Научная статья на тему 'Опыт Республики Казахстан по предоставлению и управлению государственными таможенными услугами'

Опыт Республики Казахстан по предоставлению и управлению государственными таможенными услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / STATE CUSTOMS SERVICES / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / CUSTOMS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна

В статье рассмотрены особенности деятельности органов Комитата государственных доходов Республики Казахстан и освещен опыт этой республики по предоставлению государственных таможенных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN FOR THE PROVISION OF THE STATE CUSTOMS SERVICE AND MANAGEMENT

The article deals with the peculiarities of the activity of the Committee of State Revenue and presents the experience of providing state customs services in the Republic of Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Опыт Республики Казахстан по предоставлению и управлению государственными таможенными услугами»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

'S

0 X X

W

S

¡s

W

S

1

W <

со

с

^

S t* S

я

$

S I

2s

о

УДК 339.5

опыт республики Казахстан по предоставлению и управлению государственными таможенными услугами

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности деятельности органов Комитата государственных доходов Республики Казахстан и освещен опыт этой республики по предоставлению государственных таможенных услуг

Ключевые слова: государственные таможенные услуги; таможенная деятельность Республики Казахстан

the experience of the republic of kazakhstan for the provision of the state customs service and management

Vorona Anastasiya A.

St.-Petersburg Branch of Russian Customs Academy, Senior Lecturer of Department of Management, Senior Fellow of Research Department, e-mail: [email protected]

The article deals with the peculiarities of the activity of the Committee of State Revenue and presents the experience of providing state customs services in the Republic of Kazakhstan

Keywords: state customs services; customs of the Republic of Kazakhstan

Для цитирования: Ворона А.А. Опыт Республики Казахстан по предоставлению и управлению государственными таможенными услугами // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 16-18.

В настоящее время сфера оказания государственных услуг Республики Казахстан (К2) переживает период интенсивного реформирования, направленного на изменение как количественных, так и качественных характеристик.

Законодательство республики в сфере оказания государственных услуг основывается на Конституции Республики Казахстан, на Законе «О государственных услугах» и иных нормативных правовых актах. Все регламенты государственных услуг утверждены в соответствии с п.п. 2 ст. 10 Закона Республики Казахстан от 15.04.2013 г. «О государственных услугах» [1], приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 03.12.2014 г. № 126 «Об утверждении Правил по разработке стандартов и регламентов государственных услуг» [2] и приказом Министра финансов от 4 июня 2015 г. № 348 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан» [3].

Государственная услуга понимается в законодательстве Республики Казахстан как одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращениям услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, то есть предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ. Для оказания государственных услуг разрабатываются и утверждаются специальные регламенты и стандарты [4].

Совершенствование системы государственных услуг в электронном формате и обеспечение к ним свободного доступа граждан стали важнейшими стратегическими задачами, поставленными

Президентом Республики Казахстан перед всеми госслужащими. Поскольку именно государство предоставляет государственные услуги и определяет пути и методы совершенствования системы оказания этих услуг, то первоочередной задачей, стоящей в рамках проводимой административной реформы, является построение качественно новой модели государственного управления, которая во главу интересов страны ставит соблюдение законных прав и интересов ее граждан.

В силу очерченных проблем сегодня перед К2 стоит задача создать эффективную систему оказания государственных услуг, которая позволит максимально удовлетворять потребности наших граждан при оказании государственных услуг. Кроме того, правильно выстроенная система оказания государственных услуг позволит обеспечить единые стандарты через структурированность, упорядоченность и единообразие процессов оказания государственных услуг, независимо от местонахождения их получателя.

Органами государственных доходов Республики Казахстан предоставляется 50 видов государственных услуг. Информация о порядке оказания государственных услуг (стандарты, регламенты, памятки) размещена на интернет-ресурсах Министерства финансов (www.minfin.gov.kz) и Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (www.kgd.gov.kz).

