УДК 008
Л. Л. Полушкина
https://orcid.org/0000-0001-5662-1445
Иконы XVIII в. из собрания Ярославского музея-заповедника в контексте церковного искусства Нового времени
В статье рассматривается коллекция икон из Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, которая представляет вторую по величине, но мало изученную группу ярославских икон. Автор впервые вводит в научный оборот новый ряд иконографических памятников XVIII в. Увеличение общего количества произведений церковной живописи этого периода дает, в свою очередь, возможность делать общие выводы о стиле ярославской иконописи Нового времени. Автор приходит к выводу, что ярославское собрание иконописи XVIII в. из Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника подтверждает общую тенденцию в развитии церковного искусства в России, которая характеризуется как сохранением иконописных канонов, так и влиянием западноевропейской живописи, следованием западным образцам. При этом происходит гармоничное соединение устойчивой традиции ярославской иконописной школы предшествующего XVII в. и новых западноевропейских веяний. Основные положения статьи были опубликованы в виде доклада на конференции «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время», состоявшейся 27-28 ноября 2013 г. на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Ключевые слова: культура Ярославля XVIII в., иконопись, Новое время, собрание Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
L. L. Polushkina
Icons of the 18th century from the Collection of the Yaroslavl Museum and Reserve in the Context
of New Time Church Art
In the article is considered the collection of icons from the Yaroslavl Historical and Architectural Museum and Reserve, which is the second-large, but a little studied group of Yaroslavl icons. The author for the first time introduces for the scientific use a new number of iconographic monuments of the 18th century. Increase in total number of church painting works of this period gives, in turn, a chance to draw general conclusions about the style of the Yaroslavl iconography of new time. The author comes to the conclusion that the Yaroslavl collection of the 18th century iconography from the Yaroslavl Historical and Architectural Museum and Reserve confirms the general tendency in development of Russian church art, which is characterized both by preservation of icon-painting canons, and influence of the Western European painting, following to the western samples. At the same time there is a harmonious connection of a steady tradition of the Yaroslavl icon-painting school of the 17th century and new Western European trends. Basic ideas of the article have been published in the form of the report at the «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» conference, which took place on November 27-28, 2013 at the Faculty of the Russian Philology and Culture of YSPU named after K. D. Ushinsky.
Keywords: culture of Yaroslavl in the 18th century, iconography, new time, collection of the Yaroslavl Historical and Architectural Museum and Reserve.
Одной из самых крупных художественных коллекций Ярославского музея-заповедника является собрание икон XVI - начала XXI в. В настоящее время оно насчитывает около 1150 произведений. Большую его часть - около 700 предметов составляют памятники XVII в., вторую по величине - более 200 произведений - иконы XVIII столетия.
Наиболее изученной частью собрания являются иконы XVI-XVИ вв. К ним неоднократно обращались известные исследователи древнерусской живописи - С. И. Масленицын, В. Г. Брюсова, И. Л. Бусева-Давыдова, Т. Е. Казакевич,
И. П. Болотцева, и другие. Эти памятники экспо-
нировались на столичных выставках, они представлены в экспозициях музея-заповедника, опубликованы в различных изданиях и каталогах.
Иконопись XVIII в. длительное время не привлекала внимание отечественных специалистов. Объясняется это отчасти тем, что большая часть огромного массива икон находилась под поздними записями или в неудовлетворительном состоянии. В редких случаях на выставках и, тем более, на музейных экспозициях можно было увидеть произведения этого периода. При этом надо отметить, что частные коллекционеры уже в 1970-х гг. собирали иконы XVIII столетия, имеющие авторские
© Полушкина Л. Л., 2018
подписи, даты, надписи, редкую иконографию или высокий художественный уровень.
