Научная статья на тему 'Интеграция в агропродовольственном секторе как фактор, огранчивающий конкуренцию в сельском хозяйстве (на примере рынка молока Алтайского края)'

Интеграция в агропродовольственном секторе как фактор, огранчивающий конкуренцию в сельском хозяйстве (на примере рынка молока Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция в агропродовольственном секторе как фактор, огранчивающий конкуренцию в сельском хозяйстве (на примере рынка молока Алтайского края)»

и ООО «Золотой Колос Поволжья» - 40,7% зерна Пугачевского района.

Урожайность зерновых культур за 2006-2008 гг. в агрохолдинге ООО «Балашов-зерно» выросла на 23,4%, в ЗАО «Золотой Век» - на 15,1%, ООО «Агро-Альянс» на 14%, в ООО «Золотой Колос Поволжья» на 13% и «Агрофирма «Рубеж» на 11,7%.

В ряде интегрированных формирований удалось добиться существенного снижения затрат труда на производство 1 ц зерна - в «Агрофирме «Рубеж» и «Агро-Альянс» они вдвое ниже, чем в среднем по району. Отмечается существенный рост доли оплаты труда в структуре издержек производства. Если в среднем по коллективным предприятиям Пугачевского района она составляла 22%, то в агрохолдингах ООО «Золотой Колос Поволжья» и «Агрофирме «Рубеж» -25,3 и 33% или 833; 1351 и 1583 руб. в расчете на 1 га посева зерновых. Вместе с тем, в агрохолдингах Ба-лашовского района при достигнутом уровне урожайности затраты не окупаются. Это связано как с дополнительными расходами на окультуривание и недостаточной отдачей от введенной в оборот ранее заброшенной и заросшей сорняками пашни, так и низкой ценой реализации зерна. Например, себестоимость 1 ц в 2008 г. по агрохолдингу «Балашов-зерно» составила 413 руб., а цена реализации - всего 359 руб., в то время как в «Агрофирме «Рубеж» эти показатели были соответственно 255 и 485 руб.

ІВЕ

0% - "Агро- Альянс" "Балашов- зерно" 'Золотой Век" "Рубеж" "Золотой Колос"

■ Субсидии 0,8 1,4 4,5 2,2 26,6

Е Кредиты 95,7 97,7 82,1 60,3 17,1

■ Прибыль 3,5 0,9 13,4 37,5 56,3

Рисунок. 1. Структура источников финансирования агрохолдинговых формирований Саратовской области в 2008 г., %

Анализ источников финансирования агрохолдинговых формирований Саратовской области показал, что в их структуре в предприятиях «Балашов-зерно» и «Агро-Альянс» в 2008 г. доля кредитов составляла 95,7 и 97,7% (рис. 1). Весомую долю прибыли имеют агрохолдинги «Агрофирма «Рубеж» и «Золотой Колос Поволжья». Субсидии на поддержку производства зерна в структуре источников финансирования невелики, но в расчете на гектар посева их размер колеблется в пределах от 212 до 1423 руб. Основная доля субсидий приходится на компенсацию части затрат на дизельное топливо, страхование посевов, а также на средства, выделяемые в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановле-

ние плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Высокая эффективность результатов хозяйственной деятельности агрохолдингов связана с их техническим перевооружением, ростом производительности труда и снижением затрат на производство. В агрохолдингах происходит обновление, причем за счет импортной, высокопроизводительной и надежной техники. Необходимо дальнейшее переоснащение машинотракторного парка техникой нового поколения.

Проведенные исследования показывают, что экономические отношения сельскохозяйственных предприятий в агрохолдингах зернопродуктового подкомплекса должны предусматривать следующие положения: вложение инвестором средств в модернизацию и развитие аграрного производства; рациональное использование земельных и других природных ресурсов для производства конкурентоспособной продукции; создание рабочих мест для трудоспособной части населения и обеспечение достойной оплаты труда; сохранение сельского уклада жизни и содействие развитию личных хозяйств населения; получения достойных доходов по земельным паям; развитие социальной сферы села.

