■ Гп^ РОССИвС ■ \Zs првдпр РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - 11= ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур
Сагинова О.В.\ Максимова С.М.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
Статья посвящена вопросам взаимодействия вуза с бизнесом с целью подготовки выпускников с практическими навыками. Рассмотрена и обоснована необходимость сотрудничества вуза с компаниями разного размера, подчеркнута роль малого и среднего бизнеса. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт взаимодействия вуза и бизнеса, выделены основные проблемы и перспективы сотрудничества вуза с предпринимательскими структурами, предложены пути решения. Представлен проект «Система привлечения студентов к выполнению заказов малого и среднего бизнеса», разработанный в РЭУ им. г. В. Плеханова. Проект направлен на формирование предпринимательских компетенций у выпускников вуза на основе погружения студентов в предпринимательскую среду, привлечения к работе по выполнению реальных заказов малого и среднего бизнеса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее образование, практико-ориентированное обучение, взаимодействие вузов и бизнеса, предпринимательские структуры, малый и средний бизнес, проектная работа.
Experience of collaboration between universities and business organizations
Saginova O.V.1, Maksimova S.MJ
1 Plekhanov Russian University of Economics
Статья подготовлена в рамках проекта кафедры предпринимательства и логистики «Система привлечения студентов к выполнению заказов предприятий малого и среднего бизнеса», финансируемого РЭУ им. Г.В. Плеханова
Анализ процесса взаимодействия высшей школы и предпринимательских структур в условиях современных рыночных отношений подчеркивает необходимость этого процесса и его полезность с позиции практико-ориентированного обучения и формирования практических навыков у выпускников вуза [1,3,2,8] (Grishin, Melnikov, Stroganov, Manteyfel, 2015). Высокая практическая направленность образования и его связь с реалиями экономической ситуации должны стать уникальными характеристиками современного университета. Образование в вузе должно отвечать запросам государства, общества
и личности. Взаимодействие вуза с предприятиями разного масштаба дает основу для формирования социального заказа на студентов, от которого должен отталкиваться вуз при формировании учебного плана, набора учебных дисциплин и практик для обучения студента. В процессе обучения в вузе у студента должны быть сформированы именно те профессиональные умения и навыки, с которыми он будет востребован в современном обществе [4] (Пут, Leonteva, 2015). Учет запросов внешней среды, в частности запросов бизнеса и предприятий позволяет вузу выбрать правильную траекторию в процессе обучения студентов, чтобы получить на выходе выпускника, обладающего именно тем перечнем профессиональных умений и навыков, которые востребованы сегодня на рынке труда [5].
Механизмы взаимодействия вуза и бизнес-структур во многом схожи с механизмами рыночной экономики: вузы отвечают предложением выпускников, научно-исследовательских и организационных работ, на соответствующий спрос, порождаемый народным хозяйством и бизнес-структурами. Взаимодействуя на институциональном уровне, вузы и предпринимательские структуры способствуют оптимизации действий друг друга в различных направлениях (экономическом, производственном, социокультурном, воспитательном и т.п.), достигая таким образом синергетического эффекта.
Обратимся к зарубежному опыту организации системы взаимодействия вуза и бизнес-структур. Важным стимулом для активизации усилий вузов по установлению
ABSTRACT:_
The article considers the issues of the collaboration between the University and business in order to prepare graduates with practical skills. The author shows the necessity of cooperation of universities with different-size companies and stresses the role of small and medium-sized business. The article examines the foreign and domestic experience of collaboration between the University and business, shows the basic problems and prospects of cooperation of universities with business entities and proposes the solutions. The article presents a project "Students attraction system to order fulfillment for small and medium-sized businesses ", developed in the Plekhanov University. The project aims to form the entrepreneurial competencies of graduates based on the immersion of students in the business environment and their attraction to real order fulfillment for small and medium-sized businesses.
KEYWORDS: higher education, practice-oriented training, collaboration between universities and business, business structures, small and medium-sized business, project work.
