Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в улучшении жилищных условий сельского населения'

Программно-целевой подход в улучшении жилищных условий сельского населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скальная М. М.

В статье анализируется состояние жилищных условий сельского населения в сравнении городом в период 2010-2014 гг. Приведены региональные особенности жилищных условий сельского населения. Рассмотрен организационно-экономический механизм улучшения жилищных условий сельского населения в рамках федеральной целевой программы ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и предложены меры по его совершенствованию в рамках ФЦП УРСТ и других программ федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в улучшении жилищных условий сельского населения»

УДК 331.342: 312.922

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

М.М. Скальная, доктор экономических наук, доцент главный научный сотрудник Центра социальной политики и мониторинга сельского развития Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ)

E-mail: mskalnaya@ yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется состояние жилищных условий сельского населения в сравнении городом в период 2010-2014 гг. Приведены региональные особенности жилищных условий сельского населения. Рассмотрен организационно-экономический механизм улучшения жилищных условий сельского населения в рамках федеральной целевой программы ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и предложены меры по его совершенствованию в рамках ФЦП УРСТ и других программ федерального уровня.

Ключевые слова: жилищные условия сельского населения, организационно-экономический механизм улучшения жилищных условий сельского населения, целевые индикаторы и показатели в области жилищной сферы села в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Abstract. This article analyzes the state of housing conditions of the rural population in comparison to urban population over the 2010-2014 period. In this work the regional characteristics of the housing conditions of the rural population were demonstrated. Besides, the article examines organizational and economic mechanism of improving housing conditions of the rural population under the framework of the federal target program "Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period till 2020 ", and proposes measures for its improvement under the federal target program of URST and other programs at the federal level.

Key words: housing conditions of the rural population, organizational and economic mechanism of improving housing conditions of the rural population, target indicators and indicators of housing sector in rural areas in the federal target program "Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period till 2020".

В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года (далее Стратегия) выделены приоритетные направления в области повышения качества жизни сельского населения. Эффективность реализации Стратегии определяется достигнутыми в ходе реализации программных мероприятий показателями, свидетельствующими об улучшении условий жизни сельского населения. На сегодняшний день федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» (далее ФЦП УРСТ) является основным инструментом реализации Стратегии, в которой обозначены целевые показатели устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, в том числе и касающиеся условий проживания сельских жителей. Важность данного аспекта социальной сферы села вызвана тем, что в числе нерешенных социально-экономических проблем сельских территорий, способствующих оттоку сельского населения в города, жилищные условия являются второй по значимости причиной, обуславливающей данный процесс.

Меры государственной поддержки развития жилищного строительства, в том числе в рамках ФЦП «Социального развития села до 2013 года» и ФЦП УРСТ, позитивно повлияли на жилищную ситуацию в сельской местности. В 2014 г. ввод жилья в сельских поселениях увеличился на 4318,9 тыс. м2 (24,6%) и был самым большим в период 2010-2014 гг. За счет ФЦП УРСТ введено 889,54 тыс. м2. Кроме того, по переходящим объектам ФЦП «Социального развития села до 2013 года» дополнительно введено 409,14 тыс. м2 Всего в рамках двух программ ввод составил 5,9% от общего объема жилищного строительства на селе за анализируемый период. К сожалению, приходится констатировать, что вклад федеральных целевых программ в развитие жилищной инфраструктуры сельских территорий снижается.

В таблице 1 представлена динамика ввода жилья в сельской местности по формам собственности. В 2014 г. объем ввода жилья находящегося в федеральной собственности составил только 11% к уровню 2010 г. Ввод площади, находящейся в собственности субъектов федерации изменяется волнообразно, в 2014 г. он увеличился в 1,8 раза по сравнению с предыдущим годом. Значительно вырос и объем жилищного строительства в рамках муниципальной собственности (в 1,7 раза).

Темпы роста ввода частной жилой площади уступали темпам ввода площади, находящейся в собственности субъектов федерации и муниципальной собственности. При этом в частном секторе рост строительства индивидуальными застройщиками отставал от роста ввода жилья другими частными

собственниками, среди которых ведущая роль принадлежит организациям АПК, но их удельный вес составляет всего 10-11% объема строительства, осуществляемого частными застройщиками.

