УДК 008
Е. Ю. Макарова
Из истории ярославской иконописи XVIII века
На основе материала, предоставленного коллекцией икон древнерусского отдела Ярославского художественного музея, а также ярославской фресковой живописи автор статьи делает аналитический очерк истории ярославской иконописи XVIII века и создает собирательный образ ярославского иконописца, который представляет собой образованного, грамотного, хорошо знающего художественного наследие родного города, использующего местные образцы для собственного образования и творчества, имеющего хорошую профессиональную подготовку мастера, остающегося востребованным именно в традиционном иконописании. Заказчика икон также предстает как не менее образованный человек, твердо стоящий на ногах, имеющий собственный вкус и имеющий возможность его воплощать в конкретных заказах. Автор приходит к выводу, что взаимодействие этих двух ярославцев позволило ярославской иконописной традиции разнопланово и плодотворно развиваться, создавая произведения, достойные блистательных предшественников и отвечающим самым искушенным требованиям своей эпохи. Основные положения статьи были опубликованы в виде доклада на конференции «Герасим Лебедев (17491817) и его время», состоявшейся 27-28 ноября 2013 года на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Ключевые слова: ярославская иконопись, древнерусская художественная традиция русское искусство XVIII в., художественная жизнь Ярославля Нового времени.
E. Yu. Makarova
From History of Yaroslavl Iconography of the 18th Century
On the basis of the material, provided by the collection of icons of the Old Russian Department of the Yaroslavl Art Museum and also Yaroslavl fresco painting, the author of the article conducts an analytical review of history of Yaroslavl iconography of the 18th century and creates a generalized character of a Yaroslavl icon painter, who is educated, competent, well knowing art heritage of the hometown, using local samples for own education and creativity, having good vocational training of the master, remaining to be demanded in traditional painting of icons. The customer of icons is also not less educated, who has his feet on the ground, has own taste and has an opportunity to embody it in certain orders. The author comes to the conclusion that interaction of these two residents of Yaroslavl allowed the Yaroslavl icon-painting tradition to develop in versatile and fruitful ways, creating works, worthy brilliant predecessors and corresponding to the most experienced requirements of the era. Basic ideas of the article were published in the form of the report at the «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» conference, which took place on November 27-28, 2013 at the Faculty of the Russian philology and culture in YSPU named after K. D. Ushinsky.
Keywords: Yaroslavl iconography, Old Russian art tradition, Russian art of the 18th century, art life of Yaroslavl in Modern times.
В настоящее время история ярославской иконописи XVIII в. изучена недостаточно. Традиционно принято считать, что кардинальные перемены мировоззрения и эстетики, новые ценности отодвинули на второй план древнерусскую традицию. Тем не менее, школа ярославской иконописи проявила удивительную жизнеспособность, богатый творческий потенциал и продолжала плодотворно развиваться. Это демонстрируют результаты работы над каталогом икон XVIII в. из коллекции Ярославского художественного музея, где было опубликовано более 100 икон этого времени. Анализ стилистики, иконографии, истории бытования этих произведений позволил реконструировать некоторые черты художественной жизни Ярославля Нового времени.
Самым известным и ярким явлением в искусстве Ярославля XVIII в. являются монументаль-
ные росписи, выполненные артелью знаменщика Алексея Соплякова в 1730-40 гг. За десять лет мастера расписали в Ярославле пять храмов: Иоанна Златоуста в Коровниках (1733) [11, с. 439], Крестовоздвижения (1735) [11, с. 187], Вознесения (1736) [11, с. 239], Спасо-Пробоинскую (1741) [11, с. 100], Варвары-великомученицы (1742-43) [11, с. 138]. Устойчивый состав артели и наследственный характер профессии способствовали поддержанию высокого художественного качества работ, преемственности живописной традиции и сохранению иконописной школы. Это подтверждают вводимые в научный оборот памятники иконописи XVIII в. Во второй половине XVIII в. продолжают монументальные росписи представители следующего поколения: сын Алексея Сопля-кова - Михаил Сопляков и другие члены артели под руководством Афанасия [15, с. 186].
© Макарова Е. Ю., 2017
Анализируя стилистические особенности произведений, можно говорить о бытовании разнообразных художественных вкусов, среди которых выделяются несколько основных направлений: это и ориентация на западноевропейскую живопись с привлечением многочисленных гравированных образцов, и следование традициям школы Оружейной палаты, и развитие местной традиции иконописи XVII в., являющееся, безусловно, доминирующем в эту эпоху.
