Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития воспитательного пространства университета'

Организационно-педагогические условия развития воспитательного пространства университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ / МОТИВАЦИОННО-СТИМУЛИРУЮЩИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ / КАДРОВЫЕ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS: INNOVATION / UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE / PEDAGOGICAL / LEGAL AND METHODOLOGICAL / MOTIVATIONAL AND PROMOTIONAL AND ORGANIZATIONAL / INFORMATIONAL / LOGISTICAL / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для реализации модели развития воспитательного пространства университета, направленной на личностное развитие всех его субъектов. Дается описание инновационно-педагогических, нормативно-правовых и методических, мотивационно-стимулирующих и организационных, информационных, материально-технических, кадровых условий, способствующих развитию воспитательного пространства университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of the development of University educational space

The article deals with the organizational and pedagogical conditions, necessary for implementation of the model of development of University educational space aimed at personal development of all its subjects. The innovative pedagogical, legal and educational, methodological, motivational and promotional and organizational, informational, logistical, personnel conditions are described as a set which promotes the development of the University educational space.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития воспитательного пространства университета»

Литература

1. Новая философская энциклопедия, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.terme.ru/dictionary/879/word/subekt (дата обращения: 07.11.2013).

2. Философия подходов [Электронный ресурс]. URL: http ://intelligentia. ru/filosofskaj a-doktrina-inteligentoznanija.html (дата обращения: 07.11.2013).

3. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995. - 388 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии-. - СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е изд-е. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.

6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

7. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и коллективного субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловико... вой. - М.: Пер Сэ, 2002. - С. 9-33.

8. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология & Философия науки. - 2010. - №3. -С. 136-153.

9. Сергиенко Е.А. Развитие идей А.В. Брушлин... ского на современном постнеклассическом этапе психологии // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы все... российской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая - 1 июня 2013 г. - М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2013. - 464 с.

10. Словарь [Электронный ресурс] / под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред. -сост. Л.А.

Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Пер Сэ, 2006. - 176 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/852/word/subektnost (дата обращения: 07.11.2013).

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы пси... хологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

12. Брушлинский А.В. Деятельностный подход в психологической науке. - М.: Ин-т практ. псих., 1997. - 192 с.

13. Стахнева Л.А. Проблема «психологического обеспечения- развития субъектности личности в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики: материалы всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 400 с. - URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pd

f (дата обращения 15.10.2013).

14. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Электронный ресурс]. -URL:

http://savelevva.ucoz. ru/subj ect/Subj ect_activity.doc (дата обращения: 12.10.2013).

15. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

16. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 132 с.

Мушкирова Анна Николаевна, старший преподаватель Боханского филиала Бурятского государственного университета. Е-mail: anmush2006@ yandex.ru.

Mushkirova Anna Nikolaevna, senior teacher, Bokhan Branch of the Buryat State University. E-mail: anmush2006@ yandex.ru

УДК 378.4 © Г.И. Рогалева

Организационно-педагогические условия развития воспитательного пространства университета

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для реализа. ции модели развития воспитательного пространства университета, направленной на личностное развитие всех его субъектов. Дается описание инновационно-педагогических, нормативно-правовых и методических, мотива. ционно-стимулирующих и организационных, информационных, материально-технических, кадровых условий, способствующих развитию воспитательного пространства университета.

Ключевые слова: воспитательное пространство университета, организационно-педагогические условия: инновационно-педагогические, нормативно-правовые и методические, мотивационно-стимулирующие и орга. низационные, информационные, материально-технические, кадровые.

G.I. Rogaleva

Organizational and pedagogical conditions of the development of University educational space

The article deals with the organizational and pedagogical conditions, necessary for implementation of the model of development of University educational space aimed at personal development of all its subjects. The innovative pedagogical, legal and educational, methodological, motivational and promotional and organizational, informational, logistical, personnel conditions are described as a set which promotes the development of the University educational space.

Keywords: University educational space, organizational and pedagogical conditions: innovation, pedagogical, legal and methodological, motivational and promotional and organizational, informational, logistical, personnel.

При определении воспитательного пространства университета как социально-педагогической системы и общности, где осуществляется ценностно значимая деятельность при наличии устойчивых связей и отношений между субъектами, также процесс развития личности, следует обратить особое внимание на условия, способствующие его развитию.

