В.В. Горшкова
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ С ЦЕРКОВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Статья посвящена различным формам взаимодействия отдела древнерусского искусства Ярославского художественного музея с церквями, монастырями Ярославо-Ростовской епархии и с другими организациями Русской православной церкви.
Ключевые слова: древнерусское искусство, Ярославский художественный музей, сотрудничество музея и Церкви.
30 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Подготовка закона вызвала беспокойство музейного сообщества о судьбе музейных памятников. Благодаря активной позиции музейных сотрудников, реставраторов, ученых, этот закон в окончательном варианте не регулирует вопросы передачи музейных ценностей и архивов. Развернувшиеся дискуссии продемонстрировали неосведомленность широкой общественности о деятельности музеев по спасению от гибели произведений церковной культуры (их реставрации и хранению, изучению и экспонированию). Неизвестным остается и опыт сотрудничества в этой работе между музеями и церковными организациями. Особенности развития современной культуры нашей страны свидетельствуют об актуальности данной проблемы, которую мы попытаемся рассмотреть на примере деятельности Ярославского художественного музея (ЯХМ).
Музейная коллекция ярославских икон начала формироваться при трагических обстоятельствах, при антибольшевистском восстании в июле 1918 г. При его подавлении многие церкви были раз-
© Горшкова В.В., 2011
рушены, а иконы и фрески пострадали от обстрелов и пожаров. До сих пор в собрании ЯХМ находятся иконы с застрявшей в их досках шрапнелью.
В 1922 г. в Ярославле был создан первый в истории России Музей древнерусского искусства. Его коллекция состояла из 731 памятника музейного значения, которые были спасены сотрудниками музея от уничтожения или продажи за рубеж во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. На протяжении 1920-1930 гг. музей пополнялся иконами из тех храмов, которые передавались под склады, конторы и клубы или приговаривались к разрушению. Из 46 приходских церквей, действовавших в Ярославле до Октябрьской революции, 18 были уничтожены в те годы. Процесс разрушения происходил столь быстро, что музейные работники, свозившие иконы из храмов в музейное хранилище, успевали только наскоро паковать их в тюки и ящики, снабжая лишь краткими пометками. Самый удивительный способ спасения икон сотрудники ЯХМ открыли в 1977 г.: на чердаке здания XVII в. -Митрополичьих палат - они обнаружили 81 икону; все они были тщательно спрятаны на чердачных перекрытиях.
На протяжении 1930-1960 гг. музеи Ярославля то расформировывались, то объединялись; наконец в 1969 г. из состава сложного музейного объединения были выделены ЯХМ и Историко-архи-тектурный музеей-заповедник (который находится на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря). В коллекции заповедника было решено оставить монастырские иконы, а также иконы из храмов, ставшие его составной частью.
Тогда же в коллекцию ЯХМ были переданы иконы из разрушенных храмов, а также неизвестного происхождения. В результате два государственных музейных учреждения в настоящее время располагают равными по численности собраниями ярославской иконописи - около 2000 икон каждый.
Структура коллекции ЯХМ отражает, с одной стороны, общую картину сохранности художественных памятников Древней Руси, а с другой - специфику истории ярославского иконописания.
Наиболее ценную часть собрания ЯХМ составляют 11 икон, созданных в период существования удельного Ярославского княжества (1218-1470 гг.). Среди них - выдающийся памятник домонгольской эпохи (единственный в Ярославле) - образ Спаса Вседержителя начала XIII в. До 2003 г. в экспозиции музея находилась также Толгская икона Богоматери, по церковному преданию чудесно явившаяся в 1314 г. на берегу речки Толги - притока Волги. В 2003 г. эта икона была передана в Свято-Введенский Толгский женский монастырь в бессрочное безвозмездное пользование.
Знаменательно, что именно эти два самых ранних памятника ярославского искусства были отреставрированы в первую очередь -еще в 1919 г., после чего их фотокопии сразу же были опубликованы и введены в научный оборот.
В собрании ЯХМ хранится также больше 100 икон XVI в. Они отражают по меньшей мере два стилистических направления иконописи того времени - местное ярославское и столичное московское. В экспозиции музея, в зале XVI в., характерные образцы этих двух направлений представлены на разных стенах, напротив друг друга.
Самая большая часть собрания, около 1100 икон, датируется XVII в. - временем расцвета ярославской иконописной школы. Ее изучению посвятила свою диссертацию Ирина Петровна Болотце-ва (1944-1995), заведовавшая отделом древнерусского искусства ЯХМ. Характерные образные и стилистические особенности ярославского иконописания XVII в. отразили эстетические идеалы представителей посадской культуры Руси. Крупные по размерам, изобилующие персонажами (эмоциональные переживания которых ярко переданы), ярославские иконы зачастую отличались еще и редкими сюжетами. Так, в иконе «Сергий Радонежский в житии» на особой наделке в нижней части иконы была создана композиция «Сказание о Мамаевом побоище» - единственное в древнерусской иконописи изображение Куликовской битвы.