Это объясняется тем, что в начале XVIII в. работали мастера, сформировавшиеся в предыдущем столетии. Они используют иконографию и художественные приемы этого времени, хотя и привлекают отдельные декоративные элементы, обновляющие стилистику образов [2]. С этой точки зрения интересны художественные переработки известных в Ярославле произведений: икон мастерской Гурия Никитина из праздничного чина придела Варлаама Хутынского церкви Ильи Пророка 1680-х гг. [16, Кат. 98], реплики на иконы Семена Спиридонова Холмогорца. Это говорит о хорошем знании художественного наследия города, привлечения к работе в качестве образцов лучших произведений предыдущей эпохи, что развивало местную художественную традицию и высокое качество работ иконописцев.
Поэтому выглядит закономерно, что целый ряд икон XVIII столетия повторяют фрески галерей церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1700-1703 гг.). Влияние предтеченских росписей на развитие ярославского искусства XVIII в. - отдельная тема для исследования. Один из известных примеров - это икона «Мученица Фомаида, со сценами жития» последней четверти XVIII в. [17, Кат. 84], не имеющая известных аналогов в русской иконописи.
Образцом для иконы из собрания ЯХМ «Богоматерь на престоле с «радостями» Богоматери» второй половины XVIII в. [17, Кат. 71] стала еще одна фреска южной галереи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. В иконе иллюстрируется сюжет из сборника Иоанникия Галятовского «Небо Новое» о Фоме Кантуарийском, по просьбе Богоматери прославившем ее небесные радости. Этот литературный источник известен в ярославских фресках с 1680-х гг. [5], но использование других фресок в качестве образца для икон пока не выявлено.
Впервые в ярославском искусстве на южной галерее церкви Иоанна Предтечи появился сюжет «Плоды страданий Христовых». Икона-кружало второй половины XVIII в. [17, Кат. 89] повторяет эту композицию, но художник дополнил основной
сюжет четырьмя клеймами-притчами о скоротечности человеческой жизни и изображением двух лестниц, одна из которых ведет в рай, другая - в ад; их ступени обозначены как людские добродетели и грехи. Вероятно, в этой работе он опирался на неизвестный пока литературный источник, но понимание общего замысла, органичное и убедительное объединение разновременных частей позволяют говорить о работе профессионального, образованного мастера. Высокий уровень и сюжетное разнообразие росписей церкви Иоанна Предтечи в Толчкове общеизвестно, но важно отметить, что все известные сейчас иконы, восходящие к толчковским фрескам, были созданы во второй половине столетия, не менее чем через полвека, что говорит об их известности и значимости для мастеров XVIII в.
Чрезвычайно интересным явлением представляется тот факт, что при заказе икон в XVIII в. ярославцы предпочитали в качестве образца любимые в Ярославле изводы: в 1786 г. благочестивая Дарья Оралова заказывает иконописцу Степану Завязошникову икону «Рождество Христово» [17, Кат. 86]. Мастер воспроизводит известный образец XVII в., приписываемый Иосифу Владимирову, с подробной иконографией праздника.
При этом ярославская художественная традиция не останавливается на самовоспроизведении. В ярославском искусстве создаются новые иконографии на основе новых литературных источников. Такова икона преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника с житийными сценами [17, Кат. 7], где редкие сюжеты иллюстрируют тексты только что вышедших в печати «Жития святых» Димитрия Ростовского. К этому же источнику восходят упомянутые выше фреска и икона мученицы Фомаиды, причем подробная надпись в нижней части иконы дословно совпадает с текстом Димитрия Ростовского. Также практически буквально совпадают с димитриевскими текстами надписи на ярославской иконе «Великомученица Варвара с житием в 14 клеймах» [17, Кат. 85]. Повторим, что все упомянутые примеры являются иконографическими редкостями, следовательно, скорее всего, мастера не имели живописного образца, а опирались именно на минейный текст. А тот факт, что значительный энциклопедический труд, не утративший актуальность до наших дней, принадлежащий одному из самых прославленных литераторов эпохи, был столь востребован в Ярославле и использовался как сразу по выходу из печати, так и в течение всего столетия, говорит о
высоком уровне образования и кругозоре ярославских иконописцев.
