Проблемы политического экстремизма, терроризма,
национальная безопасность
УДК 343.97 : 343.85 : 342.34 ББК 67
© 2016 г. А. А. Брюхнов, Н. А. Вакуленко А. К. Щербаченко
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
В статье рассматривается опыт деятельности полиции зарубежных стран в условиях распространения таких проявлений экстремизма, как терроризм, преступления, совершаемые по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды, угроза общественной безопасности, нарушение общественного порядка, дестабилизация нормальной жизни граждан.
Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, предупреждение экстремистских проявлений, противодействие экстремизму.
POSITIVE ASPECTS OF FOREIGN EXPERIENCE IN COMBATING EXTREMISM
In article experience of activity ofpolice offoreign countries with distribution of such manifestations of extremism, as terrorism, crimes committed based on race, racial or religious strife, threat ofpublic safety, disorderly conduct, destabilization of normal life of citizens is considered.
Key words: extremism, youth extremism, prevention of extremist manifestations, counteraction to extremism.
Экстремизм за достаточно небольшой исторический отрезок времени превратился в серьезную проблему как для России, так и для зарубежных стран. Основными формами экстремизма являются: политический, национальный, религиозный. Его проявления разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов [1].
Сегодня вопросы борьбы с экстремизмом выступают на первый план в деятельности полиции многих стран. Это обусловлено широким распространением таких проявлений экстремизма, как терроризм, преступления, совершаемые по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды, угроза общественной безопасности, нарушение общественного порядка, дестабилизация нормальной жизни граждан. И если в прошлом веке существовали отдельные регионы, в которых угроза терроризма и экстремизма была повы-
шенной, например Ближний Восток, Северная Ирландия, то теперь такое явление, как экстремизм, затронуло практически все страны [2, с. 33, 35-36].
Серьезной проблемой для современного общества является процесс вовлечения в экстремистскую деятельность широких слоев населения, а в особенности - молодежи.
Для российских правоохранительных органов вопросы противодействия различным видам проявления экстремизма стали актуальными сравнительно недавно, в то время как в зарубежных странах они реализуются уже много лет и основаны на достаточно устоявшихся традициях и определенных подходах.
Следует отметить, что во всех странах главными факторами распространения экстремистских идей, а также основой экстремистской деятельности являются следующие факторы:
- изменение стереотипов и образцов поведения, обусловленная сменой политических режимов и эпох;
- повышение степени этнического разнообразия и культурных различий среди населения каждой из стран, мобильность населения;
- невысокий уровень образования, который не обусловливает достаточной информированности о других этносах и культурах;
- изменение системы ценностей и идеалов, связанных с политикой современных государств;
- отсутствие должной поддержки института семьи, а также четкой и результативной молодежной политики государств;
- влияние средств массовой информации на распространение экстремистских идей, пропаганда ксенофобии в СМИ [3].
Поэтому весьма актуальным для подразделений полиции России, осуществляющих противодействие различным формам проявления экстремизма, становится зарубежный опыт борьбы с данным явлением, накопленный силовыми структурами разных стран.
К таким странам относится, например, Великобритания, опыт которой может оказаться полезным для российской полиции при
решении ею правоохранительных задач про__и Т» и
тиводействия экстремизму. В рамках действия Закона о предотвращении терроризма в Великобритании с целью пресечения попытки распространения экстремистских идей, в частности радикального исламизма, была принята программа «Предупреждение насильственного экстремизма». Эта программа основана на принципе «четырех П» - предупреждение, преследование, протекция и подготовка. В соответствии с данной программой министерство внутренних дел представило в парламент Великобритании пакет мер по борьбе с экстремизмом, согласно которому правительство должно было закрыть въезд в Соединенное Королевство иностранцам, замеченным или подозреваемым в экстремизме или пропаганде незаконных или общественно опасных действий. Новое законодательство поставило заслон перед заграничными неонацистами и другими экстремистами. Тем не менее, по мнению министра внутренних дел Великобритании, сквозь «сито» иммиграционного контроля по-прежнему «проскальзывает» немало желающих проповедовать радикальные идеи и вызывать беспорядки, в том числе и в молодежной среде. Следует отметить, что по сравнению с Грецией, Францией, Испанией и другими странами Европы уровень экстремизма в Великобритании достаточно низок.
Борьба с экстремизмом в Великобритании имеет в основном превентивный характер и часто ведется не столько глобально, сколько «точечно» и «прицельно»: в этой борьбе задействованы небольшие полицейские подразделения графств, отдельных городов и поселений. Полиция обращает внимание на тех, кто ведет подпольную подрывную и агитационную работу в общинах, выявляет случаи подготовки к экстремистской деятельности, анализирует улики, о которых сообщает население [4, с. 110].