Кроме того, в собрании ЯХМ насчитывается около 700 икон XVIII-XX вв. Открытия музейных реставраторов последнего десятилетия и активная выставочная деятельность ЯХМ во многом способствовали выявлению художественной ценности и этих так называемых поздних икон, стимулировали интерес к их изучению.
Взаимодействие реставраторов и музейных работников с церковными общинами по сохранению ярославских икон началось еще в середине 1920-х гг. Интенсивная работа по восстановлению разрушенных в 1918 г. храмов Ярославля сопровождалась реставрацией икон из этих храмов в специальных мастерских1. Художники-реставраторы во главе с Н.И. Брягиным2 реставрировали не только музейные иконы. Они постоянно занимались также укреплением икон в еще действовавших тогда ярославских церквях (Параскевы Пятницы на Туговой горе, Воздвиженской, Варва-ринской, Никитской, Вознесенской), а также в церквях Романова-Борисоглебска (Тутаева) и Ростова3. В начале 1930-х гг. единственными, кто поднимал голос в защиту церковной старины, были именно сотрудники музеев и реставраторы, многие из которых подверглись репрессиям4.
Сотрудничество ЯХМ с церковными организациями возобновилось в начале 1980-х гг., после выхода постановления Совета министров РСФСР № 641 от 26 декабря 1979 г. «О мерах по предотвращению незаконного вывоза культурных ценностей за пределы СССР». После этого по приказу Министерства культуры РСФСР были организованы экспедиции по действующим церквям Ярославской области: они должны были выявить и поставить на учет произведения живописи, резьбы и прикладного искусства, имеющие историческую, культурную, научную и художественную ценность. В этих экспедициях приняли участие сотрудники ЯХМ: искусствоведы И.П. Болотцева5, Т.Л. Васильева, реставраторы А.Н. Клячина и Т.А. Контылева. В 1980-х гг. такая работа проводилась в церквях Некрасовского, Даниловского и Первомайского районов. По данным Т.Л. Васильевой, в течение 1980-1990 гг. музеями Ярославской области было обнаружено и взято на учет 16 000 памятников искусства, причем почти половина из них была зафиксирована в подробных описях сотрудников ЯХМ.
Эта работа дала новый импульс изучению культуры и искусства Ярославского края, принеся существенную пользу и его церковным общинам. Дело в том, что в 1990-х гг. страну захлестнули волны церковных краж: похищениям подвергались в первую очередь изделия из драгоценных металлов (оклады икон, сосуды, дарохранительницы и т. д.), зачастую выполненные в крупных ювелирных мастерских, а также наиболее ценные иконы. Благодаря отмеченным в описях характерным признакам церковного имущества, сотрудники правоохранительных органов могли искать похищенные ценности не вслепую.
Найденные памятники требовали грамотной экспертизы и оценки. С 1980-х гг. и по сей день сотрудники отдела древнерусского искусства ЯХТ выступают экспертами икон, похищенных из церквей и обнаруженных милицией. Некоторые многострадальные храмы подвергались хищениям до десяти раз. На протяжении последних 20 лет только автор этих строк провела экспертизы 1083 памятников, обнаруженных сотрудниками правоохранительных органов (примерно по одному экспертному заключению в неделю). Большинство икон возвращалось в родную церковь, однако некоторые из них, по просьбе общины, оставались в нашем музее (сейчас здесь находятся на временном хранении иконы из одной приходской церкви Ярославской области).
С 1990-х гг. сложилось еще одно направление сотрудничества ЯХМ и Церкви: в музейных залах отдела древнерусского искусства начали проходить практику студенты-иконописцы Московской духовной академии, которые копируют иконы XVI-XVII вв.
Это позволяет им приобрести бесценный опыт: только внимательно вглядываясь в древний образ, изучая отечественные традиции иконописания, можно стать истинным мастером, способным развивать это искусство.
С 1990-х гг. в связи с потребностью создавать новые иконы и фресковые росписи в ярославских храмах (взамен утраченных) появилась новая сфера сотрудничества музея и Церкви. В 2003 г. мною и О. И. Добряковой была разработана иконографическая программа создания образа «Богоматерь Толгская со Сказанием в 18 клеймах». На основе этой программы и подобранных нами живописных аналогий в ярославской иконописной мастерской «Ковчег» под руководством А.В. и Ю.С. Беловых такой образ был создан. Эта икона передана в Свято-Введенский Толгский монастырь и сейчас находится в часовне монастырского кедровника.
