Научная статья на тему 'Опыт Республики Болгария по предоставлению государственных таможенных услуг и управлению этими услугами'

Опыт Республики Болгария по предоставлению государственных таможенных услуг и управлению этими услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / STATE CUSTOMS SERVICES / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна

В статье рассмотрены особенности деятельности болгарской таможни и представлен опыт предоставления государственных таможенных услуг Агентством «Таможни» Республики Болгария

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF BULGARIA FOR THE PROVISION OF THE STATE CUSTOMS SERVICE AND MANAGEMENT

In the article the peculiarities of the activities of the Bulgarian customs and the experience of providing the state customs service of Agency “Customs” of the Republic of Bulgaria

Текст научной работы на тему «Опыт Республики Болгария по предоставлению государственных таможенных услуг и управлению этими услугами»

Опыт Республики Болгария по предоставлению .

УДК 339.5

ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ И УПРАВЛЕНИЮ ЭТИМИ УСЛУГАМИ

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, е-ша11:апа81а81уа_о@ша11.гц

В статье рассмотрены особенности деятельности болгарской таможни и представлен опыт предоставления государственных таможенных услуг Агентством «Таможни» Республики Болгария

Ключевые слова: государственные таможенные услуги; таможенная деятельность

THE EXPERIENCE OF BULGARIA FOR THE PROVISION OF THE STATE CUSTOMS SERVICE AND MANAGEMENT

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Management, Senior Lecturer, e-mail: [email protected]

In the article the peculiarities of the activities of the Bulgarian customs and the experience of providing the state customs service of Agency "Customs" of the Republic of Bulgaria

Keywords: state customs services; customs

Для цитирования: Ворона А.А. Опыт Республики Болгария по предоставлению государственных таможенных услуг и управлению этими услугами // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 (63). С. 19-22.

В условиях быстро меняющихся технологий и моделей бизнеса, увеличения объемов мировой торговли, расширения Евросоюза и углубления взаимоотношений внутри ЕС перед таможенными органами ставятся особые, специфические, задачи.

В этой связи возрастает роль предоставления таможенными органами разнообразных услуг. При этом стоит отметить, что таможенные услуги - это особого рода услуги, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей. В сфере государственных услуг таможенная служба, в условиях сохранения ее целостности, практически остается монополистом. При этом она сохраняет ее в институциональной, инфраструктурной и процедурно-технологической формах [1, с. 233].

Ализируя опыт предоставления государственных таможенных услуг таможенными органами на примере Республики Болгария, первое, что хочется отметить, болгарская таможня (Таможенное агентство) подчиняется Министерству финансов Болгарии. Обеспечение содержания агентства формируется из бюджетных средств и доходов Республики Болгария. Агентство состоит из Центрального таможенного управления и таможен - это аэропорты: Софийский столичный аэропорт, Бургас, Варна, Лом, Пловдив, Телепортация, Митрополит, Русе и Юго-Запад. Болгарской таможней определены общие стратегические цели Таможенного союза, а именно:

- защита Евросоюза (ЕС);

- поддержка конкурентоспособности ЕС для успешной реализации приоритетов, заложенных в программе управления правительством Республики Болгарии на период 2017-2021 годов.

Для реализации этих стратегических целей, находясь в тесном сотрудничестве с таможенными администрациями государств - членов ЕС, правоохранительными органами и экономическими операторами других стран Евросоюза, в период 2018-2020 годов, Агентство «Таможни» поставило перед собой и успешно реализует следующие приоритетные цели:

1. Обеспечение эффективности и успешности Болгарского председательства в Совете ЕС в 2018 году;

2. Повышение сбора доходов в государственный бюджет путем эффективной профилактики и борьбы с таможенными, валютными и акцизными правонарушениями путем:

- применения эффективных мер по борьбе с незаконным оборотом товаров;

- предотвращения у заинтересованных лиц и организаций возможности уклонения от уплаты налогов и сборов, создание более эффективного управления, повышения межинституционального сотрудничества - координации действий и эффективного обмена информацией;

- повышения эффективности противодействия незаконной деятельности;

- расширения и модернизации технического оснащения таможни для обнаружения и исследования товаров и грузов.

