■ Гп^ РосеиАс ■ \Zs ПРВДПР РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - 11= ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Студенческие проекты как поддержка малого предпринимательства
Слепенкова Е.В.\ Киреева Н.С.1, Строганов ИА
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
Статья приводит результаты исследования наиболее востребованных тем для консультаций представителей малого бизнеса и обосновывает возможность реализации консалтинговой и исследовательской поддержки микро- и малых предприятий силами студентов в рамках учебных проектов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малый и микро- бизнес, государственная поддержка предпринимательства, консалтинговые и исследовательские услуги, проектные виды работы студентов.
Student research project as a tool to support small and micro-sized business
Slepenkova E.V.\ Kireeva N.S.\ StroganovI.A.1
1 Plekhanov Russian University of Economics
Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. По данным, приведенным в Стратегии развития предпринимательства до 2030 года [4], малые и средние предприятия — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов и рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации создаются такими организациями. Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран.
В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [5]. Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Меры, направленные на поддержку самозанятости и реализацию инвестиционного потенциала малого и среднего бизнеса, включены в перечень реализуемых Правительством Российской Федерации в 2015-2016 годах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Реализуется ряд масштабных
программ финансовой поддержки. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием. В субъектах Российской Федерации сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.
В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. И одной из причин этого, наряду с ухудшившейся экономической ситуацией, неготовность граждан, в первую очередь молодежи, заниматься предпринимательством. По данным Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) совокупный индекс ранней предпринимательской активности в России равен 4,7%, т.е. именно такой процент жителей России трудоспособного возраста готовы стать предпринимателями. Этот показатель по последнему национальному отчету (2014 г.) и общему профилю страны в проекте находится на достаточно низком уровне не только в сравнении со странами Восточной Европы, но и со странами БРИКС, где эти показатели существенно выше: в Бразилии — 17,2%, в Китае — 15,5%, в Индии — 6,6%, в ЮАР — 7%. В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8 процента [6].
Существенное значение в заинтересованности в самостоятельном инициативном предпринимательстве имеет уровень компетентности потенциальных предпринимателей. В разделе «Квалифицированные кадры» Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. предусмотрено создание единой системы обучения и консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ожидаемыми результатами являются внедрение обучающих программ в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов поддержки МСП, повышение
ABSTRACT:_
The paper shows the study results of the most required topics for consulting small businesses and proves the possibility to provide consulting and research support for micro and small-sized enterprises by students within their study projects.
KEYWORDS: small and micro-sized business, government support of entrepreneurship, consulting and research services, study projects.
Received: 16.12.2016 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Slepenkova E.V. (staru1ya0yandex.ru)
CITATION:_
Kireeva N.S., Slepenkova E.V., Stroganov I.A. (2017) Studencheskie proekty kak podderzhka malogo predprinimatelstva [Student research project as a tool to support small and micro-sized business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 399-404. doi: 10.18334/rp.18.3.37307
доступности образовательных программ, поддержка молодежного предпринимательства более, чем в 30% субъектов РФ [3].
Наибольшую потребность малые и средние предприятия испытывают в маркетинговых исследованиях для развития своего бизнеса, консультациях по маркетингу, рекламе, продажам, а также в образовательных услугах [1,2] (Golovina, Zavyalova, Saginova, 2012) (Zavyalova, Saginova, Sidorchuk, Skorobogatyh, 2013). Самостоятельно провести необходимые исследования рынка, определить уровень спроса и емкость рынка, провести его сегментацию малые и микропредприятия не могут как в силу недостаточности знаний и компетенций, так и из за нехватки времени. Услуги многочисленных маркетинговых агентств, работающих на российском рынке, часто недоступны малому бизнесу по финансовым причинам. Чтобы понять, какие именно виды работ востребованы малыми и средними предприятиями (МСП) было проведено исследование, включавшее сбор информации нетнографическими методами из социальных сетей, форумов предпринимателей, проведен анализ консалтинговых услуг, предоставляемых различными региональными центрами, организованными торгово-промышленными палатами, проведены интервью с предпринимателями.