Произведения русских мастеров конца XVII -начала XVIII в. одни из первых опубликовали в 1963 г. В. И. Антонова и Н. Е. Мнева в каталоге икон Государственной Третьяковской галереи. [2] Это были всего лишь двадцать восемь памятников из более тысячи представленных в издании. Прошло без малого тридцать лет, и в музее имени Андрея Рублева в 1992 г. состоялась выставка «Из новых поступлений», на которой экспонировались иконы, пополнившие коллекцию в 1988-1992 гг. Почти половина представленных икон, около 40 из 105, относилась к XVIII в. При разнообразии стилистических мотивов, с учетом местных особенностей в них прослеживались три тенденции: первая - сохранение иконописных традиций мастеров предшествующих столетий, вторая - влияние западноевропейской живописи, третья - полное следование западным образцам с ориентацией на искусство барокко. Автор вступительной статьи к каталогу выставки Л. П. Тарасенко писала: «Эта стилистическая пестрота, с одной стороны, отражает сложность и противоречивость развития иконописи ..., с другой стороны, придает памятникам этого времени особое очарование» [7, с. 12].
Начало XXI в. можно назвать временем широкого открытия малоизученного, а потому и недооцененного пласта русской иконописи XVIII столетия. Осмыслению и анализу этого яркого периода в истории русской живописи посвящена вышедшая в 2006 г. первая монографическая книга «Русская икона XVIII века» Н. И. Комашко - одного из ведущих специалистов, изучающих позднюю русскую иконопись [5]. Ярославская икона XVIII столетия исследовалась О. Б. Кузнецовой [6], ярославский иконостас XVIII в. -Т. В. Юрьевой [12, 13, 14].
Обращаясь к ярославскому собранию икон XVIII столетия из ЯИАМЗ, отметим, что в настоящее время около двадцати из них экспонируются на различных экспозициях музея. Блестяще исполненными, классическими ярославскими памятниками первой трети XVIII в. являются большого размера парные иконы - «Архангел Михаил, со сценами жития» и «Иоанн воин, со сценами жития» [17]. Они происходят из церкви Иоанна Златоуста середины XVII в., расположенной в бывшей Коровницкой слободе. Оба произведения неоднократно публиковались и в настоящее время экспонируются на выставке «Иконы Ярославля XVI-XVIII вв.». Они являются иллюстрацией гармоничного соединения устойчивой традиции
ярославской иконописной школы предшествующего XVII в. и новых западноевропейских веяний. Как отмечает Т. В. Юрьева, культура XVIII века «создает контекст, заставляющий по-новому звучать традиционные, кажущиеся закостенелыми формы» [12, с. 199; 13, с. 37]. Художники Нового времени непривычно свободно «распределяют» пространство иконной доски. Они масштабно выдвигают крупные фигуры святых на первый план. Сцены из жития занимаю второстепенное место. Так в иконе «Архангел Михаил» они несоразмерно миниатюрны. Тексты в обеих иконах помещены в фигурных картушах, необычайно популярных в первой трети XVIII столетия. Мы видим, как при сохранении основных частей композиции происходит «поиск художественных приемов органичного вживления в икону элементов пространства и объема. По сути, в недрах средневекового искусства предпринималась попытка осмысления ренессансных проблем, и результатом движения в этом направлении стал феномен поздней иконописи» [6, с. 76].
Основной массив икон XVIII в. из музея-заповедника требует планомерной исследовательской работы. Как правило, они имеют поздние записи, потемневший слой олифы, загрязнения, и для их изучения необходимо раскрытие первоначальной живописи. И здесь важнейшую роль приобретает деятельность реставраторов. Вследствие их работы в ряде случаев иконы получают другую датировку, иногда открываются надписи, реже, авторские подписи.
В данной статье будут рассмотрены произведения XVIII столетия, реставрированные специалистами Ярославского музея-заповедника в течение последних десяти лет.