О

ГА Н

И

А Ц

И Я И У П

РА

Cd Л

hi Н

И

hi А

АМОЖЕ

hi Н

Н О

S

Д

hi Я

H

hi Л

Cr Н

О

П H

er Ю

- Обеспечение роста и конкурентоспособности национальной и европейской экономик, в частности, это:

3. защита болгарских производителей от недобросовестной торговой практики, связанной с импортом товаров по заниженным ценам в Болгарии и ЕС;

- повышение качества административных услуг для бизнеса и частных лиц, обеспечение прозрачности деятельности администрации и ее связей с общественностью, государственным сектором и бизнесом;

- предотвращение, выявление и борьба с мошенничеством и нарушениями таможенного и акцизного законодательства;

- обеспечение целостности цепочки поставок для международного движения товаров и защита безопасности Евросоюза и его граждан;

- честность в деятельности администрации по профилактике коррупции в таможенных органах;

- создание благоприятных условий для развития и содействия законной торговле, содействие конкурентоспособности ЕС;

- повышение эффективности управления рисками с целью противодействия терроризму и усиления борьбы с преступной деятельностью, в том числе с нерегулируемым потоком товаров, подлежащих запретам и ограничениям;

- применение современных методов оценки и анализа рисков с целью эффективного противодействия нарушениям, связанным с подакцизными товарами.

4. Защита граждан и финансовых интересов как Евросоюза, так и его государств-членов: применение эффективных мер при движении товаров, подлежащих ограничениям и запретам, исходя из соображений защиты общественной нравственности, общественного порядка или общественной безопасности, а также охраны здоровья людей и животных, защиты растений, охраны окружающей среды, защиты национального богатства, имеющего художественную, историческую или археологическую ценность, и защиты промышленной или коммерческой собственности, включая контроль за прекурсорами для производства наркотиков, за товарами, производство которых нарушает права интеллектуальной собственности, за движением наличных денег, а также за осуществлением мер по сохранению и рациональному использованию рыбных ресурсов и мер по защите норм торговой политики ЕС;

5. Обеспечение полноценного функционирования электронного управления, куда входит:

- совершенствование существующих электронных услуг и включение новых электронных услуг для повышения эффективности административного обслуживания;

- улучшение обмена данных внутри таможенных органов за счет расширения используемых ДСС1 - внутриведомственных электронных административных услуг;

1 DSS (Decision Support Systems) - система поддержки принятия решений.

- повышение уровня сетевой и информационной безопасности;

- реинжиниринг рабочих процессов с целью более широкого использования внутриведомственных электронных административных услуг.

6. Поддержание, развитие и укрепление сотрудничества таможенных органов Республики Болгария с таможенными органами государств -членов ЕС и третьих стран, с правоохранительными органами, экономическими операторами и с общественностью предполагает:

- сотрудничество с таможенными администрациями стран - членов ЕС и их скоординированные действия для защиты финансовых интересов Евросоюза, в том числе, совместно с компетентными органами, в области акцизов;

- сотрудничество с третьими странами о взаимной административной помощи в области таможенной деятельности;

- совершенствование механизмов сотрудничества с экономическими операторами, коммерческим сектором и неправительственными организациями стран ЕС;

- административное сотрудничество с таможенными органами государств-партнеров по договорам о свободной торговле в ЕС или с компетентными органами, связанное с выявлением происхождения отдельных товаров и односторонними тарифными преференциями, предоставляемыми ЕС при импорте товаров.

7. Обеспечение обучения сотрудников таможенных органов Республики Болгария в соответствии с европейскими стандартами в контексте стратегических рамок компетенций в каждой профессии, а именно:

- применение общего подхода, принятого в Евросоюзе, для обучения специалистов в таможенной сфере;

- осуществление ежегодной Программы обучения сотрудников с результатами администрации Агентство «Таможни».

