Е.А. Терешина
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
Аннотация
В статье анализируется опыт зарубежных государств в области противодействия молодежному экстремизму. Отмечается, что западные страны проводят активную информационную политику, особенно в сети Интернет. Одним из таких проявлений, является контроль за Интернет-пространством, наибольшую активность в этой сфере проявляют США. Противодействие экстремизму в странах Запада и США не ограничивается только усилиями государственных органов власти. В эту деятельность активно вовлекаются общественные организации, аналитические центры, население. Вместе с тем эффективность антиэкстремистской деятельности определяется не только слаженным механизмом сотрудничества ответственных структур государства и гражданского общества, но также привлечением в борьбу с экстремизмом самой молодежи.
Ключевые слова:
молодежный экстремизм, противодействие, профилактика, зарубежный опыт, государство, гражданское общество.
E. Tereshina
EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN COMBATING YOUTH EXTREMISM
Abstract
The article analyzes the experience of foreign countries in combating youth extremism. It is noted that the Western countries are active information policy, particularly on the Internet. One of these manifestations is to control the Internet space, the most active in this area show the United States. Countering extremism in Western countries and the United States is not limited to the efforts of the public authorities. In this activity actively involved civil society organizations, think tanks, the population. However, the effectiveness of anti-extremist activity is determined not only harmonious cooperation mechanism responsible agencies of the state and civil society, but also the involvement in the fight against extremism of the youth.
Key words:
youth extremism, fighting, prevention, international experience, the state, civil society.
В XXI веке экстремизм в самых различных его проявлениях охватил практически все страны мира и приобрел глобальный характер. Примером небывалого роста проявлений экстремизма выступают Соединенные Штаты Америки, где численность экстремистских групп в 2011 году составила 1018 (в сравнении с 2004 годом - всего 762). В странах Западной Европы также наблюдается рост насилия на расовой почве, резко ухудшились отношения между этническим большинством и меньшинствами. В Германии число преступлений на почве расизма, ан-
тисемитизма или правого экстремизма возросло за последние два года на 20 процентов. По данным статистики, их количество выросло с 626 в 2012 году, до 737 в 2013 году. Тенденция устойчивого роста численности преступлений экстремистской направленности отмечена и в России. Если в 2004 году число преступлений экстремисткой направленности составляло 130, в 2013 году — уже 896. По данным МВД России, в период с января по март 2014 года зарегистрировано 259 преступлений террористического характера ( + 78,6%) и 270 преступлений экстремистской направленности ( + 18,9%).
Статические данные свидетельствуют о том, что уровень насилия в мире поднимается, его проявления становятся более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи.
По замечаниям российских исследователей, «экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения». Экстремистское поведение молодежи связано зачастую с совершением насильственных действий по политическим мотивам. Отдельные внешние и внутренние деструктивные политические силы в условиях нестабильной ситуации стремятся манипулировать сознанием молодежи, использовать ее потенциал в экстремистских целях. Экстремизм во всем мире «молодеет», в большей степени совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет.
Молодежь совершает преступления в результате влияния множества негативных факторов, в числе которых сложная этнополитическая ситуация в стране, неконтролируемая миграция. Также в качестве фактора, провоцирующего к экстремистским действиям молодежь, можно обозначить низкий уровень политической культуры.
Во «Всемирной Программе действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период» в качестве негативных факторов, препятствующих успешному развитию молодежи, отмечаются следующие: неравенство в социальной, экономической и политической сферах, включая расизм и ксенофобию, высокие показатели безработицы. Также молодым людям, вернувшимся из зон вооруженных конфликтов и конфронтации, все сложнее становится включиться в ритм общественной жизни, для них ограничиваются возможности доступа к получению об-
разования и работы. Обращаясь к главам государств и правительств, председатель 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Джон У. Эш сожалением отметил, что «что в мире растет этнический и религиозный экстремизм, проявляется гендерное и социально-экономическое неравенство. Многие страны сталкиваются с беспорядками и политической напряженностью.... Молодежь даже не мечтает о будущем, потому что знает, что у нее его не будет». С таким высказыванием отчасти можно согласиться, отчасти - нет. Молодежь не является пассивной группой, она обладает всем необходимым энергетическим потенциалом и, безусловно, нуждается в помощи со стороны государства и гражданского общества. Самостоятельно направить свой потенциал в дело повышения качества жизни, на наш взгляд, молодежи достаточно сложно в нынешних условиях.
