УДК 061.48 (93)
РАЗВИТИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ 1876 Г.,
ПАРК ФЭРМАУНТ Х1Х-ХХ1 ВВ.
С.А. Макотина
Статья посвящена общественным пространствам, их устойчивому развитию в условиях большого города. Рассматривается история планирования и проведения филадельфийской Всемирной универсальной выставки 1876 г. Изучается территория для размещения выставочных павильонов, их формообразование и благоустройство выставочных площадей в Фэрмаунт парке. Раскрывается суть дальнейшего развития и изменения по-ствыставочного пространства американской Всемирной выставки 1876 г.
Ключевые слова: Всемирная универсальная выставка, ландшафтный дизайн, павильон, общественное пространство, поствыставочное пространство, Фэрмаунт парк.
DEVOLOPMENT AND EXPLOITATION OF PARK TERRITORIES OF PHILADELPHIA WORLD EXHIBITION 1876, FERMAUNT PARK XIX-XXI.
S.A. Makotina
The article is dedicated to public places, their stable development in the conditions of a big city. The history of planning and holding Philadelphia World universal exhibition in 1876 is considered. The territory for exhibition pavilions, their structural morphology and redevelopment of exhibition squares in Fermaunt park is studied. The idea of the future development and change of post-exhibitional territory of world American exhibition in 1876 is revealed.
Key words: world universal exhibition, landscape design, pavilion, public territory, postexhibition territory, Fermaunt park.
В 1876 г. в Филадельфии открылась всемирная универсальная выставка, посвящённая юбилею принятия декларации о Независимости США. Выставку назвали «Столетней». Важнейшей задачей мероприятия было представить Америку новой мировой индустриальной державой, конкурирующей с развитыми государствами Европы. При этом Филадельфия позиционировалась как центр американской культуры и промышленности. Организационную комиссию возглавили: президент генерал Джозеф Р. Хаулей и генеральный директор выставки Альфред Т. Гошон. Девизом форума стали слова: «Международная выставка искусства, промышленности и продуктов земли». Филадельфию, известную как восхитительный «город парков», выбрали столицей выставки не случайно, тому способствовали следующие причины: во-первых, здесь была принята Декларация независимости Америки в 1776 г., во-вторых, по мнению комиссии, географическое положение города являлось выгодным с точки зрения водных ресурсов, живописности рек Скулкилл и Делавэр, открытых, свободных от застройки, природных пространств, разнообразия рельефа местности, мягкого климата. Строительной площадкой для проведения выставки стал Фэрмаунт парк, расположенный в северо-западной части города. В XIX в. это был, по сути, пригород Филадельфии. Выбор данной территории был обоснован удобным расположением относительно железнодорожной линии, неограниченными запасами воды и возможностью легко добраться до центра города. Истории Филадельфии и парка Фэрмаунт неразрывно связаны между собой. Структура города, его исторический план, глядя на карту, крайне прост. Если быть более точным, она является простейшей схемой расселения английских колонистов, которых основатель города Вильям Пенн хотел поставить в равные условия. Планируя город, его разделили при помощи улиц на правильные районы, одинаковые кварталы и прямоугольные частные земельные участки [1]. Постепенно регулярная схема старого города из восточной части перешла за реку Скулкилл в западный район Филадельфии (рис. 1). Однако при этом осталась нетронутой обширная территория природного парка. Достопримечательность города, парк Фэрмаунт, занимал в девятнадцатом веке и сейчас земли по обе стороны реки Скулкилл. Речная долина делит его на западную и восточную части. Вдоль берега реки проложены три крупные транспортные магистрали, отделяющие парковую зону от водного пространства: Скулкилл экспресс, Западная Речная дорога, автомагистраль Мартин Лютер Кинг. Между тем параллельно крупным магистралям идёт пешеходная и велодорога, по которой можно добраться до северной оконечности парка, исторического городка Риттенхауз и горного ручья Виссахи-кон. Официальное основание Фэрмаунта относится к 1855 г. Согласно первоначальной версии, свободный зелёный район задумывался как буферная зона реки Скулкилл, созданная для защиты питьевой воды от загрязнения и воздействия индустриализации, развивающейся на севере Филадельфии. Сегодня осталось мало материальных свидетельств о промышленных предприятиях, процветавших когда-то в пределах парка. Существование отраслей индустрии, угроза водоснабжению города представлена в документах Ассамблеи