Как видно из приоритетных целей таможенных органов Республики Болгария, совершенствование предоставления государственных таможенных услуг выделено отдельным пунктом. В соответствии с этим следует рассмотреть вопрос предоставления государственных таможенных услуг.

На сегодняшний день таможенные органы Болгарии предоставляют 41 государственную услугу - это: выдача разрешений на использование специального режима, отличного от транзита; выдача разрешений на использование в целом залога или освобождения от залога; выдача свидетельств о таможенной годности и другие. Для сравнения в Российской Федерации таможенными органами предоставляется 13 государственных услуг. Стоит отметить, что все услуги болгарской таможни строго регламентированы так же, как и в России.

В качестве примера предлагается рассмотреть более подробно государственную услугу

Опыт Республики Болгария по предоставлению

«Выдача разрешений на использование специального режима, отличного от транзита». Данная услуга в болгарских таможенных органах регламентируется следующими нормативными актами:

1) Статьями 6, 22, 23, 211 Регламента (ЕС) № 952/2013 Европейского парламента и Совета;

2) Статьями 161-177 Субсидиарного регламента Комиссии (ЕС) № 2015/2446;

3) Статьями 2, 22 и Приложением 12 Субсидиарного регламента (ЕС) № 2016/341 Комиссии (ПДР);

4) Статьей 19, п. 4, т. 11 и статьей 6 Закона «О таможне» [2].

Заявки о выдаче разрешений предоставляются в соответствующее Территориальное таможенное управление одного из болгарских городов, где такое управление предусмотрено. Разрешение на использование специального режима, отличного от транзита, выдается сотрудником на таможне только для лиц, которые квалифицируются по статье 211 Таможенного Кодекса Евросоюза [3], при выполнении всех условий, установленных таможенным законодательством страны.

В случае если заявление о специальном режиме относится к одной стране (государству) и не требует проверки на соблюдение экономических условий, то решение по такой заявке принимается в следующем порядке:

- режим активного совершенствования, пассивного совершенствования, специального применения и временного ввоза - разрешается на срок от 30 дней, считая с даты принятия заявки;

- таможня предоставляет склад на срок до 60 дней, считая с даты принятия заявления;

- если приложение для специального режима относится к нескольким государствам-членам, то решение принимается не позднее 120 дней со дня принятия заявления.

- если должна быть проведена проверка экономических условий, срок для принятия решения по таким вопросам продлевается на один год, считая с даты передачи досье в Комиссию.

Заявки для получения разрешений на основании таможенной декларации подаются в электронном виде на таможенные информационные системы через портал Агентства «Таможни» или через соединение класса «система-системы» (В2В), передающие информацию с информационной системы экономического оператора на таможенную информационную систему.

Стоит отметить, что подобного рода услуги не оказываются таможенными органами Российской Федерации, и использование опыта Агентства «Таможни» Болгарии могло бы упростить деятельность таможенных органов нашей страны.

В связи с процедурой открытого гранта в рамках Административного потенциала Оперативной программы (ОАК) приоритетной осью III «Стандартной информационной и коммуникационной среды и оперативной совместимости» Агентство «Таможни» Болгарии в качестве правомочного бенефициара

заявило о своей готовности участвовать в проекте «Совершенствование административной службы путем разработки новых электронных административных услуг, предоставляемых Таможенным агентством» [2].

Разработка новых электронных административных услуг, предоставляемых Таможенным агентством Болгарии с целью расширения функциональности своего электронного портала (путем разработки и интеграции 13 новых электронных административных услуг), включает в себя:

- полный анализ административных услуг, предоставляемых Таможенным агентством;

- разработку внутренних правил администрирования для регулирования предоставления услуг в электронной среде;

- автоматизацию административных процедур, затрагиваемых новыми электронными административными услугами, предоставляемыми Агентством;

- разработку новых оптимизированных и (или) обновленных программ для администрации таможен с целью предоставления услуг в электронном виде, что значительно ускоряет качество обслуживания клиентов на таможне;

- предоставление подробных сведений о прохождении каждого этапа прохождения административной процедуры на таможне;

- предоставление подробного описания этапов внутреннего административного процесса для предоставления каждой услуги;

- регистрацию информационных объектов и электронных услуг по их регистрации в соответствии с требованиями ЕС и местным законодательством.

