ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-3-83-91
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ
В. И. Гришин, В. А. Жидких, Е. В. Шубенкова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В статье представлены основные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) по содействию развитию профессионального и бизнес-образования исходя из одной из стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации - развития предпринимательской деятельности и укрепления кадрового и предпринимательского потенциала. Авторы вскрывают недостатки существующей системы формирования предпринимательских кадров и определяют пути их преодоления. Формулируются положения о необходимости создания образовательных кластеров (школы - СПО - вузы), перевода их на инновационные технологии подготовки кадров для предпринимательства. Предложены пути развития взаимодействия государства, бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений при подготовке кадров для предпринимательской деятельности. Особое место в этом взаимодействии и в деятельности ТПП РФ отводится финансовому просвещению субъектов малого и среднего предпринимательства ввиду низкого уровня финансовой грамотности предпринимателей и его отставанию по значению от средних показателей стран ОЭСР. Показана важная составляющая социальной ответственности бизнеса - его взаимодействие с образовательными организациями, расширение и активизация участия представителей бизнес-сообщества в образовательном процессе, в грантовых программах, в управляющих органах и др. Высказывается мнение о необходимости формирования единой образовательной системы для начинающих и действующих предпринимателей, ставятся задачи по ее созданию и предлагаются возможные пути их решения. Авторами предложены конкретные направления усиления влияния ТПП РФ на процессы подготовки специалистов (участие в формировании государственного заказа на подготовку специалистов с учетом перспектив развития региональных экономик, развитие дуального и сетевого обучения, разработка компетенций, необходимых для сферы предпринимательства, и программ, позволяющих успешно их формировать) и меры по их реализации.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, бизнес-образование, образовательный процесс, бизнес-сообщество.
CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A SUBJECT
OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING OF BUSINESS PERSONNEL
Viktor I. Grishin, Vladimir A. Zhidkikh, Evgeniya V. Shubenkova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
The main activities of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation (Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation) on assistance to development professional and business education proceeding from one of strategic objectives of social and economic development of the Russian Federation - development of business activity and tasks of strengthening of personnel and enterprise potential are presented in article. Authors
expose shortcomings of the existing system of formation of enterprise shots and define the major problems and ways of their overcoming. Regulations on need of creation of educational clusters are formulated: schools - SPO - higher education institutions, their transfer to innovative technologies of training for business. Ways of development of interaction of the state, business, public organizations and educational institutions when training for business activity are offered. The special place in this interaction and in activity of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation is allocated to financial education of subjects of small and average business in view of the low level of financial literacy of businessmen and to his lag on value from average indicators of the countries of OECD. The question of an important component of social responsibility of business - his interaction with the educational organizations, expansion and activization of participation of representatives of business community in educational process, in grant programs, in the operating bodies, etc. is brought up. The opinion on need of formation of uniform educational system for beginners and the acting businessmen is expressed, tasks of her creation are set and possible ways of their solution are proposed. Authors have offered the concrete directions of strengthening of influence of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation on processes of training of specialists (participation in formation of the state order for training of specialists taking into account the prospects of development of regional economies, development of dual and network training, development of the competences necessary for the sphere of business, and the programs allowing to form successfully them) and measures for their realization. Keywords: business activity, business education, educational process, business community.
Одной из стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации является развитие предпринимательской деятельности, что подтверждается активной реализацией в настоящее время Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы и объявлением 2018 г. Годом предпринимательства в России. Согласно названным документам, важными приоритетами являются увеличение доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП вдвое - с 20 до 40%, до уровня развитых стран; вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату; достижение к 2030 г. доли занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения 35%. При этом в Стратегии большое внимание уделено вопросам укрепления кадрового и предпринимательского потенциала как ключевого фактора развития современной экономики. Недостатки нашего кадрового потенциала хорошо известны - это невысокое качество основной массы инженерных и управленческих кадров, острый дефицит работников низшего и среднего уровней производственных квалификаций и одновременно избыток невостребованных профессий. Подготовка кадров должна быть нацелена на техноло-
гическое обновление, для чего необходим перевод на инновационные технологии образовательных кластеров: школы - СПО - вузы. Необходимость связи между этими этапами очевидна, также как и формирования целостной системы по отбору одаренной молодежи.
Согласно закону «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставу ТПП РФ, палаты содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке программ в этой области (как государственных, так и межгосударственных), в организации профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для реализации этих целей в структуре ТПП РФ создан и успешно функционирует Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию, который с конца 2016 г. возглавляет доктор экономических наук, профессор, ректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова В. И. Гришин.