Для стационарной выставки икон, открывшейся в музее в 2004 г., в период ее подготовки был реставрирован особо почитаемый на ярославской земле образ Богоматери Толгской. Изначально икона была датирована XVII веком [16]. На иконе находился серебряный оклад первой половины XVIII в., изготовленный ярославскими мастерами, украшенный чеканкой и гравировкой. Оклад был демонтирован и передан для реставрации сотруднику Государственного Эрмитажа С. А. Смирнову. В 2003 г. работа была завершена. В настоящее время икона экспонируется без оклада, так как он закрывает авторскую подпись. Икона происходит из летней церкви Варвары Великомученицы, построенной в 1668 г. Церковь входила в ансамбль Варваринского прихода, располагавшегося на территории Земляного города. К нему же относилась
зимняя церковь Екатерины Великомученицы 1715 г. Оба храма разрушили в 1931 г. [1, с. 4647]. В описи Варваринской церкви, составленной в 1786 г. и названной «Книга записей вещей и ценностей церкви», обозначено место иконы: «Образ против леваго крылоса (клирос - место в церкви для певчих - Л. П.). В 1922 г. образ Толг-ской Богоматери поступил в Ярославский исторический музей.
Перед началом реставрационной работы икона находилась в аварийном состоянии, живопись была местами утрачена, имелись осыпи грунта. Просматривался только силуэт Богоматери и текст надписи, расположенной в нижней части иконы. Реставратор музея И. Б. Бартенева провела укрепление красочного слоя, удалила загрязнения и олифу и приступила к раскрытию живописи. На заключительном этапе были сняты записи XIX в. На нижнем поле иконы стала хорошо читаться выполненная золотом полууставом надпись в три строки: «Списан сей святый образ с подлиннаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы нарицаемаго Толская, о явлении и празднование того целбоноснаго образа августа 8 день. Явися той / святый / образ Трифону архиепископу ростовскому и ярославльскому в лето 6822-го году писан лета 7224-го, лета... 1715 год». Ниже, справа, открылись еще две строки, написанные черной краской полууставом: «Писал града Ярославля Димитриевский диакон Иоанн Андреев Костро-митин». Таким образом, были установлены дата создания Богородичного образа и имя иконописца и, главное, в коллекции икон музея-заповедника выявился датированный и подписной памятник, но уже не XVII, а XVIII в.
Работа с архивными и другими источниками дала возможность составить представление об авторе произведения. Иван Андреев (уп. 16941745) по рождению был костромичом, с 1713 г. постоянно проживал в Ярославле. Служил дьяконом, затем, с 1721 г. - священником в церкви Дмитрия Солунского, а также писал иконы для многих храмов города. В 1707 г. ему было доверено поновление особо почитаемой ярославской иконы - образа Богоматери Толгской 1314 г. Позднее им были выполнены несколько списков с этой древней иконы. На сегодняшний день известны пять икон, подписанных Иваном Андреевым. Возможно, самым ранним из них является образ 1715 г. из Ярославского музея-заповедника. В 1721 г. он пишет икону Богоматери Толгской для ярославского Успенского собора. Она находилась на левом столпе у входа в собор. Две иконы нахо-
дятся в Москве: в частной коллекции - образ 1734 г., в собрании Государственного Исторического музея - икона 1744 г. Она являлась храмовым образом церкви Богоматери Толгской в московском Высоко-Петровском монастыре. В 2005 г. ярославский реставратор И.В.Черняева раскрыла икону Богоматери Толгской, находящуюся в Свя-то-Введенском Толгском женском монастыре и также в правом нижнем углу обнаружила авторскую подпись: «Писал Димитровский Диакон Иоан Андреев Костромитин». Помня, что дьяконом он служил с 1713 по 1721 г., можно с уверенностью считать, что икона была написана в эти годы.
Образы Толгской Богоматери Ивана Андреева были созданы под влиянием живописи иконы из Толгского монастыря. В ликах Богоматери прослеживаются характерные складки на переносице в виде сходящегося «ласточкиного хвоста», но у Ивана Андреева они более акцентированы. Также удлинен прямой нос, на руках - глубокая складка и припухлость между большим и указательным пальцами. Схожи драпировки складок мафория Богоматери, хитона и гиматия Христа. Отличаются иконы ярославского иконописца иной стилистикой живописи, другим цветовым решением, индивидуальностью авторского почерка.
