Корабейников И.Н., Корецкая И.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: kin_rambler@rambler.ru
ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ
В статье обоснованы теоретические и практические аспекты развития информационно-консультационных систем в муниципальных районах. Уточнено понятие «региональная информационно-консультационная система». Представлен опыт развития информационно-консультационных систем в РФ и в зарубежных странах. Охарактеризованы особенности, проблемы и приоритетные направления развития информационно-консультационных систем в муниципальных районах.
Ключевые слова: информационно-консультационная система, регион, муниципальное образование, особенности, проблемы, приоритеты.
Вопросам внедрения информационно-консультационных систем (ИКС) в функционирование муниципальных районов в последнее время уделяется большое внимание. Необходимость современного развития ИКС обусловлена влиянием ряда факторов:
- переходом мирового общества к принципам развития информационной экономики;
- значительным ростом влияния информации и знаний на социально-экономические и производственные процессы территорий;
- глобализацией и либерализацией мировой экономики;
- большим ростом трансакционных издер-
- увеличением конкуренции на различных рынках и борьбы за природные, интеллектуальные, технологические и иные ресурсы;
- значительной вовлеченностью различных территорий в глобальные экономические, информационные, технологические и иные процессы и др.
Данные системы призваны явиться аккумулятором информации и консалтинговых услуг, необходимых для эффективного социально-экономического и производственного развития муниципальных районов. Нами были систематизированы различные интерпретации понятия «информационно-консультационная система» (таблица 1). Выявлено, что данное понятие многогранно и сложно в осмыслении. В основе большинства трактовок лежит системный подход.
К недостаткам проанализированных трактовок можно отнести:
- недостаточную проработанность проблем ориентации ИКС на решение социальноэкономических проблем территорий;
- зачастую узкую видовую ориентацию в понимании ИКС (в рамках функционирования АПК, здравоохранения, образования, консалтинга и др.);
- слабое освещение вопросов реализации в деятельности ИКС государственной политики в сфере внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в экономику территорий;
- недостаточное отражение проблем развития субъектов ИКС в рамках единой общерегиональной программы (стратегии) и др.
В рамках нашего исследования мы пришли к необходимости уточнения понятия «региональная информационно-консультационная система», под которой предлагается понимать многоуровневую и интегрированную систему информационно-консультационного обеспечения развития муниципальных образований, включающую в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-консультационных центров, развивающихся по единой общерегиональной программе и реализующих государственную политику в сфере внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в экономику территорий.
Выявлено, что к особенностям региональных ИКС относятся:
- нацеленность на повышение социального и экономического уровня жизни населения муниципальных образований региона;
- ориентация на реализацию потребностей органов местного самоуправления в своевременной и достоверной информации, информационных и телекоммуникационных технологиях, сетевой инфраструктуре и т. п.;
- возможность предоставления информационных, коммуникационных и консультаци-
онных услуг не только предприятиям производственного сектора экономики, а также организациям непроизводственной сферы, населению, органам государственной власти и местного самоуправления региона;
- прямая и косвенная реализация государственной политики в сфере внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в экономику муниципальных образований;
- обеспечение интеграции регионов и муниципальных образований в глобальные экономические процессы.
Субъектами развития ИКС в муниципальных районах являются организации, осуществляющие деятельность в сфере проводной и сотовой телефонии, а также специализированные информационные (информационно-консультационные) центры и центры информатизации при организациях различных видов экономической деятельности (образования, здравоохранения, АПК, промышленности и т. п.).
Однако в настоящее время наблюдаются серьезные проблемы в развитии ИКС в муниципальных районах на основе организаций сотовой и проводной связи. Проблемы в развитии ИКС на основе сотовых операторов заключаются в следующем:
- недостаточная зона покрытия территории муниципальных районов сотовой связью;
- ненадежность обеспечения сотовыми операторами скоростного режима передачи данных в заявляемых тарифах;
- относительно высокая стоимость передаваемых данных;
- низкий платежеспособный спрос населения в муниципальных районах;
- недостаточная компьютерная грамотность населения в муниципальных районах;
- слабое развитие необходимой инфраструктуры обеспечения ИКС в муниципальных районах на основе сотовой связи и др.
