УДК 37
Захарова Жанна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
janna_z@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ, ПРИНЯВШЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ИЗ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ
В России с каждым годом растет число замещающих семей. Анализ опыта функционирования замещающих семей показал, что они обладают разным потенциалом: т.е. тем, от чего зависят возможности развивать и воспитывать приемного ребенка. Признавая важность замещающей семьи в становлении приемного ребенка, необходимо учитывать, проблемы с которыми они сталкиваются, оказавшись в новых для себя условиях воспитания. Следовательно, необходима продуманная система сопровождения замещающей семьи со стороны, как различных социальных институтов, так и отдельных специалистов.
Ключевые слова: сиротство, ребенок-сирота, психолого-педагогическое сопровождение.
Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к резкому снижению жизненного уровня для многих семей. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети, зачастую становясь сиротами при живых родителях.
Социальное сиротство - сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни в период глобального и резкого социального сдвига в российском обществе. В тоже время, социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими своих родительских обязанностей (искаженное родительское поведение). К этой категории относят особую социально-демографическую группу от 0 до 18 лет, которые лишились попечения родителей по социально-экономическим причинам. Таким образом, оно обусловлено недостаточными усилиями общества, государства по оказанию помощи семье, ее поддержке в деле воспитания и образования детей.
В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.) определяются характеристики рассматриваемых нами категорий детей:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей -лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспита-
тельных, лечебных учреждений и в иных случаях в установленном законом порядке.
В научной психолого-педагогической литературе выделяются и характеризуются разные группы детей-сирот, в справочной можно встретить их подразделение на сирот: прямых (дети, потерявшие родителей в результате смерти последних); условных (дети, имеющие одного или двух живых, документально известных родителей, которые либо лишены родительских прав, либо отказались от своих детей); временных (дети, переданные родителями на попечение государству в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав).
Многочисленные исследования убедительно подтверждают, что содержание младенцев с первых недель жизни даже в комфортабельных и психологически щадящих условиях учреждения государственного попечения для детей данного возраста, тем не менее, приводит более чем в 90% случаев к нарушениям их развития, психическим расстройствам, личностным искажениям, отставанию (И.А. Бобылева, А.А. Васильев, И.Ф. Дементьева, Н.П. Иванова, Ж.А. Захарова, Н.Н. Максимов, Л.Я. Олиференко, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова, Г. Семья, И.Н. Старостина, А.Б. Холмогорова, Л.М. Шипицина и др.). Это объясняется тем, что среди духовных потребностей, необходимых маленькому человеку, важно чувство любви, особенно матери, ощущения уверенности и безопасности, которые дают семья и ее атмосфера. Поэтому, не случайно, государство сегодня прилагает усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в учреждение государственного попечения. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи.
Главная трудность для детей из такого рода учреждений, как показывают результаты нашего исследования, заключается в освоении новой ролевой позиции члена семьи - сына, дочери, так как именно такая позиция приемным ребенком не
216
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Захарова Ж.А., 2015
была освоена на предыдущем жизненном этапе, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. В силу этого приемным детям трудно осознать себя сыном (дочерью), еще сложнее - братом (сестрой).
Наблюдения за воспитанниками детского дома показали, что даже у родных братьев и сестер, живущих в одном и том же учреждении, родственные чувства слабо развиты или вообще отсутствуют. Следовательно, для таких детей нужны четкие ориентиры в отношении того, что такое семья, как она функционирует, каковы правила жизни в ней. По мере взросления ребенка у него, как правило, сохраняется стремление подтвердить свое положение в семье.
Как было выявлено в ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе Ченцовского и Волжского детских домов Костромской области, практически, у всех воспитанников детского дома отсутствует четкое представление о семье как системе взаимоотношений, прав и обязанностей. Часть детей-сирот (в основном подростки) воспринимает семью только как средство для удовлетворения своих потребностей или как возможность иметь свое личное жизненное пространство, быть таким как все. Они не представляют и не понимают своего места и роли в семье, не прогнозируют возможные трудности при адаптации. Все это вместе взятое, ставит нас перед необходимостью вести специальную, педагогически целесообразную подготовку детей-сирот к проживанию в замещающей семье.