штата Пенсильвания. Двадцать шестого марта 1867 г. власти приняли законодательное решение об основании парка Фэрмаунт [12]. В связи с принятием данного закона функции территории поменялись, и она стала использоваться исключительно как общественная зона для отдыха и развлечений. Нынешним владельцем Фэрмаунт парка является сам город, а зелёная зона имеет статус «городского общественного парка». К XX в. парк достиг общей площади около 4000 гектаров и протянулся вдоль водотоков по горным долинам и холмам на четырнадцать километров [10]. Фэрмаунт парк представляет собой одно из первых достижений американского паркового движения. Благодаря прекрасным пейзажам, открытым водным пространствам, обширным зелёным лужайкам, многочисленным извилистым дорожкам, элементам декоративного оформления и благоустройства, он стал образцом романтического садово-паркового искусства, сформировавшегося на примерах классического английского сада. Работы по благоустройству велись одновременно в двух частях парка - западной и восточной. Первыми проектировщиками были ландшафтные архитекторы и дизайнеры Джеймс Чарльз Сидни и Эндрю Адамс, а также инженер Андрей Паллес. В 1868 г. парком занялись известные ландшафтные архитекторы Фредерик Олмстед и Калверт Вокс. В подробных планах развития общественной зелёной зоны преобладали мягкие дугообразные тропинки и улицы, поддерживался и улучшался естественный пейзаж, сохранялся рельеф существующего исторического места. В то же время по северо-западному направлению, по диагонали парка, шло развитие и укрепление прямой, как стрела, улицы Бельмонт. Многие исторические поместья были интегрированы в ландшафт парка, приватизированные государством виллы приспособлены под общественные рестораны и офисы для сотрудников. В то же время шло укрепление границ парка на западных участках благодаря строительству улицы Эльм (Парксайд). До сегодняшнего дня нижнюю часть этой улицы украшают древние вязы, клены и домики в викторианском стиле, свидетели всемирной выставки Столетия.
Рис. 1. Город Филадельфия
Источник: map: The City of Philadelphia. New York : Currier & Ives, 1875. http://www.historynyc.com/proddetail.
В январе 1872 г. комиссия парка утвердила план развития западного Фэрмаунта, разработанного молодым инженером Германом Шварцманом (1846-1891). Именно благодаря ему, существующее ныне состояние парка демонстрирует уникальный ландшафтный дизайн и историческое архитектурное наследие. Разбросанные по всей местности парка дома 1750-1810-х годов строительства, в прошлом сельские резиденции для элиты Филадельфии, продолжают своё существование. Инженерные инновации XIX-XX вв. представлены серией классических зданий, таких как водопроводная башня у юго-восточного входа в парк, мосты через реку Скулкилл. К ним относится автомобильный мост Жерард (1874 г. строительства), железнодорожный путепровод бывшей Пенсильванской Железной дороги - мост Соединения (Connecting Railway Bridge, старое название New York Railway
Bridge) и мост Колумбия (1834-1886 год строительства). В XIX в. парковая зона в границах данных мостов стала местом проведения Всемирной выставки. Именно западная часть парка, занимающая на 1870 г. площадь 1210 гектаров (2 991 акров), вдохновляла и заряжала энергией организаторов выставки и её участников. Выделенный под строительство выставочного комплекса участок земли составлял около 96 гектар (HISTORIC AMERICAN BUILDINGS SURVEY National Park Service U. S. Department of Interior P.O. Box 37127 Washington D.C. 20013-7127, стр. 19). Под застройку архитектурными объектами отошло 28,9 гектаров, что по своим размерам превышало площадь предыдущих выставок в Лондоне и Париже [2]. Территория выставки разместилась на двух природных плато парка с видом на реку Скулкилл. Г орная равнина, с зелёными долинами и протоками, была подготовлена для выставки и окружена большим трёхкилометровым забором. C высоких холмов от богатых старинных вилл открывался прекрасный вид на сельский пейзаж, парк, синюю гладь реки.