По мнению российских исследователей, «существует проблема недостаточного адекватного инвестирования в молодежь». Все социальные, экономические, политические, культурные проблемы, вызванные глобализацией, создают неблагоприятный климат для развития молодежи. Вследствие этого в молодежной среде проявляются экстремизм, ксенофобия, терроризм. Необходимо создавать благоприятные условия для развития молодых людей. Так, в Плане действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики на период до 2020 г - «Повестки 2020» определяются три направления развития молодежной политики: соблюдение прав человека и развитие демократии; межкультурный диалог и социокультурное разнообразие; социальная интеграция молодых людей.
Достижение обозначенных целей невозможно без комплексного изучения экстремизма как негативного социального явления. Вместе с тем, острая потребность в разрешении проблем молодежи определяет основную проблему исследования, которая связана с научным осмыслением сущности и специфики возникновения молодежных экстремистских группировок, а также организационных, правовых и иных форм противодействия экстремистским установкам личности. С точки зрения разработки теории и методики превентивных мер по противодействию экстремизму в молодежной среде данные вопросы решены не в полной мере.
Каким образом можно противостоять экстремизму и различным молодежным экстремистским группам?
На наш взгляд, условно можно выделить три механизма воздействия на экстремистские и ксенофобские настроения молодежи в современном обществе:
- рычаги правового регулирования (законодательство);
- институты гражданского общества (семья, система образования);
- средства массовой информации (СМИ), сети Интернет.
Можно просто обозначить два уровня противодействия экстремизму, в том числе и молодежному, - законодательный и организационный. Первый содержит систему национальной и международной нормативно-правовой базы, второй уровень включает антиэкстремистскую деятельность органов государственной власти всех уровней, институтов гражданского общества, СМИ. Неотъемлемой составляющей системы безопасности всех стран выступают антиэкстремистские действия и мероприятия всех государственных и общественных структур.
На основании опыта зарубежных государств по противодействию экстремизму можно утверждать, что практически вся деятельность по обеспечению национальной безопасности проводится государством. Основная задача государства в области борьбы с экстремизмом - это обеспечение внутренней безопасности посредством оборонительной деятельности с привлечением силовых структур и ведомств.
Однако принятые меры по противодействию экстремизму не должны выходить за пределы, затрагивающие гражданские права человека. В этой связи оправдано вовлечение в деятельность по борьбе с экстремизмом различных структур гражданского общества и постепенное расширение влияния и роли самого гражданского общества в этом процессе. Для молодежи особенно важно сохранить баланс между мерами безопасности, принятыми на уровне государства, и существующими гражданскими правами. Хотя необходимо признать, что в условиях социальной нестабильности зачастую сложно сделать выбор: либо в пользу авторитета безопасности страны и ее граждан, либо в пользу авторитета свободы.
Современный опыт многих западноевропейских стран и США свидетельствует об относительно успешной деятельности государственных и гражданских структур в области профилактики и борьбы с молодежным экстремизмом.
В контексте правового противодействия экстремизму в Великобритании в 2007 году была принята программа «Предупреждение насильственного экстремизма» (Preventing Violent Extremism). Эта стратегическая программа направлена на пресечение всех попыток распространения экстремистских идей. Она основана на принципе «четырех «П»: предупреждение, преследование, протекция и подготовка. В дальнейшем на основании этого документа Министерство внутренних дел страны представило в парламент Великобритании перечень мер по борьбе с экстремизмом. В частности, ведомство предложило закрыть въезд в Соединенное Королевство иностранцам, замеченным или подозреваемым в экстремизме или пропаганде незаконных или общественно опасных действий. Этот закон запретил въезд в страну неонацистам и иным экстремистам. За три года (2006 - 2009 гг.) въездную визу в Великобританию по этим основаниям не получили 230 человек, из них 80 были признаны религиозными экстремистами.