Параллельно продолжали развиваться традиционные направления в иконописи - почитание чудотворных икон предполагало создание новых списков, которые были очень востребованы. В коллекции ЯХМ представлена икона «Богоматерь Владимирская» середины XVIII в. [17, Кат. 41], повторяющая древнейшую святыню Успенского собора Московского Кремля. В XVIII в. появляется значительное число списков с чудотворной иконы Толгской Богоматери, снабженные поясняющим текстом на нижнем поле о времени и обстоятельствах явления древнего образа на Толге. В 1757 году и 1788 глду были созданы списки «мера в меру» с чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинской церкви, так же с историей иконы [17, Кат. 64, 88]. На иконе 1788 г. есть имена заказчиков иконы, вероятно, представителей купечества: Феодосия Чайдукова, Даниила Синельникова, Гавриила Верещагина и Гавриила Тимоховича. Дата, приведенная от сотворения мира, а также аббревиатура перед именами благотворителей могут свидетельствовать о возможной их принадлежности к старообрядцам [2].
В качестве отдельного направления в ярославской иконописи можно рассматривать развитие традиций Оружейной палаты, которые стали востребованы местными мастерами в начале XVIII в. В это время в Ярославле работал жалованный мастер Оружейной палаты Тихон Иванов Филать-ев (1675-1731). Он участвовал в росписи церкви Николы в Меленках (1705-1707 гг.) и по заказу руководителя Приказа Адмиралтейских дел в Москве Григория Андреевича Племянникова [4, с. 53] создавал иконы для местного ряда иконостаса церкви Воскресения в родовом поместье Племянниковых селе Красном. В коллекции ЯХМ есть икона «Спас на престоле», приписываемая Тихону Филатьеву [17, Кат. 13]. Целый ряд икон создан талантливыми последователями столичных мастеров, что прослеживается и в иконографии, и в характере живописи. Например, иконография образа «Спас Вседержитель» [17, Кат. 49] восходит к европейским изображениям Христа, где изысканно усложнены деталями облачения и держава-зерцало в левой руке Спасителя, увенчанная равноконечным крестом.
В иконописи Ярославля с середины XVIII в. стали проявляться черты светских стилей живописи, в частности, барокко. Такова икона «Спас Великий Архиерей» Афанасия и Ивана Шустовых 1747 г. из местного ряда Троицкой церкви Власьев-
ского прихода [17, Кат. 47]. Братья Шустовы принадлежали к известной ярославской династии иконописцев, работавшей на протяжении почти полутора столетий (!), начиная с середины XVII в. [9]. Свободное владение приемами светской живописи, ориентация на столичные образцы, сочетающиеся с техникой традиционного иконописания показывает высочайший профессионализм и способность решать любые художественные задачи.
Некоторая эстетическая рафинированность дворянских вкусов проявилась в иконе «Собор архангела Михаила» второй половины XVIII в. [17, Кат. 95], с четкой ориентацией на западноевропейскую живопись и ясно выраженными барочными чертами. Этот памятник может быть рассмотрен как абсолютный пример в своем стилистическом направлении.
Отличительной особенностью ярославской иконописной традиции является ее взаимодействие с другими художественными центрами. В XVIII в. это направление не только развивается, но и расширяется. Традиционно, как и в предыдущем столетии, в Ярославле работали костромские мастера. В начале столетия они выполняю иконы для кафедрального Успенского собора. Особенно интересна икона «Богоматерь Умиление» [17, Кат. 18; 7, с. 233-235], иконография которой восходит к образу середины XVI в. «МайаЫШ» Лукаса Кранаха Старшего, находившемуся в церкви Неусыпной помощи Богородицы в г. Пассау в Баварии [7, с. 233-235; 13].
Близость Ростова и архиерейских мастерских отразилась в бытовании в Ярославле образов, связанных с Ростовским архиерейским домом. Это особенно ярко проявилось в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского в 1757 г., когда появились многочисленные образы нового святого. Образы митрополита Димитрия Ростовского, в основном, создавались иконописцами Спасо-Иаковлевского монастыря, где находились мощи святителя, образцами для них служили прижизненные портреты [3]. В коллекции ЯХМ тринадцать икон Димитрия Ростовского [10]. Каждая из них имеет иконографические особенности, и все вместе они представляют широкий спектр тем, прославляющих ростовского святителя.