Вместе с тем, в нашем многолетнем исследовании обращает на себя внимание тот факт, что за последние годы произошли существенные изменения в ряде вопросов. Так, в 2009 году - 36% сирот-воспитанников учреждения государственного попечения были против перехода в семью. В качестве основных причин такого отношения ими назывались - страх непринятия в замещающей семье, несовместимость характеров и интересов. К 2015 году уже 45% детей отказываются переходить в замещающую семью, аргументируя это тем, что их все полностью устраивает: отношение персонала к ним, условия в детском доме приближенны к домашним, качество питания, разнообразие досуга, свобода выбора профессии, возможность поддерживать отношения с кровными родственниками и т.п.
В 2009 году 23% воспитанников всем остальным формам проживания предпочтение отдавали детскому дому, не хотели ничего изменять в своей жизни. Следует отметить, что среди них, примерно, 5% были дети, которые имели опыт проживания в благополучной биологической семье, где родители скоропостижно или трагически погибли и дети хранили память о них. К 2015 году количество таких детей-сирот возросло.
Кроме того, обращает на себя тот факт, что 43% из тех, кто проживал в семье, имели негативный опыт (получали упреки в свой адрес, требования благодарности за то, что приняли в семье, сталкивались с пренебрежительным отношением к себе, унижением человеческого достоинства). Настораживает тот факт, что подавляющее большинство из них - это бывшие подопечные своих кровных родственников (бабушек, дедушек, теть). Это подтверждает необходимость более тщательного подхода к акту передачи ребенка в замещающую семью, в данном случае, опекунов/попечителей; их подготовке к принятию, пусть кровного родственника, но не собственного ребенка; учитывать специфику опыта воспитания ими своих детей.
Около 15% из всех опрошенных детей не исключают в качестве альтернативы возможность усыновления, при условии, что их будут любить как родных [3].
Ребенок может попадать в разные типы замещающих семей: опекунов (попечителей), усыновителей, приемную и патронатную. Для каждой из них присущи свои особенности. Предпочтение отдается усыновлению, так как ребенок обретает в этом случае статус родного.
Изучение условий жизни и воспитания приемных детей, дало нам основание для условного выделения трех групп таких семей: с положительными условиями (54% семей в 2009 г. и 55 в 2015); с противоречивыми условиями (41% в 2009 г. и 39% в 2015); с отрицательными условиями воспитания приемных детей (5% семей в 2009 г. и 7% в 2015 г.). В последней группе подавляющее большинство - семьи бабушек-попечителей.
Для первой группы семей характерно следующее: мотивы принятия ребенка тесно связаны с интересами ребенка и его воспитания; проявляется ответственность взрослых за его будущее; отношение к ребенку положительное, выражающееся в глубоком интересе новых родителей ко всему, что касается его жизни и деятельности; ощущение ответственности за его успехи и неудачи. Сталкиваясь с естественными трудностями в воспитании таких детей, взрослые стремятся эффективно разрешать конфликты, учитывать советы и рекомендации других специалистов, занимаются самовоспитанием и самообразованием. Они всегда готовы обратиться за помощью и принять ее.
Высокий уровень педагогической культуры приемных родителей обнаруживается в осознании ими цели воспитания, учете возрастных особенностей ребенка, знании элементов научной и народной педагогики. Таким образом, можно констатировать, что педагогическая деятельность этих взрослых характеризуется целенаправленностью, заботой не только о материальном обеспечении ребенка, охране его здоровья, но и максимальном развитии интересов, способностей.