Received: 16.12.2016 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Saginova O.V. (Saginova.OV0rea.ru)
CITATION:_
Saginova O.V., Maksimova S.M. (2017) Opyt vzaimodeystviya vuzov i predprinimatelskikh struktur [Experience of collaboration between universities and business organizations]. Rossiyskoe predprinima-telstvo. 18. (3). - P. 377-387. doi: 10.18334/rp.18.3.37304
сотрудничества с предприятиями является инициирование государственных программ, в которых наличие партнеров в реальном секторе экономики является обязательным условием выделения государственных средств университету для осуществления научно-исследовательской деятельности. Так, например, в Австралии для того, чтобы акцентировать внимание университетов на установлении связей с возможными внешними заказчиками научных услуг, в первую очередь — с промышленными предприятиями, была разработана новая формула распределения государственных средств на научно-исследовательскую деятельность университетов — схема институциональных грантов (Institutional Grants Scheme). Согласно этой схеме, в ряду используемых критериев успехам университета в привлечении средств из промышленности и от других внешних заказчиков придается самый большой вес — 60 %. Два других критерия распределения государственных средств — это привлечение аспирантов, а также качество и количество научных публикаций, они имеют гораздо меньший вес, 30 % и 10 % соответственно1.
Великобритания является примером плодотворного сотрудничества бизнес-структур и учреждений высшего образования. Так, например, при Институте науки и технологий Манчестерского Университета (The University of Manchester Institute of Science and Technology) создан Северный исследовательский центр аэрокосмических технологий. Или университет Ланкастера, где находится Союз по охране окружающей среды, основанный для продвижения наукоемких видов бизнеса в сфере природоохранных услуг и технологий.
Представляет интерес и пример континентальных европейских университетов. Интересным, на наш взгляд, является опыт университета Аальто (Aalto University)2, Финляндия, создавшего концепцию индивидуальных бизнес-проектов (Customized Business Projects3). Эти проекты позволили связать студентов с различными аспектами
1 Официальный web-сайт Европейского университета в Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eu.spb.ru/index/news-archive/2013/12230-vzaimodeystvie-nauki-obrazovaniya-i-biznesa (Дата обращения 11.11.2016 г.).
2 Aalto University [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biz.aalto.fi/en/ (Дата обращения 11.11.2016 г.).
3 Aalto University [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biz.aalto.fi/en/cooperation/for_ corporations/projects/ (Дата обращения 11.11.2016 г.).
ОБ АВТОРАХ:_
Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор (Saginova.OV0rea.ru) Максимова Светлана Михайловна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. ГВ. Плеханова (SMaksimova2O150yandex.ru )
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Сагинова О.В., Максимова С.М. Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 377-387. doi: 10.18334/rp.18.3.37304
бизнеса, такими как маркетинг, финансы, логистика и экономика. В рамках такого проекта, Университет формирует исследовательскую группу, состоящую из 2-5 студентов последнего года обучения и преподавателя/научного работника — лидера группы. Студенты подбираются индивидуально под каждый проект из разных факультетов Университета. Участие в таком проекте позволяет студенту применить полученные в процессе обучения знания на практике, а так же получить кредиты ECTS за работу в нем. Студенты так же получают денежную компенсацию за работу, что заметно улучшает их мотивацию. Для предприятий малого и среднего бизнеса такого плана проекты — идеальный путь использовать синергетический эффект от взаимодействия науки, технологии и бизнеса и организовать совместную работу с будущими экспертами. Обычно, в результате осуществления такого проекта, предприятия получают необходимую им информацию, а также достаточно регулярно используют такие проекты как основание для найма проявивших себя студентов. Проекты обычно длятся от двух до четырех месяцев с четко сформулированным результатом работы. Предприятие назначает контактное лицо, которое обеспечивает команду проекта необходимой информацией. Студенческие проекты осуществляются на основе командной работы Результат проекта обычно зависит от целей и задач предприятия и, чаще всего, представляет собой анализ, план действий, бенчмаркинг или описание процессов. Финальная цена проекта зависит от темы исследования, временных затрат и размера исследовательской группы.
Университет Уппсалы (Uppsala University) в Швеции создал организацию UU Innovation для сотрудничества с бизнес-сообществом с целью создания среды для
„4
совместных исследований и коммерциализации результатов научной деятельности4. Организация помогает сотрудникам, студентам и предпринимателям встретиться и начать совместную деятельность. Организация так же поддерживает частные исследования и студенческие бизнес-идеи, предлагая консультации по защите авторских прав, возможность взаимодействия с государственными структурами. Ещё одной задачей инициативы является упрочнение позиции Университета в исследовательской и образовательной деятельности путем обеспечения его взаимодействия с обществом и бизнесом. Три европейских Университета, Uppsala, Linkoping и Orebro объединились в рамках трехлетнего регионального спонсируемого государством проекта ACCESS, чтобы создать профессиональную поддержку для предприятий малого и среднего бизнеса в Восточной и центральной Швеции.