К проблемам, которые сдерживают развитие ИКС в муниципальных районах на основе организаций проводной связи, относятся:
- монополизированность рынка проводной телефонной связи в районах;
- наличие в районах старого коммутационного оборудования, которое не способно обеспечить необходимую скорость и объемы передачи данных;
- низкий уровень развития оптоволоконной связи и 1Р-телефонии;
- большой пространственный разброс поселений в муниципальных районах, что ведет к росту издержек на создание и обслуживание телефонных линий;
- недостаточная платежеспособность населения сельских поселений и др.
Таблица 1. Особенности различных интерпретаций понятия «информационно-консультационная система»
№ п/п Интерпретация понятия «информационно-консультационная система» Авторы Особенности (наименование подхода)
1 Объединенные по функциональному признаку информационно-консультационные центры или отделы, группы (областного, районного и межрайонного значения), обеспечивающие информационное и консультационное обслуживание хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса региона Нагайцев А.Ф. [13] объединение информационноконсультационных центров (системный подход)
2 Совокупность взаимодействующих элементов управления, образования, науки и обслуживающей производственной инфраструктуры, составляющих целостное синергетическое образование, миссией которой является эффективный сбор, обработка, хранение и передача информации отраслевым товаропроизводителям, оказание помощи в профессиональном ее использовании, или совокупность подсистем, объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение определенных целей Юрьева Г.И. [19] совокупность взаимодействующих элементов различных сфер деятельности (системный подход)
3 Совокупность организационно-структурных элементов (системы информации о рынке и информационно-консультационной службы), объединенных единой целью и обеспечивающих на этой основе информационные потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей Муратова Л.Г. [12] совокупность информационноконсультационных служб (системный подход)
Вместе с тем необходимо отметить, что в муниципальных районах имеется положительный опыт развития ИКС на основе создания специализированных информационных (информационно-консультационных) центров. В данном виде информатизация и компьютеризация на районном уровне происходила в несколько этапов. Сеть региональных и районных ИКС начала формироваться с 1993 г. Отечественный и зарубежный опыт консалтинговых служб показал, что информационно-консультационное обслуживание в сочетании с другими методами государственного регулирования сыграло определенную роль в повышении эффективности, устойчивости и конкурентоспособности предприятий муниципальных районов [16]. В таких регионах, как Краснодарский край, Татарстан, Ярославская, Калининградская, Вологодская и др. областях они успешно функционируют по настоящее время.
В 1998 г. в 16 субъектах Российской Федерации была завершена поставка компьютерного оборудования, развернуты локальные сети. Первая очередь создания открытой распределенной компьютерной среды (ОРКС) предназначалась в основном для ценового мониторинга и оказания консультационных услуг. Развитие ИКС в регионах второй очереди завершилась в 2000 г. Кроме того, многие регионы, не охваченные еще проектом, выразили желание организовать для себя третью очередь.
Основой телекоммуникационной сети ОРКС являются транзитные узлы, создаваемые в таких областях, как Тульская, Самарская, Курганская, Краснодарском крае и др., через которые проходят информационные потоки других субъектов Федерации. Эти узлы соединяются цифровыми каналами связи, что позволило при участии ОАО «Ростелеком» операторам электросвязи регионов внедрить современные телекоммуникационные технологии с интеграцией услуг.
Дополнительным импульсом для расширения данной работы явилось Соглашение о займе между Правительством России и Всемирным Банком, направленное на поддержку осуществления реформ в сельском хозяйстве (проект ARIS - Agriculture Reform Implementation Support). В числе основных задач данного проекта предусматривалось создание современной информационной инфраструктуры, базирую-
щейся на компьютерной системе и обеспечивающей информационное взаимодействие всех уровней управления АПК (район - область -федеральный центр). Web-сервер Минсельхо-за России www.aris.ru функционирует в Интернете с конца декабря 1996 г. и обеспечивает информацией все заинтересованные организации и всех физических лиц [9], [17].
Наиболее активно современные информационные технологии внедряются в ЦНИИ «Агроинофрмсистема», ФГБНУ «Росинфор-магротех», СибФТИ и в других организациях. В ФГБНУ «Росинформагротех», например, получили развитие такие направления создания ИКС, как формирование печатной продукции с использованием автоматизированных баз и банков данных; подготовка электронных справочников и полнотекстовых баз данных; ведение документальной, фактографической, предметно-адресной баз данных, банков данных различных технологий и графической информации [3].