В этот период возникали новые связи. Возможно в Петербурге был создан список с иконы «Богоматерь Курская Коренная» середины XVIII в. [17, Кат. 48]. Икона происходит из Нерех-ты и, по предположению О. Б. Кузнецовой, могла быть написана в столице по заказу нерехтского купца Михаила Яковлевича Грязновского, полу-
чившего должность при дворе Елизаветы Петровны. О столичном происхождении образа свидетельствуют высокое мастерство, особое изящество живописи, свободное применение мастером стилистических приемов барокко, в частности обрамление средника в виде лепной левкасной рамки - прием, который был воспринят ярославскими мастерами во второй половине XVIII в.
Особую группу составляют паломнические реликвии, воспроизводящие образы и внешний вид главных русских обителей и святынь. Такова икона Нила Столобенского, которая отражает окончательное сложившуюся иконографию преподобного: основатель пустыни изображен в молении образу Богоявления, а монастырь представлен расположенным на острове узнаваемой формы, с южной стороны. Подобные иконы создавались осташковскими иконописцами по заказу монастыря и для храмов других городов. Как видим, один из образов бытовал в Ярославле.
Таким образом, круг связей ярославских мастеров был довольно широк: это и столицы Москва и Петербург, архиерейский дом в Ростове Великом, иконописная школа Костромы, новые монастырские и провинциальные иконописные центры. Известно, что, в свою очередь, ярославская артель расписывала храмы в разных городах и обителях России: в вологодской Устюжне (175657), в Успенском соборе Тулы (1765-66), в Казанской церкви Рыбинска (1767-68), в Никольской церкви в Нерехте (1768-69), в Сарове (1770-е гг.). Таким образом, обогащение и развитие ярославской иконописной традиции происходило в процессе взаимодействия с другими художественными центрами.
Своеобразным итогом развития ярославского искусства XVIII в. можно считать работы ярославских иконописцев в Успенском соборе. В 1777 г. Ярославль стал губернским городом и центром епархии в 1786 г., появилась необходимость художественного оформления нового статуса города. Это проявилось в прославлении древних почитаемых и чудотворных ярославских икон, для которых были созданы величественные двухметровые иконы-рамы с большим количеством клейм [1; 8]. В 1790-х гг. была создана рама к иконе Толгской Богоматери с 44 клеймами «Сказания об иконе Толгской Богоматери», где большое чудеса представлены в невероятно изобретательных композиционных решениях. В 1796 году ярославскими мастерами Климентом Мокроусовым [12, с. 96] (ок.1765-1800) и Федором Крашенинниковым [12, с. 84] (ок. 1769-1812) была написана рама для
иконы «Спас Вседержитель» (списка с семейной реликвии ярославского княжеского дома XIII в.). В клеймах представлены История образа Спаса Нерукотворного и сюжеты Страстей Христовых. Третья рама была написана в 1803 г. Иваном Смирновым (ок. 1762-1804) [12, с. 125-126.] и обрамляла список с другой семейной иконы ярославских князей - иконы «Богоматерь Ярославская» [6, с. 73-75; 17, Кат. 102]. На раме изображены в рост святые ярославские князья Василий и Константин, словно поддерживающих родовую святыню; в клеймах-картушах представлены сцены чудес Богородицы и Ее икон. Особенно интересной выглядит деталь: над образом Богоматери Ярославской представлен земной шар с двумя реками - Волгой и Которослью, увенчанный ярославским Успенским собором. Так представлен апофеоз прославления родного города ярославским посадским мастером - наследником древней художественной традиции и культуры.
Таким образом, собирательный образ ярославского иконописца представляет образованного, грамотного, хорошо знающего художественного наследие родного города, использующего местные образцы для собственного образования и творчества, имеющего хорошую профессиональную подготовку мастера, остающегося востребованным именно в традиционном иконописании. Если попытаться охарактеризовать идеальный тип яро-славца, заказчика и главного «зрителя» икон, то это не менее образованный человек, твердо стоящий на ногах, имеющий собственный вкус и имеющий возможность его воплощать в конкретных заказах. И взаимодействие этих двух яро-славцев позволило ярославской иконописной традиции разнопланово и плодотворно развиваться, создавая произведения, достойные блистательных предшественников и отвечающим самым искушенным требованиям своей эпохи.