Еще один университет в Швеции Jonkoping University предлагает всем студентам инженерного факультета взаимодействие с предприятием, на базе которого они могут пройти стажировку или реализовать свой проект5. В международной
4 Uppsala University [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uu.se/ (Дата обращения 16.11.2016 г.).
5 Jonkoping University [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ju.se/en.html (Дата обращения 16.11.2016 г.).
школе бизнеса данного университета, студенты программ Международного менеджмента и Экономики работают с компанией в течение первых полутора лет обучения. Университет взаимодействует с примерно 800 партнерскими компаниями. В рамках некоторых предметов, например, Advanced International Marketing, Trade, и Export Management, студенты работают вместе с представителями компаний чтобы понять, как их продукты могут выйти на различные международные рынки. Такое сотрудничество позволяет студентам наладить контакты с бизнес-сообществом, в то время как предприятия малого бизнеса пользуются навыками и знаниями студентов для интернационализации своего бизнеса.
Анализируя систему взаимодействия вузов и предприятий малого бизнеса в Германии необходимо отметить особенности системы обучения в Германии. Система высшего образования в Германии объединяет более 440 учебных заведений, предлагающих огромный выбор предметов и учебных программ. Большинство вузов являются государственными (порядка 360)6. Немецкая система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Огромной популярностью у немецких и иностранных студентов пользуются не только университеты, но и высшие школы. Около трети немецких студентов выбирают Fachhochschule (высшая школа или институт прикладных наук). Эти же институты прикладных наук выбирают 38 % иностранных студентов в Германии. Срок обучения в них короче (3-4 года), обучение скорее практическое, чем теоретическое. Обязательным условием является годичная стажировка на фирмах данного профиля. В таких вузах в Германии можно получить отличные знания в области инженерного дела, экономики, менеджмента, сельского хозяйства, компьютерных специальностей.
Созданная в Германии система технических университетов и университетов, имеющих прикладной характер, сегодня тесно связана с производственными процессами на малых и средних предприятиях. Одно из первых мест в рейтинге занимает Берлинский университет прикладных технических и экономических наук (Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin), в котором создан и успешно функционирует кооперационный центр «Наука-практика7». Благодаря тесному взаимодействию университета с предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере производства при поддержке центра «Наука-практика» осуществляется внедрение созданных студентами университета технологий, трудоустройство студентов на предприятия по профилю научно-образовательной деятельности8. Со стороны предприятий осуществляется поддержка инно-
6 Образование за рубежом [Электронный ресурс] Режим доступа: http://academ_consult.ru/ obrazovanie-v-germanii (Дата обращения 16.11.2016 г.).
7 Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.htw-berlin.de/forschung/forschungsservice-und-transfer/kooperationen/ (Дата обращения 16.11.2016 г.)
8 Kooperationen für Unternehmen und Forschung [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.marktreif.berlin / (Дата обращения 16.11.2016 г.)
вационных разработок студентов и формируется заказ на инновационные продукты и технологии.
Тесное взаимодействие науки и производства является одним из условий подготовки выпускных квалификационных работ. Например, магистерские работы формируются как проекты для реализации на конкретном предприятии малого или среднего бизнеса, и одним из условий успешной защиты проекта, является его внедрение в практическую деятельность предприятия, на котором студент-магистрант проходил практику. Для поддержки новаторских идей студентов в Берлинском университете создана инфраструктура для поддержки молодых предпринимателей, в состав которой входят Консультационный центр «Основание фирмы и свободная предпринимательская деятельность9», Лаборатория начинающих предпринимателей10 и Центр начинающих предпринимателей «Технические услуги»11. Важно отметить, что в большинстве случаев именно малые и средние предприятия из разных отраслей охотно прибегают к консалтинговым услугам студентов. В рамках своей консультационной деятельности студенты уже применяют полученные во время учебы знания на практике, получая при этом ценный опыт, который они могут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Анализ сайтов ведущих немецких вузов показал, что система высшего образования в Германии имеет ярко выраженный прикладной характер и практикоориенти-рованность. Особую популярность имеют так называемые институты прикладных наук Fachhochschule, обязательным условием обучения в которых является получение практического опыта работы на предприятии в рамках образовательной программы в вузе. Это подтверждается наличием и функционированием в немецких вузах специализированных структур, центров по взаимодействию с предприятиями малого и среднего бизнеса, выполняющие роль посредника и координатора между заказчиками — представителями бизнес-структур и исполнителями — студентами вузов.
