности и необходимости руководства, управления самодеятельностью. Однако управление может быть подавлением самодеятельности, заменой самодеятельной инициативы инициативой «блока управления». Задачей же истинного управления самодеятельностью является создание оптимальных условий для ее процветания.

Сущность самодеятельности - развитие человека, по возможности более полное, более всестороннее, превращение его в более целостную и гармонически развитую личность.

Рассматривая содержательные особенности художественно-творческой деятельности хореографического коллектива, мы отмечаем, что на протяжении своего развития танцевальное искусство постоянно находится во взаимодействии со всем пространством культуры.

Для педагогики социально-культурной сферы важным становится вывод о том, что танец воздействует на глубинные структуры человеческой психики, зачастую минуя сознание, а постижение смысла танцевальных движений происходит сверхрациональным образом.

Идеи воспитывающей деятельности, которая реализуется в художественно-творческом коллективе, в самодеятельном художественном творчестве, достаточно четко и всесторонне разработаны в трудах Т. И. Баклановой [1]. Так, исходной для Т. И. Баклановой является мысль о том, что самодеятельное творчество является мощным фактором, средством и процессом воспитания человека, становления его субъектности.

Воспитательная деятельность самодеятельных художественно-творческих коллективов рассматривается нами как совокупность особых социально-культурных условий, обеспечивающих гармонизацию интересов личности и общества, создание благоприятной творческой атмосферы, преодоления издержек и противоречий социального воспитания, формирования педагогических предпосылок для воспитания духовно-нравственных качеств подростков.

В обращении с подростками необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения подростков, их внутренний мир.

Подростковый возраст достаточно хорошо охарактеризован в работе Н. М. Иовчук [2]. По ее мнению, - это особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. В подростковом

возрасте происходит усвоение тех или иных норм, ценностей, общественных требований, становление способов поведения и личных ценностей.

Начиная с подросткового периода, социального созревания для растущего человека, который начинает выходить на самостоятельный уровень личностного развития, сознает он это или не сознает, определяющими являются не непосредственные отношения с близкими людьми - будь то взрослые или сверстники, а внутренние главные системообразующие связи, выходящие на отношения с обществом и способствующие определению себя в обществе.

Особую актуальность приобретает целенаправленное педагогическое воздействие по формированию, стимулированию и развитию отношений подростка с обществом, усвоение им «горизонтальных» связей, усвоение им социальных норм.

Подросток нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления, не смотря на то, что сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса, который невозможно запрограммировать. От умелого использования управленческих технологий в решающей степени зависит будущий результат воздействия.

Управление социально-культурной деятельностью - специально организованный воспитательно-образовательный процесс, направленный на решение целесообразной системы педагогических задач социальной и культурной проблематики ее участников.

Регулирование - это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Оно представляет собой «косвенное» управление наряду с «прямым», то есть через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Посредством регулирования создаются возможности и ограничения различных видов деятельности, которые должны вызывать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. В связи с этим, выбор субъектом методов регуляции предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, развитие у них самоуправления и самоорганизации.

В регулировании социально-культурной деятельности должен присутствовать компонент саморегуляции, то есть регуляции, осуществляемой человеком как субъектом, которая должна быть

направлена на приведение его возможностей в соответствие с требованиями этой деятельности.

Регулирование социально-культурной деятельности состоит в ориентации социокультурной активности личности на решение многообразных по своему уровню сложности педагогических задач, в том числе коммуникативных, в ситуациях социальной и культурной значимости путем прямого или косвенного воздействия с применением различных технологий социально-культурной деятельности в современных социокультурных условиях [4].

Задача педагога-организатора в процессе социокультурной регуляции заключается в изменении состояния управляемого процесса, доведение его до заранее намеченного уровня. Социокультурное регулирование проводится педагогами по ходу осуществления мероприятий программы, а также, когда первые результаты ее осуществления уже получены и проанализирована ситуация в области воспитательного влияния этих мероприятий на человека.

Эффективность социально-культурной деятельности определяется адекватностью изменений в сознании и социальных действиях личности в соответствие с целями, которые ставились в процессе разработки, организации и осуществлении социально-культурных мероприятий за определенный промежуток времени. Эффективность выявляет, какое влияние оказывает социальнокультурная деятельность, во-первых, на знания личности, во-вторых, на ее поведение, в-третьих, какого рода практические результаты приносит она людям.

Социокультурное регулирование в культурно-досуговых учреждениях в целом направлено на формирование духовно-нравственного поведения, на разностороннее развитие личности подростка, способной к социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Исходя из всего вышесказанного, нами была определена специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в ко-

тором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.

Литература

1. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие. М., 1992.

2. Иовчук Н. М. Детско-подростковые психические расстройства. М., 2002.

3. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

4. Шарковская Н. В. Функция регуляции в педагогическом управлении социально-культурной деятельностью // Вестник МГУКИ. 2006. № 3. С. 116-119.

* * *

SPECIFICS OF SOCIOCULTURAL REGULATION OF SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR OF TEENAGERS IN THE COURSE OF LESSONS BY CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Yu. Yu. Usachev

In article specifics of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of lessons by choreographic activity is presented. It is noted that at spiritual and moral education of the personality the choreographic art possesses considerable potential. Choreography brings up and develops not only art skills of execution of dances of different genres, but also development of habits and standards of behaviour according to comprehended laws of beauty.

The concept «regulation» which is understood by the author as a form of the purposeful, operating influence focused on maintenance of balance in operated object and its development by means of introduction of regulators in it (norms, rules, the purposes, communications) is considered. It represents «indirect» management along with «direct», which is through a task to object of demanded result and ways of its achievement. It is noted that at regulation of social and cultural activity there has to be a self-control component, which is the regulation carried out by the person as the subject which has to be directed on reduction of its opportunities in compliance with requirements of this activity.

Specifics of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager in the course of occupations by amateur choreographic activity which is defined by uniqueness of pedagogical impact on consciousness, feelings and behaviour of the teenager by his voluntary involvement to the world of dance in which orderly, gradually and continuously ability to cultivate the highest emotions and feelings develops locates, possibility of acquisition of skills of spiritual and moral behaviour is found.

Key words: spiritual and moral behaviour, teenagers, choreographic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.