В историческом отделе музея-заповедника экспонируется рама от иконы Богоматери Казанской, на которой помещены 14 клейм с сюжетами о явлении иконы Богоматери в Казани и чудесами от нее [17]. Как это часто встречается, к сожалению, центральная вставная икона утрачена. Над двенадцатью клеймами, кроме двух нижних, на горизонтально развернутых свитках имеются тексты, поясняющие сюжеты. Живопись является ярким образцом провинциального искусства.
До начала реставрации большая часть рамы находилась под профилактическими заклейками, но, несмотря на плохую сохранность, в картуше была прочитана дата создания рамы - 1741 г. Полностью прочтение пространного текста, представляющего собой вкладную надпись, стало возможно после ее раскрытия. «В лето 7087 е (1579 г.) при державе благочестиваго и христолю-биваго государя царя, / и великого князя Иоанна Василиевича всея России самодержца / при святейшем митрополите Антонии Московском и всея России / и при архиепископе Иеремии Казанском бысть явление иконы пресвятыя /Богородицы во граде Казани по (б)ывшем пожаре иже бысть в лето оно иулиа в 18 день от места идеже загореся близ церкви святого Николая иже зовется / Тулски
бе двор некоего воина именем Даниила Онучина и от того место / и яко каменовержение явися икона пресвятыя Богородицы некоего воина дщери именем / Матроне выше изображенным образом. 1741 г. иулиа в 5 ден написася сей святый образ тщанием честней /шаго господина маэора Иоанна Григорьевича Кокотцова в приходскую его церковь село Лучинское». Итак, была подтверждена дата создания рамы и выявлено, что она происходит из церкви Иоакима и Анны села Лучинское бывшей Крестобогородской волости, ныне - Ярославского района. Помня, что Казанская икона Богоматери почиталась в России защитницей от чужеземных вторжений и даровала победу в военных сражениях, можно объяснить характер заказа майора Ивана Григорьевича Кокотцова.
Известный ростовский краевед, историк и археограф А. А. Титов писал в 1883 г. о церкви в селе Лучинском: «Внутренность храма довольно прилична: как в теплом, так и холодном храме стены покрыты хорошей живописью; иконостас холодной церкви украшен золоченой резьбой, иконы в нем греческого письма...» в заключение он пишет, что каких-либо замечательных предметов и старинных вещей в церкви нет. В другом источнике указывается, что чтимой святыней храма являлась икона Богоматери «Взыскание погибших» [9, с. 46; 10, с. 111]. Образ Казанской Богоматери со Сказанием в клеймах не упоминается, и единственным источником о ней является текст в картуше.
Литературной основой сюжетов клейм является Сказание, составленное священником Казанской церкви в Гостином ряду, участвовавшим в событиях, связанных с обретением иконы 8 августа 1579 г. [8]. Приняв иночество, он стал игуменом, а затем архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Впоследствии -патриархом Гермогеном (Ермогеном). Существует предположение, что патриарх Гермоген являлся составителем первого, краткого варианта Сказания о явлении иконы Казанской Богоматери и чудесах ее, отправленного царю Ивану Грозному. Пространная редакция была написана им в 1594 г. в связи со строительством церкви Богоматери в Казанском монастыре.
На раме из ярославского собрания расположены четырнадцать клейм с золотыми разгранками. Над каждым их них, кроме двух нижних, имеются свитки с текстами из Сказания. В сюжетах клейм представлены основные события, связанные с историей иконы. Примечательно, что подпись к первому клейму сообщает о первом и втором явлении
иконы, и о том, что Богоматерь повелела Матроне пойти в город и рассказать о явлении воеводам и архиепископу. Матрона, испугавшись, поведала об этом событии только матери, но «та же реченным от нее невнят». В отличие от текста, в клейме оба эпизода объединены в одну композицию - «Явление иконы Богоматери Матроне и ее рассказ об этом матери».
