УДК 725. 83. 001. 63
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В ЛАНДШАФТНОЙ СРЕДЕ: ПРИНЦИПЫ СОГЛАСОВАННОСТИ
Субботина Е.А., магистрант Ямалетдинов С.Ф., доцент
Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета
Аннотация. В статье рассматривается современный опыт проектирования общественных зданий в ландшафтной среде. На примерах реализованных в разных странах общественных зданий анализируются их функционально-планировочная структура, объемно-пространственное решение, используемые материалы и пр. Выявляются основные принципы, способствующие гармоничному взаимодействию архитектуры общественных зданий с природным окружением.
Ключевые слова: архитектура, ландшафтная среда, общественные здания.
Важным фактором устойчивого развития города является включение в городскую ткань естественных природных элементов. Ландшафтная среда - это благоустроенная по принципам красоты и удобства пользования территория. «Для архитектора и художника ландшафт - прежде всего эстетическая система. Ее понимание - ключ к достижению целей, которые стоят перед проектировщиком. Он должен увидеть в ландшафте его пространственную структуру, скульптурность рельефа и зеленых насаждений, их цвет и текстуру» [1]. Среда - это окружение, некая пространственная целостность, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. К наиболее значимым объектам ландшафтной среды города можно отнести набережные, парки, скверы, бульвары, сады. Современная ландшафтная среда несет особое организующее начало, которое интенсивно влияет на механизмы поведения людей и, соответственно, на архитектуру. И.Г. Лежава размышляя о влиянии окружения на человека, пишет: «...мы способны очень сильно телесно ощущать и сопереживать окружающее пространство. Мы ощупываем взглядом детали, плоскости и фактуры. Фиксируем смену объемов и пространств...» [2]. М. Хайдеггер, подчеркивая наличие взаимного влияния пространства и помещенного в него объекта, писал: «Возникает вопрос: разве место - это всего лишь результат и следствие вместительности простора? Или простор получает собственное существо от собирающей действенности мест?» [3]
Общественное здание - это здание для удовлетворения общественных функций разносторонних потребителей. «Общественные здания как
произведения архитектуры и дизайна составляют область материальной культуры, в то же время эстетически формируя окружение человека...» [4]. В современной практике проектирования часто можно видеть приемы объединения общественного здания с ландшафтной средой, образуя единое пространство.
Общественное здание представляет собой целостную структуру сложноподчиненных функций, конструкций и форм, которые неизбежно взаимодействуют с окружением. Сегодня это взаимодействие становится более тесным и сложным. Инфобоксы, выставочные павильоны, торговые палатки, кафе, рестораны являются структурными элементами ландшафтной среды и существуют внутри нее как определенные точки притяжения. Поэтому при создании архитектурного объекта необходим всеохватывающий подход, учитывающий, в каких условиях находится создаваемый объект, как на него будут влиять эти условия и как не нарушить сложившуюся среду. Проследим подобную практику на следующих примерах.
Музей Холокоста, спроектированный Хаги Белцбергом, был открыт в 2010 г. Он расположен в парке Pan Pacific в США. Здание появляется из пейзажа как единственная, изгибающаяся бетонная стена, которая разделяет ландшафтную среду и общественное здание. Вход в здание организован по длинному пандусу. Это решение позволяет сделать движение посетителей удобным, не нарушает естественный рельеф места и визуальную связь с парком. Функциональное наполнение здания следующее: постоянные и временные выставочные пространства, офисные помещения, библиотека, парковка. Музей имеет свободную планировку и состоит из трех уровней. На нижнем уровне расположена парковка. Второй уровень разделен на девять выставочных залов. Вспомогательные помещения и санузлы сгруппированы в северной части здания. На третьем уровне находится открытое выставочное пространство, библиотека и несколько офисных помещений. Пространственная структура здания следующая: все три уровня открыты для широкой публики, административные и вспомогательные помещения расположены в северной части здания, что позволяет разделить потоки (обслуживающий персонал и посетители музея). Внутреннее пространство музея состоит из наклонных плоскостей потолков и необычных колонн, расширяющихся кверху. Основные элементы объемно-пространственной структуры (внутреннее пространство и внешний объем) гармонично сочетаются между собой.
Чтобы интегрировать здание в ландшафтную среду парка, оно было частично погружено под землю. Такое решение позволило пейзажу парка продолжаться по крыше музея. В данном примере крыша - это пешеходный путь, соединяющий посетителей парка и музея. В качестве основного материала автор использует бетон. Его оттенки и структура смешиваются с природной палитрой парка Pan Pacific. Этот простой шаг создает отличительный фасад музея, поддерживая топографию парка и пейзаж (рис. 1).
