Механизм реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья (КРАП)» до 2025 г. основан на положениях действующего и вновь принятого законодательства Российской Федерации, Алтайского края и методологии решения актуальных проблем социально-экономического развития на основе рационального сочетания федеральных, краевых, муниципальных, частных и корпоративных интересов. В частности, механизм реализации предусматривает использование всех методов воздействия: нормативно-правового регулирования, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, организационной и информационной поддержки.
Несмотря на кардинально новый подход к решению основных проблем в области развития АПС региона, в проекте реализации программы, по нашему мнению, не хватает некоторых важных основных положений, которые будут способствовать решению потенциальных проблем, которые возникнут при ее реализации.
Во-первых, в проекте не учтен комплексный механизм работы ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья». Предполагается, что работа агентства будет выстроена на взаимодействии только с крупными инвесторами, которые будут реализовывать крупномасштабные краевые инвестиционные проекты. Получается, что средние и мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители и переработчики продукции сельского хозяйства выпадают из поля действия ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья».
Во-вторых, в проекте предусматривается создание на территории Алтайского края зерновой биржи. Но для ее создания должна иметься необходимая инфраструктура биржевой торговли. Создание крупной сети из торговых площадок, базисов поставки, условий надзора и расчета исполнения условий поставки - всё это влечет к крупным расходам и не одному году поэтапного создания современной инфраструктуры реализации продукции АПС в Алтайском крае. Кроме этого, будет трудно конкурировать с развитой биржевой инфраструктурой ЮФО, где уже давно реализация продукции АПС осуществляется через биржевые площадки.
В-третьих, в большинстве случаев биржа ассоциируется с проведением государственных закупочных зерновых интервенций. Между тем функции зерновой биржи, например ЗАО «НТБ» и оАо «МФБ»,
включают в себя гораздо больше инструментов. А государственные интервенции - всего лишь часть методов стимулирования рынка в реализации ее через биржевую торговлю. Кроме того, практика реализации государственных закупочных или товарных интервенций свидетельствует о непроработанности данного механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. По своей сути, интервенции превратились в обыкновенные биржевые торги, где государство не устанавливает цену для ее регулирования, а покупает по рыночной цене и практически не влияет на ход торгов.
В-четвертых, не определены структура ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского При-обья», его функции и полномочия; не решена основополагающая проблема регулирования инвестиционной деятельности - создание принципиально нового института управления массовыми инвестиционными потоками в Алтайском крае. Фактически с агентством будут работать только администрация Алтайского края, Правительство РФ и инвесторы. Конечной заинтересованной стороны инвестиционной деятельности в данной структуре нет. А между тем сельскохозяйственный товаропроизводитель или крупный переработчик сельскохозяйственного сырья как потребитель инвестиций не меньше остальных заинтересован в своем участии на всех этапах оценки привлекательности его как объекта инвестиций.
И еще один фактор, который, по нашему мнению, является необходимым в концепции проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», - это разработка отдельной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестиций в АПС Алтайского края. Каким образом будут отбираться инвестиционные проекты для их реализации, непонятно. По какой методике проводить эффективную оценку кредитоспособности и инвестиционной привлекательности заемщика при презентации его инвесторам или банкам? Становится очевидным, что необходимо создание индивидуальной системы оценки потенциальных объектов инвестирования для составления общей картины инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций Алтайского края.
Все эти мероприятия должны найти свое отражение в создаваемой инвестиционной инфраструктуре края, тем более что в Алтайском крае существуют множество предпосылок для развития инвестиционной деятельности в агропродовольственном секторе.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА «АГРОФИРМЫ КОЗОН»
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. Ефимова, к.э.н., зав. отд., Е.В. Ефимова, к.э.н., ст. науч. сотр. Псковского НИИ
сельского хозяйства
В Псковской области сельские территории охватывают 53% всех ее земель. Большинство из них характеризуются отсутствием рабочих мест, низкими доходами и вымиранием постоянного сельского населения, заброшенностью сельхозугодий, нарушением экологии несанкционированными свалками.