Все полученные вопросы, по которым представители малого бизнеса нуждаются в консалтинговых или исследовательских услугах (всего 36) были по содержанию разделены на следующие группы:
1. Проведение анализа рынка. Предприниматели заинтересованы в исследовании различных товарных и региональных рынков для выявления изменений спроса, определения емкости рынка, факторов, влияющих на рынок, оценки альтернативных вариантов выхода на этот рынок.
2. Проведение анализа конкурентов. Среди вопросов, интересующих предпринимателей, наиболее часто встречаются запросы на выявление конкурентов, сбора информации о них, их ценовых предложениях, ассортименте товаров, условиях поставок и т.п.
3. Проведение анализа бизнес процессов компании. Предприниматели, заинтересованные в совершенствовании организации и управления своими предприятиями, указывали потребность в сборе и анализе информации о системе закупок, подборе альтернативных поставщиков, анализе товарных запасов, анализе альтернативных вариантов перевозки.
ОБ АВТОРАХ:_
Слепенкова Елена Васильевна, к.э.н., доцент (staru1ya0yandex.ru) Киреева Наталья Сергеевна, к.э.н., доцент (Ns.kireeva0yandex.ru) Строганов Игорь Алексеевич, к.э.н., доц. (Stroganovia0rea.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Киреева Н.С., Слепенкова Е.В., Строганов И.А. Студенческие проекты как поддержка малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 3. — С. 399-404. doi: 10.18334/ ф.18.3.37307
4. Проведение исследования потребителей. Часть интересующих предпринимателей вопросов связана с анализом восприятия и удовлетворенности потребителей, сбором информации о существующих группах и сегментах потребителей, их особенностях и предпочтениях, составлением профиля основных сегментов; формированием предложений по изменению сегментации, выбору наиболее привлекательных сегментов и каналов связи с ними.
5. Расчет стоимости. Определенная часть вопросов связана с расчетом стоимость перевозки, внедрения различных систем управления, выбора альтернативных вариантов транспортировки, организации продаж и т.п.
6. Поиск информации о существующих формах государственной поддержки. Часть вопросов предпринимателей связана с просьбами выяснить, на какие формы государственной поддержки они могут рассчитывать, каковы пути ее получения, какие документы и действия им для этого необходимы.
Следует отметить, что собранные данные не противоречат данным других исследователей, изучавших потребности представителей малого бизнеса. Практически те же направления перечисляются в статьях, посвященных перспективным направлениям государственной и общественной поддержки предпринимателей и деятельности региональных информационных центров [7, 8, 9, 10] (Bukhtiyarova, Dubynina, 2016; Bulgakova, 2015; 2014; Glukhova, Luzan, 2014).
Хотя сегодня в России выстроена многоуровневая система (федеральный, территориальный, местный) мероприятий и соотвествующих инструментов, обеспечивающих функционирование различных форм предпринимательства, большинство этих мероприятий сводятся к имущественной и финансовой поддержке бизнеса, в то время как малые и средние предприятия нуждаются в консультационных услугах по отдельным вопросам ведения бизнеса. Некоторые исследования [11] (Palagina, Mishurova, 2012), посвященные изучению опыта использования предпринимателями консалтинговых услуг, показали, что большинство представителей микро- и малого бизнеса (54%) не имели опыта обращения к консалтинговым агентствам для решения вопросов текущей деятельности. Большая часть представителей малого бизнеса и практически все владельцы микропредприятий считают эффективными формами предоставления консультационных услуг индивидуальные консультации.
В рамках существующей инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций и центров, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу: центры поддержки малого бизнеса, фонды малого бизнеса, фонды поддержки предпринимательства, центры содействия малому бизнесу и т.д. Дополнением этой инфраструктуры может быть система, позволяющая студентам вузов в рамках своей учебной деятельности выполнять консалтинговые и исследовательские проекты по заказам МСП.