Услуги предоставляются непосредственно органами государственных доходов; 26 услуг дополнительно оказываются через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее - Госкорпорация). Созданная в рамках реализации 100-го шага Плана нации, Госкорпорация как единый провайдер госуслуг

Опыт Республики Казахстан

призвана обеспечить дальнейшее упрощение процесса оказания всех услуг населению и повышение их качества, стать эталоном профессионализма и этичности, учитывая также и клиентоориентированность при предоставлении государственных услуг.

Из 50 государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов, 40 оказываются на бесплатной основе и лишь 10 - на платной основе.

Первоочередной задачей, стоящей перед органами государственной власти, является расширение деятельности электронного правительства и предоставление всего объема государственных услуг в электронном виде. В настоящее же время полностью в электронной форме оказывается 1 услуга, 33 - в бумажной и электронной формах, 16 - полностью в бумажной форме.

Рассматривая опыт других стан по предоставлению государственных услуг, следует отметить опыт Республики Болгария, а также Российской Федерации, особенно интересный в сфере таможенных отношений. «На сегодняшний день таможенные органы Болгарии предоставляют 41 государственную услугу - это: выдача разрешений на использование специального режима, отличного от транзита; выдача разрешений на использование в целом залога или освобождения от залога; выдача свидетельств о таможенной годности и другие. Для сравнения в Российской Федерации таможенными органами предоставляется 13 государственных услуг. Стоит отметить, что все услуги болгарской таможни строго регламентированы так же, как и в России» [5].

Оптимизация процессов оказания государственных услуг осуществляется центральными государственными органами, органами государственной власти столицы республики, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, районов, городов областного значения, акимами районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов на постоянной основе в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере информатизации [6].

Немалая часть услуг относится непосредственно к таможенным услугам - 19, среди них: принятие предварительных решений относительно определения страны происхождения товара при применении преференциального и непреференциального режимов; выдача свидетельств о допущении дорожного транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями; апостилирование официальных документов, исходящих из структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан и (или) их территориальных подразделений и другие.

Стоит отметить, что в регламенты по вышеуказанным услугам вносятся изменения согласно Кодексу К2 от 26.12.2017 г. «О таможенном регулировании в Республике Казахстан».

В целях упрощения данного процесса получения по каждой услуге Комитетом государственных доходов К2 разработана памятка услугополучателю о порядке получения государственной услуги.

По 50 государственным услугам имеются утвержденные стандарты и регламенты государственных услуг: Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27.04.2015 г. № 284 «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан», Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 04.06.2015 г. № 348 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан» [7].

Согласно статистическим данным за 2017 г. органами государственных доходов оказано 19 152 533 государственные услуги, из них наиболее востребованными оказались:

- «Прием налоговой отчетности» - 8 984 607 услуг, или 46,9 % от общего количества оказанных услуг;

- «Представление сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, выписок из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств, а также обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений» - 6 643 246 услуг, или 35 % от общего количества оказанных услуг;

- «Таможенная очистка товаров» - 376 646 услуг, или 2 % от общего количества оказанных услуг [8].

В целях сокращения времени проведения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и ускоренным прохождением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также увеличения транзитного потенциала с 1 октября 2017 г. при оформлении транзитных деклараций внедрена в эксплуатацию информационная система «АСТАНА-1».

С 1 января 2018 г. в данной системе был запущен модуль по таможенному декларированию товаров по таможенной процедуре «Экспорт-10».

Информационная система «АСТАНА-1» имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса с момента подачи предварительной информации, оформления транзита, хранения товаров на складе временного хранения до контроля после выпуска товаров. При отсутствии рисков информационная система «АСТАНА-1» автоматически выпускает декларацию на товары. Так, при оформлении товаров по таможенной процедуре «Экспорт» система автоматически определяет «зеленый», «желтый» либо «красный» коридоры. При выборе «зеленого» коридора системой автоматически осуществляется выпуск товаров. Все действия происходят в течение 1-2 минут, при этом исключается вмешательство в процесс должностных лиц.

Эксплуатация данной системы уже показала свои положительные результаты. В частности, значительно сократилось время проведения таможенных операций

Организация и управление таможенной деятельностью

17

и обеспечена прозрачность операций, позволяющих проводить мониторинг таможенных процедур.

