УДК 371 ; 159.9:37
Подымова Людмила Степановна
доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет
Ермакова Ольга Евгеньевна
кандидат психологических наук Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета ls.podymova@mpgu.edu, ermakova@bsk.vsu.ru
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается опыт организации образовательного процесса, направленного на формирование индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности. Показаны возможности организации учебно-воспитательного процесса, создающего условия для творческого овладения основами профессии, развивающего чувствительность к инновационным изменениям, моделирующего труд педагога, осуществляющего инновационную деятельность. В качестве основных результатов профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности предлагаются: мотивационно-творческая направленность, овладение способами решения профессиональных задач, развитие их личностного и творческого потенциала, формирование и развитие профессионально-важных качеств личности, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Раскрыты возможности применения интерактивных технологий в процессе формирования индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности.
Ключевые слова: индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя, условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, интерактивные технологии.
""1 Достижение высокого качества образо-I I вательных услуг на современном этапе У И возможно только при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, мобильно реагирующих на происходящие в образовательном пространстве перемены, инициативных, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовых обучаться в течение всей жизни.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий массовой практики профессионального образования, позволил нам выделить противоречие между современными требованиями общества к учителю и существующим характером профессионального образования, не в полной мере обеспечивающим формирование индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности.
Формирование индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности применительно к условиям обучения в вузе возможно через организацию учебно-воспитательного процесса, создающего условия для творческого овладения основами профессии, развивающего чувствительность к инновационным изменениям, моделирующего труд педагога, осуществляющего инновационную деятельность.
Учитывая стремительное развитие системы образования, учебный процесс при подготовке будущих педагогов необходимо строить максимально приближенным к их будущей практической деятельности. При этом меняется и роль преподавателя: он становится наставником и консультантом. Важной его задачей становится формирование дей-
ственной мотивации у студентов к инновационной деятельности. Содержание образовательного процесса должно опираться на традиционные и инновационные подходы к научно-методическому обоснованию и организации учебного процесса.
Основным результатом профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности, на наш взгляд, является мотивационно-творческая направленность, овладение способами решения профессиональных задач, развитие их личностного и творческого потенциала, формирование и развитие профессионально-важных качеств личности, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Имеющееся противоречие между возрастающими на современном этапе требованиями к уровню профессиональной подготовки педагога и характером сложившейся системы подготовки специалистов и бакалавров может быть разрешено разработкой и реализацией программы по формированию индивидуального стиля инновационной деятельности учителя.
В основу построения данной программы были положены следующие подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности будущего учителя: системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий.
Согласно системному подходу все звенья педагогического образования должны в максимальной степени стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве. Реализация рефлексивно-деятельного подхода предполагает развитие у обучающегося способно-
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Подымова Л.С., Ермакова О.Е., 2016
сти занимать активную исследовательскую позицию по отношению к собственной педагогической деятельности, к себе как её субъекту. Индивидуально-творческий подход обеспечивает выявление и формирование у обучающегося творческой индивидуальности, развитие у него инновационного мышления, неповторимой технологии профессиональной деятельности.
Целью данной программы является создание психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля инновационной деятельности педагога в процессе профессиональной подготовки. Условия были выделены в ходе теоретического анализа:
- информационное просвещение о сущности инновационных процессов в современном образовании;
- развитие креативности;
- развитие мотивации достижения успеха;
- моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности;
- развитие коммуникативных умений, отработка индивидуальных стратегий поведения, необходимых для осуществления инновационной деятельности;
- активизация рефлексивной позиции в деятельности [3].
Реализация разработанной программы осуществлялась нами в рамках дисциплины по выбору «Индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя», модуля курсов повышения квалификации учителей «Инновационная деятельность учителя при введении ФГОС общего образования второго поколения» и других. Программа включает теоретическую и практическую части.
Лекционные занятия были ориентированы на раскрытие основных понятий инноватики: инновация, инновационная деятельность, инновационные процессы в образовании, личностные особенности инноваторов, барьеры инновационной деятельности, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя и др.