Хотелось бы отметить, что в Великобритании активно ведется как на общегосударственном, так и на общественном уровне борьба с молодежным экстремизмом. Важная роль в этом направлении отводится полиции. Особенностями борьбы с молодежным экстремизмом со стороны полиции и государства являются:
а) превентивный характер борьбы с молодежным экстремизмом, как со стороны государства, так и со стороны полиции;
б) широкое привлечение местных сообществ и населения и участие полиции в консолидации общественности в данной борьбе;
в) борьба с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны;
г) борьба с активной деятельностью экстремистов в Интернете.
Координатором и активным участником борьбы с молодежным экстремизмом при этом является полиция Великобритании на уровне местных отделений, что вносит в эту деятельность осуществление сетевого принципа, обеспечивая ее успешность [2, с. 33, 35-36].
Следовательно, говоря о сотрудничестве полиции с населением отдельного региона, при постоянном двухстороннем общении с использованием современных средств связи и телекоммуникаций, вполне можно рекомендовать подобный опыт соответствующим подразделениям полиции нашего государства.
В отношении Соединенных Штатов Америки следует отметить, что, в отличие от европейских стран, местное законодательство пошло по пути ужесточения различных приемов и методов, направленных на противодействие экстремизму. Федеральное законодательство США содержит нормативно-правовые акты, позволяющие специализированным подразделениям полиции по противодействию терроризму и экстремизму без решения судебных и следственных органов по-
мешать под стражу лиц, подозреваемых в причастности к экстремистским и террористическим организациям, и допрашивать их без присутствия лица, оказывающего юридическую помощь.
Также заслуживает внимания опыт США в вопросах выявления и отслеживания деятельности экстремистских организаций в глобальной сети Интернет. Закон позволяет правоохранительным органам вести розыск подозреваемых в терроризме и экстремизме путем наблюдения за Интернетом с помощью разработанной и используемой системы онлайнового наблюдения за электронными ресурсами террористических и экстремистских организаций, проверки электронной почты лиц, подозреваемых в экстремистской деятельности. При наличии чрезвычайных обстоятельств закон позволяет вести розыск подозреваемых лишь с санкции прокуратуры, без ордера суда.
Помимо этого, закон устанавливает для провайдеров, предоставляющих доступ к сети Интернет, обязанность выдавать правоохранительным органам информацию о потребителе своих услуг без судебного ордера, если такая информация требуется для проведения расследования преступлений террористического и экстремистского характера. Подобное требование распространяется и на операторов сотовой связи [5, с. 54].
Социальные СМИ, YouTube, Twitter, Face-book и MySpace наиболее популярные и чаще всего используемые группами экстремистов сайты. Веб-страницы, создаваемые на этих ресурсах, помогают экстремистам завладеть большой аудиторией и распространять свои взгляды и идеи.
Специально подготовленные офицеры полиции осуществляют слежку в социальных сетях за возможными подозреваемыми и дают оценку их деятельности с точки зрения исходящей от этих действий потенциальной угрозы. Подобная разведывательно-оперативная деятельность в каждом конкретном случае уникальна и, как правило, осуществляется одновременно на нескольких интернет-ресурсах.
Правоохранительные органы США назначают специалистов, работающих под прикрытием в основных сайтах социальных сетей, для мониторинга различных блогов и форумов, которые могут напрямую быть связаны с экстремистами. В данном процессе важно уделять внимание не только распространен-
ным, но и другим ресурсам сети Интернет. Такие платформы, как WordPress, Tumblr, Livejournal и Blogspot, регулярно просматриваются на предмет наличия экстремистских материалов. Регулярно проверяются YouTube, Vim-eo, Metacafe, Break [6, с. 15]. Также изучаются сайты с обычными объявлениями о продаже товаров и предоставлении различных услуг населению.
Возможность обеспечения за счет социальных сетей обсуждения экстремистских идей между определенными группами без проведения собрания в условленном месте подразумевает необходимость постоянного контроля со стороны государства за их пользователями.
С уверенностью можно сказать, что в США на сегодняшний день прослеживается ужесточение мер, направленных на противодействие экстремизму, особенно в вопросах отслеживания подобной деятельности в сети Интернет, что вполне может быть использовано в отечественной правоприменительной практике.
Рассматривая опыт Чешской Республики, следует отметить, что министерству внутренних дел и юстиции по вопросам противодействия экстремизму оказывают активную помощь управление по внешним связям и информации, министерство обороны, министерство образования, молодежи и спорта, министерство культуры, министерство труда и социальных дел и другие ведомства путем предоставления соответствующей информации.
Законодательство Чешской Республики с учетом сложившейся в стране практики борьбы с экстремизмом подверглось активному реформированию, что выразилось в усилении уголовной ответственности за совершение преступлений в связи с политическими убеждениями жертвы, ее расой, нацией, этнической принадлежностью, религией или отсутствием у жертвы религиозных верований, рассматривая указанные мотивы в качестве квалифицирующих признаков для конкретных составов преступлений [7, с. 39-40].