Рост числа интегрированных формирований -это закономерный этап развития рыночных отношений в отрасли. Только крупные, хорошо технически оснащенные предприятия могут выдержать конкуренцию на рынке зерна, обеспечить население страны и экспортные поставки зерновой продукции. Существенные инвестиции в техническое переоснащение, своевременное выполнение агротехнологий позволяют на треть повысить урожайность зерновых культур и добиться высокой рентабельности производства. В 1,5-2 раза могут быть снижены затраты труда на производство 1 ц зерна - до 0,40-0,60 чел. час при среднеобластной в 0,8 чел.-час. В такой же пропорции возрастет доля оплаты труда в структуре его себестоимости.

Позитивные результаты деятельности интегрированных формирований позволили решить ряд других проблем.

В частности, в агрохолдинге ЗАО «Золотой Век» удалось интегрировать в единое производство, переработку и торговлю, что позволило обеспечить получение необходимого качества зерна, производить муку и поставлять её на хлебозаводы с последующей реализацией хлебобулочных изделий в собственной торговой сети.

Агрохолдингам «Агрофирма «Рубеж» и «Золотой Колос Поволжья» удалось аккумулировать финансовые ресурсы для решения важных направлений развития сельского хозяйства и сферы его обслуживания; использовать в производстве новые и прогрессивные технологии, высокопроизводительные машины и оборудование; повысить контроль за эффективным использованием производственного потенциала, соблюдением трудовой и технологической дисциплины; обеспечить сельских тружеников работой и улучшить их материальное положение.

ИНТЕГРАЦИЯ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ КАК ФАКТОР, ОГРАНЧИВАЮЩИИ КОНКУРЕНЦИЮ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (на примере рынка молока Алтайского края)

100%

А.С. Ниценко, асп. Алтайского государственного университета

Сущность агропродовольственного сектора составляют вертикальные и горизонтальные связи, которые возникают в результате разделения и кооперации труда. Основой данных связей является

рыночный механизм, который обеспечивает согласование интересов участников взаимоотношений, субъектов данного сектора.

Вместе с этим, рыночному механизму свойственны так называемые внешние эффекты, которые обусловлены несовершенством информации, трансакционными издержками, взаимозаменяемостью продуктов, неделимостью факторов производства и главной причиной их проявления является концентрация рынка и образование монополий. Именно монополизм отдельных предприятий зачастую становится главным фактором, препятствующим воспроизводству товаров и ресурсов.

Рыночный механизм функционирования современного АПС начал формироваться с начала 90-х гг. XX века.

В условиях плановой экономики сбыт сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном по централизованным каналам и единым фиксированным ценам, гарантирующим покрытие производственных издержек, отношения между участниками рынка играли подчиненную роль, пассивно отражая те «команды», которые поступали из центрального органа отраслевого управления. Каждый сельхозпроизводитель был жестко закреплен за перерабатывающим предприятием, которому поставлялось сырье на переработку и эта привязка существовала по всей вертикали [1].

Именно советская система размещения сельскохозяйственного перерабатывающего производства по территории регионов и внутри них предопределила существующий в настоящее время рыночный механизм АПС, который характеризуется, с одной стороны, высокой степенью конкуренции в сельском хозяйстве, с другой - монополизмом перерабатывающих предприятий.

Сельское хозяйство, как утверждает А. В. Риз-гаев, является моделью чистой или совершенной конкуренции, характерной чертой которого является небольшая доля рынка, занимаемая каждым крестьянином как независимым товаропроизводителем, не способным ощутимо влиять на рыночную цену и вынужденным воспринимать ее как величину данную, определяемую спросом и предложением [2]. В свою очередь перерабатывающие предприятия, пользуясь своим монопольным положением, имеют возможность занижать цены на закупаемую сельскохозяйственную продукцию.

Решение проблемы монополизма перерабатывающих предприятий, многие исследователи связывают с разработкой различного рода моделей взаимодействия участников агропродовольственно-го рынка, основанных на интеграции и кооперации. То есть, именно с интеграцией многие исследователи связывают решение проблемы ценообразования на сельскохозяйственное сырье.