Проведение лекционных и практических занятий предполагало использование активных и интерактивных форм и методов обучения. Активные и интерактивные методы обучения стимулируют познавательную деятельность студентов, строятся на диалоге, в ходе которого происходит свободный обмен мнениями о возможных путях разрешения той или иной проблемы [1].
Интерактивной формой лекционных занятий являлись: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция «пресс-конференция», лекция-диалог и др.
На практических занятиях отдавалось предпочтение таким формам интерактивной технологии, как круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой
штурм, деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс и другие.
Практическая часть программы содержала психолого-педагогический практикум с использованием интерактивных методов работы с обучающимися и слушателями курсов повышения квалификации. В качестве инструментария для организации интерактивного обучения нами широко использовались такие приемы педагогической технологии как «Развитие критического мышления через чтение и письмо», синквейн, фишбоун, эссе и др.
При разработке психолого-педагогического практикума мы исходили из предложенной нами модели стилевых характеристик инновационной деятельности, включающей в себя ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный компоненты [2]. Программа практикума является взаимосвязанной и включает три блока: мотивационный, операциональный и рефлексивный.
Мотивационный блок нацелен на формирование направленности на инновационную деятельность и включает упражнения, ориентированные на осознание обучающимися потребности в творческом осуществлении педагогической деятельности и развитии у себя необходимых для ее осуществления качеств личности.
Операциональный блок ориентирован на творческое развитие личности обучающихся, на формирование и развитие у них необходимых для осуществления инновационной деятельности профессионально-личностных качеств. Упражнения, входящие в данный блок, способствуют осознанию феномена творчества, преодолению барьеров в проявлении креативности, развитию умений и навыков управления механизмами творческого процесса.
Рефлексивный блок направлен на развитие профессиональной рефлексии и формирование рефлексивной позиции в инновационной педагогической деятельности. Упражнения данного блока ориентированы на отработку у обучающихся умений самоанализа профессиональных и личных качеств, развитие позитивного и адекватного самовосприятия и самоотношения.
При реализации психолого-педагогического практикума мы чередовали индивидуальную и групповую формы работы обучающихся. Одним из важных достоинств групповой работы является то, что она всегда носит выраженный профессионально направленный характер и предназначена для развития креативности, формирования коммуникативных навыков, выработки наиболее оптимального стиля общения при решении групповых задач.
Создание проблемных ситуаций способствовало активизации мышления обучающихся. Диалого-
вое общение обеспечивало возможность осознания и формулирования проблемы, поиска её решения в ходе анализа условий, согласования мнений, выработки нестандартных подходов.
Для развития творческой познавательной и профессиональной деятельности обучающихся были подобраны такие задания, которые побуждали к поиску многовариативных решений. В ходе выполнения этих заданий у них формировались способности выявлять, анализировать и творчески решать педагогические задачи. Использование педагогических задач в рамках теоретического обучения позволяли моделировать будущую педагогическую деятельность, поскольку воспроизводили содержание труда учителя. Так анализ конфликтных педагогических ситуаций позволял обучающимся смоделировать соответствующие формы поведения при освоении новшеств, предвидеть возможные напряжённые ситуации будущей профессиональной деятельности.
При систематическом моделировании педагогических ситуаций обучающиеся ставились в условия, требующие от них проявления профессионально значимых качеств. В результате они осознавали необходимость расширения имеющихся знаний, умений и навыков. Систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях, на наш взгляд, способствует развитию личности будущего учителя.
Обучение студентов и слушателей умению выявлять проблемы, анализировать проблемную ситуацию, формулированию педагогической задачи и поиску её решения способствовало развитию творческого потенциала, формированию у них способности проектировать будущую инновационную педагогическую деятельность.
При рассмотрении вопроса о мотивации инновационной деятельности учителя обучающимся предлагалось принять участие в дискуссии. Группа делилась на две подгруппы, одна из которых высказывала убедительные аргументы в пользу тезиса: «Только при условии достойной оплаты своего труда учителя будут активно включаться в инновационную деятельность». Задание второй подгруппы - аргументировано высказаться в пользу антитезиса: «Если учителя интересуют инновации, то материальная составляющая его труда не имеет никакого значения». В ходе дискуссии ее участники приходили к выводу о том, что мотив придает деятельности личностный смысл [4].