В таком же направлении противодействует экстремизму и законодательство Канады. Раздел 718.2 уголовного кодекса Канады закрепляет обязанность суда при назначении наказания оценивать как отягчающее обстоятельство наличие доказательств того, что преступление было совершено по мотивам предубеждения, предвзятости или ненависти на почве расы, национального или этнического
происхождения, языка, цвета кожи, религии, пола, возраста, психической или физической недееспособности, сексуальной ориентации или какого-либо иного подобного фактора.
Из изложенного следует, что перечень признаков, которые выступают в качестве отягчающих обстоятельств, значительно шире перечня признаков, на основании которых криминализировано возбуждение вражды в отечественном законодательстве [8, с. 119].
Проблема предупреждения экстремистских проявлений приобрела существенную значимость и для Германии [9]. Федеральное правительство Германии осуществляет комплекс мероприятий, направленный на борьбу с ультраправыми организациями и неонацистскими группировками. К ним относятся:
- взаимодействие полиции с различными заинтересованными организациями, в особенности с учебными заведениями;
- введение дополнительных форм занятий в учебных заведениях с приглашением сотрудников полиции, рассматривающих вопросы взаимоотношения с иностранными гражданами, исторического развития государств, представители которых проживают на территории страны;
- создание мобильных полицейских бригад по выявлению потенциальных экстремистов.
В Саксонии действует специальное подразделение полиции, основной задачей которого является оказание постоянного давления на ультраправые круги путем проведения обысков в штаб-квартирах и по месту жительства членов организаций, наблюдения за их деятельностью и пресечение противоправных действий, а также проведение превентивных мероприятий среди молодежи с целью воспрепятствования вовлечению в ультраправое движение.
В земле Баден-Вюртембер разработана и активно реализуется «Программа семи пунктов». Цель этой программы заключается в противодействии правоэкстремистской преступности, мотивированной враждебностью к иностранцам, при этом используются сведения, получаемые в рамках обмена полицейской информацией.
Реализация данной программы проходит по следующим направлениям:
1) интенсивный полицейский информационный обмен, анализ соответствующей информации и ее оценка;
2) накопление и систематизация закрытой информации;
3) последовательные превентивные и репрессивные полицейские мероприятия.
Одним из инструментов создания закрытой информации является скрытое наблюдение, которое фиксирует местную правоэкстремист-скую обстановку, идентифицирует определенных лиц, их контакты и места встреч.
Полицейское наблюдение осуществляется для получения сведений о перемещениях активистов экстремистских группировок, установления контактных лиц и применяемых транспортных средств. Полицейская служба использует наблюдение для получения данных о связях экстремистов в соседних государствах.
Помимо этого, в Германии созданы группы специального розыска, каждой из которых приданы опытные оперативники, которые проводят при необходимости превентивные или репрессивные полицейские мероприятия, направленные на противодействие экстремистским проявлениям.
Преимущества такого способа очевидны:
а) своевременное проведение розыска квалифицированной командой;
б) массированное преследование при содействии местного полицейского ведомства.
Сведения местных полицейских служб, скрытое наблюдение и внедрение осведомителей способствуют обнаружению мест встреч правоэкстремистских активистов. Служба уголовной полиции или местное полицейское управление осуществляет в этих местах облавы или устанавливает контрольные пункты. Все это способствует существенному уменьшению объема деятельности экстремистских организаций и делает безуспешными попытки проведения таких акций.
Данная тактическая концепция обеспечивает эффективное противодействие развитию экстремизма, а деятельность квалифицированных групп специального розыска по осуществлению облав и выявлению правонарушителей, непрерывное сконцентрированное взаимодействие в сфере информационного обмена, создание закрытой информации и проведение разыскных мероприятий создают в результате эффективный и надежный инструмент для изобличения экстремистских группировок и подавления их активности [10, с. 8-10].
Отдельно хотелось бы рассмотреть практику противодействия экстремизму в странах азиатско-тихоокеанского региона на примере Сингапура. При регламентации ответственности за преступления, совершенные по мотиву расовой или религиозной ненависти, законодатель опирается на так называемый принцип ужесточения наказания. В разделе
74 (1) уголовного кодекса Сингапура указано, если лицо виновно в совершении преступления, которое отягчено расовым или религиозным мотивом, суд имеет право вынести обвиняемому приговор, в 1,5 раза строже приговора, назначаемого за базовое преступление.
Следует отметить, что назначение более строгого наказания лицу, виновному в преступлении экстремистского характера, является не обязанностью суда, а его правом.
