UDC 371.3+43
PERCEPTION OF FOREIGN (ALIEN) LITERARY TEXT BY READER
Larisa Ivanovna Komarova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor, Doctoral Candidate of Theory and Practice of English Language Teaching, e-mail: [email protected]
The dialogue between the reader and the writer is implemented during reading. The reader perceives the meaning of the text with different degree of intensity. The perception of foreign fiction is complicated by a number of reasons. Recipient perceives a foreign text through the prism of its own culture. The main task of methodology consists in preventing the distortions and gaps during the perception of foreign literary text.
Key words: foreign; alien; literary text; linguistic personality; background knowledge; culturological lacunas.
УДК 371:001.895
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
© Ольга Евгеньевна Ермакова
Борисоглебский государственный педагогический институт, г. Борисоглебск, Россия, ассистент кафедры педагогики и психологии, e-mail: [email protected]
Рассмотрены базовые положения теории индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии. Вводится понятие индивидуального стиля инновационной деятельности учителя. Определяются стилевые характеристики индивидуального стиля инновационной деятельности учителя. Рассматриваются основные показатели индивидуального стиля инновационной деятельности учителя.
Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности; индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя; инновационная деятельность учителя.
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Индивидуальный стиль в педагогической деятельности обычно связывают с работой учителя, который вырабатывает свой собственный почерк, наиболее соответствующий его собственным способностям, типу нервной системы, личностным качествам.
Основными исходными теоретическими положениями концепции индивидуального стиля в отечественной науке являются интегрированные идеи Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Д. Небылицына, И.П. Павлова, Б.М. Теплова и др. Сущность этих позиций заключалась в следующем: есть стойкие личностные качества, существенные для успеха деятельности; каждая личность имеет свои варианты приспособления к деятельности; компенсации слабо выраженных способностей; стиль является организующим началом и служит средством приспособления к социальным требованиям и требованиям деятельности; наиболее существенными признаками инди-
видуально-средового взаимодействия оказываются адаптивность, компенсаторность и оптимальность.
Проблема индивидуального стиля деятельности (ИСД) в отечественной психологии разрабатывается уже более 35 лет. В работах В.С. Мерлина (1986), Е.А. Климова (1969), М.Р. Щукина (1994-2000), В. А. Толо-чека (1984-2000) и других рассмотрены базовые положения теории индивидуального стиля деятельности, выделены его основные компоненты, факторы формирования и развития.
В конкретных исследованиях профессиональной деятельности под индивидуальным стилем чаще всего используются два понятия, данные Е. А. Климовым: в узком смысле слова - это есть «обусловленная природными особенностями человека устойчивая система способов и тактик деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»; в широком смысле - «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или
стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [1].
Е. П. Ильин выделил 3 варианта соотношения индивидуального стиля деятельности (ИСД) с условиями и требованиями деятельности: стиль выбирается исходя из критерия удобства данного способа для человека; стиль формируется в соответствии с требованиями деятельности; стиль выбирается в соответствии со склонностью и в то же время не вступает в противоречие с требованиями деятельности [2].
Многие исследователи (В.И. Загвязин-ский, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова,
Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) под стилем понимают проявление в своей деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий подчерк, предпочитаемые каналы самореализации и педагогического влияния на учащихся.
Одной из первых попыток изучения индивидуального стиля в сфере педагогической деятельности как целостной системы профессиональной деятельности стало исследование А.К. Марковой и А.Я. Никоновой, которые вслед за Е. А. Климовым понимают индивидуальный стиль деятельности как совокупность общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки. В структуре ИСД учителя А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделяют:
- содержательные характеристики ИСД учителя (ориентация на процесс / результат обучения, адекватность / неадекватность планирования, оперативность / консервативность использования способов педагогической деятельности, рефлексивность / интуитивность);
- динамические характеристики ИСД учителя (гибкость / традиционность, импульсивность / осторожность, устойчивость / неустойчивость по отношению к изменению ситуации, стабильно-эмоциональное позитивное отношение к учащимся / нестабильное, наличие / отсутствие личностной тревожности, направленность рефлексии на себя, обстоятельства или на других);
- результативные характеристики ИСД учителя содержат в себе однородность уровня знаний учащихся, стабильность навыков учащихся и уровень развития интереса учащихся к изучаемому предмету.
На основании разработанного подхода к ИСД учителями А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по критерию эмоциональности / рассудительности и импровизации / методичности были выделены и описаны 4 стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровиза-
ционный, рассуждающе-методичный [3].
В свете теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [4] мы вслед за В.А. Сластениным и Л.С. Подымовой [5] понимаем индивидуальный стиль инновационной деятельности как целостную систему операций, обеспечивающую эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемую целями, задачами инновационной педагогической деятельности, свойствами различных уровней индивидуальности учителя.
При определении стилевых характеристик инновационной деятельности учителя мы основывались на следующих положениях, отраженных в работах Е.П. Ильина. Е.А. Климова, Л.Н. Макаровой [6], А.Н. Марковой, А.Я. Никоновой, Л.С. Подымовой,
В.А. Сластенина, М.Р. Щукина [7] и др.:
- стиль деятельности является интегративной характеристикой, объединяющей личностные особенности субъекта, специфику самой деятельности;
- инновационная деятельность носит творческий характер;
- в структуре инновационной деятельности выделяют мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты;
- в структуре индивидуального стиля деятельности выделяют содержательные, динамические и результативные характеристики;
- стиль деятельности усиливает профессиональную мотивацию, обеспечивает профессиональное развитие;
- стиль деятельности является условием самоорганизации деятельности;
- стиль деятельности повышает ее эффективность и является одним из главных условий профессионального мастерства.
Таким образом, характеристики стиля инновационной деятельности учителя складываются из специфики инновационной деятельности и стилевых характеристик педагогической деятельности.