Однако высокая степень интеграции, на наш взгляд, может оказать негативное влияние на рынок сельхозпродукции, так как:

- процесс горизонтальной интеграции неразрывно связан с экономической концентрации предприятий, в результате которой происходит объединение активов предприятий и, как следствие, увеличивается их совокупная рыночная доля;

- увеличение рыночной доли предприятий формирует благоприятную почву для антиконкурентных сговоров и образования картелей, что негативно отражается на эффективности рыночного механизма;

- в результате вертикальной интеграции формируются локальные монополии, что негативным образом отражается на едином экономическом пространстве страны в целом и регионов в частности.

Особенно актуальной проблема монополизма является для рынка молока, о чем свидетельствует множество исследований. Алтайский край - один из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации. Регион производит 2,8% всей сельскохозяйственной продукции России, 19,8% сельскохозяйственной продукции Сибирского федерального округа. Алтайский край. По производству молока край занимает 3-е место в России (1375,1 тыс. т в 2008 г.), по поголовью крупного рогатого скота (899,5 тысяч голов на конец 2008 г.) 4-е место в России, а по производству молока в расчёте на душу населения (557 кг на одного человека в год) - 1-е место.

Животноводство, как отрасль сельского хозяйства, занимает в валовой продукции сельского хозяйства края от 30 до 50% (в стоимостном выражении с колебаниями по годам). Производством продукции животноводства в крае занято около 600 сельскохозяйственных предприятий, более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств, личные подсобные хозяйства населения. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в сфере животноводства в 2008 г. составил 976 млн руб., а рентабельность проданных товаров - 12,6%.

Молочное скотоводство является одной из структурообразующих подотраслей животноводства Алтайского края. Производством продукции молочного скотоводства занято 545 хозяйств, в том числе 16 племенных. В структуре производства продукции животноводства доля молочного скотоводства составляет 79%. Таким образом, воспроизводство молока имеет огромное значении для экономики Алтайского края, не только в части обеспечения собственных потребностей, но и как один из ведущих секторов региональной экономики.

В АПС Алтайского края можно выделить 45 участников рынка закупа молока. Среди крупнейших

- интегрированные компании, объединенные под торговой маркой «Столица молока» и «Киприно», помимо вышеназванных - «Рубцовский молочный завод» филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» и ООО «Холод», которые специализируются исключительно на переработке молока. В них входит 15 молокоперерабатывающих предприятий, которыми, по нашим оценкам, в 2008 г. переработано 475,8 тыс. т молока, что составляет 61,8% от общего объема рынка молока в крае. Наибольшую долю здесь занимает группа компаний «Столица молока». В целом, региональный рынок закупа молока характеризуется умеренной степенью концентрации.

Вместе с этим установлено, что в крае на территории 48 из 60 сельских муниципальных образований, молоко закупают от 1 до 3 компаний и лишь на территории 12 районов количество покупателей колеблется от 4 до 8. При этом, как правило, сбор молока осуществляют покупатели (переработчики молока). Сельхозпроизводители в основной своей массе ограничены в возможности транспортировки произведенного молока, что связано с отсутствием специального транспорта, высокой стоимостью ГСМ. Данные факторы, а также инфраструктурные ограничения, под которыми следует понимать, прежде всего, транспортные ограничения, сложившиеся схемы реализации продукции затрудняют возможность сельхозорганизациям расширять границы рынка сбыта молока, а как следствие происходит формирование и закрепление локальных монополий.

В условиях локальной монополии вертикальная интеграция становится единственно возможным способом сельхозорганизации сохранить сбыт своей продукции, а значит обеспечить возможность воспроизводства продовольственных ресурсов. То есть, интеграция является вынужденной мерой, при таких условиях она не способствует эффективному функционированию рыночного механизма на основе конкуренции, в результате которой должен происходить рост производительности труда и эффективное размещение ресурсов. Поэтому, считаем необходи-

мым поиск иных способов обеспечения эффективного межотраслевого взаимодействия, в частности, основанного на разработке и реализации региональной конкурентной политики в АПС.

Источники

1. Совершенствование организационно-экономических

отношений участников агропродовольственного рынка: монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 291 с.

2. Ризгаев А. Л. Рыночные отношения и рынки в АПК. -Краснодар: КубГАУ, 1998. - 156 с.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

П.В. Никифоров, д.э.н., проф., Л.П. Семкив, к.э.н., доц. Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого

Институциональные преобразования в агро-продовольственном комплексе приводят к формированию крупных агрохолдингов, включающих в себя все звенья продуктовой цепочки - от земледелия до производства конечной продукции.