Напряженная творческая работа связывает отдел древнерусского искусства ЯХМ с бригадой художников-фрескистов во главе с А.Н. Сериковым. В 2008-2009 гг. нами были предложены иконографические программы росписей для одного из храмов Казанского монастыря (1845 г.), а также для придела Великомученицы Варвары и западной галереи церкви Николы в Меленках (1672 г.). Оба храма частично сохранили первоначальные росписи; кроме того, была возможность использовать архивные сведения о некоторых утраченных фресках. При создании программы новых сюжетов росписи мы стремились максимально сохранить ее исходный замысел, но при этом деликатно включить в систему фресковых циклов актуальные образы новомучеников.
Храмы, в которых предстояло работать художникам, были созданы в разные эпохи истории русской культуры и значительно различались по архитектуре, организации внутреннего пространства, сюжетам и стилистике фресок. Церковь Николы в Меленках была расписана в 1705-1707 гг. ярославскими изографами во главе с Федором Федоровым; их фрески отразили характерные черты ярославской монументальной живописи времени ее расцвета - XVII столетия. Храм Казанского монастыря был расписан в 1850-х гг. артелью во главе с художником-академистом Тимофеем Медведевым. Росписи этого храма, в соответствии со вкусами эпохи, были ориентированы на западноевропейские традиции реалистической живописи.
В ходе работы определялись сюжеты новых росписей, подбирались иконографические образцы и архитектурно-пространственные соотношения композиций. Создание иконографических программ шло в тесном сотрудничестве с художниками, а также с наместницей Казанского женского монастыря Екатериной (Гаевой) и священником Николо-Мельницкой церкви о. Павлом (Трейтя-
ком). Эти программы получили благословение архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и были одобрены методическим советом Министерства культуры РФ.
Еще одно направление взаимодействия ЯХМ с церковными организациями - участие в их изданиях и конференциях. Сотрудники отдела древнерусского искусства музея стали авторами многих статей в фундаментальной Православной энциклопедии и в журнале «Ярославские епархиальные ведомости». Они регулярно выступают с докладами на ежегодной конференции «Путь святости Костромской земли», которая проводится Костромской епархией и посвящена ее истории и священным реликвиям, житиям костромских святых. Возможности коллекции древнерусского искусства ЯХМ позволяют познакомить посетителей с изображениями этих святых церковными художниками, а также с чтимыми образами соседнего ярославского региона. Комплексное исследование средневекового исторического наследия Ярославля дает возможность выявить способы почитания костромской святыни - Федоровской иконы Богоматери. Храмовое зодчество, фрески и иконы, письменные источники и памятники местной посадской литературы дают для изучения этой проблемы богатый материал, малоизвестный в Костроме.
Ежегодные Димитриевские чтения, организатором которых является Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, посвящены деятельности митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия (Туптало) - знаменитого церковного писателя и просветителя. Сотрудники ЯХМ представляют на эти конференции доклады об иконах с изображением святителя Димитрия из собрания музея. Эта тема вызывает живой интерес слушателей, как правило, не знакомых даже с опубликованными сведениями об этом святителе. Докладчики стремятся ввести в научный оборот и ранее неизвестные памятники, зачастую редкой иконографии. Они знакомят слушателей с иконами из собрания ЯХМ, написанными на сюжеты литературных «Житий святых», автором которых был Димитрий Ростовский. Отдельная тема - пребывание митрополита Димитрия в Ярославле, где в здании Митрополичьих палат (в которых сейчас находится экспозиция отдела древнерусского искусства ЯХМ) в 1705 г. произошел знаменитый «спор о бороде». Эта дискуссия митрополита с ярославцами, которые отказывались подчиняться новым предписаниям петровской эпохи (брить бороды), была описана и самим Димитрием Ростовским, и В.О. Ключевским в его «Курсе русской истории».
В последние два года в Ярославской духовной семинарии проводятся конференции, посвященные памяти Ярослава Мудрого.
Музейные работники, участвующие в них, знакомят семинаристов и их гостей из других регионов с богатством церковного искусства Ярославля, которое является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия России.
Особая страница в истории сотрудничества ЯХМ с Ярославо-Ростовской епархией - организация совместной работы по хранению Толгской иконы Богоматери. Этот опыт мог бы послужить для других музеев моделью взаимоотношений с храмами и монастырями.