Композиции в последующих клеймах соответствуют сопровождающим их текстам: 2-е клеймо - третье явление Матроне во сне иконы Богоматери «посреди двора своего» в огненных лучах и «грозный зело глас», повелевший найти икону в «земных недрах».; 3-е - приведение Матроны к казанским воеводам. Рассказ матери и Матроны о явлении иконы Богоматери; 4-е - приведение Матроны к казанскому архиепископу Иеремии и рассказ о месте нахождения иконы «дабы велел изъятии святую икону», но архиепископ «такожде невнят реченным»; 5-е - обретение Матроной иконы Богоматери в земле на месте сгоревшего дома: «.девица же сама нача мотыкою землю копати . явися икона пресвятыя богороди-цы.людие ...стекаше множество на предивное оное чудо вопиюще со слезами глаголющее владычице спаси ны»; 6-е - крестный ход с архиепископом, воеводами и народом для встречи обретенной иконы; 7-е - перенесение и поставление иконы Богоматери в церковь Николы и чудо об исцелении Иосифа «нимало очма своима видящее»; 8-е - перенесение иконы в Благовещенский собор, исцелении Никиты, болевшего очами; 9-е -поставление иконы в новосозданную церковь;
10-е - архиепископы и воеводы посылают царю Ивану Васильевичу список с иконы Богоматери;
11-е - посланцы из Казани передают список иконы Богоматери царю, он «возрадовашеся и зело удивишася видевши изрядное начертание»; 12-е -посланцы из Казани получают от царя свиток; с приказом основать монастырь на месте обретения иконы, 13-е - снование женского монастыря в Казани; 14-е - литургия в соборной церкви при стечении множества народа, служба перед чудотворной иконой Богоматери Казанской и принесение даров - «воздаяху ове злато, ове серебро, другии же ино что .по силе своей».
В колорите клейм преобладают два активных цвета - красный и зеленый, вторым планом идут разного оттенка охры, золото в одеждах персонажей. Внутренний край иконы декорирован двойной рамкой - прямоугольной с растительным золотым орнаментом и второй - в виде пышного картуша, расписанного «под чернь» по серебря-
ному фону. В ее нижней части помещен меньший картуш с текстом надписи.
В собрании музея также находится икона «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» [3], происходящая из ярославской церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшей Толчковой слободе. О принадлежности иконы сообщает надпись между шпонками, выполненная орешко-выми чернилами по горизонтали в три строки: «Ярославския градская Предтечевския церкве». Икона была датирована XIX в., но состояние сохранности не позволяло считать эту дату верной.
Как и в предыдущих случаях, необходимо было проведение реставрационной работы, которая началась в 2009 г. После снятия потемневшей олифы и записей начала открываться живопись более раннего времени, выявились реставрационные вставки. Под надписью XIX в., идущей по внешнему краю нимба, оказался хорошо сохранившийся текст, меньшего размера, выполненный золотом по зеленому фону полууставом: «Образ честныя главы с(вя)таго славнаго пророка крестителя г(оспо)дня Иоанна». Раскрытие авторской живописи изменило дату создания иконы: по стилистике, цветовому решению она является произведением XVIII столетия.
Ближайшим аналогом по композиционному построению, отдельным деталям, форме и цвету блюда является образ «Глава Иоанна Предтечи на блюде», происходящий из церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» (1689-1700), находящаяся в настоящее время Угличском музее-заповеднике [4, с. 22, 152]. В верхней части иконы, в фигурных картушах помещены две композиции: слева - «Богоматерь Тихвинская», справа -«Угличские чудотворцы». Необходимо отметить, что в обеих иконах в нижней части помещены идентичные тексты с незначительным отступлением в одном случае. В иконе из Ярославского музея тексты расположены в трех прямоугольных рамках, в иконе из Угличского музея - тремя столбцами. К сожалению, сохранность в обоих случаях не позволяет воспроизвести тексты полностью, но несомненно, что литературным источником являются вирши XVIII в. Утраты слов в текстах одной из икон можно восполнить сохранившимся текстом в другой иконе, что позволяет восстановить лакуны и, в целом, собрать строки этих стихов.