Мотивами интеграции является диверсификация капитала, снижение трансакционных издержек и налоговой нагрузки.

Успешность процесса кооперации и интеграции зависит, прежде всего, от предприятия-интегратора, которое должно выступать организатором и движущей силой объединенного формирования.

В последние годы в агропродовольственный сектор осуществляют значительные инвестиции непрофильные компании. Их участие сопровождается привлечением в аграрный сектор частных инвестиций, освоением новых технологий и техники. Многие инвесторы заинтересованно используют свои капиталы для подъема сельского хозяйства.

Агропромышленная интеграция при обоснованном выборе ее форм и учете факторов, способствующих успешной деятельности новых структур, способна стать важнейшим механизмом по выводу аграрной отрасли России из затянувшегося кризиса.

Эффективным примером этому является деятельность группы компаний «Адепт», фактически являющейся агрохолдингом функционирующим в Новгородской области .

ЗАО «Адепт» сегодня - это крупная торговая сеть, объединяющая производство свинины и говядины, производство колбас, сосисок и мясных деликатесов, макаронных изделий, оптово-розничную базу, сеть мелкооптовых магазинов и магазинов фирменной розничной торговли продуктами питания.

В конце 2000 г. ЗАО «Адепт» на открытых торгах приобрело предприятие-банкрот по выращиванию свиней «Новгородский свинокомбинат», на основе которого было создано дочернее предприятие ООО «Новгородский бекон». Собственное производство свинины позволило обеспечивать мясоперерабатывающий цех высококачественным свежим мясом, отвечающим всем критериям безопасности.

Бесперебойное обеспечение производства сырьем животноводческого комплекса «Новгородский бекон» и постоянный сбыт через торговую сеть «Адепт» обеспечивает рост прибыли.

Рост прибыльности животноводческого комплекса «Новгородский бекон» обеспечивается использованием современных технологий выращивания и откорма животных с целью получения высококачественного сырья.

Все подразделения холдинга в настоящее время успешно функционируют, развиваются и увеличивают суммарную чистую прибыль, которая может быть направлена общую стратегию развития.

Так, в настоящее время осуществляется поэтапная реконструкция животноводческого комплекса «Новгородский бекон» собственными средствами холдинга.

В конце 2005 г. «Адепт» приобрело предприятие ОАО «Великоновгородский мясной двор». В настоящее время ОАО «Великоновгородский мясной двор» является крупнейшим в России производителем консервов.

Благодаря повышению качества выпускаемой продукции, организации маркетинга и изучения конъюнктуры потребительского рынка, компании удается расширить ассортимент выпускаемой продукции, неоднородной по ценовому уровню и рассчитанной на различную покупательную способность населения.

Плюсы для сельскохозяйственных предприятий, обусловленные появлением и развитием агрохолдингов весьма существенны. Благодаря агрохолдингам в село пошли крупные и регулярные инвестиции, приобретается современная техника, внедряются современные технологии, растет требовательность к специалистам и менеджерам, а также их способность работать в рыночных условиях.

Диверсификация производственной деятельности агропромышленных формирований позволяет включать в производство неиспользуемые ресурсы, в том числе и земельные, одновременно решая и ряд социальных проблем сельских территорий: создавая новые рабочие места, обеспечивая рост денежных доходов сельских жителей.

С 2007 г. ООО «Новгородский бекон» начали приобретение паевых земель, не возделываемых более 10-15 лет в четырех районах Новгородской области: Волотовском, Шимском, Солецком, Старорусском. Общая площадь купленных паевых земель 10919,4 га, кроме того, арендуется у муниципалитетов - 2431,7 га.

В перспективе на ближайшие пять-шесть лет площадь земель приобретенных и арендуемых (с последующим выкупом) предприятием будет доведена до 15000 га.

Вовлечение их в сельскохозяйственный оборот началось с 2008 г. с Волотовского района. За 2008 г. вовлечено в оборот 3011 га пашни. На этих площадях проведены культуртехнические работы на сумму 21 млн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.