Отдельные регионы создают информационные системы, ориентированные на обеспечение потребностей субъектов рынка. Например, в Курской области создана информационная компьютерная система управления экономикой. Областной банк рыночной информации содержит сообщения предприятий муниципальных районов. Разместить свои сообщения могут и те предприятия муниципальных районов, которые пока не имеют доступа в сеть Интернет. О продукции, предназначенной для продажи, они по телефону сообщают в районные управления [3].
ФГУП СНП «Агроприбор» разработана АИС «Кросс-стандарт», представляющая собой информационную модель системы требований к безопасности и качеству продукции, установленных в действующих нормативных документах. База данных АИС содержит фактографические описания нормативных документов, иерархические справочники продукции и характеристик безопасности, кодификаторы, а также классификатор единиц измерения, позволяющий сопоставить значения характеристик, приведенных в различных единицах [15].
В ряде регионов Поволжья разработаны электронные базы данных и тематические карты территории. Созданы методические, информационные основы разработки тематичес-
ких карт и атласов территорий областей с анализом состояния производственного комплекса.
В настоящее время формируется методическое обеспечение в рамках ИКС различных регионов для анализа ситуаций на общероссийских рынках продовольственной продукции, включающее различные способы оценки состояния товаропроизводителей в муниципальных районах, сформирована система мониторинга состояния рынков зерна, мяса, молока [8], [9].
Число отечественных БД по различным аспектам функционирования муниципальных районов достигает 50 («Инженерно техническое обеспечение АПК» (ФГНУ «Росинформагротех»), «АГРОС» (ЦНСХБ), «Продукция предприятий оборонного комплекса» (ВИМИ), «Научно-технические разработки и производственный опыт» (Волгоградский ЦНТИ), «Патенты России» (ИНИЦ), «Стандарты» (ВНИИКИ) и др.), зарубежных — более 120 БД (CAB ABSTRACTS, AGRIS, AGRIGOLA, UMIOC DISSERTUTION Abstraits olatabose, OCLC, SCI и др.) [3].
По мнению ряда ученых в настоящее время сформировались предпосылки в российской экономике для развития следующих перспективных информационных систем в рамках функционирования ИКС в муниципальных районах [3], [7] : интеллектуального системного управления базами данных; поддержки принятия решений; межотраслевого маркетинга; межотраслевого функционально-экономического анализа; оптимизации транзакционных издержек; SWOT-анализа инновационной среды; функционального и проектного управления инновационными процессами и интегративного бизнес-планирования, совместного предпринимательства и др.
Развитие ИКС в муниципальных районах обеспечивается необходимой нормативно-правовой поддержкой на федеральном уровне, в рамках которой предусмотрено [3]:
- расширение охвата информационного обеспечения руководителей и специалистов муниципальных образований за счет привлечения к этой работе научно-исследовательских организаций, а также создание необходимых подразделений в профильных институтах;
- совершенствование подготовки прогнозно-аналитической информации, основанной на сжатии, структурировании и генерации мате-
риалов мирового потока научно-технической информации;
- разработка и освоение автоматизированной системы сбора, генерации и доведения информации до потребителей, в том числе на электронных носителях, он-лайнового (прямого) доступа к массивам информации, интернет-технологий;
- создание новых видов информационноиздательской продукции - электронных изданий и баз данных, CD-ROM, мультимедиа и гипертекстовых систем, новостей сети Интернет, интегрированных справочников, энциклопедий, регистров (в том числе электронных) технологий, техники, сортов, кроссов и т.п., библиотек высшего управленческого персонала, плакатов и др.
Как отмечает Г.М. Демишкевич создание ИКС в субъектах РФ осуществлялось в разных организационно-правовых формах в связи с различными организационно-экономическими условиями, видением руководства и отсутствием четкого нормативно-правового обеспечения развития системы на федеральном уровне. Из всего многообразия форм организации консультационных служб можно выделить следующие [9], [14]:
- службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления;
- службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель «1апё^гапЬ» университетов), колледжей и профильных школ;
- фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг;
- консультационные службы как подразделения коммерческих фирм;
- частные консультационные службы.
За последние 15 лет четко появилась тенденция уменьшения количества ИКС в муниципальных образованиях на базе органов управления муниципальными районами и увеличения в форме государственных учреждений и предприятий, а также в других организационно-правовых формах в основном в виде автономных некоммерческих предприятий, так как в условиях существующего законодательства и налогообложения некоммерческая организация обеспечивает наиболее сбалансированные интересы органов управления муниципальными
районами, производителей и непосредственно работников службы [14]. Как показывает опыт, в рамках этой формы достигается наиболее эффективная работа, во многом обусловленная возможностью задействовать мотивационные стимулы работников службы.