Важнейшими задачами и, соответственно, направлениями деятельности Комитета являются:
- разработка и реализация концептуальных подходов к развитию профессионального образования в целом и подготовке предпринимательских кадров в частно-
сти, участие в реализации государственных и межгосударственных программ в этой области, в том числе через взаимодействие как с другими комитетами Торгово-промышленной палаты, так и с государственными органами и общественными организациями;
- участие в проведении экспертизы и разработке законодательных актов, регулирующих сферу образования.
Комитет проводит большую аналитическую работу, в частности, анализ программ подготовки кадров для предпринимательской деятельности, программ подготовки кадров территориальных ТПП, учебно-методических материалов. Результаты такого анализа являются основой для выработки рекомендаций по оптимизации образовательных программ и их учебно-методического обеспечения, совершенствованию деятельности образовательных организаций, учебных центров, направлениям их дальнейшего развития с учетом потребностей экономики страны и бизнес-сообщества, расширения взаимодействия с зарубежными и международными организациями.
Важным направлением деятельности Комитета ТПП РФ является оказание методического содействия в организации преподавания за рубежом русского языка делового общения и иностранных языков делового общения в России, развития и совершенствования этой работы, включая систему оценки знаний обучающихся и выдачи соответствующих сертификатов.
Особо следует отметить работу Комитета в области методического и консультационного содействия развитию сотрудничества по образовательным проектам с Международной торговой палатой, Ассоциацией Европалат, Центром международного частного предпринимательства Торговой палаты США, ТПП Германии и другими зарубежными и международными партнерами1.
1 ЦКЬ: http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/ котоЪг/аЪо^/
Тема подготовки кадров для предпринимательской деятельности была поднята в январе 2017 г. в рамках «Встреч на Ильинке» с министром образования и науки Российской Федерации, где были затронуты вопросы формирования предпринимательских компетенций у граждан различных возрастных групп.
Торгово-промышленная палата активно работает над решением проблемы повышения финансовой грамотности предпринимателей. Так, вопросы финансового просвещения субъектов малого и среднего предпринимательства были обсуждены в мае 2017 г. на совместном круглом столе Комитета по содействию профессионализму и бизнес-образованию, Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям и Международного института менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП). Согласно исследованию МИМОП, выполненному по заказу Центрального банка Российской Федерации, отмечен низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей и его отставание по значению от средних показателей стран ОЭСР. Так, индекс финансовой грамотности отечественного предпринимательского сообщества в настоящий момент составляет 62 пункта из 100 возможных.
В доказательство необходимости повышения уровня финансового просвещения предпринимателей можно привести следующие данные, полученные в результате проведенного исследования: 77 организаций осуществляют финансовое планирование на год и меньше, 33% потенциальных предпринимателей не могут правильно рассчитать процент по вкладу, среди действующих предпринимателей эта доля составляет 20%. Однако положительной тенденцией при этом является то, что 58% опрошенных предпринимателей готовы получать новые знания и навыки, используя для этого дистанционные технологии.
Комитет активно взаимодействует с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Так, в 2017 г. председа-
тель подкомитета среднего профессионального образования Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Михайлович Дёмин принял участие в обсуждении на заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы хода реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. Заместитель председателя Комитета Владимир Александрович Жидких принял участие в заседании круглого стола на тему «О законодательном обеспечении качества современного высшего образования» Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре.
Представители Комитета работают в качестве экспертов рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения.
Комитет подготовил предложения Правительству Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации в части:
- внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по совершенствованию целевого приема на обучение и созданию базовых кафедр;
- внесения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменений, определяющих основание для связи между образовательными стандартами по направлениям и специальностям высшего образования и профессиональными стандартами;
- регламентации порядка проведения независимой оценки квалификации для выпускников вузов с учетом вступления в силу Федерального закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
- учета результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации.
Органам государственной власти регионов и региональным ТПП было предложено:
- совершенствовать механизмы мониторинга кадровых потребностей;
- обеспечить поддержку инновационных образовательных программ для приоритетных отраслей в регионах;
- развивать систему профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;
- содействовать развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере профессионального образования представляется как взаимодействие на основе взаимных интересов и общих целей государственных образовательных учреждений и бизнес-структур. При этом современный бизнес должен активно участвовать в развитии социальных инвестиций в области образования. Важной составляющей социальной ответственности бизнеса в наше время является его взаимодействие с образовательными организациями, расширение и активизация участия представителей бизнес-сообщества и в образовательном процессе, и в управляющих органах, включая наблюдательные, попечительские и иные виды советов. Большое значение государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования имеет при реализации проектов по созданию и развитию университетских комплексов, объединяющих образовательные, исследовательские и иные структуры.