Для второй группы семей присущи также достаточно осознанные мотивы принятия ребенка в семью. В тоже время нередко обнаруживается разрыв между этими мотивами и характером педагогической деятельности, что проявляется в отсутствии должной ответственности за успех воспитания приемного ребенка, нейтральное отношение к малышу, импульсивностью выражения чувств. Замещающие родители не обнаруживают стремления повысить свой уровень педагогической культуры. Воспитательный процесс в этих семьях, зачастую, протекает стихийно, деятельность по их воспитанию нередко сводится к заботе только о материальной стороне жизни ребенка. Они демонстрируют отстраненность от специалистов. За помощью обращаются лишь в критических, кризисных ситуациях.
В третьей группе семей мотивы принятия ребенка в семью, за небольшим исключением, противоречат интересам приемного ребенка. Встречаются факты эгоистического отношения к воспитуемому, преобладает равнодушие, отчужденность, иногда встречается враждебное отношение к нему со стороны одного из замещающих родителей. В таких семьях могут не выполняться элементарные обязанности по уходу и воспитанию принятого ребенка, демонстрироваться ему дополнительные трудности, которые связаны с его появлением в их семье.
Выделение этих групп необходимо специалистам служб сопровождения для того, чтобы оказывать адресную помощь замещающим семьям, организовать целесообразное консультирование родителей, косвенными методами изменить отношение в семье в интересах приемного ребенка.
И дети, и взрослые нуждаются в сопровождении со стороны специалистов. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем своевременную квалифицированную и адресную помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в замещающей семье.
Наш многолетний опыт работы с замещающими семьями показывает, что содержание психолого-педагогического сопровождения должно включать профилактику возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и приемного ребенка, а не сводиться к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным наблюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.
Поэтому, на диагностическом этапе первостепенной и основополагающей является деятель-
ность педагога-психолога и социального педагога. В работе с ребенком на данном этапе следует проводить диагностику особенностей его психологического развития, характера нарушений, поведенческих реакций. Для этой цели могут быть использованы опросники, анкетирование, наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях (общение со знакомыми и незнакомыми взрослыми, со сверстниками) анализ игровой и продуктивной деятельности, тестирование.
Важно определить индивидуально-психологические свойства ребенка, его состояние, потенциальные возможности. Такое исследование человеческой психики требует многоаспектного анализа и применения разнообразного набора конкретных методик в соответствии с поставленными задачами и на основе общей стратегии обследования. Речь идет о необходимости проведения комплексной психодиагностики. Ее организация заключается в том, что дети должны обследоваться с помощью определенного комплекса методик. В результате составляется суммарный, целостный «психологический портрет» конкретного ребенка на основе упорядочения данных путем их ранжирования.
Перед началом тестирования рекомендуется предварительное знакомство с детьми (здоровье, интересы и занятия, успешность в учебе, данные о родных и близких ребенка и др.), изучение личных дел, медицинских карт.
Для тестирования полезно использовать проективные методики (рисуночные тесты), продукты деятельности (мини-сочинения), тесты. При выборе методик необходимо учитывались психологические особенности детей-сирот (высокая тревожность, бедный словарный запас, культурная задержка и педагогическая запущенность, неумение вербализовывать мысли, чувства и др.).
В методический перечень рекомендуется включить группы тестов, ориентированных на распознавание, диагноз развития и уровня зрелости основных психических систем ребенка - интеллекта и личности, на оценку межличностных отношений в коллективе, в семье, на выявление направленности личности, ценностных ориентаций, мотиваци-онной готовности к проживанию в семье.
Целью обследования должна стать оценка актуального уровня развития ребенка и определение проблемной области для дальнейшей реабилитационной работы, как в учреждении, так и в случае положительного решения в замещающей семье.
Задачи, которые должны стоять перед педагогом-психологом и социальным педагогом:
- собрать информацию о ребенке;
- познакомиться с особенностями развития ребенка;
- определить уровень интеллектуально развития, адаптивных способностей, характерологических особенностей детей;
- выявить мотивы перехода в семью.
Определить ценностные ориентации ребенка, его представления и установки в отношении семьи в целом.