Обеспечивать занятость сельского населения особенно там, где перестали функционировать сельскохозяйственные предприятия, снижать сельскую бедность необходимо путем развития несельскохозяйственных видов деятельности. К одним из таких направлений относится переработка сельскохозяйственной продукции.
Для одной из типичных сельских территорий с целью обеспечения устойчивого развития сельского сообщества нами разработан бизнес-план инвестиционного проекта на базе ООО «Агрофирмы «Козон» Псковского района Псковской области, расположенной в 25 км от г. Пскова. Бизнес-план разработан с использованием методических рекомендаций Россельхозбанка и Сбербанка РФ. Он включает разделы: общие данные, сущность проекта, анализ положения дел и рынков сбыта в отрасли, организационный и финансовый планы, оценка рисков проекта.
ООО «Агрофирма Козон» имеет в собственности 166 га пашни, помещение молочного завода, склады, ферму, трактора и сельхозтехнику, жилые
дома. ООО создано в марте 1993 г. и по 2007 г. занималось производством и переработкой молока в сыр, однако по ряду причин с 2007 г. временно прекратило свою деятельность. В 2009 г. учредители «Агрофирмы Козон» приняли решение изменить специализацию, организовать производство по переработке плодово-овощной продукции, реконструировав молочный завод. Целесообразность такого решения обусловлена тем, что ни одно сельскохозяйственное предприятие области не занимается производством сушеных овощей и фруктов, консервированием грибов, плодов и ягод.
Цель проекта: создать новые рабочие места, производить ежегодно не менее 280 т соленых и маринованных овощей, 30 т сушеных овощей, фруктов, грибов, 890 т варенья и джема.
Линии переработки плодов и ягод в варенье и джем рассчитаны на мощность 6 т в сутки, сушки овощей, плодов и грибов - 0,5 т в сутки; консервирования овощей - 1 т в сутки. В первые, два года сырье планируется закупать у населения Псковской области и заготавливать дикорастущие ягоды и грибы. В 2010-2012 гг. планируется создавать собственную сырьевую базу: посадить сад на 30 га, на 3 га разместить весенние теплицы, на 110 га - овощи открытого грунта. При засолке овощей предлагается применять технологию с использованием проточной, чистой воды, что повышает качество продукции по сравнению с действующими способами соления.
Отходы овощей планируется использовать при кормлении мелкого скота, содержащегося в помещении бывшей молочной фермы. Для организации безотходной переработки плодов и ягод в перспективе планируется установить мини-линию по изготовлению спирта. Псковская область относится к небольшому числу экологически чистых регионов России, поэтому целесообразно провести сертификацию продукции как экологически чистой.
Рынки сбыта продукции - объекты социальной сферы Псковской области, г. С.-Петербург, Москва, Мурманск, Архангельск.
С начала поставки продуктов для объектов социальной сферы цены предполагается устанавливать ниже действующих оптовых на 5% для имеющихся на рынке продуктов. По мере продвижения товара, сертификации продуктов как экологически чистых цены должны постепенно повышаться по отношению к среднерыночным ценам на 25-40%. В перспективе предполагается создать сеть фирменных магазинов.
Финансовый план включает план производства и продажи продукции на 2010-2015 гг., калькуляцию прямых затрат, расчет заработной платы, накладных расходов, капитальных затрат, производственной и полной себестоимости продукции по месяцам на период полного освоения проекта, выручку от реализации, потребность в первоначальных оборотных средствах, инвестиционные издержки, расчет прибыли, источники и условия финансирования, оценку экономической эффективности.
Первоначальная стоимость проекта составляет 38,4 млн руб., в том числе инвестиционный кредит - 10 млн руб., субсидии - 1,1 млн руб., собственные средства - 27,3 млн руб. (табл. 1).
Расчетная чистая прибыль от реализации продукции «Агрофирмы Козон» может составить в 2010 г. 214 тыс. руб., в последующие годы 30-32 млн руб. ежегодно.
