Вестник «Орлеу^-kst
97
В.В.Макатова,
воспитатель ГККП "Ясли сад №9 отдела образования акимата города Костаная"
Нег1зг1 свздер: инноваци-ялъщ жумыс, ойын техно-логиясы, усац моториканы дамыту, дидактикалыц материал.
Ключевые слова: инновационная работа, игровая технология, мелкая моторика, развитие, дидактический материал.
Keywords: innovative work, game technology, fine motor skills, development, didactic material.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Ойын технологиясына непзделген бшм беру YPДiсi ете кы-зыкты, эмоционалды; жагымды психологиялы; жагдайда, кайы-рымдылык, еркiндiк жэне тецдш жагдайында етедь
Аннотация
Образовательная деятельность, построенная на игровых технологиях, проходит очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы и равенства.
Annotation
Educational activity based on gaming technology is very lively, in an emotionally favorable psychological setting, in an atmosphere of benevolence, freedom and equality.
«...корни величайших достижений логической, познавательной и игрой мысли можно найти в простых действиях, которые выполняют маленькие дети над окружающими объектами в своём мире»
Г. Гарднер
В настоящее время в соответствии с программой дошкольного образования Республики Казахстан изменились целевые ориентиры на этапе дошкольного образования.
Какой должен быть наш малыш? Прежде всего - малыш, проявляющий инициативу и самостоятельность, владеющий ключевыми компетентностями. Ребёнок, имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности, будет активным в современном социуме. ^
Для меня всегда актуален поиск форм и методов работы с К детьми, которые смогут разбудить интерес к познанию у млад- <j ших дошкольников, помогут детям стать успешными, в детском О саду и в окружающей обстановке. Еще Я. А. Коменский говорил «Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: о что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; g нужно только помогать им, чтобы все что происходит, проис- ^ ходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы ^ игр» [1]. g
Как известно, особую активность ребенок проявляет в ходе Н достижения игровой цели. Поэтому я учу детей действовать в д игре, в исследовательской и познавательной деятельности. Фор- о мирую интерес у воспитанников к учебным ситуациям посред- ^ ствам игр, опираясь на любознательность и умственную актив- вд ность в игровом потенциале общения. §
Игровые ситуации идут на пользу общему развитию ребенка: § стимулирует его познавательные интересы, активизирует ин-
и
Вестник «Oрлеу»-kst
теллектуально-творческие способности, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогают восполнить дефицит общения.
В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей. В нашей совместной с детьми деятельности, это стали «цветные эталоны на кончиках пальцев» [2].
Они эффективны для сенсорного развития дошкольников, формирования элементарных математических, цветовых представлений и развития познавательной активности детей.
Социо - игровая технология помогает мне учить детей общаться. Социо-игровая технология - это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Социо - игровой стиль обучения, это жизнь между микро группами детей (малыми социумами). В микро группах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его
[3].
Одно из основных понятий социо-игровой технологии - «режиссура ОУД». Задача социо-игровой режиссуры - организовать задание так, чтобы все (даже самые слабые и ленивые) не на шутку увлеклись бы его выполнением. Социо-игровая режиссура ищет способы та-§ кого общения, при котором утомительная ^ принудиловка уступает место увлечённости. § Для того, чтобы эффективность детского тру-< да значительно повысилась «цветные палочки ^ Кюизенера», как игровой материал, просто ¡3 необходимы.
о В самом начале применения палочек, пред-^ лагала детям поиграть с ними, как с обычны-2 ми кубиками, палочками, конструктором и по щ ходу игр знакомила с цветом, размером, фор-¡3 мами. В дальнейшем мы с детьми выполня-И ли простые упражнения: выбери все красные К палочки; покажи красную, синюю, желтую... <С палочки; выбери самую длинную (короткую) О палочку; найди палочку такой же длины; ка-д кой палочки не стало? Отбери палочки жёл-Итого цвета и построй из них забор, дом для
куклы. Используя цветные образцы из пособия В. Новиковой «Игры с палочками Кюизенера» играем в парах. Дети строят коврики, лесенки (от самой длинной к самой короткой или наоборот), тем самым учатся соблюдать логическую последовательность.