Ролевые игры способствовали развитию и закреплению у обучающихся навыков самостоятельной работы, умений профессионально мыслить, принимать верные решения и обосновывать путь их выполнения.
Игровое моделирование является универсальным средством воспроизведения педагогической деятельности, обеспечивающим принятие обосно-
ванных решений в заданных условиях. Игровое моделирование было представлено инновационной игрой «Есть идея!». Для этого группа студентов разделялась на 4 игровые подгруппы: «Новаторы», «Оптимисты», «Пессимисты» и «Реалисты».
Участники игровой группы «Новаторы» представляли на защиту и обосновывали новые прогрессивные идеи реформирования системы образования (например, повсеместное введение школ с раздельным обучением по половому признаку, плавающий график начала учебного года и др.).
Основная задача группы «Оптимисты» заключалась в аргументированной и обоснованной защите выдвинутой «Новаторами» идеи, вскрытии конструктивных сторон её введения.
«Пессимисты» аргументированно и обоснованно вскрывали несостоятельность выдвинутой «Новаторами» идеи, отмечали все возможные негативные последствия ее внедрения в систему образования, стремились обозначить связанный с этим круг проблем.
Основной задачей «Реалистов» являлось аргументированное доказательство возможности реального внедрения предложенной «новаторами» идеи в образовательную практику на основе следующих критериев:
- новизна предлагаемой идеи;
- её конструктивность и спектр решаемых проблем;
- ресурсная и организационная обоснованность;
- возможность её практической реализации в ближайшей перспективе.
Обучающиеся аргументированно доказывали свою точку зрения, исходя из заданной роли, хотя они могли внутренне не разделять её. В процессе игры участники менялись ролями, что способствовало преодолению стереотипов и эгоцентризма мышления обучающихся. Данная игра также способствовала развитию таких коммуникативных способностей, как способности убеждать оппонентов, отстаивать свою точку зрения.
Продуктивному раскрытию и эффективному использованию творческого потенциала в педагогической деятельности способствует рефлексия. Под рефлексией понимают процесс самопознания, переосмысления, преобразования субъектом своего сознания, общения, своей деятельности.
Рефлексия определяет отношение обучающегося к себе как субъекту профессиональной деятельности, возможность предвидения самого себя в педагогической ситуации. Способность проводить сравнение, сопоставление собственного видения себя с оценками других участников взаимодействия помогает обучающемуся прийти к осознанию того, как он воспринимается и оценивается другими людьми, что способствует развитию адекватной самооценки.
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Исходя из вышесказанного, в процессе обучения мы стремились создавать такие ситуации, которые способствовали бы актуализации рефлексивной позиции будущего учителя, формированию позитивного самовосприятия, стимулировали процессы самоутверждения и саморазвития. С этой целью на завершающих этапах проводимых занятий мы использовали различные рефлексивные упражнения («Камушек в ботинке» и др.). Рефлексивный анализ занятий также осуществлялся с использованием приемов «Рефлексивный ринг», «Цепочка пожеланий», «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение» и др.
Предложенный подход к организации профессиональной подготовки создает условия, способствующие формированию индивидуального стиля инновационной деятельности учителя. Интерактивные технологии в процессе профессиональной подготовки учителя способствуют повышению собственной активности обучающихся и их мотивации к инновационной педагогической деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний обучающихся к их активному применению в модельных или реальных ситуациях инновационной деятельности, что, безусловно, повышает качество профессиональной подготовки.
На наш взгляд, именно такой подход к организации образовательного процесса позволит решить
проблему формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в системе профессиональной подготовки.
Библиографический список
1. Ваганова О.И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения // Вестник Мининского университета. - 2014. -№ 2 (6).
2. Ермакова О.Е. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 124-128.
3. Подымова Л.С., Ермакова О.Е. Индивидуальные стилевые особенности освоения учителем инновационной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2013. - № 13 (32). - С. 101-105.
4. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 4. - С. 22-25.