В 2006 году в целях борьбы с молодежным экстремизмом правительство Великобритании издало специальную директиву по борьбе с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны.
В ноябре 2010 года власти Великобритании обратили пристально внимание на пресечение активной деятельности экстремистов в сети Интернет.
Противодействие экстремизму на организационном уровне в Великобритании осуществляют Министерство внутренних дел (МВД), Кабинет министров, полиция. По мнению Г.К. Нурлыбаевой, борьба с молодежным экстремизмом часто ведется «точечно», в эту борьбу вовлекаются небольшие полицейские подразделения графств, отдельных городов и поселений. Полиция обращает внимание на тех, кто ведет подпольную подрывную и агитационную работу в общинах, выявляет случаи подготовки к экстремистской деятельности, анализирует улики, о которых сообщает население.
По мнению специалистов, по сравнению с другими странами Европы «уровень молодежного экстремизма в Великобритании достаточно низок». Примечательно, что в Соединенном Королевстве наблюдается культурное многообразие по причине появления некогда в результате миграционных процессов ирландцев, наличия выходцев из бывших колоний (Индии, Пакистана).
В Великобритании борьба с экстремизмом и терроризмом ведется как на общегосударственном, так и на общественном уровне. Особая роль в области противодействия молодежному экстремизму отводится полиции. Г.К. Нурлыбаева выделяет следующие особенности:
- превентивный характер борьбы с молодежным экстремизмом, как со стороны государства, так и со стороны полиции Великобритании;
- широкое привлечение к этой борьбе местных сообществ и населения и участие полиции Великобритании в консолидации общественности в данной борьбе;
- борьба с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны;
- борьба с активной деятельностью экстремистов в сети Интернет.
Перечисленные принципы организации борьбы с экстремизмом,
широкое сотрудничество с населением являются причиной успешной профилактики экстремизма среди молодежи.
Руководство Соединенных Штатов Америки (США) рассматривает противодействие экстремизму и терроризму как одну из приоритетных общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются совершенствование нормативно-правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений, увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой экстремизма и терроризма, улучшение их технической оснащенности.
Необходимо отметить, что понятие экстремизма в США, как впрочем, во многих зарубежных странах, не употребляется. В свою очередь наказание предусматривается за деяния, получившие обобщенное название «hate speech» (речи ненависти) или «hatred crime» (преступления ненависти). Речь идет, прежде всего, о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды, об оскорблениях, угрозах и насилии в отношении лиц по причине их принадлежности к. какой-либо общности, о распространении литературы и идеологии расистского и иной направленности. В законодательстве западных стран применяются такие понятия, как «дискриминация», «ксенофобия», «антисемитизм», «исламофо-бия», «разжигание национальной или религиозной вражды» и др.
В федеральном законодательстве США отсутствуют законы, направленные на разжигание национальной, религиозной или расовой розни.
Вместе с тем уголовные законы штатов США дают правовое определение преступлениям на почве ненависти и ужесточают наказание за них.
В средствах массовой информации США к экстремистам относят как террористов, так и всех лиц, которые пропагандируют насилие на почве расовой, политической, национальной и религиозной ненависти.
На борьбу с экстремизмом в США направлены усилия практически всех структурных подразделений государственного аппарата. Основная ответственность в этой области возложена на Министерство внутренней безопасности. В рамках Министерства внутренней безопасности США существует Совет внутренней безопасности. Эта новая структура ориентирована на выработку стратегии внутренней безопасности страны. Если Совет национальной безопасности в основном сосредоточен на борьбе с международным терроризмом, то Совет внутренней безопасности является механизмом координации усилий исполнительных органов власти США, вырабатывающих и реализующих политику безопасности внутри страны. В составе этой организации есть ответственное лицо - это помощник президента по внутренней безопасности.