Развивается взаимодействие государства, бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений по таким важным для совершенствования системы профессионального образования направлениям, как разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), особенно в
части обеспечения их сопряжения с профессиональными стандартами, формирование структуры и содержания основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом требований современного рынка труда. Представители бизнеса и государственных структур все активнее принимают участие в разработке перспективных, востребованных конкретными заказчиками тем научно-исследовательских работ студентов, включая тематику курсовых и выпускных квалификационных работ и проектов. Потенциальные работодатели из государственного или частного сектора все шире привлекаются к реализации образовательных программ, что позволяет повышать их практико-ориентированность и формировать у обучающихся компетенции практической направленности. Безусловно, все это предполагает существенное влияние бизнеса на качество профессионального образования, как и обязательное участие представителей бизнеса в независимой оценке качества знаний, включая итоговую аттестацию выпускников образовательных организаций.
Особое место занимает такое важное и перспективное направление государственно-частного партнерства, как гранты и грантовые программы, предполагающие финансирование конкретных направлений деятельности образовательных организаций.
Еще одним актуальным направлением государственно-частного партнерства является создание ассоциаций выпускников (Alumni) - общественных организаций, являющихся добровольными общественными самоуправляемыми организациями. Все большая распространенность таких ассоциаций вызвана не только заинтересованностью образовательных организаций в укреплении взаимодействия со своими выпускниками, которые привлекаются в том числе к образовательной деятельности, но и интересом абитуриентов, которые при выборе учебного заведения все чаще интересуются вопросами трудоуст-
ройства по его окончании и обращают внимание на наличие предложений от членов ассоциации выпускников. Ассоциации выпускников - один из самых перспективных и действенных механизмов государственно-частного партнерства, имеющих большой потенциал эффективного взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций, который пока не получил должного развития в нашей стране1.
В РЭУ им. Г. В. Плеханова представлены практически все перечисленные выше направления государственно-частного партнерства. Особо следует отметить, что в 2016 г. университет запустил новую технологию подготовки специалистов в рамках совместных с предприятиями программ высшего образования. Партнером университета выступил Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны», который с 2012 г. реализует бизнес-акселерационную программу «Капитаны России» как программу социальной корпоративной ответственности в сфере образования молодежи.
На факультете бизнеса «Капитаны» ведется подготовка предпринимателей и управленцев по направлениям «Менеджмент» (образовательная программа подготовки бакалавров «Менеджмент в инновационном и социальном предпринимательстве» и магистерская программа «Инновационное и социальное предпринимательство») и «Государственное и муниципальное управление» (образовательная программа «Государственное и корпоративное управление»). Профессиональные дисциплины реализуются базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство».
Программа отличается тем, что уже на первом курсе студенты создают собственные компании и имеют возможность на практике закреплять получаемые в вузе
1 URL: http://gu-unpk.ru/file/employee/1031/ Upravlenie_infrastrukturnymi_proektami.pdf#9
теоретические знания в ходе работы над собственными бизнес-идеями. В первой половине дня студенты осваивают дисциплины учебного плана в стенах университета, а во второй - под руководством опытных наставников занимаются собственным бизнесом. Это, можно сказать, типичный формат так называемого дуального образования, когда обучение строится по принципу «50% теории и 50% практики». Создан инвестиционный фонд для финансирования бизнес-проектов студентов совместной программы.
В целом можно констатировать, что ТПП РФ, его профильный Комитет, региональные и муниципальные ТПП ведут серьезную работу по совершенствованию системы образования и подготовки кадров для предпринимательства, развитию ГЧП. Вместе с тем ТПП РФ необходимо добиваться большего влияния на процессы подготовки специалистов, работать в направлении повышения роли ТПП в системе образования. В числе направлений активизации этой работы необходимо отметить следующие моменты.
Во-первых, надо активно включаться в такие важнейшие процессы, как формирование государственного заказа на подготовку специалистов различных укрупненных групп направлений и специальностей через установление КЦП (контрольных цифр приема) для образовательных организаций на основе анализа состояния региональных рынков труда. ТПП РФ, региональные ТПП должны эффективно участвовать в мониторинге количественного и качественного соотношения спроса и предложения рабочей силы, определении мер по достижению сбалансированного состояния рынка труда с учетом перспектив развития региональных экономик и изменения спроса на различные специальности и профессии.