Внедрение системы электронного декларирования способствовало сокращению количества документов и дало возможность участникам ВЭД подавать предварительную информацию и таможенные декларации не выходя из офиса в электронном виде, при этом участник ВЭД имеет возможность отслеживать операции, проводимые в отношении экспортируемых товаров.

На сегодняшний день в данной системе запущены модули «Транзит» и «Экспорт», по которым оформлена всего 22 221 транзитная декларация, из них 1 010 деклараций на товары по таможенной процедуре «Экспорт».

С 1 марта 2018 г. планируется запуск модулей по остальным таможенным процедурам.

Запуск всех таможенных процедур в информационной системе «Астана-1» даст возможность сократить временные и финансовые затраты участникам ВЭД, сократить время проведения таможенных операций [2].

В целях оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг по государственным услугам таможенного направления отменены к предоставлению услугополучателями следующие документы: справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов, оригинал документа, подтверждающего регистрацию лица в качестве налогоплательщика, подтверждения из банков об открытых в них счетах [1].

Также важным аспектом повышения качества государственных таможенных услуг является регулярный общественный мониторинг - обращение к мнению потребителей с целью выяснения уровня удовлетворенности населения качеством оказания государственных услуг, определения проблем и поиска путей оптимизации деятельности данной сферы. Следует отметить, что в Казахстане удовлетворенность государственными услугами измеряется по следующим показателям: доступность услуги, качество обслуживания, порядок прохождения процедуры (при получении бумажных документов), информация о прохождении услуги, результат удовлетворенности полученной услугой, оценка электронного формата оказанной услуги (оценивались услуги, которые можно получить в электронном виде) [7].

Общественный мониторинг качества оказания государственных услуг за 2017 г. проводился ТОО «Научно - исследовательский центр «САНДЖ» по следующим государственным услугам: «Выдача акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням», (удовлетворенность данной услугой составила 4,76 балла по 5-балльной шкале), «Регистрация обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» (удовлетворенность данной услугой составила 4,74 балла по 5-балльной шкале) [8].

В целях улучшения качества предоставляемых государственных услуг во втором полугодии

2017 г. Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции проведен онлайн-семинар на тему «Управление качеством государственных услуг», в котором приняло участие 190 работников органов государственных доходов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах», а также в целях оптимизации услуг в рамках стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов, сокращено количество документов, которые могут быть получены из информационных систем Комитета.

Внедрение стандартов предоставления государственных услуг в Республике Казахстан оказало положительный эффект в совершенствовании системы государственного управления в целом. Интеграция же всех информационных систем, задействованных в процессе оказания государственных услуг, существенно упростит их получение населением и позволит эффективнее внедрять услуги в электронной форме в жизнь каждого гражданина.

Библиографический список:

1. Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» (с изменениями по состоянию на 03.12.2015 г.). URL: http://e.mangystau.kz (дата обращения: 15.03.2018).

2. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 03.12.2014 № 126 «Об утверждении Правил по разработке стандартов и регламентов государственных услуг». URL: http://online.zakon.kz/ document/?doc_id=31666599#pos=2;-106

3. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 04.06.2015 № 348 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан». URL: http:// kgd.gov.kz/http://kgd.gov.kz/ (дата обращения: 15.03.2018).

4. Обзор законодательства Республики Казахстан в сфере электронного правительства. Часть 3: Электронные государственные услуги. URL: https://digital.report/ zakonodatelstvo-kazahstana-elektronnyie-gosuslugi/ (дата обращения: 15.03.2018).

5. Ворона А.А. Опыт Республики Болгария по предоставлению государственных таможенных услуг и управлению этими услугами // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 (63). С. 19-22.

6. Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» (с изменениями по состоянию на 03.12.2015 г.). URL: http://e.mangystau.kz (дата обращения: 15.03.2018).

7. Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан. URL: www.kgd.gov.kz. (дата обращения: 15.03.2018).

8. Официальный сайт Комитета по государственным доходам Республики Казахстан. URL: http://kgd.gov.kz/ http://kgd.gov.kz/ (дата обращения: 15.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.