Оба Совета находятся в тесном взаимодействии друг с другом и постоянно контактируют с администрацией Президента США по вопросам политики противодействия экстремизму и терроризму.
В целях борьбы с молодежным экстремизмом в США был создан Национальный центр предупреждения преступлений, совершаемых молодежными группировками экстремистской направленности по мотивам расово-этнической ненависти. Основными направлениями деятельности Центра выступают:
- сбор информации о преступлениях, совершаемых по мотивам ра-сово-этнической ненависти и преступниках, совершающих такие преступления;
- подготовка на основе полученной информации статей, брошюр о борьбе с преступлениями, совершаемых по мотивам расово-этнической ненависти.
Противодействие экстремизму и терроризму в США не ограничивается только усилиями государственных структур. В эту деятельность активно вовлекаются общественные организации - аналитические центры. Они имеют статус общественных организаций. Аналитические центры (Институт мира, Антидиффамационная лига, Южный центр по защите
гражданских прав, Международный центр развития толерантного сознания и предотвращения экстремизма и др.) занимаются переработкой информации об активности экстремистов, готовят рекомендации в сфере противодействия экстремизму и терроризму, вырабатывают тактические практические решения для органов государственной власти США. При университетах США и во многих мечетях также действуют центры, реализующие программы толерантности, снижения рисков формирования групп радикально настроенных мусульман. При каждом полицейском управлении существует своя общественная палата из представителей этнических общин и религиозных лидеров. Представители правозащитных организаций зачастую на общественных началах являются советниками начальника полиции в том или ином городе.
Немаловажным механизмом противодействия экстремизму среди молодежи являются СМИ и глобальная сеть Интернет. Молодые люди всё чаще проводят время у мониторов своих компьютеров. Причем информация, которая заполняет интернет-пространство, не подвергается отбору со стороны самих молодых людей, что в свою очередь не является безопасным. Во всех развитых западных странах функционирует практика блокирования экстремистских сайтов. Комитет ООН по правам человека в общих замечаниях №34, касающихся статьи 19 Международного пакта об общественных и политических правах, отметил, что ограничение функционирования сайтов и блогов является абсолютно правомерным, если они экстремистские. В декларации Комитета министров Совета Европы о правах человека и о правовом государстве (СМ (2005)56) указывается, что национальные правительства должны вести борьбу с экстремистским контентом в Интернете, носящим, например, расистский характер.
США в области противодействия экстремистским сайтам преуспело. Согласно отчету Google, американское правительство пытается контролировать потоки информации в Интернете гораздо чаще, чем правительство любой другой страны в мире. За прошедший 2013 год в США было подано более 2000 запросов на удаление виртуальных личных страниц. В европейских странах Интернет регулируется как общими для Европейского Союза (ЕС) законами, так и законодательством отдельной страны-участницы ЕС. В частности, в Германии и Швейцарии приоритетом становится борьба с сайтами неонацистской и антисемитской на-
правленности. Немецкая полиция и службы госбезопасности (нем. Verfassungsschutz) уже много лет уделяют огромное внимание улучшению методов выявления и уголовного преследования преступлений, совершаемых в интернете. В полицейских ведомствах создаются специальные подразделения, занимающиеся вопросами преступности в интернете. Службы полицейских регулярно отслеживают сетевые просторы, выявляя потенциальных нарушителей. Кроме того, полиция выпускает специальные справочники и брошюры, в которых с дотошной немецкой аккуратностью описываются правовые аспекты в интернете и даются рекомендации, как себя нужно вести и каким образом можно защититься от возможных виртуальных посягательств. Необходимо отметить, что правовая сфера российского интернета приближена к стандартам стран Западной Европы. В России с 2014 года вступила в силу поправка к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая допускает оперативную досудебную блокировку интернет-сайтов с экстремистским контентом. По предписанию генерального прокурора веб-сайт может быть заблокирован в течение одного часа, если на нем будет замечена экстремистская информация или же призывы подобного рода. Для того, чтобы разблокировать свой сайт, владельцу ресурса необходимо будет удалить проблемный контент. Только после этого Роскомнадзор оперативно восстановит доступ к веб-ресурсу. Эти законы не являются посягательством на свободу слова граждан страны. Наоборот, в сети Интернет закроются возможности для пропаганды экстремизма, терроризма и ксенофобии. На Западе уже давно вопросы национальной безопасности доминируют над свободами гражданина. В этом смысле опыт Запада в области профилактики и борьбы с экстремизмом вполне полезен для России.