Рис1. Музей Холокоста в Лос-Анджелесе
Степень согласованности объекта с ландшафтом во многом зависит от взаимосвязи абсолютных размеров. Геометрические характеристики архитектурных сооружений должны согласовываться с ландшафтными формами как, например, в случае со скульптурным павильоном Porsche в Германии, спроектированным немецким архитектурным бюро Hennarchitekten. Павильон был открыт в 2012 г. Он лаконично расположен на центральной оси парка и полностью сочетается с живописной площадкой. Главный вход организован с помощью 25-метрового бетонного козырька, парящего над водной поверхностью искусственного озера. В выставочное пространство посетители попадают по спиральному пандусу. Функциональное наполнение здания следующее: постоянные и временные выставочные пространства, вспомогательные помещения. Павильон имеет бионическую форму плана и состоит из двух уровней. На нижнем уровне расположен зал высотой в два этажа, вспомогательные помещения и небольшие помещения для лекций. Центром композиции планировки является зал, а второстепенные помещения примыкают к нему с западной стороны, таким образом формируется рациональная планировка. Внутреннее пространство с плавным очертанием стен и внешний объем сочетаются между собой. Пластика павильона с его футуристическим покрытием (оболочка из нержавеющей стали с матовым покрытием) так естественно вписывается в окружение, что формы здания кажутся скорее скульптурными объемами среди ландшафта. Между крышей и фасадами отсутствуют границы, они представляют собой непрерывную, плавную структуру. Лаконичное сочетание изящной формы и пропорций рождает неповторимый образ, что обеспечивает идеальное взаимодействие с окружающим пейзажем (рис. 2).
ж
Рис 2. Скульптурный павильон Porsche в Германии
Гармоничная соразмерность архитектуры и окружающего пространства прослеживается в здании гольф-клуба, расположенного в России на территории курорта Пирогово. Гольф-клуб был открыт в 2008 г. Это одноэтажная постройка прямоугольной формы в плане, в основе объемно-планировочного решения которой лежит конструктивный контур несущих колонн. Здание состоит из двух уровней: наземного и подземного. Наземный уровень - единое пространство со свободно перетекающими друг в друга объемами бара, ресторана и зоны отдыха у камина. Подземный уровень - офис гольф-клуба, кухня ресторана, раздевалка и комната для хранения. Объемно-пространственная композиция здания строится на идее растворения в природном окружении.
С помощью использования бесшовного остекления, шедовых фонарей на крыше главный архитектор проекта Тотан Кузембаев достигает проникновения пейзажа в интерьер, растворяя объект в ландшафтной среде. Активное использование стекла позволяет визуально увеличить объем здания и создать ощущение простора и открытости. Освещение также играет важную роль. Свет размывает границы между интерьером и гольф-полем, создает единое пространство. А система сверхъярких светодиодов и микролинз, расположенных внутри колонн, обеспечивает равномерную заливку их граней светом. Подсветка делает колонны и стеклянные стены невидимыми, и кажется, что крыша парит в воздухе. Выбор дерева в качестве основного материала создает еще более тесную взаимосвязь объекта с контекстом (рис. 3).
Рис. 3. Гольф-клуб. Московская область
Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет материал. Сооружения из естественных материалов (дерева, камня, камыша, бамбука), характерных для конкретного места, органичнее всего увязываются с природным окружением. Ресторан Son La расположен на севере Вьетнама в окружении богатой природы нетронутых лесов и красивых горных пейзажей. Он был построен в 2014 г. по проекту компании VTN Architects. В плане ресторан представляет собой восемь прямоугольников, объединенных единым пространством. Объемно-пространственная композиция следующая: здание состоит из восьми отдельных каменных блоков разной высоты,
расположенных со сдвижкой относительно друг друга и объединенных единой крышей-навесом. Благодаря такому приему архитекторы обеспечивают визуальную связь с окружением, разделяют внутреннее пространство на публичное и частное, организовывают несколько входов. Особенно прочно связь с природой фиксируется еще и благодаря расположению деревьев на крыше. Основными материалами являются камень и бамбук. Таким образом, объект не только гармонично вписался в ландшафтную среду, но и максимизировал использование местных материалов (рис. 4).