По результатам оценки экономической эффективности проекта:
срок окупаемости составил от:
переработки - 24 мес.;
сельскохозяйственного производства и переработки - 48 мес.;
стоимость реализованной продукции в 2011г. и последующие годы - 76,1 млн руб.; уровень рентабельности от: переработки - 90-93%; сельхозпроизводства и переработки - 65-70%.
Таблица 1. Инвестиционные издержки в 2009-2010 гг.
№ Структура инвестиционных издержек Затраты, тыс. руб.
1. Капитальные затраты в том числе: реконструкция завода оборудование 15811 8411 7400
2. Первоначальные оборотные средства в том числе: транспорт сахар соль тара сырье Итого 22631 1400 1033 49 3119 17030 22631
3. Всего инвестиционных издержек 38442
При оценке рисков проекта исходили из следующих предпосылок.
■ Цена готовой продукции. В условиях экономического кризиса закупочные цены на отечественную продукцию имеют тенденцию к повышению. Постепенное продвижение производимых продуктов на рынках г. Москвы, С.-Петербурга, Архангельской, Мурманской областей, как экологически чистых обеспечит устойчивый опережающий рост цен по отношению к инфляции.
■ Себестоимость производства - в рамках осуществления проекта планируется использование современных ресурсосберегающих технологий. Более высокая мотивация труда по сравнению со средним уровнем зарплаты в сельском хозяйстве области с привлечением внутренних и внешних миграционных ресурсов должны обеспечивать рост производительности труда, проектируемое использование мощностей, качество производимой продукции, минимальные издержки.
■ Объемы производства овощей и плодов зависят от колебаний климатических условий. Зависимость от погодных факторов снижается производством продукции в защищенном грунте и будет корректироваться за счет закупа излишек продукции от населения, гибкого изменения ассортимента продуктов переработки.
■ Инвестиционные издержки. Следует отметить, что наиболее капиталоемкие статьи затрат по реконструкции молочного завода осуществлены на 01.04.2010 г. на 90%, поэтому риски уже снижены. Первоначальными оборотными средствами предприятие должно быть обеспечено за счет инвестиционных займов и собственных средств.
Срок возврата заемных средств -67 месяцев при отсрочке платежа 8 месяцев. Коэффициент покрытия ссудной задолженности по проекту 3,1 при нормативе не ниже 1,15, что также снижает риски. Точка безубыточности - 40% проектной мощности завода.
Нами рассчитана также экономическая эффективность при установке линии по производству 800 т плодово-ягодной водки в год. Срок окупаемости при
этом варианте сокращается до 10 месяцев, расчетная стоимость реализованной продукции начиная с 2011 г. составила 180-209 млн руб., чистая прибыль - 114136 млн руб., уровень рентабельности - 280%, коэффициент покрытия ссудной задолженности - 10.
В качестве обеспечения кредита предлагается в залог собственность: земля, завод по переработке плодово-овощной продукции, два жилых дома, складские помещения, сельхозтехника.
Реализация разработанного проекта обеспечит устойчивое развитие сельской территории трех дере-
вень Псковского района - Москвино, Пересветово, Кирова. А именно, предоставит не менее 150 рабочих мест, обеспечит стабильную заработную плату не ниже 10 тыс. руб. в месяц, улучшит жилищные условия за счет капитального ремонта двухэтажного многоквартирного дома, обустроит прилежащую к заводу территорию, создаст финансовые предпосылки для организации зоны отдыха сельского населения, поставит в города экологически чистые продукты питания.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Г.В. Григорьева, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
Затянувшийся выход сельского хозяйства России из кризиса в значительной степени связан с отставанием технико-технологического уровня аграрного сектора экономики страны от ведущих мировых производителей сельскохозяйственной продукции.
Ведущие зарубежные производители сельскохозяйственной продукции еще в последней трети минувшего века начали переходить на инновационный путь развития, стали широко внедрять наукоёмкие технологии, технику и оборудование нового поколения. Основной прирост ВВП в этих странах и был получен за счёт ускорения технологического уровня развития отрасли.