Выделение условий, на наш взгляд, предполагает их соотнесение с существующей действительностью и реальностью в педагогической системе и ее структурных составляющих. Поскольку любая педагогическая система (воспитательное пространство университета в том числе) понимается как социально обусловленная целостность, относящаяся к сложным социаль... ным системам, имеющая следующие основные признаки и свойства: элементы системы, взаимосвязь элементов, структуру системы, определенное состояние, иерархичность, функционирование, процессуальность и динамичность, то соответственно функционирование и развитие ее невозможны без определенных условий, необходимость выявления, обоснования и создания которых является нашей задачей.

В философском энциклопедическом словаре категория «условие» определяется как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. [6, с. 707]. В словаре русского языка С.И. Ожегова одним из определений данной категории является следующие «данные требования, из которых следует исходить» [5, с. 771]. В исследованиях О.В. Галкиной организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность взаимосвязанных информационных комплексов (соответствующих предпосылкам, обстановке, требованиям) [2, с. 233]. Рассмотрение выделенных определений позволяет утверждать, что в университете как в сложной педагогической системе с многоуровневой институциональной структурой, в которой имеется наличие субъектов

различных уровней, выделяются организационные условия, которые создают субъекты верхнего уровня (например, ректор университета или ректорат), а также выделяются педагогические условия, создаваемые субъектами нижних уровней (деканы, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский коллектив). Выделенные в различных уровнях условия обеспечивают линейно-функциональное взаимодействие субъектов воспитательного пространства. Можно также отметить, что кроме линейно-функциональной структуры в воспитательном пространстве университета присутствует матричная структура, в которой также выделяется две группы условий - организационные и педагогические, обеспечивающие развитие воспитательного пространства университета за счет реализации проектов. Объединение организационных и педагогических условий в единую совокупность или комплекс позволяет выделять и рассматривать эти условия как организационно-педагогические, создаваемые для обеспечения развития воспитательного пространства университета в целом и развития его субъектов как результата достижения определенных педагогических целей.

Под организационно-педагогическими условиями развития воспитательного пространства университета мы понимаем совокупность организационных и педагогических мер, направленных на эффективность развития и влияния воспитательного пространства на всех его субъектов, способствующих их личностному развитию.

Представленная интерпретация организационно-педагогических условий делает целесообразным выделение условий как внешних факторов по отношению к предмету. Поскольку в качестве предмета рассматривается воспитательное пространство университета как социально - педагогическая система, т.е. система искусственная, функционирующая при непосредственном участии людей, то условия, в которых она может эффективно работать, должны специально создаваться и внешне ее дополнять. Отдельные, случайно выбранные условия не могут существенно повлиять

на эффективность того или иного педагогического явления, необходима гибкая, динамично развивающаяся совокупность условий, учитывающая развертывание основных педагогических процессов. Данную совокупность, возможно, определить как комплекс условий.

Определяя организационно-педагогические условия, способствующие развитию воспитательного пространства университета, мы последовательно решаем две задачи - выявить перечень условий, позитивно влияющих на развитие всех субъектов воспитательного пространства, и выбрать из них те, которые способны усилить результативность функционирования исследуемого явления - воспитательного пространства.

Таким образом, комплекс организационно-педагогических условий эффективного развития и функционирования воспитательного пространства университета требует учета целого ряда объективных и субъективных факторов. Выделение факторов связано с общей тенденцией развития современного процесса модернизации образования и развития высшей школы.

В процессе изучения проблемы развития воспитательного пространства университета в поликультурном регионе нами была теоретически обоснована и разработана модель развития воспитательного пространства университета как интегральная социально-педагогическая система взаимосвязанных компонентов. Модель опирается на один из вариантов подхода к проектированию воспитательного пространства выделенных Н.Л. Селивановой, когда инициатором выступает учебное заведение, а групповые субъекты становятся равноправными партнерами. Успешную реализацию предложенной модели обеспечат специальным образом созданный комплекс организационно-педагогических условий. Нами выделены следующие организационно-педагогические условия: инновационно-педагогические, нормативно-правовые и методические, мотивационно-стимулирующие и организационные, информационные, материально-технические, кадровые. Эти условия выступают как многообразие действительности, внешнее по отношению к процессу целенаправленной деятельности по развитию воспитательного пространства университета.