Изучая опыт работы ИКС в муниципальных районах РФ [18], можно сделать вывод о том, что в настоящее время главное внимание сосредоточено на осуществлении таких задач, как:
- информационное обеспечение товаропроизводителей о рынках и инновациях, научно-технических достижениях;
- обобщение и распространение успешного производственного опыта, информации в области маркетинга, бизнес-планирования;
- расширение инвестиционной привлекательности муниципальных районов;
- реализация через систему стационарных, а также выездных семинаров программы обучения кадров.
Такие региональные ИКС, как Ивановская и Ярославская сосредоточились на работе по внедрению новых технологий в растениеводство и животноводство, что дает ощутимый экономический эффект. В Ивановской ИКС создан банк информации по различным направлениям финансово-экономической деятельности предприятий муниципальных районов. В муниципальных районах Новгородской области в рамках ИКС проводится активная работа по обобщению и распространению передового опыта экономической деятельности. Республиканский учебно-консультационный центр Республики Татарстан использует такие активные формы работы, как выезд ученых десантов на предприятия муниципальных районов.
Большое внимание в некоторых региональных ИКС (Томской, Кировской, Кемеровской, Орловской, Ростовской, Тюменской областей, а также республик Коми и Марий Эл) обращается на разработку и эксплуатацию прикладных программных продуктов и баз данных, являющихся основой для эффективной работы этих служб [1].
С высокой результативностью функционируют ИКС в составе образовательных учреждений территорий системы дополнительного профессионального образования, располагающие профессорско-преподавательским составом и имеющие большой опыт работы с ру-
ководителями и специалистами предприятий и материально-технической базой, позволяющей на высоком уровне организовать консультирование, семинары, конференции, выставки. К их числу относятся ИКС Ярославской, Калининградской, Новгородской, Вологодской областей, Ставропольского края, Республики Татарстан и др. [4].
При создании ИКС в муниципальных районах РФ необходимо использовать положительный зарубежный опыт развития данного процесса. Большинство развитых стран имеют достаточно результативно функционирующие ИКС. В некоторых странах они действуют почти 100 лет. Их появление было вызвано развитием аграрных наук, позволивших повысить уровень производства продукции при низком уровне знаний фермеров, которые могли увеличить эффективность благодаря помощи квалифицированных консультантов.
В Дании, например, две фермерские ассоциации создали единую Датскую ИКС. В Великобритании инициатива создания такой системы исходила также от фермеров, а ее финансирование удалось обеспечить из государственного бюджета. Американский и канадский варианты создания ИКС были предложены государственными органами. ИКС в США существует в виде разветвленной сети консультационных пунктов образовательной направленности. В каждом штате они входят в структуры соответствующих ведущих университетов. К сфере их деятельности относятся обучение фермеров, испытание новых технологий и сортов, разработка агротехнических проектов, а также пропаганда «труда на земле».
ИКС Германии является региональной и отличается многообразием форм. В одних землях она является государственной и подчиняется местному министерству, в других - коммерческим организациям. В отличие от США и Канады в Германии ИКС совмещают функции районных управлений, призванных реализовывать государственную политику, консультирование и обучение. Особенностью ИКС Германии является ограничение их функций законодательством. Так, например, им запрещено оказывать юридическую помощь. Соответственно свободные ниши в сфере консультационных услуг заполняют частные фирмы.
ИКС Великобритании представлены в основном фирмой «ADAS», которая охватывает Англию и Уэльс, и учебно-консультационным объединением «Шотландские сельскохозяйственные колледжи».
Служба «ADAS» имеет двухзвенную структуру. Она делится на 6 зональных консультационных центров, которые, в свою очередь, имеют от 6 до 10 групп специалистов, ведущих работы на закрепленной за ними территории, причем эти специалисты не имеют офисов, а работают «на дому» [5].
Можно выделить особенности развития ИКС в зарубежных странах:
- значительное государственное участие при создании и развитии ИКС;
- образовательная и консультативная направленность деятельности;
- нацеленность на повышение результативности развития муниципальных производителей;
- многообразие форм деятельности ИКС;
- продвижение инструментов государственной экономической, информационной, технологической политики в среде товаропроизводителей и ряд других.
