Профессиональная подготовка педагогов
УДК 378
О РОЛИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА И СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.Б. Асадова
Аннотация. В работе изучена инновационная деятельность педагога, основанная на творческом подходе и нестандартном решении профессиональных проблем. Опыт работы с иностранными студентами показал, что индивидуальный стиль инновационной деятельности преподавателя складывается из особенностей индивидуального стиля и специфики инновационной деятельности. Для осуществления инновационной деятельности особое значение имеют умения и навыки преподавателя. В работе показано, что преподаватель идущий путем выбора лучших методов, через осознание своих способностей и педагогических задач, реализующий себя как личность и профессионал - это педагог с высоким творческим потенциалом.
Ключевые слова: образовательная деятельность, профессиональность преподавателя, инновационный опыт, педагогическая деятельность индивидуальный стиль, творческий подход, инновационная деятельность.
ON THE ROLE OF INNOVATIVE EXPERIENCES AND STYLE
LECTURER IN ITS ACTIVITIES
I. Asadova
Abstract. The paper studied the innovative activity of the teacher, based on creativity and nonstandard solving professional problems. Experience in working with foreign students has shown that the individual style of innovative activity of the teacher consists of the features of individual style and specific innovation. For implementation innovation are particularly important skills and teacher skills. The paper shows that a teacher walking by selecting best practices, through the understanding of their abilities and pedagogical problems, realizing himself as a person and a professional -a teacher with high potential creative.
Keywords: educational activity, professional teachers, innovative experience, pedagogical activities of individual style, creative approach, innovation.
В последние десятилетия социально -экологические преобразования в Республике Азербайджан привели к множественным переменам в образовании; требования к уровню профессиональной подготовки преподавателя приобрели иной характер. Лишь при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, стремящихся постоянно
совершенствовать свое мастерство и способность быстро реагировать на происходящие в образовании перемены, возможно достижение высокого качества образовательной деятельности. Качествами, свидетельствующими о
профессиональности преподавателя, являются: способность творчески мыслить, инициативность, умение находить нестандартные решения и быть готовым обучаться в течение всей своей жизни. Лишь преподаватель, умеющий подходить к решению педагогических проблем творчески, опирающийся на современные достижения психолого-педагогической науки и
инновационный опыт, способен, анализируя результаты инновационной деятельности, постоянно и целенаправленно повышать уровень
личностного профессионального роста и уровня квалификации.
Для каждого преподавателя характерен определенный стиль, свой собственный почерк. Известно, что есть стойкие личностные качества, способствующие успешной деятельности и компенсирующие слабо выраженные
способности педагога. В педагогической деятельности определенный стиль преподавателя является средством приспособления к изменяющимся социальным и
профессиональным требованиям.
На сегодняшний день процесс становления педагога - это противоречие двух сторон, где с одной стороны общественное сознание требует присутствие индивидуальности обучающего, а с другой стороны общество предъявляет преподавателю конкретные требования, соответствующие определенным стандартам. Зачастую, процессу развития педагогической деятельности и личности преподавателя препятствуют: поведение, которое, по его мнению, является «единственно верным»; сила привычки и боязнь нового; неверие в свои силы;
слабое осознание своих индивидуальных особенностей; использование неэффективных форм организации учебной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности рассматриваются в работах Е.А. Климова (1969), В.С. Мерлина (1986), В.А. Толочека (1984 -2000), М.Р. Щукина (1994 - 2000).
Е.А. Климов под индивидуальным стилем понимает «индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей
(типологически обусловленной)
индивидуальности с предметными, внешними
удобства данного способа для человека выбирается соответствующий стиль; 2) в соответствии с требованиями деятельности формируется стиль; 3) стиль, не входя в противоречие с требованиями деятельности, выбирается в соответствии со склонностями человека [2].
Многие исследователи под стилем понимают: проявление личных качеств, творческий подход, мастерство и способность влияния на обучающихся. Фактически, стиль - это особенный способ деятельности человека с максимальным использованием его личностно-ценностных качеств.
Учителя А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделили и описали 4 типа стиля:
- эмоционально - импровизированный;
- эмоционально - методичный;
- рассуждающие - импровизационный;
- рассуждающие - методичный [3].
0.Е. Ермакова [4] выделила содержательные характеристики стиля инновационной педагогической деятельности:
1. Направленность на творчество в педагогической деятельности.
2. Реализация побуждений к инновационной деятельности.
3. Анализ и самооценка профессиональных и личностных возможностей по созданию или освоению новшества, высокая степень самостоятельности [4].