Библиографический список
1. Горшкова, В. В. Иконы Успенского собора [Текст] / В. В. Горшкова // Успенский собор в Ярославле. - Ярославль, 2007. - С. 195-222.
2. Горшкова, В. В. Иконопись Ярославля XVIII-начала XX века [Текст] / В. В. Горшкова // Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том III. Иконы XVIII - начала XX века. Ч. 1. - Ярославль, 2013. - С. 8-68.
3. Зеленина, Я. Э. От портрета к иконе. Очерки русской иконографии XVIII - начала XX века [Текст] / Я. Э. Зеленина. - М., 2009.
4. Зубатенко, А. В. Род дворян Племянниковых и Ярославский Спасо-Преображенский монастырь [Текст] / А. В. Зубатенко // XVI Научные чтения памя-
ти И. П. Болотцевой (1944-1995) : Сб. статей. - Ярославль, 2012.
5. Казакевич, Т. Е. Западноевропейские новеллы «Неба нового» И. Галятовского в стенописи церкви Рождества Христова в Ярославле [Текст] / Т. Е. Казакевич // II Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (19441995): Сб. статей. - Ярославль, 1998. - С. 45-64.
6. Кузнецова, О. Б. «Рама с клеймами богородичных явлений и чудес Ярославской иконы Богоматери» 1803 г. Ивана Смирнова в собрании Ярославского художественного музея [Текст] / О. Б. Кузнецова // «От мудрости и святости былого...» VII Тихомировские чтения. Тезисы докладов. - Ярославль, 1999. - С. 73-75.
7. Кузнецова, О. Б. Икона «Богоматерь Умиление» XVIII века из собрания ЯХМ. К вопросу иконографии [Текст] / О. Б. Кузнецова // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Материалы юбилейных чтений по истории и культуре Древней и Новой России 27-29 августа 2000 года. Ярославль-Рыбинск. -Ярославль, 2001. - С. 233-235.
8. Кузнецова, О. Б. Настолпные иконы Ярославского Успенского собора XVIII-XIX вв. К проблеме атрибуции [Текст] / О. Б. Кузнецова // Филевские чтения. - М., 1994. - С. 40-50.
9. Кузнецова, О. Б. О династии ярославских иконописцев Шустовых и стенописях Успенского собора Тихвинского монастыря конца XVIII - начала XIX века [Текст] / О. Б. Кузнецова // Искусство христианского мира. Вып. 9. - М., 2005. - С. 427-435.
10. Макарова, Е. Ю. Иконы святителя Димитрия Ростовского в собрании ЯХМ [Текст] / Е. Ю. Макарова // XIV Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995) : Сб. статей. - Ярославль, 2010. - С. 168-175.
11. Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля [Текст] / Т. А. Рутман. - Ярославль, 2008. - С. 439.
12. Шемякин, А. И. Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII-XIX веков [Текст] /
A. И. Шемякин. - Ярославль, 2012.
13. Шулика, В. В. Икона Пресвятой Богородицы МалаШН" - Пасовская-Цареградская [Текст] /
B. В. Шулика // Волинськашэна: дослщження та реставращя. Матерiали XVIII мiжнародноlнауковоlконференцil м. Луцьк, 27-28. 10. 2011 р. - Луцьк, 2011. - С. 109-118.
14. Юрьева, Т. В. II Международная научная конференция «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время» [Текст] / Т. В. Юрьева // Культурологический журнал, 2014. - № 1. - С. 12.
15. Юрьева, Т. В. Почти утраченный памятник [Текст] / Т. В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 1. - № 3. - С. 185-188.
16. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том II. Иконы XVII - начала XVIII веков [Текст] : Ч. 2. - Ярославль, 2012.
17. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том III. Иконы XVIII - начала XX века [Текст] : Ч. 1. - Ярославль, 2013.
Bibliograficheskij spisok
1. Gorshkova, V. V Шопу Uspenskogo sobora [Tekst] / V V. Gorshkova // Шрешку sobor V Jaroslavle. - Jaroslavl', 2007. - S. 195-222.