Первый стих
... [царь] вечерю творяше ... [дщерь] блудная плясаше
... Иродови и с ним ...
[Иоанн]овы главы испросила
Второй стих
Отсечена та на блюде внесеся [И плясавице]]авице на руце дадеся [...] и [.]шиже ту даде матце своей .она зле поругася ей
Третий стих
Грехъ свой со царем хотя скрытй таи[но]
Но вселенная вся уведа явно Аще ей бе скверно то и любезно Но всему миру зреть на главу слезн[о]
Иконы из Ярославского и Угличского музеев воспроизводят западноевропейские образцы. Их живоподобное письмо близко к произведениям светского искусства. Лики Иоанна Предтечи, застигнутого внезапной смертью, обрамлены вьющимися прядями волос, приоткрытые губы и, особенно, угасающий взгляд глаз, производят сильное эмоциональное впечатление. Вероятно, иконография этих произведений заимствована у украинских мастеров, работавших в стиле барокко. Употребленное в тексте слова «матце» заимствованно из украинского языка.
Икона из угличского собрания была написана местным живописцем Иваном Бурениным в 1762 г. Близость художественного языка дало возможность уточнить время написания иконы из ярославской коллекции - 60-е гг. XVIII в.
В 1988 г. в музей поступил небольшой по размеру образ «Успение Богоматери». Он происходит из д. Федорово Даниловского района Ярославской области. Датировка иконы - XIX в. вызывала сомнение. Обращала на себя внимание доска с двойным ковчегом, оборотная ее сторона была обработана скобелем, что указывало на возможный более ранний период создания иконы. В 2014 г. реставратор музея-заповедника М. В.Королева начала ее раскрытие. Уже на первом этапе реставрации стало очевидно, что это более раннее произведение, в котором соединились иконописная традиция и элементы живописи Нового времени. В центральной части иконы святые и миряне, окружающие Христа и возлежащую на ложе Богоматерь, образуют круговую композицию. Ее поддерживают скругленная линия каймы покрывала на ложе Богоматери с приподнятым изголовьем и так же скругленная кайма длинной завесы ложа. Это построение демонстрирует интерес художника к нововведениям в композиционном решении иконы. Помещение, в котором
происходит событие, обозначено боковыми колоннами дорического стиля, арочными окнами и ступенчатым фризом с двумя пышными барочными картушами. Интерьер представлен с разных точек зрения, в результате чего образуется «разворот» на зрителя. В живописи иконы явно читаются признаки ярославского письма: написание личного, одежд - «вспорушенные» складки плаща Авфонии, припавшего на правое колено. Характерен и колорит образа: использование разных оттенков охры, зеленые и красные цвета, золочение на нимбах, одеждах Христа, деталях облачений святых, книгах. Применены и столь любимые ярославскими мастерами цветные лаки. В целом, сдержанное по колориту произведение, с элементами миниатюрного письма можно отнести к ярославским иконам середины XVIII в. Таким образом, собрание произведений этого периода пополнилось еще одним новым памятником. Но, исходя из сложившейся реставрационной практики, можно с уверенностью говорить, что это не последнее открытие и введение в научный оборот произведения иконописи Нового времени.
Таким образом, ярославское собрание иконописи XVIII в. подтверждает общую тенденцию в развитии церковного искусства в России, которая характеризуется как сохранением иконописных канонов, так и влиянием западноевропейской живописи, следованием западным образцам. При этом происходит гармоничное соединение устойчивой традиции ярославской иконописной школы предшествующего XVII в. и новых западноевропейских веяний.
Библиографический список
1. Анкудинова, Е. А., Рутман, Т. А. Утраченные святыни Ярославля» [Текст] / Е. А. Анкудинова, Т. А. Рутман. - Ярославль, 1999.