Обратимся к характеристике, выделенных условий. В качестве условий, обеспечивающих реализацию образовательной парадигмы университета, мы выделяем инновационно-педагогические условия. В настоящее время поиск методологических оснований для разработки модели развития воспитательного простран-

ства университета опирается на гуманистическую образовательную парадигму, в основе которой находится гуманизация, гуманитаризация и субъектная направленность воспитательного пространства университета. Сложность заключается в применении выделенной методологии к практической проблеме. Соответственно требуются инновационные подходы в развитии воспитательного пространства университета, обеспечивающие отсутствие риска для студента в реализации своего гуманитарного потенциала и самореализации. К сегодняшнему дню идет определение основополагающей системы категорий, являющихся базовыми в описании человека в мире и мира в человеке. Этот ценностно-целевой аспект позволяет создавать условия, обеспечивающие совершенствование воспитательного и образовательного контента, способов педагогического взаимодействия на смещение акцента с внешнего оценивания к самооцениванию личностью результатов воспитательной деятельности. Развитие воспитательного пространства университета активно реагирует на изменения внешней среды, отражает государственную образовательную политику, сформулированную в российском законе «Об образовании», и сохраняет демократические университетские традиции. Соответственно инновационно-педагогические условия должны балансировать ситуацию развития воспитательного пространства университета во внешней среде, т.е. в образовательном пространстве страны, региона и на международном уровне.

Выделение нормативно-правовых и методических условий развития воспитательного пространства университета связано с наличием документации, необходимой для реализации основных направлений воспитательной деятельности; обеспечение права студентов на участие во внеучебной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями университета и органами студенческого самоуправления. Существенные изменения концептуальных положений вызывают необходимость обновления основных концептуальных документов и положений на основе пара-дигмальных изменений в воспитательной деятельности высших учебных заведений, использование компетентностного подхода к подготовке современных специалистов.

Создание воспитательного пространства университета основывается на существовании исходной концепции. Как основной компонент воспитательного пространства концепция представляет совокупность идей и механизмов, обеспечивающих реализацию. Главное назначение концепции как компонента воспитательного пространства -

переход основных базовых ценностей общества извне во внутренний мир каждого студента и преподавателя. В современном обществе приоритетными ценностями являются жизнь, здоровье, природа, любовь, семья, образование, культура, Отечество, труд. Приоритетными также становятся ценности демократического общества: честь и достоинство личности, доступность образования, толерантность, право на счастье.

Разработанные ранее концептуальные документы (Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете, 2006 г. и др.), ориентированные на развитие воспитательной деятельности в университете, требуют доработки и уточнения. Частично дополнения были внесены в марте 2009 г. на заседании ученого совета университета «Воспитательная деятельность в Бурятском государственном университете: новые направления развития», что позволило обновить воспитательную деятельность с позиций нынешних жизненных реалий, используя имеющийся научно-педагогический опыт и знания. Кроме того, требуется серьезное научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности, включающее не только нормативные документы, но и теоретические разработки, проведение научно-практических конференций всех уровней.

Мотивационно-стимулирующие и организационные условия мы объединили, поскольку считаем, что только общее влияние этих условий может обеспечить создание атмосферы позитивного отношения к научно-исследовательской, педагогической, общественной, социальной, трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности в университете. Организационные условия, выделенные в программах различных уровней - от университетских до кафедральных (разного уровня проекты и программы), позволяют обеспечить возможности каждому субъек... ту воспитательного пространства определить свое место в деятельности для развития способностей и талантов, творческих, профессионально и личностно значимых качеств. Можно выделить проекты университета, факультетов, кафедр, которые обеспечивают в ценностно значимой деятельности освоение субъектами воспитательного пространства ключевых компетенций, ставших основой ГОС ВПО: социально-личностных, экономических, организационно-управленческих, общенаучных и общепрофессиональных. Использование проектов, связанных с учебной деятельностью, когда образовательные программы являются основой для содержания воспитательной деятельности и дают

возможность получить дополнительные профессиональные знания и формировать компетенции студентов. Проекты, связанные со студенческой жизнью, обеспечивают деятельность по развитию разнообразных студенческих объединений: общественных, клубных, творческих, научных.