2. Gorshkova, V. V Ikonopis' Jaroslavlja XVIII-nachala XX veka [Tekst] / V. V Gorshkova // Jaroslavskij hudozhestvennyj muzej. Katalog sobranija Тот III. Шопу XVIII - nachala XX veka. СЪ. 1. - Jaroslavl', 2013. - S. 8-68.
3. Еектш, Ja. Je. Ot portreta k ikone. О^ГЫ russkoj ikonografii XVIII - nachala XX veka / Ja. Je. гектш. - М., 2009.
4. Zubatenko, А. V. Rod dvorjan Plemjannikovyh i Jaroslavskij Spaso-Preobrazhenskij monastyr' [Tekst] / А. V Zubatenko // XVI Nauchnye chtenija pamjati I. Р. Bolotcevoj (1944-1995) : Sb. statej. - Jaroslavl', 2012.
5. Kazakevich, Т. Е. Zapadnoevropejskie novelly «Neba novogo» I. Galjatovskogo v stenopisi cerkvi Rozhdestva Hristova v Jaroslavle [Tekst] / Т. Е. Kazake-vich // II Nauchnye chtenija pamjati I. Р. Bolotcevoj (1944-1995): Sb. statej. - Jaroslavl', 1998. - S. 45-64.
6. Kuznecova, О. В. «Rama s klejmami Ьо-gorodichnyh javlenij i chudes Jaroslavskoj ikony Bogo-materi» 1803 g. Ivana Smirnova v sobranii Jaroslavskogo hudozhestvennogo muzeja [Tekst] / О. В. Kuznecova //
mudrosti i svjatosti ЬУ^О...» VII Tihomirovskie chtenija. Tezisy dokladov. - Jaroslavl', 1999. - S. 73-75.
7. Kuznecova, О. В. Шют «Bogomater' Umilenie» XVIII veka iz sobranija JaHM. К voprosu ikonografii [Tekst] / О. В. Kuznecova // 200 let pervomu izdaniju «Slova о polku Igoreve». Materialy jubilejnyh chtenij ро istorii i kul'ture Drevnej i Novoj Ros-sii 27-29 avgusta 2000 goda. Jaroslavl'-Rybinsk. - Jaroslavl', 2001. -S. 233-235.
8. Kuznecova, О. В. Nastolpnye ikony Jaroslavskogo Uspenskogo sobora XVIII-XIX vv. К probleme atribucii [Tekst] / О. В. Kuznecova // Filevskie chtenija. - М., 1994. - S. 40-50.
9. Kuznecova, О. В. О dinastii jaroslavskih ikonopis-cev Shustovyh i stenopisjah Uspenskogo sobora ^^ш-skogo monastyria konca XVIII - nachala XIX veka [Tekst] / О. В. Kuznecova // Iskusstvo hristianskogo mira.
9. - М., 2005. - S. 427-435.
10. Makarova, Е. Ju. Ikony svjatitelja Dimitrija Rostovskogo v sobranii JaHM [Tekst] / Е. Ju. Makarova // XIV Nauchnye chtenija pamjati I. Р. Bolotcevoj (19441995) : Sb. statej. - Jaroslavl', 2010. - S. 168-175.
11. Rutman, T. А. Hramy i svjatyni Jaroslavlja [Tekst] / Г А. Rutman. - Jaroslavl', 2008. - S. 439.
12. Shemjakin, А. I. Slovar' masterov hudozhest-vennyh remesel Jaroslavlja XVIII-XIX vekov [Tekst] / А. I. Shemjakin - Jaroslavl', 2012.
13. Shulika, V V. Ikona Presvjatoj Bogorodicy Mariahilf - Pasovskaja-Caregradskaja [Tekst] / V. V. Shu-lika // Volins'kaikona: doslidzhennja ta restavracija. Materiali XVIII mizhnarodnolnaukovolkonferencil т. Luc'k, 27-28. 10. 2011 Г. - Luc'k, 2011. - S. 109-118.
14. Jur'eva, T. V. II Mezhdunarodnaja nauchnaja ^П-
ferencija «Gerasim Lebedev (1749-1817) i ego vremja» [Tekst] / T. V Jur'eva // Kul'turologicheskij zhurnal, 2014. - № 1. - S. 12.
15. Jur'eva, T. V. Pochti utrachennyj pamjatnik [Tekst] / T. V. Jur'eva // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik.- 2010. - T. 1. - № 3. - S. 185-188.