В сравнении с европейскими университетами, высшие образовательные учреждения США имеют ряд отличий. Для американского типа высшего образования более характерно вовлечение бизнеса в систему администрирования, когда представители крупнейших фирм становятся непосредственными разработчиками и руководителями образовательных программ и курсов. Основой подобной политики является признание факта определённого типа знания, которым обладают представители биз-
9 Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.htw-berlin.de/studium/studienorganisation/ (Дата обращения 16.11.2016 г.)
10 Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.htw-berhn.de/einrichtungen/zentrale-hochschulvemaltung/zentrum-fuer-studien-karriere-und-gruendungsberatung/start-up-kompetenzzentrum/ (Дата обращения 18.11.2016 г.)
11 Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin [Электронный ресурс] https://www.htw-berlin.de/ unternehmen/ (Дата обращения 18.11.2016 г.)
неса. Накопленный ими опыт, по мнению разработчиков подобных инициатив, может стать весьма полезным при формировании образовательного пространства будущего. Также в США создаются специализированные центры трансферта продукции интеллектуального труда на мировые рынки. Подобные центры обычно функционируют самостоятельно, но числятся в качестве структурных подразделений университетов. Центры трансферта отбирают наиболее перспективные проекты, обеспечивают правовую защиту авторских прав, защищают национальные интересы США в ходе реализации наукоемкой продукции на мировом рынке.
Одним из вариантов подобного взаимодействия университетов и бизнеса за рубежом являются так называемые capstone project, то есть выпускная квалификационная работа, основанная на решении практической, реальной бизнес-задачи, предлагаемой студентам представителями предпринимательских структур. Во многих зарубежных ВУЗах, таких, как, Технологический Университет г. Сидней, Австралия, Школа Государственного управления им. Роберта Вагнера, Нью-Йорк, США, университет штата Айовы, США, такие проекты фактически необходимы для успешной дальнейшей карьеры выпускника [7] (Saginova, Kovaleva, 2015).
Таким образом, проанализировав зарубежный опыт развития отношений вуза и бизнеса можно сделать вывод о том, что зарубежные вузы отличаются своей прак-тико-ориентированностью. На базе ведущих зарубежных университетов Австралии, Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии США реализовано уже много успешных проектов по заказам предприятий малого и среднего бизнеса, разработаны специализированные программы по привлечению студентов к взаимодействию с представителями бизнес-сообщества.
Обратимся к вопросам взаимодействия вузов и предпринимательских структур в России, рассмотрев ключевые особенности, проблемы и перспективы развития. Не исключено, что аналогичные вопросы могут также возникать и в практике взаимодействия вузов и предпринимательских структур за рубежом. Однако их выявление и специфика присущи российским реалиям. Рассмотрим их на базе российского опыта.
Чаще всего вуз сотрудничает с крупными компаниями. Но в таком случае участие студентов в исследовательских проектах обычно ограничено выполнением достаточно простых «полевых» работ. Студенты, проходящие практику на крупных предприятиях, часто ограничиваются ознакомлением с работой предприятия и готовят свои отчеты и выпускные работы по существующим проектам предприятиях. В связи с этим возникает необходимость развития сотрудничества вузов с предприятиями малого и среднего бизнеса для формирования у студентов профессиональных умений и навыков в ходе реализации практических работ по реальным заказам предприятий. К тому же малый и средний бизнес имеет потребность в решении своих задач обращаться за консультационной помощью к вузу.
Одним из препятствий успешного взаимодействия вуза и бизнеса может стать человеческий фактор: некоторые ученые и преподаватели не могут идти «в ногу»
с бизнесом. Это может стать причиной возникновения «диалога на разных языках» между образованием и бизнесом. Однако речь идет не о том, что ученые и представители академической среды должны обладать всеми навыками, необходимыми для поддержки развития бизнеса, или развивать их на очень высоком уровне. Для того чтобы идти в ногу со временем необходимо перенимать опыт бизнеса и разрабатывать теоретическую основу для решения практических бизнес-задач.