Государства, общественные и международные сообщества активно консолидируют свои усилия с целью противодействия и борьбы с экстремистской деятельностью. В частности, об актуальности и необходимости борьбы с экстремизмом отмечает Парламентская ассамблея Совета Европы в Резолюции №1344 (2003 г.) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» и в Резолюции №1754 (2010 г.) «Борьба с экстремизмом: достижения, недостатки и неудачи».
Ярким примером необходимости пресечения действий экстремистов являются резолюции ООН «О недопустимости отдельных видов
практики, которая способствует эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимостью» от 2008, 2009, 2010 годов. В целях борьбы с экстремистской деятельностью еще на 32-м заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 32-9 от 14 мая 2009 года) был принят Модельный закон о противодействии экстремизму.
Изучение зарубежного опыта организационно-правовой деятельности различных государственных и гражданских сил в области противодействия молодежному экстремизму свидетельствует о том, что эффективность работы в данной области зависит от ряда факторов. В качестве основных факторов можно обозначить:
- наличие политической воли руководителей, заинтересованных в выработке эффективной молодежной политики отдельных стран и всего мирового сообщества;
- четкая нормативно-правовая база (разграничение и конкретизация на теоретико-методологическом уровне определений «экстремизм», «ксенофобия», «расизм» и др.);
- надлежащая квалификация кадров, создание дополнительных ответственных структур, четкая согласованность действий и скоординированные усилия сторон;
- привлечение в различные гражданские структуры и участие в антиэкстремистских мероприятиях самой молодежи и граждан в целом;
- соответствующее финансирование и оперативно-техническое обеспечение (привлечение новейших технологий);
- налаживание плодотворных деловых отношений и тесного взаимодействия государственных и гражданских структур на национальном и международном уровнях в сфере противодействия экстремизму.
Литература
1. Всемирная Программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 г. и на последующий период. URL: http: //vmo.rgub.ru/files/ (дата обращения: 11.04.2014).
2. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Тренды молодежной политики за рубежом // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. №10.
3. Как борются с экстремизмом в Германии. URL: http://voprosik.net/kak-boryutsya-s-ekstremizmom-v-germanii/ (дата обращения: 11.04.2014).
4. Как законы Евросоюза и США борются с неофашизмом, экстремизмом, подрывной деятельностью и клеветой. URL: http://www.whitehouse.gov/admini-stration/eop/nsc (дата обращения: 11.04.2014).
5. Малышев В.В. Европейский опыт противодействия экстремизму // Правовая инициатива. URL: http://49e.ru/ru (дата обращения: 11.05.2014).
6. Нурлыбаева Г.К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия со стороны полицейских служб Великобритании / Российский следователь. 2011. №10.
7. Председатель 68-й сессии Генеральной Ассамблеи: «Ни одно государство не может отменить принципы Устава ООН» 25.09.13. URL: http://www.unic.ru/bulletin/2013-9-26/predsedatel-68-i-sessii-generalnoi-assamblei-ni-odno-gosudarstvo-ne-mozhet-otmeni (дата обращения: 11.05.2014).
8. Сайт МВД РФ. URL: www.mvd.ru. (дата обращения: 11.05.2014).