16. Jaroslavskij hudozhestvennyj muzej. Katalog so-branija ikon. Tom II. Ikony XVII -nachala XVIII ve-kov [Tekst] : Ch. 2. - Jaroslavl', 2012.
17. Jaroslavskij hudozhestvennyj muzej. Katalog so-branija ikon. Tom III. Ikony XVIII-nachala XX veka [Tekst] : Ch. 1. - Jaroslavl', 2013.
Reference List
1. Gorshkova V V. Icons of the Cathedral of the Assumption // the Cathedral of the Assumption in Yaroslavl. - Yaroslavl, 2007. - P. 195-222.
2. Gorshkova V. V. Icon-painting of Yaroslavl in the XVIII - the beginning of the 20th century // the Yaroslavl Art Museum. Catalogue of icon collection. Volume III. Icons of the XVIII - the beginning of the 20th century. P.1. - Yaroslavl, 2013. - P. 8-68.
3. Zelenina Ya. E. From a portrait to an icon. Essays on the Russian iconography of the XVIII - the beginning of the 20th century. - M., 2009.
4. Zubatenko A. V. Family of the noblemen Plemyan-nikovs and Yaroslavl Spasso-Preobrazhensky Monastery // XVI Scientific readings in memory of I. P. Bolott-seva (1944-1995): Collection of articles. - Yaroslavl, 2012.
5. Kazakevich T. E. The Western European short stories of «The new sky» by I. Galyatovsky in mural of Church of the Nativity in Yaroslavl//the II Scientific readings in memory of I. P. Bolottseva (1944-1995): Collection of articles. - Yaroslavl, 1998. - P. 45-64.
6. Kuznetsova O. B. «A frame with brands of the dei-parous phenomena and miracles of the Yaroslavl icon of the Mother of God» 1803 Mr. Ivan Smirnov in collection of Yaroslavl Art Museum // «From wisdom and sanctity of the past ...» The VII Tikhomirov readings. Theses of reports. - Yaroslavl, 1999. - P. 73-75.
7. Kuznetsova O. B. Icon «The Mother of God of «Tender Feeling»« of the 18th century from collection of YaAM. To a question of iconography // 200 years to the first edition of «Tale of Igor's Campaign». Materials of anniversary readings on history and culture of Ancient and New Russia from August 27-29, 2000. Yaroslavl-Rybinsk. - Yaroslavl, 2001. - P. 233-235.
8. Kuznetsova O. B. Column icons of Yaroslavl Cathedral of the Assumption of the 18-19th centuries. To the problem of attribution. Filevskiy reading. - M., 1994. -P. 40-50.
9. Kuznetsova O. B. About dynasty of Yaroslavl icon painters the Shustovs and murals of the Cathedral of the Assumption in the Tikhvin Monastery at the end of the XVIII - the beginning of the 19th century // Art of the Christian world. Issue 9. - M., 2005. - P. 427-435.
10. Makarova E. Yu. Icons of St. Dimitry of Rostov in collection of YaAM // the XIV Scientific readings in memory of I. P. Bolottseva (1944-1995): Collection of articles. - Yaroslavl, 2010. - P. 168-175.
11. Rutman T. A. Temples and shrines of Yaroslavl. -Yaroslavl, 2008. - P. 439.
12. Shemyakin A. I. Dictionary of art crafts masters of Yaroslavl in the 18-19th centuries. - Yaroslavl, 2012.
13. Shulika V V. The icon of Blessed Virgin Mary Mariahilf - Pasovskaya-Tsaregradskaya // Volin icon: Materials of the XVIII international conference in Lutsk, 27-28. 10. 2011 - Lutsk, 2011. - P. 109-118.
14. Yurieva T. V. II International scientific conference «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» / Cultur-ological magazine, 2014. - № 1. - P. 12.
15. Yurieva T. V Half- lost monument // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2010. - V 1. - № 3. - P. 185-188.
16. Yaroslavl Art Museum. Catalogue of icon collection. Volume II. Icons of the XVII - the beginning of the 18th centuries: P. 2. - Yaroslavl, 2012.
17. Yaroslavl Art Museum. Catalogue of icon collection. Volume III. Icons of the XVIII - the beginning of the 20th century: P.1. - Yaroslavl, 2013.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.10.2017 Дата принятия статьи к печати: 09.11.2017