ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
-
№1(17), 2018
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА»
УДК 314.4
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЖИЛИЩНОЙ ЗАСТРОЙКИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
THE EXPERIENCE OF THE REALIZATION OF THE STRATEGY OF HOUSING DEVELOPMENT IN
RURAL LOCATION
И.В. Гальянов, доктор технических наук, профессор, зам. директора по научной работе ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] I.V. Galyanov, Doctor of Engineering Sciences, Full Professor, deputy of director for scientific work ASRI social development of the village
FSBEI HE Orel SAU
Аннотация. Представлен опыт субъектов РФ по реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
Ключевые слова: агрогородки, компактная жилищная застройка, жилищный фонд, обеспеченность жильем, сельские территории
Abstract. The article presents the experience of the RF regions in implementing the Federal target program "Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020" and the strategy of sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2030.
Key words: agricultural towns, compact housing development, housing stock, housing provision, rural areas
Обеспеченность жильём сельского населения является одной из главных задач по реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Обеспеченность жильём также является основным показателем качества и уровня жизни сельского населения, определяет уровень его благосостояния [1]. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации многие субъекты приступили к реализации намеченных программ и планов в социальной сфере, в том числе и по жилищному строительству, причём реализация жилищного строительства осуществляется по разным направлениям, характерным для субъектов РФ [1-3].
В настоящее время активно проводится работа по привлечению молодых семей и молодых специалистов на работу в сельскую местность, преимущественно в сельское хозяйство. С этой целью Ленинградская, Рязанская и Псковская области осуществляют строительство многофункциональных агрогородков по аналогии с агрогородками, которые создавались в Республике Беларусь с предоставлением семьям жилья и места для работы по профессии или специальности. В Рязанской области в Александро-Невском районе часть банковских кредитов, отпущенных на эти цели, гасится из федерального и регионального бюджетов.
Распространение получили Проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, осуществляемые в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Проекты комплексной компактной застройки включают в себя ряд следующих дорогостоящих и трудоёмких строительных работ:
а) инженерную подготовку площадки под жилищную застройку, состоящую из земляных работ и подводки инженерных сооружений к площадке (теплотрасса, водопровод с холодной и (или) горячей водой, линия электропередачи, водоотведение (канализация) и др.);
б) строительство или реконструкцию объектов социальной и культурной сферы (дома культуры, детские сады, школы, спортивные сооружения, торговые точки);
в) монтаж уличного освещения, строительство уличных дорог и тротуаров, озеленение территории [6, 7].
В реализации 112 проектов комплексной застройки, которая ведётся с 2009 года, приняли участие 36
субъектов Российской Федерации. По данным Минсельхоза России были завершены в полном объеме к 2014 году 73 проекта, в 2016 - 18 проектов [4]. Наиболее активно проекты комплексной компактной застройки и благоустройства реализованы в следующих субъектах РФ:
Республике Алтай (микрорайон «Алгаир-2» Майминского района);
Республике Мордовия (село Мордовская Козловка Атюрьевского района; посёлок Плодопитомнический Рузаевского района; село Новотроицкое Старошайговского района; село Новые Верхиссы Инсарского района);
Республике Саха (Якутия) (село Ой Хангаласского улуса);
2
-
ВЕСТНИК СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ №1(17), 2018
Воронежской области (село Верхняя Хава Воронежского района Воронежской области);
Ленинградской области (посёлок Плодовое Приозёрского района);
Рязанской области (село Калинино Александро-Невского района);
Ростовской области (хутор Чернышевка Зерноградского района);
Калужской области (деревня Новые Ляды Мосальского района);
Кировской области (посёлок Вичевщина Куменского района (село Киринка Кирово-Чепецкого района;
село Филлипово Кирово-Чепецкого района);
Курганской области (село Чистопрудное Шадринского района; село Восточное Частоозерского района);
Самарской области (посёлок Сургут Сергиевского района);
Амурской области (село Волково Благовещенского района; село Ивановка Ивановского района);
Тульской области (село Дедилово Киреевского района);
Алтайском крае (село Ключи Ключевского района);
Красноярском крае (село Селиваниха Минусинского района).
Масштабное жилищное строительство ведется в республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия, в которых строительство площадок поставлено на плановую основу.
В силу сложившихся обстоятельств, а также климатических и экономических особенностей в Белгородской, Владимирской, Курганской и Орловской областях ведётся малоэтажное строительство и строительство коттеджных посёлков.
Жилые дома в коттеджном посёлке предоставляются высококвалифицированным специалистам средних и старших возрастов, молодым специалистам, стажёрам и квалифицированным рабочим узких специальностей, востребованным в производствах агрохолдингов, мегаагрохолдингов, а также прибывшим для работы из других регионов по приглашениям, переписке и объявлениям в средствах массовой информации (село Чистопрудное Шадринского района, село Восточное Частоозерского района Курганской области, Вятский посад Орловского района Орловской области).
Обеспечение действующих и вновь формируемых производств молодыми высококвалифицированными кадрами является одной из существенных задач в реализации социально-экономической политики на сельских территориях. Одним из направлений в этой политике является предоставление социальных услуг молодым семьям и молодым специалистам. В число таких услуг входят: предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья; льготные условия ипотечного жилищного кредитования; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Это направление активно осуществляется в рамках принятых Законов или Программ в Архангельской, Вологодской, Воронежской и Саратовской области, в Алтайском, Краснодарском, Хабаровском и Пермском краях, в республиках Марий Эл, Коми, Татарстане, Чувашии.
Выполнение «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» существенно улучшило жилищную ситуацию на селе. Жилищный фонд вырос на 20 %, на одного жителя сельской местности приходится 25, 6 кв. метров (2015г.), в то время как городской - 24,0 [5]. Благоустроенность жилья на селе улучшается ежегодно, но всё ещё отстает от городского уровня [4, 8, 9]. Улучшению условий проживания в сельской местности уделяется большое внимание, однако оно в настоящее время носит фрагментарный характер. Одной из причин этого является высокая капиталоёмкость подобного метода. Инвесторы неохотно идут на это, ссылаясь на длительную (25-35 лет) окупаемость капиталовложений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 года № 151-р.
2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждена постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
4. О ходе реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в 2016 году»: информ. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. 108с.
5. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2017, вып. 3-й. 352 с.
6. Полухина М.Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе // АПК: Экономика, управление. 2017. № 2. С. 77-82.
7. Polukhina M.G. Economic analysis of housing stock and engineering infrastructure of rural areas // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. Т. 63. № 3. С. 14-20.
8. Кузнецов А.Л., Кузнецова Л.А. Инженерная инфраструктура сельских поселений. // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. № 1 (9). С. 19-24.
9. Пыталев А.В. Проблемы использования сельским населением бытовой техники на примере Орловской области. Сборник научных трудов по материалам XL Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Инновационный путь развития АПК» (15-16 февраля 2017г., Ярославль). 2017. С.344-348.