Открытие филадельфийской универсальной выставки состоялось 10 мая 1876 г., продолжительность мероприятия составила сто восемьдесят дней, завершилась выставка 10 ноября 1876 г. Большой наплыв посетителей вызвал проблему с их доставкой к месту экспозиции, в связи с этим трамвайные городские линии протянули из центра до выставочной территории и непосредственно к павильонам. Недалеко от главных залов, по улице Эльм, прошла девятикилометровая узкоколейная железная дорога с обустройством ЖД станции. Небольшой паровой поезд курсировал вдоль западного берега реки Скулкилл [11]. Кроме этого, гости могли добраться на пароходе или автобусе. Благодаря дорогам и мостам, парк выставки был легкодоступен относительно всех районов города (рис. 2).
Рис. 2. Филадельфийская Всемирная универсальная выставка 1876 г. с высоты воздушного шара
Источник: www.history-map.com
Выставка имела свыше 200 строений (250 зданий по Р.Р. Кликс). Из них около сорока пяти крупных зданий, одиннадцать павильонов иностранных государств, двадцать четыре павильона США, сорок залов коммерческих предприятий, семь правительственных павильонов и т.д. Здания располагались свободно по всей зелёной территории, но главная ось - улица Фонтанов - держала композицию выставочного ансамбля и связывала две главные точки - фонтан «Воздержания» и Дворец Садоводства. В архитектуре выставки 1876 г. выделялось пять объектов: Главное экспозиционное здание (промышленный павильон); Мемориальный зал (павильон изящных искусств); Зал Машин; Дворец Садоводства; павильон земледелия и сельского хозяйства (рис. 3).
Эскиз застройки многофункционального выставочного ансамбля органично вписывался в естественную природную среду. В северной части доминировал павильон земле-
делия и сельского хозяйства, в центральной части располагались Дворец Садоводства, правительственные павильоны, Мемориальный зал, женский павильон и т.д.
Рис. 3. План территории Всемирной выставки 1876 г.: 1 - Главное выставочное здание;
2 - Мемориальный зал; 3 - Зал Машин; 4 - Дворец Садоводства; 5 - Павильон сельского хозяйства;
6 - Женский павильон; 7 - Павильон судей; 8 - Павильон правительства США; 9 - Учреждение финансов выставки; 10 - Комиссия выставки; 11 - Охотничий лагерь; 12 - Японское жилище;
13 - Кадеты Вест Поинт; 14. Павильон Нью-Йорка; 15 - Павильон Британии; 16 - Международный билетный офис; 17 - Павильон фотографии; 18 - Департамент образования Пенсильвании;
19 - Японский базар; 20 - Шведский школьный дом; 21 - Французский ресторан Ла Файетт;
22 - Масло-молочная ассоциация; 23 - Немецкий ресторан Лауберс; 24 - Американский ресторан;
25 - Павильон Нью-Джерси; 26 - Павильон Канзас; 27 - Южный ресторан; 28 - Патруль выставки
Столетия; 29 - Павильон Огайо; 30 - Павильон Индиана; 31 - Павильон Иллинойс; 32 - Павильон Висконсин; 33 - Павильон Мичиган; 34 - Павильон Нью Гемпшир; 35 - Павильон Коннектикут;
36 - Павильон Массачусетс; 37 - Павильон Делавэр; 38 - Венская пекарня; 39 - Фуллер, Уоррен и Ко; 40 - Павильон кожи и обуви; 41 - Статуя Dr. Witherspoon.s; 42 - Пристрой к Главному залу;
43 - Фонтан «Воздержания» (C.T. A. U.); 44 - Loisean Pressed Fuel Co; 45. Офис Нью-Йорк Трибьюн; 46. Деревянный дом Новой Англии; 47. Женский школьный дом; 48. Германская империя;
49. Бразильская империя; 50 Галерея Фото; 51 - Продолжение Арт галереи; 52 - Стенд Pipe;
53 - Железнодорожная станция; 54 - Вход в Зал Машин со стороны улицы Эльм; 55 - Ресторан Trois
Freres; 56 - Павильон Пенна Источник: http://www.gutenberg.org/files/13956/13956-h/13956-h.htm
Основные транспортно-пешеходные оси делили выставку на сектора. Ориентация улиц шла с юга на север и была параллельна берегу реки Скулкилл. Перпендикулярно к ним проходила улица Фонтанов, пересекающаяся под острым углом с улицей Республики и Эльм авеню. Перспективу улицы Фонтанов с системой водоёмов и скульптурными композициями замыкал блистательный Дворец Садоводства. Таким образом, получалась лаконичная регулярная транспортно-пешеходная сеть рекреационной зоны выставочного комплекса, удобная как для передвижения и ориентировки на местности, так и для сквозного просмотра перспектив. По секторам свободных территорий разбегались многочисленные тропинки, ведущие к экспозиционным павильонам и зонам отдыха. Речки, протоки, подземные ручьи связывали в единую водную систему реку Скулкилл и выставочные резервуары воды. Сочетание приёмов пейзажной композиции, водных ресурсов и регулярных функциональных решений выставочного пространства дало возможность безбо-
лезненно и органично включить архитектурно-строительные объекты в ландшафт местности и как бы подчинить архитектуру природе [5]. Линии пешеходных и транспортных путей тесно взаимодействовали с главными осями городской канвы и ландшафтом. Основные дороги (Бельмонт авеню и Фонтан авеню) решены были в режиме широких осевых диагоналей с формальными акцентами в виде архитектурных сооружений, круглых площадей и скульптур. Приём, найденный в градостроительном дизайне филадельфийской выставки, лёг в основу принципов формообразования инфраструктуры следующей всемирной выставки, состоявшейся в Чикаго (1893 г.).