Также проводится работа по расширению функциональности веб-портала Автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета и административной деятельности («АИДА») в Агентстве «Таможни» путем реализации 13 новых электронных административных услуг, которые включают в себя:

1. Выдачу разрешений для таможенного экономического режима (конкретные назначения);

2. Выдачу разрешений для доступа к режим TIR;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выдача сертификатов утвержденным экономическим операторам (ОИО);

4. Выдачу сертификатов EUR 1;

5. Предоставление обязательной тарифной информации и обязательной информации о происхождении товара;

6. Рассмотрение и утверждение заявки на осуществление мер для защиты прав интеллектуальной собственности;

7. Выполнения проверок, измерений и погру-зочно-разгрузочных мероприятий по просьбе заинтересованных лиц;

8. Выдачу разрешений на предоставление статуса утвержденного отправителя как облегчение формальности при режиме транзита;

9. Выдачу разрешений на предоставление статуса утвержденного получателя при перевозке товаров под режимом TIR;

10. Выдачу разрешений на применение упрощенной процедуры при транспортировании товаров по железной дороге большими контейнерами;

11. Выдачу разрешений на применение упрощенной процедуры при перевозке грузов по воздуху.

12. Выдачу разрешений на применение упрощенной процедуры при транспортировании товаров морским путем;

13. Выдачу справок о наличии или отсутствии обязательств по общественным государственным долгам, взимаемым таможенными органами.

Стоит отметить, что эффективность деятельности таможенных органов Республики Болгария подтверждается цифрами. Так, в 2016 году Агентство «Таможня» перечислило в государственный бюджет 8255,3 млн евро - это доходы от таможенных пошлин, НДС на импорт, а также от акцизов и штрафов. Эта сумма превышает на 2,4 % доходы, полученные по тем же позициям в 2015 году, и на 3,5 % превышает доходы, которые были заложены в Законе о государственном бюджете Республики Болгария на 2016 год, причем чистый доход от акцизов составил 4877,6 млн евро, из которых 4805,0 млн евро поступило в государственный бюджет, а 1,7 млн евро - это суммы, погашенные от подарочных сертификатов, предоставленных фермерами, и 70,9 млн евро - размер акциза, переведенный в Министерство сельского хозяйства и продовольствия (РИС) в связи с применением

схемы государственной «...помощи в виде скидки от стоимости специфического акциза, используемого в первичном сельскохозяйственном производстве» [4]. Достигнутые результаты на 6,8 % превышают поступившие доходы от пошлин, собранных за аналогичный период 2015 года.

Опыт предоставления государственных таможенных услуг в Республике Болгария может быть использован таможенными органами Российской Федерации и ЕАЭС в период принятия нового Таможенного кодекса ЕАЭС и реформации существующих регламентов предоставления государственных таможенных услуг.

Библиографический список:

1. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: Проспект, 2017. 384 с.

2. Официальный сайт Агентства «Таможни» Республики Болгария. URL: http://www.customs.bg/

3. Регламент Совета Европейских Сообществ № 952/2013.

4. Приказ Министерства сельского, продовольственного и лесного хозяйства от 07.12.2017№ РД09-944 «Об определении размера скидки от стоимости акциза на литр купленного газойля, используемого для механизированной деятельности в первичной сельскохозяйственной продукции в 2016 году по схеме государственного помощь «Помощь в виде скидки на стоимость акциза на газ, используемый в первичной сельскохозяйственной продукции». URL: http:// www.mzh.government.bg/MZH/bg/ShortLinks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.