Во-вторых, необходимо развитие взаимодействия работодателей с образовательными организациями по вопросам реализации совместных образовательных программ (в том числе через дуальное и сете-
вое обучение), а также повышение заинтересованности работодателей в участии в роли заказчиков соответствующих образовательных программ, научно-исследовательских работ бакалавров, магистров, аспирантов. Региональные и муниципальные палаты могут выступить в качестве организаторов информационного взаимодействия представителей работодателей и образовательных организаций различных субъектов России.
В-третьих, следует активно участвовать в формировании учебных планов подготовки специалистов, в разработке компетенций, необходимых для сферы предпринимательства, и рабочих учебных программ, которые были бы направлены на наиболее успешное формирование таких компетенций. Будущие предприниматели должны осваивать различные экономические, финансовые, правовые дисциплины, к примеру, такие, как «Налоговый учет», «Финансы и кредит», «Предпринимательское право», «Риск-менеджмент» и др., в целях получения знаний и умений ведения бухгалтерского учета, управления предпринимательскими рисками и др. Дисциплины предпринимательской направленности должны изучать не только будущие экономисты, управленцы, юристы, но и будущие инженеры, врачи, педагоги. Ведь любой специалист, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, должен иметь первичные навыки открытия и ведения бизнеса1.
С каждым годом растет количество реализуемых бакалаврских и магистерских образовательных программ, направленных на подготовку кадров для предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что большинство программ реализуется на уровне магистратуры. Также предлагается широкий выбор курсов переподготовки и повышения квалификации, направленных на формирование компетенций управления малым и средним бизнесом, налогово-
1 ЦКЬ: http://tpprf.ru/ru/news/tsikl-vstrechi-na-ilinke-gostem-delovogo-zavtraka-v-tpp-rossii-stala-ministr-obrazovaniya-i-nauki-rf-i174992/
го и правового сопровождения бизнеса и др. Так, только в РЭУ им. Г. В. Плеханова реализуются 13 образовательных программ, способствующих формированию предпринимательского образа мышления и обучающих предпринимательской деятельности, из них 7 программ на уровне магистратуры (в том числе одна на английском языке). Предлагается целый ряд программ профессиональной переподготовки и курсов-тренингов повышения квалификации в сфере предпринимательства. В других вузах также активно реализуются программы в сфере предпринимательства.
Таким образом, одним из важнейших направлений деятельности системы ТПП по развитию профессионального образования для подготовки предпринимателей нового поколения является участие в реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Именно программы ДПО будут востребованы состоявшимися специалистами с целью приобретения за короткий срок необходимых знаний и практических бизнес-навыков на протяжении всей профессиональной жизни. При ТПП РФ работает Международный институт менеджмента объединений предпринимателей, на базе которого в настоящее время реализуются 9 программ ДПО, в том числе «Менеджмент выставочной деятельности», «Бухгалтерский и налоговый учет» и др. Также институтом организовано проведение, в том числе с использованием дистанционных технологий, большого количества вебина-ров по различным темам в целях развития предпринимательских компетенций.
ТПП РФ, региональные ТПП должны активнее участвовать в практике обеспечения качества профессионального образования и подготовки выпускников образовательных организаций. Наряду с вышеуказанными мерами, которые, безусловно, способствуют решению этой задачи, следует особо отметить участие в формировании и развитии профессиональных стандартов (ПС) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),
примерных основных образовательных программ. Кроме того, говоря о качестве подготовки выпускников, нельзя не отметить участие в независимой оценке знаний обучающихся. Видимо, следует рекомендовать региональным ТПП предлагать для этих целей наиболее социально ответственных и грамотных представителей бизнеса как для процедур промежуточного и особенно итогового контроля знаний, так и для проведения профессионально-общественной аккредитации. Что касается последней, то и ТПП РФ, и региональные палаты активно включились в эту работу. Также считаем необходимым активизировать организацию и проведение конкурсов и расширить участие в них, в частности в World Skills.
Особые усилия должны быть направлены на формирование единой образовательной системы для начинающих и действующих предпринимателей. Обучение навыкам предпринимательства должно стать непрерывным, начиная со школьных лет.