Важной особенностью законодательства Сингапура служит положение, согласно которому министр внутренних дел может выносить запретительный приказ в отношении любого священника, монаха, пастора, имама или любого другого лица, которое состоит в управлении любой религиозной группы или организации, или в отношении ее членов, если у министра имеются основания полагать, что это лицо совершило любое из следующих действий или покушается на его совершение:
а) вызывает чувство вражды, ненависти, неприязни или враждебности между различными религиозными группами;
б) осуществляет деятельность в целях содействия политическому делу или делу какой-либо партии под видом пропаганды или практики любого религиозного убеждения;
в) осуществляет подрывную деятельность под видом пропаганды или практики любого религиозного убеждения;
г) возбуждает недовольство против президента и правительства под видом пропаганды или практики любого религиозного убеждения.
Литература
1. Тамаев Р. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. 2007. № 6.
2. Нурлыбаева Г. К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия ему со стороны полицейских служб Великобритании // Российский следователь. 2011. № 10.
3. Беликов С. В., Литвинов С. М. Профилактика молодежного экстремизма органами местного самоуправления города Москвы // Инициативы XXI века. 2010. № 3.
4. Голованова Н. А. Экстремизм в Великобритании: способы противодействия // Журнал российского права. 2014. № 4.
5. Солопченко Д. В. Новые тенденции развития законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации и за рубежом // Российский следователь. 2014. № 6.
Также следует упомянуть, что на территории Сингапура запрещена деятельность таких религиозных организаций, как «Свидетели Иеговы» и «Церковь объединения», не допускается использование письменных материалов, опубликованных международной ассоциацией «Исследователей Библии» и трактатов общества, как изданий «Свидетелей Иеговы».
На основании этого можно констатировать, что в Сингапуре имеется довольно развитая система норм законодательства, направленных на противодействие различным формам проявлений экстремизма.
Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемое законодательство отличается достаточной суровостью, а некоторые подходы в регламентации ответственности за преступления экстремистского характера могут представлять определенный интерес для России [11, с. 331-333].
С учетом вышеизложенного мы с уверенностью можем говорить о наличии положительного опыта противодействия экстремистским проявлениям в зарубежных странах.
Анализируя указанный опыт, мы пришли к выводу о том, что исходя из современного состояния и уровня распространения данных преступлений эффективно противодействовать проявлениям экстремизма возможно только совместными усилиями всех государств в рамках международного сотрудничества и путем формирования единых подходов к пониманию этого явления.
Bibliography
1. Tamayev R. Fight against extremism: the international cooperation // Legality is necessary. 2007. № 6.
2. Nurlybayeva G. K. Youth extremism and features of counteraction to it from police services of Great Britain // The Russian investigator. 2011. № 10.
3. Belikov S.V., Litvinov S. M. Prevention of youth extremism by local governments of the city of Moscow // Initiatives of the XXI century. 2010. № 3.
4. Golovanova N. A. Ekstremizm in Great Britain: ways of counteraction // Magazine of Russian law. 2014. № 4.
5. Solopchenko D. V. New tendencies of development of the legislation on extremism and terrorism in the Russian Federation and abroad // The Russian investigator. 2014. № 6.
6. Fight against crime abroad (on materials of a foreign press): monthly newsletter. Moscow, 2014. № 6.
6. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати): ежемесяч. информацион. бюл. М., 2014. № 6.
7. Бешукова З. М., Прохоров Л. А. Законодательные и правоприменительные аспекты противодействия экстремизму: анализ опыта Чешской Республики // Российский следователь. 2011. № 21.
8. Бешукова З. М. Свобода выражения мнения и противодействие экстремизму (анализ опыта России и Канады) // Уголовное право. 2014. № 4.
9. Груничева Г. А., Симакина Е. В. Предупреждение преступлений, совершаемых молодежными группами экстремистской направленности. Домодедово, 2013.
10. Опыт работы полиции зарубежных стран по противодействию молодежным движениям экстремистской направленности (на примере Германии и США). М., 2005.
11. Бешукова З. М. Противодействие экстремизму в странах азиатско-тихоокеанского региона: правовой опыт Сингапура // Библиотека криминалиста. 2014. № 5.
7. Beshukova Z. M., Prokhorov L. A. Legislative and law-enforcement aspects of counteraction to extremism: analysis of experience of the Czech Republic // Russian investigator. 2011. № 21.
8. Beshukova Z. M. Freedom of expression of opinion and counteraction to extremism (analysis of experience of Russia and Canada) // Criminal law. 2014. № 4.
9. Grunicheva G. A., Simakina E. V. The prevention of the crimes committed by youth groups of an extremist orientation. Domodedovo, 2013.
10. Experience of police of foreign countries on counteraction to the youth movements of an extremist orientation (on the example of Germany and the USA). Moscow, 2005.
11. Beshukova Z. M. Counteraction to extremism in the countries of the Pacific Rim: legal experience of Singapore // Library of the criminalist. 2014. № 5.