Теперь на этот путь необходимо в короткие сроки перейти и нашей стране, тем более что за последние 20 лет разрыв в технико-технологическом уровне агропроизводства между Россией и лидирующим иностранными производителями сельхозпродукции не только не сократился, но и вырос.
В стране для этого имеется достаточно мощный научный и промышленный потенциал, земельные и трудовые ресурсы, необходимо лишь активизировать восприимчивость сельхозтоваропроизводителей к использованию новых технологий и видов техники.
Одним из путей ускорения продвижения новых технологий является поддержка государством реализации инновационно-инвестиционных проектов.
Учитывая специфику России, мировой опыт и результаты экспертных опросов можно предположить, что основным стратегическим направлением технологического развития отрасли растениеводства в перспективе должен стать переход на ресурсосберегающие технологии возделывания культур, адаптированные к конкретным почвенно-климатическим условиям. Это предполагает, прежде всего, использование высокопроизводительной многооперационной техники, почвозащитных низкозатратных технологий выращивания сельскохозяйственных культур. На это должны ориентироваться сельхозтоваропроизводители при разработке инновационных проектов.
Разработка любого проекта делается поэтапно, начиная с определения потребности в ресурсах для реализации проекта, затем производится расчет получаемого эффекта и окупаемости проекта.
Поскольку расчет затрат в отрасли растениеводства в связи с её спецификой очень трудоемкий, можно сделать вывод, что при разработке проектов сельхозтоваропроизводители различных форм собственности и хозяйствования сталкиваются с определёнными трудностями. Прежде всего, это недостаток информации и высокая трудоёмкость экономических обоснований, требующихся при подготовке проектов.
Значительную помощь при решении этих задач
могут оказать программные средства (ПС), разработанные ГНУ ВНИИЭиН. Для отрасли растениеводства целесообразно воспользоваться ПС «Технико-экономические обоснования в растениеводстве» («ТЭО-Агро»).
Программное средство работает в диалоговом режиме, доступно для пользования специалистами экономических и агрономических служб сельскохозяйственных организаций.
Функционирование программного средства основано на использовании условно-постоянной информации, хранящейся в базах данных, и входной информации пользователя. База данных включает в себя как информацию, регламентируемую государственными законодательными актами (по амортизационной политике, по оплате труда и др.), так и информацию, которую пользователь самостоятельно может изменять, приспосабливая базу к конкретным условиям своего хозяйства. Такая привязка базы может производиться пользователем периодически в зависимости от изменяющихся условий, целей и заданных сценариев прогнозных расчетов.
Это программное средство позволяет быстро и точно определить потребность во всех видах ресурсов, используемых при возделывании сельхозкультур по разным технологиям. Расчеты с помощью ПС «ТЭО-Агро» завершаются выдачей 9 выходных форм. Показатели этих выходных форм в полной мере обеспечивают необходимую научно обоснованную информацию для разработки инвестиционных проектов модернизации растениеводческой отрасли.
Для формирования в проекте прямых и косвенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, определении потребности в оборотных средствах, расчете амортизационных отчислений можно воспользоваться предварительно рассчитанными с помощью ПС «ТЭО-Агро» формами: «Технологическая карта возделывания культур»; «Свод затрат по культуре»; «Нормативная карта затрат по культуре». Расчету эффективности проекта поможет выходная форма «Эффективность производства с учетом погодного риска, конъюнктуры рынка и фактора времени». Обоснование эффективности применения новой техники в проекте можно сделать с использованием показателей форм: «Нормативная потребность в сельскохозяйственной технике»; «Потребность в сельхозтехнике по дням года и в пиковые ситуации». Потребность ресурсов по периодам реализации проекта можно рассчитать, используя выходную форму «Свод затрат по хозяйству (с определением потребности в финансовых ресурсах на производство продукции растениеводства помесячно).