Среди факторов, влияющих на результативность функционирования ИКС в муниципальных районах, можно выделить следующие:
- знания и опыт работы консультантов. Практика зарубежных консультационных служб показывает, что консультант постоянно должен овладевать новыми знаниями. Экономические подсчеты подсказывают необходимость создания межрегиональных центров обучения кадров ИКС во всех административных округах страны, хотя более целесообразно готовить их на региональном и муниципальном уровнях [1];
- наличие устойчивых взаимоотношений ИКС с ассоциациями товаропроизводителей, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, объектами рыночной и информационной инфраструктуры (торгово-промышленными палатами, банками, страховыми организациями), государственными и муниципальными органами управления, снабженческими и другими организациями [13];
- объединение усилий всех уровней ИКС по реализации целевых направлений деятельности в виде консорциума;
- присутствие сквозной системы управления - от ИКС муниципального до регионального и федерального уровней;
- наличие необходимого научно-методического, нормативно-правового, технологического и иного обеспечения развития ИКС;
- стабильный платежеспособный спрос на территории муниципального образования на услуги ИКС.
К проблемам развития ИКС на муниципальном уровне можно отнести:
- недостаточный уровень финансирования данного процесса;
- низкое качество информационных ресурсов циркулирующих в ИКС;
- недостаточное прогнозирование и планирование развития, как муниципальной экономики, так и самих ИКС;
- отсутствие экспертизы принимаемых инженерно-технических, экономических и организационных решений;
- неразвитость системы комплексного информационного обслуживания на стадиях разработки испытания, выпуска и потребления (эксплуатации) различных товаров и услуг;
- недостаточное развитие маркетинговой деятельности в ИКС и др.
В Оренбургской области была создана ИКС, но она не получила должного развития по ряду причин, среди которых:
- отсутствие эффективной модели взаимодействия ИКС с предприятиями муниципальных районов;
- недостаточно сформулированные направления развития ИКС, а также участия других организаций в работе ИКС;
- слабый уровень оснащенности предприятий муниципальных районов вычислительной техникой и программным обеспечением;
- низкая общая подготовка специалистов предприятий муниципальных районов в области современных информационных технологий;
- невозможность получения достаточной квалифицированной поддержки.
ИКС обеспечили во многих регионах продвижение в производство научно-технических разработок и передового производственного опыта. Они стали составной частью формирующегося рынка услуг, обеспечивая практическое взаимодействие науки, производства и ор-
ганов государственного управления предприятиями муниципальных районов [4]. С целью организации и ведения масштабной инновационной деятельности необходимо формировать в регионах трехуровневые ИКС:
- верхний уровень, состоящий из высококвалифицированных специалистов, должен обеспечивать восприятие новшеств и адаптацию их к условиям обслуживаемой зоны;
- второй уровень составляют специалисты, именуемые за рубежом менеджерами, по направлениям деятельности, на которых возлагаются работы в целевых группах, проведение тематических лекций и семинаров, а также всех производственных опытов;
- низший уровень ИКС образуют консультанты, в основном обеспечивающие индивидуальную работу с клиентами и проведение обучающих занятий в группах. Такие консультанты должны хорошо владеть ситуацией своих клиентов и обеспечивать проработку большинства вопросов, связанных с возникшими или назревающими проблемами [6].
Опыт развития ИКС на муниципальном уровне показал, что эффективное развитие ИКС в муниципальных образованиях должно предполагать некий плюрализм в выборе форм и
методов осуществления данного процесса; быть нацелено на реализацию государственных приоритетов и принципов построения информационного общества; основываться на передовых научно-технических достижениях в сфере информационно-коммуникационных технологий; предполагать качественный и образовательный рост населения территорий; ориентироваться на повышение конкурентоспособности предприятий муниципальных образований; аккумулировать информацию и знания и обеспечивать доступ населения к ним. Уточнение понятия «региональная информационно-консультационная система» позволило выявить сущностные характеристики данного явления: многоуров-невость и интегрированность системы информационно-консультационного обеспечения развития муниципальных образований; взаимосвязанность и взаимообусловленность развития информационно-консультационных центров в рамках данной системы; необходимость наличия единой общерегиональной программы развития системы; реализация системой государственной политики в сфере внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в экономику территорий.
22.01.2014
Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ-Урал № 13-12-56013
Список литературы:
1. Баутин, В.М. Развитие информационно-консультационной службы АПК / В.М. Баутин, М.Я Веселовский, Ю.И. Клименко // Информационный бюллетень Минсельхоза России. - 2001. - № 4. - С. 35-39.