Индивидуальные застройщики в формировании жилищной инфраструктуры села остаются преобладающими хозяйствующими субъектами в сельском жилищном строительстве. В 2014 г. на их долю приходилось 82,2% всего объема жилищного строительства в сельских поселениях.

Таблица 1 - Ввод жилья в сельской местности по формам собственности _(тыс. м2)_

2010 2011 2012 2013 2014 2014,%

к 2010 к 2013

Введено общей площади -всего 14736,9 15531,1 15728,2 17535,3 21854,2 148,3 124,6

Из нее по ФЦП СРС и УРСТ 1267,3 1289,9 1314,4 1220,2 1298,7 70,2 72,9

% 8,6 8,3 8,3 7,0 5,9 х х

В том числе находится в собственности:

федеральной, 96,8 64,7 36,2 41,1 10,7 11,1 25,8

% 0,7 0,4 0,2 0,2 0,0 х х

субъектов федерации 133,2 107,5 128,3 84,4 153,4 116,0 181,8

% 0,9 0,7 0,8 0,5 0,7 х х

муниципальной 221,7 242,8 239,7 173,4 298,7 134,7 172,3

% 1,5 1,6 1,5 1,0 1,4 х х

частной 14117,6 14875,4 15219,3 17067,3 20870,9 147,8 122,3

% 95,8 95,8 96,8 97,3 95,5 х х

прочей собственности 167,6 240,7 104,7 169,1 520,5 310,2 307,8

% 1,1 1,5 0,7 1,0 2,4 х х

Ввод общей площади жилых домов на 1 тыс. жителей, м2:

село 392 416 422 472 587 149,7 124,4

город 415 443 472 498 580 139,8 116,5

Село к городу, % 94,5 93,9 89,4 94,8 101,2 X X

Всего за 2010-2014 гг. в сельской местности введено 85,4 млн м2 общей площади жилых домов, что в 1,3 раза больше, чем за предыдущую пятилетку. В расчете на 1 тыс. жителей ввод жилых домов на селе за 2014 г. вырос на 24,4% (против 16,5% в городе) и вторично за пореформенный период, хотя и незначительно (на 1,2%), опередил городской уровень. В 1990 г. удельный показатель жилищного строительства на селе был выше по сравнению с городом на 15% (рис. 1).

город село

Рисунок 1 - Ввод общей площади в расчете на 1 тыс. жителей

В 2014 г. было приостановлено снижение уровня благоустройства вводимого в эксплуатацию индивидуального сельского жилищного фонда всеми видами оборудования, начавшееся в 2012 г. Но по отдельным видам коммунального оборудования, кроме горячего водоснабжения, понижающий тренд продолжился. Наблюдается устойчивое снижение доли вводимых площадей, не оборудованных ни одним из видов благоустройства, в 2014 г. она уменьшилась по сравнению с 2010 г. почти вдвое (табл. 2). Ситуация, сложившаяся с инженерным оборудованием индивидуальных жилых домов, вводимых в сельской местности, вызывает большую озабоченность, так как она ведет к снижению темпов благоустройства сельского жилищного фонда и сокращению разрыва по этому показателю между городом и селом.

Таблица 2 - Оборудование введенных индивидуальных жилых домов в сельской местности _(к общей площади, %)_

2010 2011 2012 2013 2014

Оборудовано:

водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, ванной (душем) 32,8 36,4 35,9 33,5 33,6

водопроводом 61,1 64,4 63,2 59,3 55,0

канализацией 55,4 58,8 57,4 53,3 50,5

центральным отоплением 73,5 75,2 74,1 66,6 58,1

горячим водоснабжением 34,7 38,2 37,7 31,2 38,4

Не оборудовано ни одним из перечисленных видов благоустройства 19,2 16,4 16,6 12,7 10,0

По состоянию на конец 2014 г. сельский жилищный фонд составил 935,3 млн. м2 общей площади жилых помещений, увеличившись за год на 20,3 млн. м2 (2,1%), а за весь исследуемый период - на 37,3млн м2 (4%). То есть 54,4% прироста сельского жилья за 2011-2014 гг. приходится на последний год.

Рост сельского жилищного фонда был обеспечен практически полностью за счет увеличения площади жилищного фонда, принадлежащего гражданам. По другим собственникам (кроме позиции «другой», доля которой незначительна) площадь жилищного фонда сократилась в 2014 г. по сравнению как с 2013, так и 2010г.