9. Система мер по противодействию терроризму в США. Сайт Национального Центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ). URL: http://ncpti.ru/articles/?ELEMENT_ID=178 (дата обращения: 11.05.2014).
10. Численность экстремистских групп в США достигла рекордного уровня / Око Планеты. URL: http://oko-planet.su/phenomen/ phenomendiscussions/106280-chislennost-ekstremistskih-grupp-v-ssha-dostigla-rekordnogo-urovnya.html (дата обращения: 11.05.2014).
11. Mehr Rassismus im Osten Deutschlands Knapp zwei Straftaten täglich. URL: http://www.taz.de/!136570/ (дата обращения: 11.05.2014).
12. National Security Council website. URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc (Дата обращения: 11.05.2014).
13. Preventing Violent Extremism. URL: https://www.gov.uk/govern-ment/organisations/home-office (дата обращения: 11.05.2014).
14. The home o Home Office on GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/home-office (дата обращения: 11.05.2014).
References
1. Vsemirnaya Programma deistvii, kasayushchayasya molodezhi, do 2000 g. i na posleduyushchii period. URL: http: //vmo.rgub.ru/files/ (data obrashcheniya: 11.05.2014).
2. Zinurova R.I., Tuzikov A.R. Trendy molodezhnoi politiki za rubezhom. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2012. T. 15. №10.
3. Kak boryutsya s ekstremizmom v Germanii. URL: http://voprosik.net/kak-boryutsya-s-ekstremizmom-v-germanii/ (data obrashcheniya: 11.05.2014).
4. Kak zakony Evrosoyuza i SShA boryutsya s neofashizmom, ekstremizmom, podryvnoi deyatel'nost'yu i klevetoi. URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc (data obrashcheniya: 11.05.2014).
5. Malyshev V.V. Evropeiskii opyt protivodeistviya ekstremizmu. Pra-vovaya initsiativa. URL: http://49e.ru/ru (data obrashcheniya: 11.05.2014).
6. Nurlybaeva G.K. Molodezhnyi ekstremizm i osobennosti protivodeistviya so storony politseiskikh sluzhb Velikobritanii. Rossiiskii sledovatel'. 2011. №10.
7. Predsedatel' 68-i sessii General'noi Assamblei: «Ni odno gosudar-stvo ne mozhet otmenit' printsipy Ustava OON» 25.09.13. URL: http://www.unic.ru/bulletin/2013-9-26/predsedatel-68-i-sessii-generalnoi-assamblei-ni-odno-gosudarstvo-ne-mozhet-otmeni (data obrashche-niya: 11.05.2014).
8. Sait MVD RF. URL: www.mvd.ru. (data obrashcheniya: 11.05.2014).
9. Sistema mer po protivodeistviyu terrorizmu v SShA. Sait Natsio-nal'nogo Tsentra informatsionnogo protivodeistviya terrorizmu i ekstremizmu v obrazovatel'noi srede i seti Internet (NTsPTI). URL: http://ncpti.ru/articles/?ELEMENT_ID = 178 (data obrashcheniya: 11.05.2014).
10. Chislennost' ekstremistskikh grupp v SShA dostigla rekordnogo urovnya. Oko Planety. URL: http://oko-planet.su/phenomen/ phenomendis-
cussions/106280-chislennost-ekstremistskih-grupp-v-ssha-dostigla-rekordnogo-urovnya.html (data obrashcheniya: 11.05.2014).
11. Mehr Rassismus im Osten Deutschlands Knapp zwei Straftaten täglich. URL: http://www.taz.de/!136570/ (data obrashcheniya: 11.05.2014).
12. National Security Council website. URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc (data obrashcheniya: 11.05.2014).
13. Preventing Violent Extremism. URL: https://www.gov.uk/gov-ernment/organisations/home-office (data obrashcheniya: 11.05.2014).
14. The home o Home Office on GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/home-office (data obrashcheniya: 11.05.2014).