2. Боровикова, О.Н. Об опыте работы Литовской сельскохозяйственной консультационной службы / О.Н. Боровикова / / Информационный бюллетень Минсельхоза России. - 2001. - № 9. - С. 29-33.
3. Бунин, М.С. Информационное обеспечение инженерно-технической сферы сельского хозяйства / М.С. Бунин, В.Ф. Федоренко, Д.С. Буклагин // Сборник материалов научной сессии Россельхозакадемии. - Москва. - 2003. - С. 58-70.
4. Веселовский, М.Я. Новые возможности для информационно-консультационной службы АПК/ М.Я. Веселовский // Информационный бюллетень Минсельхоза России. - 2003. - № 8. - С. 34-46.
5. Денисова, Е.Н. Информационное обеспечение сбытовой деятельности сельских товаропроизводителей / Е.Н. Денисова, А.И. Кувшинов, А.А. Хижняк - Оренбург: Издательский центр ОГАУ. - 2003. - 136 с.
6. Козлова, Е.Ю. Роль ИКС в расширении масштабов внедрения научно-технических достижений в АПК/ Е.Ю. Козлова / / Информационный бюллетень Минсельхоза России. - 2004. - № 2. - С. 38-40.
7. Корабейников, И.Н. Развитие регионального рынка информационных услуг: теоретические аспекты /И.Н. Корабейников, О.А. Корабейникова - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. - 2011. - 216 с.
8. Корабейников, И.Н. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований: теоретические и практические аспекты / И.Н. Корабейникова, О.А. Корабейникова - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 2009. - 188 с.
9. Корабейников, И.Н. Опыт внедрения и развития новых информационных технологий в экономических системах АПК / И.Н. Корабейников, И.М. Кутукова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2007. -№ 12. - С. 30-34.
10. Лазаренко, А.К. Об опыте строительства ИКС АПК Тюменской области / А.К. Лазаренко // Информационный бюллетень Минсельхоза России. - 2003. - № 7. - С. 29-30.
11. Михалева Т. Региональная информационно-консультационная служба / Т. Михалева // Экономика сельского хозяйства России. - 2003. - № 7. - С. 15.
12. Муратова, Л.Г. Оценки эффективности информационно-консультационной системы в АПК: дисс...докт.экон.наук :
08.00.05. / Л.Г. Муратова - Москва. - 2003. - 196 с.
13. Нагайцев, А. Ф. Формирование и эффективность функционирования Информационно-консультационных центров в системе регионального АПК : дисс.канд.экон.наук : 08.00.05. / А.Ф. Нагайцев - Екатеринбург. - 2009. - 250 с.
14. Нечаев, В.И. Организация консультационной службы в АПК / И.С. Санду [и др.] ; Под общ. ред. В.И. Нечаева. - М.: КолосС. - 2011. - 206 с.
15. Поляк, В.Е. Информационное обеспечение безонаспостп продовольствия / В.Е. Поляк // Информационный бюллетень Mинсельхоза Росспп. - 200Э. - № 12 . - С. 66-68.
16. Семепов, С. Формирование эффективной системы консалтинга в АПК / С. Семепов, Н. Зюзппа // АПК: экономика, управление. - 200Э. - № 12. - С. Э1-Э6.
17. Щетинина, Г. Основные аспекты информатизации сельского хозяйства / Г. Щетинина // Экономика сельского хозяйства Росспп. - 200Э. - № 7. - С. 2Э.
18. Юрков, Н.А. Об опыте работы Волгоградской ИКС / Н.А. Юрков, А.В. Петров // Информационный бюллетень Mин-сельхоза России. - 2002. - № 9. - С. 40-45.
19. Юрьева, Г.И. Региональная система информационно-консультационного обеспечения АПК: дисс...докт.экон.наук :
08.00.05., 08.00.1Э /Г.И. Юрьева - Mосква. - 2000. - Э4Э с.
Сведения об авторах:
Корабейников Игорь Николаевич, заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандпдкт экономических наук, e-mail: kin_rambler@rambler.ru Корецкая Инна Михайловна, соискатель НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета, e-mail: Inka_mihailovna@mail.ru 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 1Э, ауд. 6402, тел. (Э5Э2) Э72448, e-mail: niire@mail.ru