В структуре сельского жилищного фонда абсолютно преобладает частный жилищный фонд и его доля повышается. В 2014 г. 90,2% частного жилищного фонда находилось в собственности граждан.

При анализе состояния сельского жилищного фонда за период 2010-2014 гг. выявлена тенденция снижения в сельском жилищном фонде удельного веса ветхого и аварийного жилья, но в сельской местности этот показатель так же, как и в 2010 г., в 2 раза превышает городской уровень (табл. 3).

В 2014 г. общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда страны составляла 93 млн. м2, из нее 40 млн м2, или 43% размещалось в сельской местности. В ветхом и аварийном жилищном фонде проживало 4,2 млн человек, в том числе 1,7 млн. (40,5%) сельские граждане.

Таблица 3 - Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда _в сельской и городской местности (%)_

Ветхий и ава рийный фонд Ветхий фонд Аварийный фонд

село город село город село город

2010 4,9 2,4 4,3 1,7 0,5 0,7

2011 4,8 2,3 4,3 1,7 0,5 0,7

2012 4,8 2,3 4,2 1,6 0,5 0,7

2013 4,3 2,2 3,7 1,5 0,6 0,8

2014 4,2 2,1 3,6 1,4 0,6 0,7

Растет и уровень износа сельского жилищного фонда. Так, в 2010 г. удельный вес жилых строений с износом более 70% составлял 1,8%, в 2013 г. - 2,9, а в 2014 г. - 3,6%. До 30% износа имели 35,8% жилых зданий, тогда как в 2010 г. - 46,1 %. Структура сельского жилищного фонда по годам возведения меняется в сторону снижения доли новостроек. В частности, доля жилых домов, построенных после 1995 г., составила 15,2% против 18,1 в 2010 г., более 4% жилых строений приходится на дома, возведенные до 1920 г.

Темпы роста обеспеченности городского и сельского населения общей площадью жилища в среднем на одного человека практически одинаковы, поэтому традиционное превосходство села над городом по этому показателю сохраняется (табл. 4). Но если обеспеченность жильем пересчитать на площадь жилищного фонда пригодного для проживания, т.е. без учета ветхого и аварийного фонда, то показатели снизятся до 24,2 м2 на селе и 22,9 м2 в городе и перевес села сократится с 1,9 м2 до 1,3 м2.

Таблица 4 - Обеспеченность городского и сельского населения общей площадью жилища

2010 2011 2012 2013 2014 2014, %

к 2010 к 2013

Приходится общей площади жилища в среднем на одного человека, м2:

село 24,0 24,5 24,8 24,7 25,3 105,4 102,4

город 22,1 22,5 22,9 22,9 23,4 105,9 102,1

разница 1,9 2,0 1,9 1,8 1,9 х х

При анализе региональной дифференциации по обеспеченности жильем, то ниже среднероссийского уровня этот показатель имеют жители 43 субъектов, в том числе в 2 и более раза - два: республики Ингушетия (11,7 м2) и Тыва (12,1). Максимальные значения показателя отмечены в Магаданской (48,5 м2), Тверской (37,9) и Калужской (37,8) областях. Однако это преимущество обусловлено, как правило, миграционными процессами сельского населения.

Тенденция повышения благоустройства сельского жилищного фонда продолжается очень медленно. В 2014 г. удельный вес фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, составил 28,4%. Устойчиво растет и доля площади, оборудованной отдельными видами благоустройства. Наибольшие показатели достигнуты по газификации (74,1%) и отоплению (66,3%) - табл. 5.

Таблица 5 - Благоустройство жилищного фонда в сельской и городской местности _(%)_

Общая площадь, оборудованная:

водопроводом водоотведением отоплением* ваннами (душем) газом горячим водоснабжением всеми видами одновременно

Село

2010 47,6 38,5 60,0 28,7 74,5 25,3 23,9

2011 48,5 39,2 60,8 29,1 74,0 26,2 24,5

2012 49,1 39,9 61,3 29,4 73,8 26,5 24,8

2013 52,0 41,1 63,6 30,7 73,3 27,9 26,0

2014 54,7 43,4 66,3 32,5 74,1 30,2 28,4

Город

2010 89,3 87,3 92,0 81,3 66,9 80,1 77,3

2011 89,5 87,5 92,1 81,5 66,6 80,3 77,5

2012 89,6 87,5 92,2 81,4 66,2 80,4 77,4

2013 89,8 87,6 92,1 81,6 65,4 80,5 77,6

2014 85,7 83,5 87,9 77,7 62,1 76,7 73,4

* За исключением печного отопления

Вместе с тем различие по уровню благоустройства между сельским и городским жилищным фондом остается большим и это в значительной мере обесценивает преимущество села по обеспеченности жильем в расчете на одного жителя.