Взаимодействие органов студенческого самоуправления и административного управления университетом обеспечивают проекты, направленные на усиление активности факультетов во всех сферах деятельности университета, создание системы межфакультетских и институтских связей, выход на сетевое взаимодействие с вузами. Этот переход позволяет в воспитательном пространстве университета реализовывать востребованные в молодежной среде проекты и программы, популяризировать достижения во внеучебной деятельности среди студентов и преподавателей, обеспечивать самореализацию творческих способностей и организовывать PR-деятельность в студенческих сообществах. Мо-тивационно-стимулирующей мерой является разработка и внедрение различных рейтингов для профессорско-преподавательского коллектива университета, среди которых выделяется и рейтинг воспитательной деятельности, внедренный 2009/2010 учебном году и использующийся в настоящее время.

Материально-технические условия, реализуемые в университете, обеспечивают создание и наличие необходимой базы для реализации программы развития воспитательного пространства университета, способствующей развитию всех субъектов пространства. Следует отметить, что руководство университета, лично ректор С.В. Калмыков, уделяет большое внимание развитию материально-технической базы университета. Опираясь на опубликованные в разные времена материалы инвентаризации, отмечаем, что с момента образования Бурятского государственного университета в 1995 г. как классического общая площадь вуза увеличилась в 5 раз. В настоящее время университет функционирует на базе 8 учебных корпусов. Сотрудники и студенты проживают в 5 общежитиях. В 2007 г. был построен учебный корпус для Агинского филиала университета в Забайкальском крае, где имеются общежитие, спортивный зал. В 2009 г. завершено строительство учебного корпуса, общежития и спортивного зала Боханского филиала университета в Иркутской области. В 2013 г. построен современный учебно-лабораторный корпус университета, планируется начало строительства жилого дома для преподавателей и сотрудников университета. В университете функционирует спортивный комплекс, где име-

ются игровой спортивный зал, тренажерный зал, зал борьбы, бокса, аэробики, шахматный клуб; стадион - футбольное поле, беговые дорожки, две волейбольные площадки, лукодром, баскетбольная площадка, корт для софт-тенниса; 7 спортивных залов, зеркальный зал для занятия аэробикой, сауна; пансионат на озере Байкал на 70 человек; спортивно-оздоровительная база на озере Щучье на 94 человека.

Библиотека университета является одной из крупнейших библиотек Республики Бурятия. Фонд библиотеки составляет более одного миллиона печатных экземпляров и такое же количество электронных изданий. В ее структуре имеется электронный читальный зал с полнотексто... вым доступом к библиотеке диссертаций РГБ, ресурсам Web of science, E-library.

Столовая университета занимает отдельное трехэтажное здание при главном корпусе на 680 посадочных мест, в других корпусах имеются пункты горячего питания [3, с. 44].

Существующая и создаваемая материально-техническая база университета подтверждает целевую направленность управленческой деятельности как создание организационных условий, способствующих развитию университета и его воспитательного пространства.

Наличие информационных условий обеспечивает доступ субъектов воспитательного пространства ко всем информационным ресурсам университета. Включенность в современную информационно-образовательную среду с помощью различных технологий, методов, форм, средств должна являться основой повышения образовательной и воспитательной деятельности и развития личностных качеств участников этой деятельности. Развитие в университете Информационного центра, электронной библиотеки, использование сайтов, веб-сервисов, сетевых курсов, вебинаров, видеоконференций, чатов, блогов, форумов позволяет расширять информированность субъектов воспитательного пространства, указывая на широкое разнообразие выбора и вариантов собственного развития. Освещение основных направлений воспитательной деятельности и достижений во внеучебной работе студентов и преподавателей университета с помощью развитых информационных ресурсов способствует личностному развитию.

Выделение среди условий кадровых требует серьезного отношения к подбору и повышению квалификации педагогических кадров для успешного руководства воспитательной деятельностью. Развитие воспитательного пространства университета, в условиях которого осуществляется развитие личности студента,

требует необходимой подготовки преподавателей.