Ведущим архитектором «Столетней» выставки стал Герман Дж. Шварцман. В середине XIX века он был идейным вдохновителем модернизации парка Фэрмаунт. Получив полномочия главного планировщика и разработчика территории Всемирной выставки, Шварцман проводит работу по стратегическому планированию всей парковой деятельности, реконструирует холмистую местность, используя принципы формообразования английского парка, проводит посадку новых деревьев, разбивает клумбы, строит искусственные озёра, вместе с тем начинается работа над проектами павильонов универсальной выставки. Доверяя таланту и всесторонним способностям Шварцмана, выставочная комиссия отправляет его в Европу на Венскую выставку 1873 г. для аккумуляции творческих идей и изучения дизайна зоологических садов. По возвращению из Европы, Шварцман проектирует для выставки Мемориальный Зал, Дворец садоводства и около десятка других выставочных зданий, включая женский павильон, зал судей, вагоностроительный павильон и павильоны госучреждений Пенсильвании. В своих проектных предложениях Шварцман отказывается от центрального выставочного дворца, отдавая предпочтение нескольким крупным павильонам в соответствии с темой и страной. В результате, экспоненты размещаются в пяти специализированных павильонах и многочисленных небольших строениях в соответствии с тематическими группами. Впоследствии эта концепция становится базовой в планировании мировых выставочных комплексов.
Двумя наиболее важными и крупными объекта всемирной выставки 1876 г. стали: Главное выставочное здание для демонстрации промышленных изделий и Зал Машин, рядом с которым, по желанию американского католического движения «За трезвый образ жизни», соорудили грандиозный мемориал. Это был довольно своеобразный памятник - фонтан «Тотального Воздержания» (Catholic Total Abstinence Fountain), источник питьевой воды, построенный из мрамора и гранита. Автор скульптурной композиции Герман Кирн [13]. Фонтан «Воздержание» является одним из немногих артефактов выставки, сохранившихся до наших дней. Из-за отсутствия ремонта и технического обслуживания мемориал больше не является «питьевым фонтаном», данная функция давно утрачена. В настоящее время скульптурная композиция «сухого» фонтана украшает площадь «Манн Центра исполнительских искусств» (The Mann Center for the Performing Arts) и даёт направление к месторасположению когда-то самого красивого объекта выставки 1876 г. - «Дворцу Садоводства». Здание дворца располагалось на месте знаменитого поместья Лэндсдаун, владельцами которого были потомки губернатора Джона Пенна. Колоссальное здание «Дворца Садоводства» в мавританском стиле из мрамора, стекла и железа, вторило формам Хрустального Дворца на Великой выставке 1851 г. Здание представляло собой огромный крытый ботанический сад, окружённый оранжереями, залы заполнялись растениями со всего мира, кроме этого в непосредственной близости от дворца были разбиты несколько уникальных садов и дендропарков. Многие из них дожили до XX в., некоторые были снесены в 1950-х годах. К Дворцу Садоводства вела широкая аллея с цветочными клумбами, фонтанами и площадками для отдыха. В отличие от большинства быстро возводимых зданий, предназначенных для временных экспозиций, Дворец Садоводства планировался как капитальное строение. Однако в 1954 г. его повредил ураган «Хазел», и в 1955 г. павильон разобрали. В настоящее время на месте Дворца Садоводства располагается Садоводческий центр, построенный 1973 г. Это функциональное здание со-
всем не похоже на своего великолепного предшественника. Тем не менее, Центр садоводства очень популярен у жителей Филадельфии.