Скорость принятия решений в бизнесе формирует временные рамки выполнения заказа вузом. Временные рамки, в которых работают учебные заведения, часто не совпадают с режимом, в котором работают предпринимательские структуры. Так, например, научное исследование, проводимое в стандартные сроки написания кандидатской диссертации — 3 года, — может быть слишком долгим для того, чтобы бизнес дождался его результатов. Поэтому одним из условий успешного взаимодействия вуза и бизнеса (в частности в выполнении студентами заказов малого и среднего бизнеса) должна стать своевременность и оперативность выполнения работы: сроки выполнения заказа должны обговариваться с заказчиком, и исполнитель (студент) должен выполнить работу в заранее установленный срок.
Еще одной проблемой во взаимодействии вузов и бизнеса является сложность проникновения в структуру университета извне. Руководители фирм обычно не знают, где на самом деле находятся так называемые «центры». Необходима функциональная база данных и интерфейс, позволяющий предпринимателю оставить заявку на выполнение определенного вида работы.
Проблемы, которые мы обсуждали выше, носят больше общий, стратегический характер. Однако для построения эффективной системы взаимодействия вуза и предпринимательских структур необходимо решение следующих практических вопросов:
• повышение профессионализма во взаимодействии бизнеса и образования. Эта тема охватывает множество практических вопросов, таких как, удобный для пользователей веб-сайт университета, разработанный в соответствии с потребностями тех представителей бизнеса, которые к нему обращаются, качество ответов на первоначальные запросы, а также степень активности университета в поиске новых потребителей своих услуг;
• создание центральной базы данных. С целью расширения сферы взаимодействия и развития связей с потенциальными заказчиками необходимо также организовать четкую систему регистрации бизнес-контактов и систему управления клиентской базой;
• централизованная координация работы по выполнению заказов предприятий для предоставления полных и последовательных ответов на запросы клиентов, а также создание и поддержание положительного имиджа вуза как надежного и ответственного партнера для бизнеса. Например, к запросам предприятий малого или среднего бизнеса, по проведению маркетинговых исследований рынка или разработке стратегии запуска и продвижения нового продукта.
Реализация всех этих практических мер будет иметь большое значение, поскольку работа университета буде восприниматься в данном случае как соответствующая реальным потребностям бизнеса. Успех налаживания сотрудничества начинается с восприятия того, что деятельность университета адекватна потребностям предпринимательских структур и бизнес-сообщества.
Рассмотрим опыт и предложение по решению выше поставленных практических задач, разработанное экспертами рабочей группы кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова. Для решения перечисленных выше задач разработчики использовали имеющийся в РЭУ им. Г.В. Плеханова опыт разработки аналогичной системы выполнения проектных работ студентами магистратуры по заказам предприятий г. Москвы, накопленный во время выполнения нескольких исследовательских проектов в период 2007-2010 гг. Для разработки проекта был использован опыт университетов США по организации проектной работы по заказам предприятий города и штата capstone projects», представляющие собой обобщающие все предшествующие изученные студентами дисциплины и позволяющие продемонстрировать полученные навыки, о которых уже упоминалось в статье выше.
Проект кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова. «Система привлечения студентов к выполнению заказов предприятий малого и среднего бизнеса» является одним из вариантов решения проблемы практико-ори-ентированного обучения студентов и формирования предпринимательских компетенций. Система представляет собой механизм усовершенствования практической работы по взаимодействию вузов и малого и среднего бизнеса, способствуя налаживанию более тесных связей с бизнесом. Система включает в себя выполнение проектных видов работы в рамках образовательной программы (курсовые и выпускные квалификационные работы, различные виды практики) по реальным заказам предприятий малого и среднего бизнеса, включая организационную структуру ответственного подразделения, места подразделения в организационной структуре университета, места системы в инфраструктуре существующей поддержки малого предпринимательства.
Реализация прямого взаимодействия бизнеса и вуза стала возможна благодаря базе данных заказов предприятий малого и среднего бизнеса. Разработанный интерфейс системы учитывает специфику взаимодействия заказчика, в данном случае — представителя малого или среднего бизнеса, координатора — эту функцию будет выполнять преподаватель, и исполнителя — студента, непосредственно выполняющего работу. Также для удобства пользования системой разработаны основные положения, регламентирующие использование системы в процессе обучения студентов в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Система внедрена в интерфейс официального сайта вуза РЭУ им. Г.В. Плеханова, и предприниматель может оставлять на сайте свою заявку. Меню и шаблон заказа позволяет предпринимателю оставить заявку, а координатору обработать заявку и передать ее для исполнения студенту. Для эффективной организации
заказов и более четкого обозначения проблемы, в меню представлен перечень вопросов, тем, проблем, с которыми может обратиться предприниматель для передачи ее решения.