Проведенные нами исследования с группой заместителей деканов по воспитательной работе, заместителей деканов по спортивной работе Бурятского государственного университета и аспирантов - кураторов студенческих групп Бурятской сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова в 2008-2011 гг. выявили трудности, с которыми встречаются преподаватели на всех выделенных нами уровнях (групповом, кафедральном, факультетском, университетском). Условно определим три группы трудностей.

В первую основную группу отнесем трудности, связанные со стилем мышления преподавателя. В педагогическом мышлении органично сочетаются мыслительные процессы анализа и синтеза. Совместная деятельность со студентами в пространстве университета осознается целостно как в сложности ее структуры, так и многообразии внешних и внутренних связей. Далее на этой основе изучаются отдельные свойства, характеристики, задачи по развитию воспитательного пространства. Одновременно с этим идет процесс синтеза полученных знаний, сведений, т.е. создается целостное представление о воспитательном пространстве университета.

Неумение видеть эту целостность порождает функциональное мышление, которое ориентируется на рассмотрение отдельных аспектов, организации процесса развития воспитательного пространства вуза для активизации личностного развития студента. Зачастую преподавателям не представляется целостной организационная деятельность внутриуниверситетских социальных институтов, выделенных нами: институт управления воспитательным процессом; институт заместителей деканов по воспитательной работе; институт заместителей деканов по спортивной работе; институт кураторства; институт студенческого самоуправления; институт студенческого профсоюза, студенческий клуб; спортивный клуб. В итоге не формируется установка на обобщение совместной деятельности. Не получают полного развития соответствующие педагогические умения.

Вторая группа, на наш взгляд, включает трудности, связанные с обеспечением динамики развития воспитательного пространства университета. Взаимодействие со студентами должно обеспечивать развитие воспитательного пространства вуза через решение постепенно усложняющихся задач, понимание этапов развития воспитательного пространства и выделение уровней его развития. Единство тактических и стратегических задач предполагает всесторон-

ний учет оперативных данных о состоянии воспитательного пространства университета и одновременно соотношение с долговременными целями его развития. Наблюдаемый разрыв приводит к подмене педагогического взаимодействия со студентами руководством и усложнению отношений с ними. Не происходит понимание того, что ориентированность воспитательного процесса университета на личностное развитие студентов является одним из факторов развития воспитательного пространства университета.

Третья группа - трудности, связанные с обеспечением психолого-педагогических условий. Эта группа проявляется в неумении преподавателей университета организовать совместную деятельность со студентами, анализировать и оценивать работу студенческой группы, факультета на всех этапах сотрудничества, видеть индивидуальные и возрастные особенности личности студента, определять основной вид деятельности, планировать дальнейшее проектирование развития личности студента в воспитательном пространстве вуза.

Анализируя анкету «Самооценка готовности к воспитательной деятельности со студентами», проведенную нами, мы установили, что 72% респондентов основной причиной своих затруднений в данной работе считают недостаточный уровень подготовки, в том числе и при обучении в вузе, слабую связь теории и практики. Низкий уровень подготовки в вузе не компенсируется приобретением практического опыта. Лишь 22% заместителей деканов по воспитательной работе университета полагали, что с течением времени придет умение определять мотивы воспитательной деятельности, строить систему межличностных отношений между преподавателями и студентами, направлять отдельные личностные проявления студентов. Полученные результаты дают основания предполагать, что при назначении на должности заместителей деканов по воспитательной, по спортивной работе следует обращать внимание на подготовку и опыт работы преподавателя.

Осуществляя включенное наблюдение, отмечаем, что заместители деканов по воспитательной, спортивной работе слабо владеют основами общей методики воспитательной работы со студентами, что является следствием неудовлетворительной психолого-педагогической подготовки, отсутствием творческого отношения к работе и опыта данной работы. В их работе не возникает понимания отличия воспитательной деятельности от других видов педагогической деятельности.

Зачастую деятельность направлена на подготовку какого-либо отдельного мероприятия или на выполнение сиюминутных утилитарных задач, например, участие в конкурсе, подготовка к традиционным внутривузовским фестивалям и т.п. Как правило, такая работа не является эффективной в обеспечении сложного педагогического процесса развития личности студента, подготовке высококвалифицированного специалиста. Являясь преподавателями-предметниками, заместители деканов по воспитательной и спортивной работе нередко осуществляют механический перенос методики преподавания на непосредственно воспитательную деятельность, забывая, что это духовно-практическая деятельность и специфика ее в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней сфере человеческой жизни.