Разработчиками и строителями Главного выставочного здания и Зала Машин стали архитектор Генри Петтит и инженер Джозеф Уилсон. Главный промышленный павильон был собран за рекордный срок, благодаря применению модульных деревянных конструкций и железного каркаса. Построенный как временное сооружение, он был, по тем временам, самым длинным зданием подобного типа в мире. Его площадь составляла порядка 8,7 га земли [14]. Однако по своей форме протяжённый трёхнефный зал с входными башнями не представлял собой ничего нового. После окончания выставки Главное экспозиционное здание было разобрано и продано в 1881 г., а место превращено в площадь перед Мемориальным залом. К западу от Главного здания в 1876 г. возвели Зал Машин. Используя сборно-разборную конструкцию, деревянный каркас и широкое остекление, павильон построили на прочном кирпичном фундаменте всего за шесть месяцев. Зал имел прямой доступ к железной дороге Пенсильвании. Несколько железнодорожных путей вели прямо в здание, что облегчало сборку крупных экспонатов. Это было второе по величине строение на выставке, общей площадью порядка 5,7 га. Главными экспонатами зала стали машины, механизмы, новейшие промышленные технологии и оборудование, различные генераторы энергии, которые снабжали электричеством весь выставочный городок. Спустя три года, в 1879 г., павильон Машин разобрали, на его месте городские власти построили ливневый резервуар дождевой воды или искусственное оз. Конкорс (англ. «скапливаться»). Между Главным выставочным павильоном и залом Машин легла площадь для праздничных церемоний, украшенная фонтаном, - композиция под названием «Вода и свет», автор - знаменитый французский скульптор Бартольди. В 1887 г. фонтан приобрело американское правительство, его перевезли и установили в Ботаническом парке (ныне парк Бартольди) у подножия Капитолийского холма в Вашингтоне, где он находится по настоящее время. Ещё одно знаковое сооружение выставки работы Бартольди - «Статуя независимости». Произведение мастера представляло собой фрагмент будущего монумента «Статуи Свободы» в Нью-Йорке, а точнее его правую руку с факелом. Располагалась композиция недалеко от оз. Столетия и была популярным ярмарочным аттракционом.
Третьим по величине павильоном выставки «Столетия» стал сельскохозяйственный павильон. На северо-востоке парка Фэрмаунт возвели здание и несколько узкоотраслевых павильонов с экспонатами пищевой промышленности, а также площадки для демонстрации скота и лошадиных бегов [15]. Сооружение занимало площадь около 40 000 м2. На редкость импозантное здание, стоящее в стороне от основных осей и главных архитектурных достопримечательностей, привлекало внимание и нравилось многим посетителям. Объект был построен из дерева и стекла, конструкция напоминала гигантский церковный собор в готическом стиле. По завершении выставки здание было разобрано, брёвна использованы для постройки девяти домов, железнодорожной станции и моста длиной 279 метров в штате Нью Джерси. Сейчас на месте сельскохозяйственного павильона размещено несколько больших бейсбольных полей.