2. Антонова, В. И., Мнева, Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. в двух томах. Опыт историко-художественной классификации. Том второй. XVI - начало XVIII века» [Текст] / В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. - М., 1963.
3. Бродовая, Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV - первой половины XVII веков. К проблеме сложения иконографии» [Текст] / Ю. В. Бродовая // Искусство христианского мира. Сборник статей. - Вып. 8. - М., 2004.
4. Горстка, А. Н. Иконы Углича XIV - XX веков: «Свод русской иконописи» » [Текст] / А. Н. Горстка. -М., 2006.
5. Комашко, Н. И. Русские иконы XVIII века [Текст] / Н. И. Комашко. - М., 2006.
6. Кузнецова, О. Б. Ярославль - иконописный центр Нового времени. [Текст] / О. Б. Кузнецова //
Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. Сборник статей. - М., 2001.
7. Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений. Каталог [Текст]. - М., 1995. - С. 12.
8. Повесть митр. Ермогена [Текст] // ГИМ. Син. № 982. Л. 1 об. - 36.
9. Титов, А. А. Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда [Текст] / А. А. Титов. - М., 1883.
10. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии [Текст]. - Ярославль, 1902. - С. 111.
11. Юрьева, Т. В. II Международная научная конференция «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время» [Текст] / Т. В. Юрьева // Культурологический журнал. - 2014.-№ 1. - С. 12.
12. Юрьева, Т. В. Православный иконостас как культурный синтез / Т. В. Юрьева. - Саранск, 2006.
13. Юрьева, Т. В. Православный иконостас как культурный синтез [Текст] / Т. В. Юрьева. - Ярославль, 2005.
14. ЯМЗ - 1700 (62,4х49х3).
15. ЯМЗ - 40874 (123,7х87,3). Реставрирована в 2005-2006 гг. И.Б.Бартеневой.
16. ЯМЗ - 41972 (127,5х71,4), ЯМЗ - 41971 (127х51,5).
17. ЯМЗ - 54505/1-2. Размеры - 32,5 х27х 3 см. На икону имеется металлический оклад.
Bibliograficheskij spisok
1. Ankudinova, E. A., Rutman, T. A. Utrachennye svjatyni Jaroslavlja» [Tekst] / E. A. Ankudinova, T. A. Rutman. - Jaroslavl', 1999.
2. Antonova, V I., Mneva, N. E. Katalog drevneruss-koj zhivopisi XI - nachala XVIII vv. v dvuh tomah. Opyt istoriko-hudozhestvennoj klassifikacii. Tom vtoroj. XVI -nachalo XVIII veka» [Tekst] / V. I. Antonova, N. E. Mneva. - M., 1963.
3. Brodovaja, Ju. V «Useknovenie glavy sv. Ioanna Krestitelja» v drevnerusskom iskusstve XV - pervoj poloviny XVII vekov. K probleme slozhenija ikonografii» [Tekst] / Ju. V. Brodovaja // Iskusstvo hristianskogo mira. Sbornik statej. - Vyp. 8. - M., 2004.
4. Gorstka, A. N. Ikony Uglicha XIV - XX vekov: «Svod russkoj ikonopisi» » [Tekst] / A. N. Gorstka. - M., 2006.
5. Komashko, N. I. Russkie ikony XVIII veka [Tekst] / N. I. Komashko. - M., 2006.
6. Kuznecova, O. B. Jaroslavl' - ikonopisnyj centr Novogo vremeni. [Tekst] / O. B. Kuznecova // Russkaja pozdnjaja ikona ot XVII do nachala XX stoletija. Sbornik statej. - M., 2001.
7. Muzej imeni Andreja Rubleva. Iz novyh postuplenij. Katalog [Tekst]. - M., 1995. - S. 12.
8. Povest' mitr. Ermogena [Tekst] // GIM. Sin. № 982. L. 1 ob. - 36.
9. Titov, A. A. Jaroslavskij uezd. Istoriko-arheologicheskoe, jetnograficheskoe i statisticheskoe
opisanie s kartoj Jaroslavskogo uezda [Tekst] / A. A. Titov. - M., 1883.