Л.С. Выготский отмечал, что «цель пускает в ход процесс». Не умея поставить перед собой цели, мы и плохо этому учим. Не будучи активным участником совместной деятельности, невозможно влиять на формирование позиции студента как личности, субъекта деятельности. Не задумываясь о развитии личности, невозможно создать соответствующие условия. Не учитывая возрастных особенностей студентов, трудно найти поле деятельности для их самореализации. Выделенные позиции позволили разработать и провести образовательную программу для заместителей деканов по воспитательной работе Бурятского государственного университета «Инновационные подходы к воспитательному процессу в современном вузе» (72 часа), а также постоянно действующие семинары для заместителей деканов по спортивной работе: «Организация спортивно-массовой работы в университете», «Организация спортивной деятельности как фактор повышения здоровья студентов», «Роль спортивного клуба в развитии физической культуры и спорта-среди студентов и преподавателей» (2009-2011 гг.). В настоящее время требуется разработка образовательных программ повышения квалификации преподавателей, занимающихся воспитательной деятельностью со студентами, заместителей деканов по воспитательной и спортивной работе, кураторов студенческих групп с учетом новых концепций и подходов в воспитании студенческой молодежи, а также современных технологий.

Таким образом, перечисленные выше условия являются организационно-педагогическим комплексом условий, способствующих развитию и преобразованию воспитательного пространства университета и всех его субъектов.

Литература

1. Багачук А.В. Гаврилов И.К., Пилипчевская Н.В. Воспитательное пространство педагогического вуза как условие формирования ключевых компе-тентностей // Вестник ТГПУ. - 2008. - Вып. 3 (77).

2. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 3. Спец. вып.

- С. 231-238.

3. Калмыков С.В. Университеты связуют времена.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 304 с.

4. Новое поколение: учимся вместе: сб. науч.-метод. материалов / под ред. О.В. Рубцовой. -Копейск: Копейский рабочий, 2009. - 235 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 11-е изд., стер.; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1975. - 846 с.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госу. дарственного университета. E-mail: galina.rogaleva@ mail.ru

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy. Buryat State University. E-mail: galina.rogaleva@ mail.ru

УДК 378.034 © В.В. Тимченко

Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств

у студентов вуза

Статья посвящена одной из важнейших проблем на сегодняшний день, стоящих перед обществом и государством, - морально-нравственному воспитанию молодежи. Автором раскрывается содержание понятий «мо.. рально-нравственное воспитание-, «нравственные ценности-, «ценностные ориентации-, «моральные нормы-. Приводятся результаты и анализ диагностики уровня воспитанности морально-нравственных качеств у студентов Хакасского технического института.

Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, нравственные ценности, ценностные ориентации, моральные нормы, уровень воспитанности.

V.V. Timchenko

Analysis of the level of ethic and moral education in higher school students

The article is devoted to one of the most important problems facing society and state nowadays. It is moral and ethic education of young people. The author reveals the essence of notions: «ethic and moral education-, «moral values-, «value orientations-, «moral norms-. The results and diagnostics analysis of the ethic and moral education level in Khakas Technical Higher School students are submitted.

Keywords: ethic and moral education, ethic values, value orientations, moral norms, education level.

На современном этапе развития общества обострилась проблема морально-нравственного воспитания личности в связи с происходящими экономическими и политическими изменениями в стране. Наблюдается снижение воспитательной роли семьи; ориентация молодежи преимущественно на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным; развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи; обесценивание в общественном сознании таких понятий, как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность», «ответственность», «нравственность» и т.д. Не может оставить равнодушным низкий уровень культурных запросов молодежи. У молодежи стали непопулярны театр, классическая музыка, художественная литература. Свободное время многих

учащихся и студентов - это преимущественно пустое времяпрепровождение. В связи с этим государство определяет морально-нравственное воспитание как первостепенный приоритет в образовании, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Следует отметить, что морально-нравственное воспитание личности в России является традиционно значимым на протяжении полутора веков. Еще основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский подчеркивал, что истинное, созидающее человека воспитание - это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Именно оно является основой характера человека, личности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.