Малые павильоны большинства штатов Америки (Нью-Джерси, Канзас, Коннектикут, Огайо, Индиана, Иллинойс, Висконсин, Мичиган, Нью-Гемпшир, Коннектикут, Массачусетс, Делавэр) располагались на северо-западе парка [2]. В них демонстрировались достижения промышленности и сельского хозяйства. Кроме этого, свои павильоны имели крупные Европейские государства: Германия, Испания, Швеция, Бразилия, Англия. Оригинально выглядела экспозиция Японии. Так как большинство частных компаний предпочитало выставлять свои экспонаты в больших залах, многие государственные здания были использованы для приемов и мест, где посетители могли отдохнуть от жары. Специальные помещения выставки, разбросанные по всей территории, показывали экспозиции пожарных, полиции, армии и флота, работали пресс-центры, почтовые офисы, рестораны и торговые киоски. Многие из строений удовлетворяли потребности администрации парка и
выставочной комиссии. Особое внимание привлекал «Женский павильон» и «Шведская школа». После выставки школа была аккуратно демонтирована и собрана в Нью-Йоркском Центральном парке, сейчас это здание используется как детский кукольный театр. В целом архитектура павильонов отражала особенности американского стиля, с характерной деревянной или каменной кладкой, с многочисленными каскадными крышами, украшенными башенками и шпилями. Удобные и функциональные сооружения, включающие элементы фахверка и кантри, несли в себе отголоски старого европейского стиля в архитектуре. Павильон штата Огайо сохранился до наших дней. В 1972 г. дом включён в Национальный регистр исторических мест США. С 2006 г., после нескольких больших реставраций, здание используется в качестве кафе, офиса и места для проведения мероприятий.
Крупнейшее сооружение выставки, знаменитый Мемориальный зал, построенный по проекту Шварцмана в стиле «Боз-ар», дожил до XXI столетия. Массивное здание из гранита венчает многогранный купол из стали и стекла, играющий роль дополнительного источника верхнего света. Судя по старым фотографиям, Мемориальный зал являлся центром торжеств, праздничных мероприятий и был особо популярным местом на Всемирной выставке (рис. 4). Отслужив в качестве интернациональной художественной галереи на всемирной выставке, павильон вновь заработал как Художественный музей Пенсильвании и школа индустриального искусства (1877-1938 гг.). Позже, простояв пустым в течение нескольких лет, он был вновь открыт в 1969 г. как актовый зал, баскетбольная площадка и крытый бассейн. В мире существует достаточно много реплик этого здания, например: здания Рейхстага в Берлине, построенного 1884-1894-х годах; Верховного суда в Лейпциге (1887-1895 годы), Чешского национального музея в Праге, библиотеки университета в Страсбурге. Как уже было сказано выше, после сноса Главного экспозиционного здания выставки Столетия, перед павильоном изящных искусств освободилась большая площадь. Эта реконструкция поствыставочной территории во многом способствовала появлению нового входа на территорию бывшей выставки Столетия и навсегда изменила инфраструктуру западной части парка. В XXI веке произошла очередная смена функции Мемориального зала, в 2008 г. он открыл свои двери в качестве Филадельфийского детского музея. Дорога в этот удивительный городок детства идёт по проспекту Республики мимо мемориала, посвящённого Гражданской Войне, построенного на средства крупного промышленника Ричарда Смита в 1898-1912-х годах. Архитектором и строителем стал Джеймс X. Уиндрим.
Рис. 4. Церемония открытия выставки у Мемориального зала (архитектор Герман Дж. Шварцман) 1876 г. Источник: http://www.brynmawr.edu/iconog/uphp/AABN/centennial%20/centennial.html. Historical Register of the United States Centennial Exposition. New York: Frank Leslie’s Publishing House, 1876
В 2006 г. на семи акрах Фэрмаунт парка построили суперсовременное учебное заведение, так называемую «школу будущего» (куратор Билл Гейтс и компании Майкрософт). Архитектурная группа Приско (Prisco Group) не только органично вписала объект в природную среду, но и применила самые передовые энергосберегающие технологии, соответствующие стандартам сертификации LEED Gold. Эти стандарты требуют высокоэффективного использования водных ресурсов, атмосферной энергии; сохранения качества окружающей среды, а также достижения наибольшей отдачи инновационных дизайн-программ. В конструкции нового здания школы были широко применены современные методы по рациональному использованию и сбережению воды, естественного света, тепла, ливневых стоков. Зелёная крыша здания (1000 м2) имеет уникальную водосборную систему, способную улавливать ливневые стоки, с их дальнейшей утилизацией в хозяйстве (полив растений, канализация). Эта система собирает дождевую воду с крыш школы и подает ее в подземный резервуар ёмкостью 30000 галлонов. Многоярусный школьный дом в своей структуре имеет центральный атриум более 300 м2, с естественным светом, создающий ощущение уличного открытого пространства. По замыслу авторов подобные проекты устойчивого развития среды положительно влияют на производительность, настроение и благополучное существование учеников и преподавателей «школы будущего»
[7].