Индивидуальный стиль педагогической деятельности по Н.А. Аминову [5] - это рассматривание стиля педагогической деятельности как компонента стержня педагогического мастерства, который определяется установкой педагога на один из двух типов взаимодействия - партнерство или результативность. Отсюда выделяется два основных типа педагогического стиля:
1. Стиль, ориентированный на достижение обучающимся высоких результатов в развитии.
2. Стиль, ориентированный на развитие.
условиями деятельности» [1]. Наблюдения привели Е.А. Климова к выводу, что индивидуальный стиль деятельности это, когда человек сознательно или неосознанно учитывает свои индивидуальные особенности, как объективные условия деятельности, и в соответствии с совокупностью всех условий организует ее, например, делает поправки на свою инертность, т.е. индивидуальный стиль -это целостная система, которая обеспечивает взаимоотношения преподавателя со студентами.
По Е.П. Ильину есть три типа соотношения индивидуального стиля деятельности с условиями и требованиями деятельности: 1) из
В последние годы можно отметить работы Е.В. Яфаровой (2001) и Е.К. Гафурова (2012), исследующих педагогическую систему формирования у студентов индивидуального стиля общения.
По мнению Е.К. Гафурова, становление стиля профессиональной деятельности это результат взаимовлияния индивида и социума, который неразрывно связан с социализацией, в ходе которой человек усваивает нормы и способы осуществления профессиональной деятельности. Формирование стиля деятельности педагога основывается на его индивидуально -психологических особенностях и усвоенных им приемах осуществления педагогической деятельности [6].
Мы хотели бы отметить дополнить и развить представленные исследования на основе установления взаимосвязи деятельности и личности. Мы считаем, что отдельные профессиональные качества не компенсируют друг друга, а взаимодействуют, образуя индивидуальный подход, проявляющийся в специфичном для данного педагога стиле деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности педагога исходит из некоторых особенностей. Таковыми, по нашему мнению, являются: педагогическая направленность, умение анализировать возникшие ситуации,
планирование своей деятельности. Для становления индивидуального стиля педагогу необходимы его структурные изменения на протяжении всей своей деятельности. Мы считаем, что для достижения цели педагог должен уметь отказаться от известных штампов и стереотипов и, выйдя за действующие нормативы, находить нестандартные способы решения педагогических задач.
Если учесть, что у каждого человека есть комплекс индивидуальных особенностей, которые могут не совсем соответствовать необходимым качествам для профессиональной
деятельности, то педагог, мобилизуя свои профессиональные качества (на сознательном или бессознательном уровне), способен
компенсировать несоответствующие своей деятельности качества, создавая индивидуальный стиль деятельности. Т.е. педагог должен уметь моделировать свой стиль педагогической деятельности в зависимости от изменяющихся целей и задач обучающихся, обладая способностью оценить адекватность избранных им приемов и средств на каждом этапе обучения, и, согласно реакции обучаемых, вносить соответствующие коррекции в учебный процесс.
Преподаватель, желающий учить и воспитывать обучающихся, будет искать инновационные формы и методы работы, осмысливать свою деятельность и создавать свои
концепции воспитания студентов. Для такого случая мотивации характерна инновационная направленность деятельности педагога. Такой преподаватель будет постоянно искать несоответствие между требованиями программы и уровнем развития студентов, корректируя свою педагогическую деятельность. Показателями стиля деятельности преподавателя может быть и осознание своих проблем, и нетрадиционные способы их решения; использование новых подходов; стремление к творчеству; самосовершенствование. И, конечно же, изучение явления стиля как одного из путей познания сущности человека в его отношении с миром может помочь развитию каждого человека в реализации своих способностей.
Литература:
1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов. - Казань, 1969. - С. 49.
2. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 85-93.
3. Макарова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля учителя / А.К. Макарова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 40-47.
4. Ермакова О.Е. Теоретические подходы к изучению индивидуального стиля инновационной
деятельности учителя / О.Е. Ермакова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 6. - Т. 86. - С. 134-137.
5. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. - Воронеж, 1997. - С. 38.
6. Гафуров Е.К. Социально-психологические детерминанты становления индивидуального стиля профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей: автореф. канд. ... психол. наук / Е.К. Гафуров. - М. - 2012. - 25 с.
Сведения об авторе:
Асадова Ирада Беюкага кызы (г. Баку, Азербайджан), кандидат химических наук, доцент, старший преподаватель, Азербайджанский Университет Нефти и Промышленности, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Asadova (Baku, Azerbaijan), candidate of chemical, sciences, Senior Lecturer, Azerbaijan University of Oil and Industry, e-mail: [email protected]