В 33 субъектах Российской Федерации удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованных всеми видами благоустройства, выше среднероссийского уровня. В 8 регионах этот показатель превышает 50%. Хуже всего ситуация с коммунальными удобствами в Ненецком автономном округе - 2,9%, Республике Саха (Якутия) - 2,9, Курганской области - 2,1, Республике Тыва - 3,1%.

В 2014 г. 37,9 тыс. сельских семей - 7,6% из числа состоящих на учете в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий, получили жилье. По сравнению с 2011 г. число сельских семей, улучшивших жилищные условия, сократилось на 14,6 тыс., а их удельный вес в числе семей, состоящих на учете - на 3,7 п.п. Снизились эти показатели и по сравнению с 2013 г.

Доля молодых семей, молодых специалистов в составе семей, улучшивших жилищные условия, повышается, что способствует привлечению в село квалифицированных кадров. В 2014 г. на эту категорию очередников пришлось 33,8% против 24,5 в 2011 г. (табл. 6).

Таблица 6 - Предоставление жилых помещений сельским семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

2011* 2012 2013 2014 2014, %

к 2011 к 2013

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, на конец года 463875 490877 482311 496005 106,9 102,8

Из них:

молодые семьи 153322 164086 153181 154824 101,0 101,1

молодые специалисты 13512 16174 14821 13477 99,7 90,9

Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия 52508 53437 45376 37941 72,3 83,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из них:

молодые семьи 10903 13786 12963 10921 100,2 84,2

молодые специалисты 1950 2657 2464 1921 98,5 78,0

В том числе в рамках ФЦП СРС и ФЦП УРСТ 15954 16717 15666 14678 92,0 93,7

% 30,4 31,3 34,5 38,7 х х

Из них молодые семьи и молодые специалисты 7881 8814 8049 7825 99,3 97,2

% 49,4 52,7 51,4 53,3 х х

*Учет ведется с 2011 г.

В рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2014 г. улучшили жилищные условия 14,7 тыс. семей, из них 53,3% молодые семьи и молодые специалисты.

За четыре года из общей численности молодых семей и молодых специалистов, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, 32,5 тыс. (56%) осуществили это в рамках целевых программ. Тем не менее, численность специалистов основных служб в сельском хозяйстве продолжает снижаться.

Безусловно, доля вышеуказанных программ в улучшении жилищных условий сельских семей, стоящих на учете, в последние два года существенно возросла, но их вклад в решение жилищной проблемы на селе недостаточен. На конец 2014 г. в очереди на улучшение жилищных условий стояло 496 тыс. человек, или на 32,1 тыс. (6,9%) больше, чем в 2011.

Итоги выполнения двух целевых показателей, предусмотренных в Стратегии по данному направлению в 2014 г. показали, что оба значения были превышены. По общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя в сельских населенных пунктах, м2 на человека превышена на 0,8%, а удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованной всеми видами благоустройства - на 1,5 п.п. Однако не следует обольщаться по данному поводу, поскольку реальное состояние в жилищной инфраструктуре села требует дополнительных средств и внимания в области улучшения жилищных условий сельчан.

Помимо специальной ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» меры по социальному обустройству села и социальной поддержке граждан, проживающих в сельской местности, осуществляются в рамках государственных программ и проектов общенационального характера, связанных с развитием жилищно-коммунального хозяйства.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», объединившая в себе две федеральные целевые программы: «Жилище» на 2011-2015 годы» и «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы, а также три подпрограммы, в том числе: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» и «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России».

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22. 01. 2002 № 33 была утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, государственным заказчиком-координатором которой было определено Министерство регионального развития Российской Федерации. После ликвидации этого Министерства вопросы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда перешли в компетенцию государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Фонд), созданный согласно Федеральному закону от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ (ред. от 28.06.2014) на период до 1.01.2018 г. Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, включающих в себя

первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в размере 240 млрд руб. и вносимые дополнительные имущественные взносы Российской Федерации, а также доходов, полученных Фондом от инвестирования временно свободных средств.