Кроме этого, к относительно новым строениям поствыставочной территории можно отнести открытую сцену с амфитеатром центра искусств «Манн» (1976 г.). Изначально ему принадлежала летняя сцена в парке для выступлений Филадельфийского оркестра, названная «Робин Делл Концерт». В 1976 г. в честь Фредерика Р. Манна, его переименовали в Центр музыки Манн, а позже, в 1998 г., назвали «Манн Центр исполнительских искусств». Площадка для массовых мероприятий представляет собой сцену и зрительские места на открытом воздухе на 14000 мест, из них 4700 посадочных мест под крышей и более 8600 снаружи. Главная достопримечательность летнего концертного центра это обширный зелёный газон для зрителей и прекрасная акустика (рис. 5) [6].
Общая площадь парка Фэрмаунт огромна, из неё на территорию выставки 1876 г. отводилось всего около восьми процентов западного парка. Однако организация всемирной выставки и сам выставочный комплекс сыграли большую роль, как в культурном, транспортно-пешеходном, так и в экологическом развитии города. Местность Фэрмаунт парка часто подвергалась подтоплениям, непрерывные дожди провоцировали наводнения, загрязнение воды в реках и возникновение страшных инфекций. В границах парка в 1860х годах был построен большой резервуар питьевой воды «Джорж Хилл» (Defunct George’s Hill (24th Ward) Reservoir), который хранил около 40 миллионов галлонов воды. Именно с пешеходных обзорных площадок резервуара сделаны многие панорамные фотографии выставки Столетия. Водохранилище было закрыто в середине XX века, в настоящее время оно представляет собой заброшенную, поросшую травой и засыпанную мусором территорию. Водный вопрос всегда волновал жителей Филадельфии. В XIX веке по берегам реки Скулкилл (и на возвышенностях) стояло несколько резервуаров для питьевой воды, было разработано множество промышленных предприятий. Виллы богатых филадельфийских промышленников строились выше на холмах и были в безопасности, территория же будущей выставки всегда подвергалась опасности быть затопленной, что и произошло незадолго до её открытия. Долина реки Скулкилл не подходила под строительство капитальных выставочных зданий, поэтому большинство павильонов носили временный характер и были снесены почти сразу по окончании мероприятия. Тем не менее, многие из транспортных систем парка времен Всемирной выставки остались как координатные оси, и уже в XX веке были модернизированы под современные автодороги. Именно они стали одним из величайших урбанистических факторов, оказавших сильнейшее отрицательное воздействие на Фэрмаунт Парк. В начале XX века в парке решено было построить трек для скаковых лошадей. Объект состоял из главных дорожек для гонок на
лошадях, возвратного диска и смотровой площадки, расположенной по диагонали плато Бельмонт. Вскоре трек адаптировали под скоростную трассу для автомобилей. В результате всеобщей автомобилизации и огорчению пешеходов в парке появилась возможность путешествовать на автомобиле. Более гуманным вариантом для парка стал автомаршрут, проложенный в объезд зелёной зоны. Сегодня от коммуникаций выставки Столетия осталось несколько дорог и направлений, основные из них: Проспект Республики, ул. Пар-ксайд и аллея Фонтанов; проспект Бельмонт стал главной дорогой через парк. Кроме этого в середине двадцатого века возросла потребность в дорогах для пригородов Филадельфии, в результате чего строительство мощных автомагистралей с огромным потоком машин, создающих шум и массу выхлопных газов, окончательно уничтожило спокойствие западной стороны когда-то тихого и уютного парка [4].
Мапп Сег^ег
Репоуайотге . ¿Я “ 1^1 -Л 4 V ' 1 ми,-
£ Л* ш а '-^.1 щ • . -**%■А •
Л. ч с '* ^ к а» жШзГл '< - 'г'. '■ .'.‘5
шпЕж. _: л.