С 1991 г. Толгская икона Богоматери регулярно вывозилась в Толгский монастырь для участия в празднике явления этого чудотворного образа, который отмечается 21 августа. Икона оставалась в монастыре в течение 3-4 дней, а затем возвращалась в музей. При этом каждый раз оформлялись все необходимые документы, перевозка иконы в монастырь и обратно осуществлялась с милицейской охраной. В 1990-е гг. шли поиски взаимопонимания между церковной епархией и местной властью относительно условий хранения иконы в монастыре. В процессе подготовительной работы к перевозке иконы сестры Толгского монастыря убедились в необходимости особого режима хранения древнего образа. В помещении трапезной палаты Крестовоздвиженского собора, где предполагалось разместить икону, был постепенно установлен оптимальный климатический режим, изготовлен специальный застекленный киот для ее хранения.
В августе 2003 г. Толгская икона Богоматери была передана в Свято-Введенский Толгский женский монастырь по договору, скрепленному архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом и первым заместителем министра культуры РФ Н.Л. Дементьевой. В монастыре была установлена круглосуточная милицейская охрана и назначена ответственная монахиня, ведущая учет температуры и влажности в помещении, где находится древний образ. Я сама как хранитель музея раз в две недели осматриваю икону, не вынимая ее из киота. Дважды в год собирается расширенный реставрационный совет с участием главного хранителя, реставраторов и представителей Департамента культуры Ярославской области; при этом икона подвергается тщательному обследованию, в случае необходимости производится фотофиксация проблемных участков. В 2006 г. реставратор высшей категории Л.Д. Рыбцева (заведующая отделом реставрации ЯХМ) провела работы по укреплению живописи иконы в Толгском монастыре.
Взаимодействие музея и Толгского монастыря, направленное на сохранение древнего образа в условиях действующего храма, убеждает, что передача икон церкви - долгий и сложный процесс, требующий серьезной подготовки и постоянного контроля.
Таким образом, учетно-хранительская деятельность ЯХМ выходит далеко за рамки собственно музейного собрания, охватывая и удаленные храмы Ярославской области. Благодаря этому многие предметы церковного обихода (иконы, скульптура, резьба и др.) приобретают новый статус: они начинают восприниматься как ценные произведения искусства, часть регионального и общероссийского культурного наследия. Музей способствует своеобразному «открытию», идентификации произведений как древнерусского, так и церковного искусства Нового времени.
Научно-исследовательская деятельность отдела древнерусского искусства ЯХМ способствует развитию современной церковной живописи. Научная реставрация дает возможность иконописцам наших дней изучать и копировать древние иконы, освобожденные от слоев позднейших записей и потемневшей олифы. В этих условиях главная функция музея - сохранять памятники культуры как раритеты - дополняется еще одной, креативной: актуализировать их в качестве образцов для современного искусства, в том числе и церковного.
Изучение средневековых росписей ярославских храмов позволяет сотрудникам отдела древнерусского искусства ЯХМ участвовать в создании иконографических программ новых фресковых циклов, рекомендовать их расположение во внутреннем пространстве церквей, при оптимальном соотношении с архитектурой.
Участие сотрудников музея в церковных конференциях и изданиях расширяет круг людей, осведомленных о ценностях коллекции отдела древнерусского искусства ЯХМ, что соответствует его просветительской функции.
Исключительный опыт хранения Толгской иконы Богоматери в Толгском монастыре может быть распространен только на ограниченное количество памятников древнерусской культуры. Однако этот опыт придает новый импульс теоретическому осмыслению и разрешению практических задач музейной деятельности.
В целом опыт Ярославского художественного музея по сотрудничеству с церковными организациями показывает, что их диалог и необходим и возможен, если памятники церковной старины не становятся заложниками сиюминутных политических и экономических интересов6.
Примечания
1 См.: ГАЯО. Ф. Р-1400. Оп. 1. Д. 8. Л. 225-228, 268об.-271, 282об.-289.
2 Кузнецова О.Б., Турцова Н.М. Николай Иванович Брягин // VII научные чтения
памяти Николая Васильевича Перцева. Ярославль, 2007. С. 22-25; Вздор-нов Г.И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М.: Индрик, 2006. С. 101-111.
3 Анисимов А. Реставрация древней русской живописи в Ярославле. 1919-1926. М.:
Изд. гос. реставрационных мастерских, 1926. С. 11.
4 Горшкова В.В. История собирания и изучения ярославской иконописи // Иконы
Ярославля XIII - середины XVII века. Т. 1. М.: Северный паломник, 2009. С. 23-35.
5 Кузнецова О.Б. Да не погаснет свеча... // Болотцева И.П. Ярославская иконопись
второй половины XVI-XVII веков. Ярославль: Александр Рутман, 2004. С. 3-11.
6 Мусин А.Е. Церковная старина в современной России. СПб.: Петербургское Вос-
токоведение, 2010. С. 445.