Комитетом в этой части предложены и реализуются следующие меры:
1) создание информационного ресурса для обмена опытом торгово-промышленных палат по различным направлениям подготовки кадров для предпринимательской деятельности;
2) разработка комплекса мер мотиваци-онного характера, направленных на вовлечение представителей бизнеса в образовательный процесс в качестве преподавателей-практиков;
3) создание единой базы преподавателей и тренеров в сфере профессионального и бизнес-образования системы торгово-промышленных палат Российской Федерации;
4) заключение договоров о сетевом взаимодействии предприятий - членов палат с образовательными организациями;
5) создание в образовательных организациях базовых кафедр предприятиями -членами палат;
6) организация кураторства со стороны региональных ТПП и предприятий - членов палат региональных образовательных организаций;
7) информирование образовательных организаций на регулярной основе о деятельности палат в сфере профессионального и бизнес-образования и профессиональной деятельности по профилю подготовки специалистов в образовательных организациях;
8) предоставление широких возможностей для организации практики студентов и прохождения стажировок для препода-
вателей образовательных организаций на предприятиях - членах палат;
9) предоставление возможности на льготных условиях студентам и преподавателям образовательных организаций проходить обучение в системе дополнительного профессионального образования, организуемого ТПП;
10) участие в независимой оценке качества знаний студентов, в том числе итоговой аттестации;
11) организация проведения конкурсов студенческих проектов и др.
Список литературы
1. Баранов Б. А., Липатова Л. П., Полякова Р. Т. Корпоративный университет как инновационная модель интеграции бизнеса и образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). - С. 27-34.
2. Зуев В. М, Манахов С. В., Рыжакова А. В. Оценка эффективности взаимодействия высших учебных заведений с внешними партнерами // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 5 (83). - С. 13-20.
3. Калинина И. А., Карасев П. А., Кулапов М. Н., Скоробогатых И. И. РЭУ им. Г. В. Плеханова как конкурентоспособный университет будущего // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 6 (96). - C. 5-14.
4. Карташова Л. В. Реформирование российской системы образования: перспективы развития подготовки управленческих кадров (зарубежный и российский опыт) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). - С. 3-13.
5. Кочурова Л. И. Роль высшей школы в укреплении национальной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. -№ 2 (92). - C. 40-49.
6. Родионов И. И., Архипова Н. И. Новая экономика и задачи образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 3 (93). -C. 19-27.
References
1. Baranov B. A., Lipatova L. P., Polyakova R. T. Korporativnyy universitet kak innovatsionnaya model' integratsii biznesa i obrazovaniya [Corporate University as an Innovative Model of Integration of Business and Education]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 3 (69), pp. 27-34. (In Russ.).
2. Zuev V. M., Manakhov S. V., Ryzhakova A. V. Otsenka effektivnosti vzaimodeystviya vysshikh uchebnykh zavedeniy s vneshnimi partnerami [Assessing the Efficiency of Universities' Interaction with External Partners]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 5 (83), pp. 13-20. (In Russ.).
3. Kalinina I. A., Karasev P. A., Kulapov M. N., Skorobogatykh I. I. REU im. G. V. Plekhanova kak konkurentosposobnyy universitet budushchego [Plekhanov Russian University of Economics as a Competitive University of a Future]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 6 (96), pp. 5-14. (In Russ.).
4. Kartashova L. V. Reformirovanie rossiyskoy sistemy obrazovaniya: perspektivy razvitiya podgotovki upravlencheskikh kadrov (zarubezhnyy i rossiyskiy opyt) [Reforming of the Russian Education System: Prospects of Development of Preparation of Administrative Shots (Foreign and Russian Experience)]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 4 (82), pp. 3-13. (In Russ.).
5. Kochurova L. I. Rol' vysshey shkoly v ukreplenii natsional'noy ekonomiki [The Role of Higher School in National Economy Strengthening]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 2 (92), pp. 40-49. (In Russ.).
6. Rodionov I. I., Arkhipova N. I. Novaya ekonomika i zadachi obrazovaniya [New Economy and Education Objectives]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 3 (93), pp. 19-27. (In Russ.).
Сведения об авторах
Виктор Иванович Гришин
доктор экономических наук, профессор, ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-таИ: [email protected]
Владимир Александрович Жидких
доктор политических наук, профессор, проректор по социально-воспитательной работе РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-таИ: [email protected]
Евгения Валериевна Шубенкова
доктор экономических наук, профессор, директор НИИ развития образования РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-mail: [email protected]
Information about the authors
Viktor I. Grishin
Doctor of Economic, Professor, Rector of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Е-mail: [email protected]
Vladimir A. Zhidkikh
Doctor of Political Science, Professor, Vice-rector for Socio-Educational Work of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Е-mail: [email protected]
Evgeniya V. Shubenkova
Doctor of Economic, Professor,
Head of Research Institute for Development
of Education of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University
of Economics, 36 Stremyanny Lane,
Moscow, 117997, Russian Federation.
Е-mail: [email protected]