Таким образом, все дети-кандидаты условно нами были разделены на три группы по уровню развития (с низким, средним и высоким), вследствие чего были создано несколько разновозрастных групп для последующей работы с ними.
Наши исследования подтвердили, что возраст ребенка, уровень его социального развития и готовность к жизни в семье усыновителей не совпадают. У детей закрыто усыновленных в младенчестве или раннем младшем возрасте, как правило, возникают проблемы связанные с идентификацией, в том случае, если ребенок не имеет внешнего сходства с усыновителями, особенно если он другой этнической группы, что в свою очередь, приводит к проблемам во взаимоотношениях с родителями в подростковом периоде. Существуют проблемы, связанные с усыновлением детей сразу после их рождения, которые определяются тем, что у таких детей на пре- и перинатальных этапах развития не было какой-либо связи с усыновителями.
Учитывая эту специфику, можно утверждать, что целесообразно не только обучение взрослых, а необходима и подготовка детей. Поэтому, желательно, чтобы подготовительная деятельность, носила практико-ориентированный характер и включала следующие блоки:
а) обучающий (подготовка ведется с детьми, которым уже подобрана наиболее подходящая для них потенциальная семья). На специально организованных занятиях социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателем, ребенок получает как теоретические, так и практические представления и навыки семейного проживания, формирует собственное представление образа будущей семьи. Здесь большое внимание уделяется воспитанию чувства ответственности и самостоятельности у воспитанников, а также конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
б) семейных проб (ребенок, находится в семье, куда он обычно отправлялся во время выходных и каникулы). Здесь с ним осуществлялась рефлексия проживания и взаимодействия в семейных условиях, ребенок имел возможность получать индивидуальную помощь при возникновении естественных трудностей в новой жизни. Основная цель этого блока заключалась в предоставлении ребенку возможности познакомиться поближе с семьей в неформальной обстановке, в процессе совместных дел, а также отработать на практике полученные в ходе обучения навыки и приемы социального взаимодействия.
В результате такой подготовки удается снять у детей напряжение, тревожность в общении с бу-
дущими усыновителями, определить пути самосовершенствования, сформировать адекватные представления о трудностях адаптации в семье, негативных последствиях непринятия требований семьи, незнания возможных вариантов правильного поведения, порядка своих действий в конфликтных ситуациях. Наличие такого этапа позволяет создать условия для повышения готовности самого ребенка, его желания жить в замещающей семье, развитие его способности строить отношения в близких семейных контактах, сформировать положительный образ будущей семьи
В течение всего этапа социальный педагог и педагог-психолог поддерживают контакт с ребенком и родителями, при необходимости обсуждают, корректируют свою дальнейшую работу по оказанию индивидуальной помощи детям.
в) консультативный блок. На этом этапе специалисты уже имеют определенное представление об особенностях конкретного ребенка, понимают специфику семьи, претендующей на роль замещающего родителя, осознают, с какими сложностями может столкнуться ребенок в новых условиях, поэтому цель специалистов приучить ребенка к обращению к ним за консультацией при возникновении трудностей в общении.
Результатом реализации таких занятий стало расширение представлений детей о правах и обязанностях каждого члена семьи, хозяйственной деятельности и экономических расчетах бюджета, а также конструктивного взаимодействия и повышения самооценки участников занятий, а самое главное - повышение адаптивных способностей воспитанников в новых условиях проживания.
Для исследования уровня готовности воспитанников детских домов и реабилитационных центров к переходу в новую семью и определения актуального уровня развития детей были отобраны психолого-педагогические методики: специально составленные анкеты и экспресс-опросники, стандартные тесты и проективные методики на определение характерологических особенностей детей. Психологическое обследование воспитанников на начальном этапе работы включало определение:
- уровня актуального развития;
- мотивации (на предмет помещения в семью);
- коммуникативных навыков (отношения к себе, сверстникам и взрослым);
- интересов, профессионального самоопределения;
- ценностных ориентаций;
- психические состояния и свойства личности;
- опасений и страхов, их содержания, проявления в поведении, техники совладания, которые использует ребенок;
- социально-психологической адаптированно-сти;
- семейных установок.