Познавательным для детей стало знакомство со сказочной страной Стикией, которая вся состоит из палочек. Жители этой страны и даже правитель Мудрый Стик состоят только из палочек. Вот этот-то правитель, Стик, изобрёл однажды волшебные «кростики». Потом из них жители Стикии стали получать всевозможные фрукты и овощи, животных, посуду и другие нужные вещи. И всё это было из палочек! Дети с удовольствием учились делать из палочек всё то, что умели делать жители сказочной страны, а многие даже придумывали свои варианты.
Содержание интересных пособий помогает сделать учебную деятельность ещё увлекательней. Игры «Дом с колокольчиком», «На золото крыльце...», «Посудная лавка» «оживляют» героев любимых сказок. Выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое для детей настоящее событие. Большой интерес вызывает у детей конструирование по каталогам образцов и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети научились использовать систему координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы, умению сотрудничать в команде. Игровые задания способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения. Ещё игровые задания знакомят детей с загадочным миром чисел и других математических понятий [4].
Мы с детьми часто строим различные лесенки, и помогает нам в этом стихотворение «Мы по лесенке шагаем». Дети знают, что «шагая» вверх - числа увеличиваются, а спускаясь - уменьшаются. Так, мои дети начинали понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на один.
Сказка «Улица разноцветных палочек» познакомила детей с принципом «цветных семеек» и научила выкладывать эту улицу. Дети познакомились с правилом, что чем больше
Вестник «Орлеу^-kst
ü
длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка
- это число, выраженное цветом и величиной.
Для развития аналитических способностей мы играем в игры «Выложи по контуру», «Расколдуй героя сказки». Игры «Выложи по образцу», «Сделай симметрично» развивают умение планировать свою деятельность, выбирая необходимые средства для работы.
Благодаря новым технологиям у детей расширились математические представления о числе на основе счета и измерения, сенсорных эталонах (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов. Всё это способствует развитию познавательной активности детей, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.
Древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления». Развивающий материал «Удивляйка» знакомит моих воспитанников с геометрическими фигурами. Дети с радостью выполняют такие упражнения: «Бусы для куклы», «Разноцветные пирамиды», «Испечём пирожки», «Дай мишке такой же круг» [5.].
Учу детей решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме), декодируя и кодируя информацию. Упражнения «Найди все фигуры такого же цвета», «Найди все предметы треугольной формы», «Дайте мышке все синие фигуры» (зайчику - желтые, мишке
- красные) помогают развивать у детей восприятие формы. Игры «Сделай узор», «Повтори узор» развивают наблюдательность, внимание, память. Игра «Воздушные шары» -учит подбирать предметы одинакового цвета. «Найди свой домик», «Разноцветные автомобили» - помогают развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур.
Задания на кодирование геометрических фигур через отрицание, развивают логическое мышление. Например, построить дорогу к замку. Условие для команд: 1 команда - не синие не квадратные; 2 команда - не красные не круглые; 3 команда - не жёлтые не треугольные.
Работа с дидактическим материалом сде-
лала процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Элементы данных технологий способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез.
Важным условием в инновационной работе с детьми является ознакомление родителей с развивающим дидактическим материалом и мотивация их к использованию игр для закрепления полученных знаний с ребенком дома. Рассказываю родителям о наших с детьми достижениях в консультациях. Родители и сами видят, что технологии М.Монтенссори и З. Дьенеша развивают познавательную активность детей и повышают их интерес к обучению. На родительском собрании родители сказали, что их дети научились видеть и понимать позицию цвета по отношению к предмету, умеют согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение. Многие мамы и папы отмечают, что их дети становятся инициативны и самостоятельны в получении новых знаний, каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения [Текст] /Я.А. Коменский. В 2-Х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982.- 656с.
2. Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и § логическими фигурами. [Электронный ресурс] ^ www.corvet-igra/avtor-finkelstein.htm §
3. Михайлова, З.А Игровые задачи для ^ дошкольников [Электронный ресурс].www. g corvet-igra.ru/avtor-mihaylova.htm д
4. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Мате- ^ матика от трех до семи: Учебно-методиче- ^ ское пособие для воспитателей детских са- ^
м
дов [Электронный ресурс]vil.udyl.selhozkorm. ^ ru/z-a-mihaylova-matematika-ot-3-do-7-chitat- ^ onlayn-274.html Д
5. Смоленцева, А.А. Математика до шко- S
лы [Текст]: Пособие для воспитателей детских <с
ю
садов и родителей /А.А. Смоленцева, О.В. Пу- о стовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. В 2 д ч.- СПб: Детство-Пресс, 2006. - 126с.