Таким образом, система дает ряд выгодных преимуществ всем заинтересованным лицам: представителю малого бизнеса, студенту, преподавателю и вузу в целом. Предприниматель имеет возможность обратиться с существующей проблемой и получить разработку ее решения студентом на безвозмездной основе, гарантией качества проработки проблемы является координация и проверка работы преподавателем вуза. Такое сотрудничество бизнеса с университетом предоставляет ему доступ к новым научным знаниям и международному академическому опыту ученых-исследователей, а также дает возможность привлекать к решению своих внутрифирменных задач высококвалифицированных специалистов. Вовлечение представителей реального бизнеса и получение реальных заказов предприятий позволит вузу учитывать современные тенденции развития предпринимательства и в соответствие с запросами бизнеса корректировать траекторию обучения студентов.
В результате практического взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса студент сможет овладеть современными методами и инструментами планирования и анализа предпринимательской деятельности, что позволит ему успешно реализовывать свои бизнес-идеи на практике, создавая собственное дело или работая в качестве руководителя в современных фирмах. Таким образом, система позволяет реализовать практико-ориентированный подход в обучении и формирование у выпускников профессиональных навыков и умений на основе решения реальных запросов предприятий малого и среднего бизнеса.
Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод о том, что в изменения в процессе развития современного общества, влекут за собой и трансформацию взаимоотношений вуза и бизнес-структур, что ставит перед вузом новые проблемы и задачи. Проект, разработанный в РЭУ им. Г. В. Плеханова, «Система привлечения студентов к выполнению проектов по заказу предприятий малого и среднего бизнеса» представляет собой один из оптимальных способов развития взаимоотношений вуза и предпринимательских структур в современных условиях развития экономики РФ. Надеемся, что опыт реализации данного проекта через несколько лет принесет свои положительные результаты, как в сфере образования, так и в бизнес-среде.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Взаимодействие науки, образования и бизнеса: инновационные ландшафты Европы и России (материалы конференции, Европейский университет в Санкт-Петербурге,
25 октября 2013 года) //Официальный web-сайт Европейского университета в Санкт-Петербурге. Режим доступа: http://eu.spb.ru/index/news-archive/2013/12230-vzaimodeystvie-nauki-obrazovaniya-i-biznesa
3. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А., Мантейфель Е.А. Предпосылки и перспективы оптимизации взаимодействия вузов и бизнес-структур в современной России // Актуальные вопросы современной науки. — 2015. — № 40. — с. 66-70.
4. Ильин А.Б., Леонтьева Л.С. Актуальные инструменты формирования предпринимательских компетенций в сфере высшего образования // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2015. — № 4. — С. 66-71.
5. Конкурентоспособность предпринимательских структур в условиях информационного общества. Башкатова Ю.И., Бебрис А.О., Воронов А.С., Гапонова С.Н., Ильин А.Б., Кузнецов В.И., Морева Е.Л., Орлова Л.Н., Романова М.М., Хмелев И.Б. Монография. / Под редакцией Л.С. Леонтьевой. — Москва, 2015.
6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года»
7. Сагинова О.В., Ковалева Е.Н. Рейтинги, имидж вуза и цели высшего образования // Экономика образования. — 2015. — № 1. — С. 12-23.
8. Инновационные технологии развития партнерских отношений в системе «ВУЗ производство» //Поволжский государственный технологический университет (официальный web-сайт). Режим доступа: http://iape.volgatech.net/novosti/70659/esa
REFERENCES:
Grishin A.I., Melnikov M.S., Stroganov I.A., Manteyfel E.A. (2015). Predposylki i perspektivy optimizatsii vzaimodeystviya vuzov i biznes-struktur v sovremennoy Rossii [Background and prospects of optimization of the collaboration between universities and business organizations in modern Russia]. Aktualnye voprosy sovremennoy nauki. (40). 66-70. (in Russian).
Ilyin A.B., Leonteva L.S. (2015). Aktualnye instrumenty formirovaniya predprini-matelskikh kompetentsiy v sfere vysshego obrazovaniya [Actual tools of forming of entrepreneurial competences in the higher education industry]. Human Capital and Professional Education. (4). 66-71. (in Russian).
Saginova O.V., Kovaleva E.N. (2015). Reytingi, imidzh vuza i tseli vysshego obrazovaniya [University Rankings, Image and Higher Education Goals]. Ekonomika obrazovaniya. (1). 12-23. (in Russian).