Нами были выделены содержательные характеристики стиля инновационной педагогической деятельности:
Содержательные характеристики стиля инновационной педагогической деятельности: 1) направленность на творчество в педагогической деятельности; 2) реализация побуждений к инновационной деятельности (поиск инновационной информации, новых подходов к обучению и воспитанию, знакомство с новшествами; использование передового инновационного опыта; преодоление факторов неуспеха и барьеров инновационной деятельности; сочетание нормативных и эвристических элементов в инновационной деятельности, высокий уровень развития академических способностей и др.); 3) анализ и самооценка профессиональных и личностных возможностей по созданию или освоению новшества; прогнозирование средств достижения целей и результатов инновационной деятельности; высокая степень самостоятельности в принятии инновационных решений.
Теоретический анализ позволил также выделить динамические и результативные характеристики индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности:
Динамические и результативные характеристики индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности: 1) рефлексия и построение системы профессиональных смыслов, обретение учителем личностного смысла инновационной деятельности; 2) направленность на достижение высоких результатов в инновационной деятельности благодаря мотивам личностной самоактулизации в профессиональной среде; 3) демонстрация результатов инновационной деятельности; 4) развитие профессиональных способностей и интуиции учителя; высокий уровень понимания учащегося, профессиональной компетентности; 5) творческая восприимчивость к внедрению новшества, создание авторских подходов к обучению и воспитанию детей; 6) самооценка и самоконтроль достижения целей инновационной деятельности, адекватность планирования вне-
дрения новшеств в учебно-воспитательный процесс; 7) формирование «Я-концепции» педагога-новатора, построение концепции профессионального роста и др.
В качестве основных показателей стиля как критерия эффективности инновационной деятельности учителя мы предлагаем выделенные на основе анализа особенностей инновационной деятельности, качеств творческой личности, личностно-деятельностного подхода следующие показатели.
1. Мотивационно-творческая направленность (стремление к творчеству, стремление апробировать инновационные технологии, мотивационная готовность, восприимчивость к поиску и решению задач за пределами внешнего контроля, профессиональный интерес в сочетании с самореализацией и ориентацией на развитие детей; потребность в самосовершенствовании).
2. Цели инновационной деятельности (создание и использование принципиально или относительно новых подходов, форм, технологий в учебном процессе).
3. Планирование инновационной деятельности (формулирование проблемы, обоснование цели, выявление условий для ее достижения, обоснование этапов и подходов к применению новшества, прогноз вероятных затруднений и ошибок на каждом этапе и результатов инновационной деятельности).
4. Действия и операции инновационной деятельности. С точки зрения отношения к предмету инновационной деятельности условно можно выделить две группы действий и операций.
1. Действия и операции, непосредственно связанные с целенаправленным внедрением новшеств (осознание собственных проблем и поиск собственных нетрадиционных способов их решения; генерирование большого числа идей; активный поиск инновационной информации; выбор имеющихся инноваций на основе соотнесения их с собственными возможностями; определение условий, необходимых для реализации инноваций; принятие решения об использовании нового; самостоятельность в принятии решений; включение инновации в целостный образовательный процесс; волевые действия, связанные с проверкой собственных проектов и их усовершенствованием; организация инновационной деятельности и управление
своим поведением; отслеживание хода развития и внедрения новшества; решение разнообразных задач на всех этапах инновационного процесса и др.).
2. Действия и операции, связанные с социальными факторами внедрения новшеств (обсуждение с коллегами, администрацией путей внедрения новшеств; способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других; терпимое отношение к инакомыслию; избегание и успешное разрешение конфликтов, возникающих при реализации новшеств; преодоление психологических барьеров в процессе коллективной дискуссии и др.).
5. Действия контроля и самооценки введения новшества и всей инновационной деятельности (критическая оценка достоинств, недостатков и анализ результатов своей инновационной деятельности, саморегуляция, сформированность волевого компонента, адекватная самооценка).
6. Рефлексия как осознание себя в собственной инновационной деятельности (анализ значимости мотивов и их достижимость, адекватность действий учителя при анализе и оценке результатов достижения цели инновационной деятельности; осознание педагогом своей роли в педагогическом сообществе; переосмысление предшествующего опыта; соизмерение целей инновационной деятельности со своими возможностями; осознание и развитие положительных качеств личности, необходимых для осуществления инновационной деятельности; осознание и устранение отрицательных качеств
собственной личности, препятствующих внедрению новшеств; осознание трудностей в осуществлении инновационной деятельности; коррекция инновационной деятельности; осознание учителем необходимости самообразования и профессионального самосовершенствования).
Таким образом, проблема инновационного стиля деятельности учителя - вопрос о том, какие индивидуально-своеобразные
способы и приемы деятельности педагога наиболее целесообразны для внедрения новшеств в школе.
1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. С. 49.
2. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85-93.
3. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5.
С. 40-47.
4. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
5. Сластенин В.А.. Подымова Л.С. Педагогика инновационной деятельности. М., 1997.
6. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. Москва; Тамбов, 2000.
7. Щукин М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования. Пермь, 1994.
Поступила в редакцию 19.04.2010 г.
UDC 371:001.895
THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING OF INDIVIDUAL STYLE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER
Olga Yevgenyevna Ermakova, Borisoglebsk State Pedagogical Institute, Borisoglebsk, Russia, Assistant of Pedagogy and Psychology Department, e-mail: [email protected]
Basic positions of the theory of individual style of activity in domestic psychology are considered. The concept of individual style of innovative activity of the teacher is entered. Style characteristics of individual style of innovative activity of the teacher are defined. The basic indicators of individual style of innovative activity of the teacher are considered.
Key words: individual style of activity; individual style of innovative activity of the teacher; innovative activity of the teacher.