10. Kratkie svedenija o monastyrjah i cerkvjah Jaroslavskoj eparhii [Tekst]. - Jaroslavl', 1902. - S. 111.
11. Jur'eva, T. V II Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija «Gerasim Lebedev (1749-1817) i ego vremja» [Tekst] / T. V. Jur'eva // Kul'turologicheskij zhurnal. - 2014.-№ 1. - S. 12.
12. Jur'eva, T. V Pravoslavnyj ikonostas kak kul'turnyj sintez / T. V. Jur'eva. - Saransk, 2006.
13. Jur'eva, T. V Pravoslavnyj ikonostas kak kul'turnyj sintez [Tekst] / T. V. Jur'eva. - Jaroslavl', 2005.
14. JaMZ - 1700 (62,4h49h3).
15. JaMZ - 40874 (123,7h87,3). Restavrirovana v 2005-2006 gg. I. B. Bartenevoj.
16. JaMZ - 41972 (127,5h71,4), JaMZ - 41971 (127h51,5).
17. JaMZ - 54505/1-2. Razmery - 32,5 h27h 3 sm. Na ikonu imeetsja metallicheskij oklad.
Reference List
1. Ankudinova E. A., Rutman T. A. The lost shrines of Yaroslavl / E. A. Ankudinova, T. A. Rutman. - Yaroslavl, 1999.
2. Antonova V I., Mneva N. E. The catalogue of Old Russian painting of the XI - the beginnings of the 18th centuries in two volumes. Experience of historical and art classification. Volume second. The XVI - the beginning of the 18th century / V I. Antonova, N. E. Mneva. - M, 1963.
3. Brodovaya Yu. V «Beheading of St. John the Baptist» in Old Russian art of XV - the first half of the 17th centuries. To a problem of addition of iconography / Yu. V. Brodovaya // Art of the Christian world. Collection of articles. - Issue 8. - M, 2004.
4. Gorstka A. N. Icons of Uglich of the XIV-XX centuries: «Arch of the Russian iconography» / A. N. Gorstka. - M, 2006.
5. Komashko N. I. Russian icons of the 18th century / N. I. Komashko. - M, 2006.
6. Kuznetsova O. B. Yaroslavl - the icon-painting center of Modern times. / O. B. Kuznetsova // Russian late icon from the XVII before the beginning of the XX century. Collection of articles. - M, 2001.
7. Andrei Rublev Museum. From new receipts. Catalogue. - M, 1995. - Page 12.
8. Story of miters. Ermogena // GIM. Xing. No. 982. L. 1 about. - 36.
9. Titov A. A. Yaroslavl County. The historical and archaeological, ethnographic and statistical description with the map of the Yaroslavl County / A. A. Titov. - M, 1883.
10. Short data on monasteries and churches of the Yaroslavl diocese. - Yaroslavl, 1902. - Page 111.
11. Yurieva T. V II International scientific conference «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» / T. V Yurieva // Culturological magazine. - 2014. -№ 1. -Page 12.
12. Yurieva T. V. Orthodox iconostasis as cultural synthesis / T. V. Yurieva. - Saransk, 2006.
13. Yurieva T. V. Orthodox iconostasis as cultural synthesis / T V Yurieva. - Yaroslavl, 2005.
14. YaMZ - 1700 (62,4x49x3).
15. YaMZ - 40874 (123,7x87,3). It is restored in 2005-2006 by I. B. Barteneva.
16. YaMZ - 41972 (127,5x71,4), YaMZ - 41971 (127x51,5).
17. YaMZ - 54505/1-2. The sizes - 32,5 027th 3 cm. On an icon there is a metal frame.
Дата поступления статьи в редакцию: 17.04.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.05.2018