Основная деятельность Фонда состоит в предоставлении целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом программ развития малоэтажного жилищного строительства.

Отсутствие в государственных программах и проектах общенационального характера, связанных с развитием жилищно-коммунального хозяйства показателей по сельской местности, не позволяет выявить их вклад в развитие сельских территорий.

В целях улучшения жилищных условий в сельской местности и обеспечения благоустроенным жильем квалифицированных молодых кадров, привлекаемых для работы в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы села, необходимо:

при корректировке ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотреть увеличение объемов ввода (и приобретения) жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов. При этом возраст молодых семей, молодых специалистов, участвующих в мероприятиях программы, целесообразно повысить до 40 лет. Эффективность такой меры показывает опыт реализации программы «Земский доктор», в рамках которой возраст врачей, получающих «подъемные» на обзаведение жильем при переезде в сельскую местность, в 2012-2013 гг. составлял до 35 лет, в 2014-2015 г. - до 45 лет, а с 2016 г. - до 50 лет;

в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», действующей до 2020 г., в системе мероприятий по повышению доступности населению благоустроенного жилья предусмотреть отдельной строкой показатели по гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, и показатели по переселению сельских семей из ветхого и аварийного жилищного фонда;

в целях улучшения технического состояния сельского жилищного фонда и ускорения темпов переселения сельских жителей из ветхого и аварийного жилья целесообразно внести изменения в федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Фонд), предусмотрев:

пролонгацию действия Фонда, который создан на период до 1.01.2018г.;

предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта не только многоквартирных домов, удельный вес которых в сельской местности составляет 12,5%, но и индивидуального жилищного фонда.

Кроме того, средства Фонда, выделяемые на капитальный ремонт, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья и модернизацию коммунальной инфраструктуры, должны распределяться между городскими и сельскими поселениями с учетом того, что удельный вес ветхого и аварийного жилья на селе в 2 раза выше, чем в городе, а удельный вес площади жилых домов, оборудованных всеми видами благоустройства, составляет только 28,4% против 73,4% в городе. Средства, направляемые на нужды жителей сельских населенных пунктов, должны выделяться в бюджете Фонда отдельной строкой.

В целях удешевления жилищного строительства и повышения уровня инженерного оборудования вводимого на селе жилищного фонда следует рассмотреть вопрос о восстановлении отмененной в 1995 г. льготы по НДС для жилищного строительства на селе и распространить эту льготу на строительство инженерных коммуникаций в сельской местности.

Развитию жилищного, а также производственного и социально-культурного строительства на селе будет способствовать утверждение Минстроем России Концепции развития сельского строительного комплекса Российской Федерации, предусматривающей создание системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов. Предполагается, что Концепция послужит основой для создания нового раздела государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: офиц. текст. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015.

2. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации 2014 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. / под науч. рук. и ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. РАН Л.В. Бондаренко. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016. вып. 2-й. 300 с.

3. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации 13.07.2013 №598 // http://base.garant.rU/70419016/#5 (дата обращения 20.07.2015).

4. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федер. закон (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2016), от 21.07.2007 №185-ФЗ (ред. от 29.06.2015). http://www.consultantm/document/cons_doc_law_69936/(дата обращения 25.03.2016).

5. Полухина М. Г. Методический подход к оценке социального развития сельских территорий / М. Г.Полухина, А.И. Богачев // Образование, наука и производство. 2015. №1. С. 64-68.

6. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: Монография. Орловский ГАУ. 2016 г. 146 с.

7. Скальная М.М. Аналитическая оценка состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций РФ / М.М. Скальная, Г.М. Демишкевич // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. №4 (17) С. 74-78.

8. Семыкин В.А., Образ жизни как условие и фактор воспроизводства человеческого капитала / В.А. Семыкин, В.В. Сафронов, Е.В. Овсянников // Региональные проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса: сб. материалов всерос. науч.-практич. конф. / Отв. за вып. И.Я. Пигорев. 2007. С. 3-10.

9. Савченко Е.С. Концептуальные основы социально-экономического развития России: проблемы и суждения // АПК: Экономика, управление. 2012. № 1. С. 14-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.