С этой целью использовались тесты и опросники, проективные методики (рисунки, мини-сочинения); анкетирование участников, которые вошли позднее в сборник диагностических методик [1].
Дальнейшая социализация приемных детей происходит на фоне определенных сложившихся или складывающихся отношений в семье усыновителей.
Наблюдение за развитием детей в условиях Дома ребенка показывают, что тот ребенок, основные духовные потребности которого в раннем детстве были искусственно ограничены, формируется, как личность, более замедленно. Следовательно, для правильного успешного воспитания такого ребенка ему необходимы семья или семей-нообразность всей атмосферы жизни в государственном учреждении. Прежде всего, для успеха сопроводительной деятельности следует внимательно наблюдать за ним, замечать, быстро ли он засыпает, глубок ли его сон, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к незнакомым людям. Особенно ценные выводы можно сделать, когда ребенок играет: какие игры и занятия он предпочитает, продолжительно ли играет с одной игрушкой или часто меняет их, усидчив ли и т. п. Постоянное изучение ребенка позволит определить, каковы типологические особенности его нервной системы, каковы его особенности поведения, реагирования на ту или иную ситуацию. Так же очень важно узнать о состоянии здоровья, социогенетическом опыте биологических папы и мамы, их ближайших родственников. Проявление тех или иных черт, мельчайших деталей, может свидетельствовать о серьезных проблемах в будущем и подсказать своевременность корректив в воспитании.
Наши данные свидетельствуют, что принятие ребенка происходит чаще всего в раннем возрасте и детей с разным состоянием как физического, так и психического здоровья. Поэтому не следует в воспитании приемного ребенка полагаться только на собственную интуицию.
Таким образом, все воспитание должно быть построено на знании индивидуальных и личностных возможностей ребенка и выборе оптимальных методов воздействия.
Опыт сопровождения приемных детей убеждает в том, что их нужно воспринимать такими, какие они есть, а не пытаться их переделать; лишь относясь с любовью к ребенку, не унижая его достоин-
ство, возможно исправить определенные недостатки; с помощью игровой и обучающей деятельности дать возможность приобрести ребенку собственный социальный опыт и навыки социального поведения. Сделать это необходимо до поступления в школу, чтобы в дальнейшем избежать сложностей и успешно адаптировать в общении и обучении.
Замещающая семья в отношении приемного ребенка выполняет многообразие функций (развивающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую) и призвана решать задачи восполнения недостатка его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидации его отставания в развитии от сверстников. Эффективность психолого-педагогического сопровождения семьи с приемными детьми обеспечивается такими его направлениями, как сохранно-восстановительное, общеразвивающее, социально-ориентирующее, эмоционально-обогащенное. Их содержание строится на принципах постепенности, поэтапности; оптимистического подхода к ребенку; конструктивности, субъектности, эмпатийности, рефлексивности.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи с приемным ребенком даст ожидаемые результаты, если будут производиться: тщательный отбор воспитывающего материала, соответствие его трудности индивидуальному опыту ребенка; придание обучающему содержанию «личностного смысла»; обеспечение ясности и точности заданий; стимулирование самостоятельности принятия решений в рамках возрастной нормы; наличие постоянных контактов.
Библиографический список
1. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.
2. Семья для ребенка. Профилактика семейного неблагополучия: опыт, проблемы, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Кострома, 1-2 марта 2007 года. - Кострома: Костромской РЦОИ «Экс-перт-ЕГЭ», 2007. - 132 с.
3. Социально-педагогическая помощь детям-сиротам в организациях государственного попечения / В.М. Басова, Т.С. Горнова, Ж.А. Захарова и др. - Кострома: Авантитул, 2014. - 289 с.