о Е 5
ПЛИК GARDEN ------------------------Ш1Ш ............л
- I SM PUBUC
ga|
iteflMvu
ч
PttC. 4. Ресторан Son 1м: пощий (Ш(), СхемИ inannpotiKU
Интересным примером растворения в пространстве является зеркальный куб-отель Treehotel, Швеция. Объект был спроектирован архитекторами компании Tham & Videgard в 2010 г. Компактная планировка, центром которой является дерево, вмещает гостиную, кухню и ванную.
Используя светоотражающую, зеркальную поверхность фасадов, проектировщики позволили зданию внедриться в окружение, создавая единую структуру. Оторванность здания от земли подчеркивает его неразрывность с окружением. Здание - граница, разделяющая внешний и внутренний ландшафт (рис. 5).
Рис. 5. Зеркальный куб-отель Treehotel
Архитектурное бюро MIA, проектируя SPA-центр Pure Spa во Вьетнаме, выразило взаимосвязь архитектуры с природой посредством применения вертикального озеленения и зеленой кровли. Центр был построен в 2015 г. В плане имеет прямоугольную форму и состоит из двух этажей. Центром композиции является атриум. Планировочная структура центра коридорная. Функциональное наполнение здания следующее: внутренний сад с висячими садами, комнаты для отдыха, залы для тренировок и йоги. Здание имеет два этажа. Сам по себе SPA-центр нейтрален, имеет простую форму и внутренний дворик - уютный сад, поэтому идеально вписывается в окружение - это обеспечивает наличие в деталях природных и урбанистических элементов (рис. 6).
Рис. 6. $РА-центр Pure Spa
Таким образом, «взаимопроникновение» ландшафтной среды и архитектуры зданий делают их одним композиционным целым или частью одной инженерной системы, равноправно влияя на общее архитектурное решение. Создавая общественное здание, архитекторы должны направить максимум усилий на то, чтобы не разрушить оригинальную целостность места и как можно более тесно связать здание с окружающей природой. «Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено» [5], - писал Фрэнк Ллойд Райт, один из ярких представителей «органической архитектуры».
Мировой опыт в области проектирования общественных зданий, лаконично взаимодействующих с окружением, показывает, что при создании архитектурного объекта необходим всеохватывающий подход, учитывающий, в каких условиях находится создаваемый объект, как на него будут влиять эти условия и как не нарушить контекст. Анализируя описанные выше примеры общественных зданий в ландшафтной среде, можно выделить следующие принципы, необходимые для того, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшафтом: частичное или полное внедрение объекта в естественные ландшафтные формы окружения; озеленение кровли или вертикальное озеленение; большие площади остекленной поверхности; использование естественных материалов; применение архитектурных форм, повторяющих формы ландшафта.
Библиографический список
1. Курбатов Ю.И. Природный ландшафт и архитектурная форма // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2004 [Электронный ресурс]. - URL: http:// archj ournal.ru/rus/04%2041%202005/naturelandscape.htm.
2. Лежава И.Г. Ле Корбюзье. Восприятие пространства [Электронный ресурс]. - URL: https://ilya-lezhava.livejournal.com/1474.html.
3. Хайдеггер М. Искусство и пространство / пер. В.В. Бибихина // Самосознание культуры и искусства XX века. - М., 2000 [Электронный ресурс]. - URL: http://bibikhin.ru/iskusstvo_i_prostranstvo.
4. Птицына Л.М. Социальная и культурная природа дизайна среды общественных зданий и его роль в формировании социокультурной среды общества // Дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. - № 1. - 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://aud-j ournal. com/images/ agd01/ agd01_5.Pdf.
5. Фрэнк Ллойд Райт. Стиль жизни // 25 вдохновляющих цитат Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс]. - URL: https://lecorbusier.ru/25-vdohnovlyausjih-tsitat-frank-lloyd-rayt.
EXPERIENCE IN DESIGNING PUBLIC BUILDINGS IN A LANDSCAPE ENVIRONMENT: PRINCIPLES OF CONSISTENCY.
Subbotina E.A., MA Student Yamaletdinov S.F., Docent
Institute of Architecture and Design, Siberian Federal University
Abstract. The article discusses the modern experience of designing public buildings in a landscape environment. The example simplemented in different countries; public buildings are analyzed functionally planning structure, spatial solution, materials etc. The main principles that harmonize the interaction of the architecture of public buildings with the natural environment identified. Keywords: architecture, landscape environment, public buildings.