Перечень наиболее востребованных тем для консалтинга показывает, что многие из них могут быть выполнены студентами в рамках курсовых и выпускных работ и различных видов практики. Сопоставление выявленных в ходе исследования проблем
малого бизнеса с тематикой дисциплин учебного плана бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» РЭУ им. Г.В. Плеханова позволяет сделать заключение о сопоставимости задач с требуемым уровнем формируемых у студентов компетенций.
Привлечение студентов к такой работе, с одной стороны, дополняет существующую инфраструктуру поддержки предпринимателей и обеспечивает возможность индивидуальных консультаций, с другой, способствует формированию знаний и компетенций у студентов на основе реальной ситуации в российском бизнесе.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Головина А., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Система мониторинга малых инновационных предприятий в Свердловской области // Российское предпринимательство. — 2012. — № 22. — C. 48-54.
2. Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2013. — № 2. — C. 82-93.
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/jFDd9wbA bApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (Дата обращения 14.11.2016 г.)
4. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году, Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2 (Дата обращения: 12.10.2016)
5. Малый бизнес в России: цифры и факты. [Электронный ресурс] URL: http:/// economics/business/26003-kak-zhivet-malyy-biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html (Дата обращения: 10.10.2016)
6. Профиль России в глобальном мониторинге предпринимательства. [Электронный ресурс] http://www.gemconsortium.org/country-profile/104 (Дата обращения 2.12.2016)
7. Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В. Формирование модели инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. — 2016. — № 3. — C. 73-79.
8. Булгакова М.В. Информационное обеспечение малого бизнеса в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. — 2015. — № 4. — C. 154-159.
9. Колпакиди Д.В. Развитие образовательной среды для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках единого консультационного пространства // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: Сборник научных трудов. Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. 2014. — C. 217-220.
10. Глухова Л.В., Лузан Ю.П. Управленческий консалтинг как основа инфраструктуры современного развития предприятий малого бизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2014. — № 4. — C. 16-18.
11. Палагина А.Н., Мишурова И.В. Проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Ростовской области. / Монография. — Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2012. — 168 c.
REFERENCES:
Bukhtiyarova T.I., Dubynina A.V. (2016). Formirovanie modeli infrastrukturnoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Formation of infrastructure model of small and medium-sized enterprises support]. Sotsium i vlast. (3). 73-79. (in Russian).
Bulgakova M.V. (2015). Informatsionnoe obespechenie malogo biznesa v sovremennyh usloviyakh [Information support of small business in modern conditions]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Kompyuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika. 15 (4). 154-159. (in Russian).
Glukhova L.V., Luzan Yu.P. (2014). Upravlencheskiy konsalting kak osnova infrastruktury sovremennogo razvitiya predpriyatiy malogo biznesa [Management consulting as a basis for the infrastructure of the modern development of small businesses]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (4). 16-18. (in Russian).
Golovina A., Zavyalova N.B., Saginova O.V. (2012). Sistema monitoringa malyh innovatsionnyh predpriyatiy v Sverdlovskoy oblasti [The Monitoring System of Small Innovative Enterprises in Sverdlovsk Region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (22). 48-54. (in Russian).
Kolpakidi D.V. (2014). Razvitie obrazovatelnoy sredy dlya subektov malogo i srednego predprinimatelstva v ramkakh edinogo konsultatsionnogo prostranstva [The development of the educational environment for small and medium-sized businesses in terns of united advisory space] The role of education in forming economic, social and legal cultures. 217-220. (in Russian).
Palagina A.N., Mishurova I.V. (2012). Problemy formirovaniya infrastruktury podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva Rostovskoy oblasti [Problems of infrastructure formation of small and medium-sized enterprises support in the Rostov region] Rostov-on-Don: RGEU (RINKh). (in Russian).
Zavyalova N.B., Saginova O.V., Sidorchuk R.R., Skorobogatyh I.I. (2013). Uroven gosudarstvennoy podderzhki malogo biznesa s tochki zreniya ee poluchateley [The level of state support of small business in terms of its recipients]. Marketing i marketingovye issledovaniya. (2). 82-93. (in Russian).