Рис. 5. Проект реновации манн центра: 1 - большой газон; 2 - верхний променад;
3 - вход на вторую сцену; 4 - сцена под открытым небом и газон; 5 - линия освещения;
6 - верхняя аудио- и видеосистема; 7 - реновация сцены
Источник:http://www.uwishunu.com/2012/07/the-mann-center-undergoing-improvements-for-summer-2013
В настоящее время власти города и его жители охвачены идеей восстановления всех достоинств Фэрмаунт, в том числе территории бывшей универсальной выставки. От всемирного форума осталось немного строений, но местные жители помнят о нем и горят желанием именно в границах парка сохранить память о величайшем событии. В архивах города сохранились исторические документы, фотографии, благодаря которым ландшафтные дизайнеры могут предложить своё видение общественной зоны отдыха Фэрма-унт, показать прошлое, модернизировать настоящее и укрепить будущее паркового комплекса. Сегодня большая часть зелёного пространства неплохо существует и несёт своё первоначальное значение. Однако есть много доказательств недостающих исторических компонентов местности, ведь когда-то вся территория выставки была насыщена скульптурами и фонтанами. Кроме этого, в заброшенном состоянии находятся два искусственных озера, требующих очистки и сохранения. В пору рассвета семь с половиной акров оз. Конкорс было популярным местом отдыха. Но вначале 60-х годов водную поверхность и окружающую местность замусорили, она пришла в запустение и негодность. Сейчас, благодаря волонтёрам Клуба Садоводов, территория озера огорожена колючей проволокой, здесь ведутся работы по очистке и углублению дна, создаются естественные водноболотные угодья для качественной фильтрации дождевой воды на пути к реке Скулкилл. В ближайшее время оз. Конкорс и его окрестности должны вернуться к своему прежнему «живому» состоянию. В связи с этим в рамках празднования юбилея филадельфийского Клуба Садоводов Америки ^СА 1913 г.), ведётся большая деятельность и принят план реконструкции западной части города Филадельфии, действует городской долгосрочный план и начато освоение средств, выделенных властями города на ревитализацию Фэрма-унт парка и его учреждений (план 2009-2013 гг.). Все действия экологических и садовод-
ческих обществ, а также волонтёров направлены на улучшение окружающей среды парка Фэрмаунт. Проект предполагает удаление мощений вблизи озер, посадку местного растительного материала, выбранного для укрепления берегов и управления ливневыми стоками, очистку воды и обеспечение соответствующей среды обитания для рыб, птиц и мелких животных. Кроме этого, члены садоводческих клубов собираются высадить 24 вида деревьев, 25 видов кустарников, почвопокровные растения, для обеспечения более естественной лесной экосистемы [4]. В дополнение к новаторской садоводческой деятельности, департамент парков предполагает организацию образовательных услуг, исторических, краеведческих и садоводческих маршрутов, создание игровых зон, летнего амфитеатра и площадок для пикников, а также оснащение парка различными коммуникативными знаками, информационными стендами и малыми архитектурными формами. Тщательно продумываются пути безбарьерного доступа к зонам отдыха и к достопримечательностям поствыставочного пространства всех слоёв общества, в том числе инвалидов, пенсионеров, спортсменов, школьников.
На первый взгляд, современное состояние парка, водоёмов, растительности, всей поствыставочной территории находится в плачевном виде, но именно сейчас данная местность начала приобретать своё гармоничное естественное состояние. Ещё в XIX в. многие ранние исследователи Фэрмаунт парка утверждали, что этому парку, с его богатыми природными ресурсами, достаточно небольшого человеческого участия и ландшафтного дизайна. Эли Кирк Прайс в 1876 г. отмечал: «В парке Фэрмаунт, как в лучшем и самом большом парке мира, уже есть особенная красота и величие, которые нуждаются только в сокращении избыточных дорог и раскрытии перспектив улиц и тропинок для демонстрации красивых ландшафтов и широкой полосы воды» [8]. Этой, достаточно консервативной, концепции развития исключительно ландшафтного парка немного помешала Всемирная универсальная выставка. Чтобы связать различные области парка, были созданы дороги, построены архитектурные выставочные объекты. Однако, разобщенный характер отдельных мест парка, чередующийся с нетронутой природой, остается и сегодня. Есть мнение, что парк разрабатывался в соответствии с романтическими принципами садоводства, осуществлёнными в эклектичной и относительно неструктурированной манере [17]. На самом деле, Фэрмаунт парк - результат усердной рациональной работы людей разных профессий, интересов и достатка, в их числе богатые купцы, политики, юристы, дизайнеры, архитекторы и просто граждане Америки, которые на протяжении более двухсот лет занимались формированием одной из самых привлекательных общественных зон отдыха. Их деятельность была направлена как на благоустройство территории парка, так и на сохранение его экологии. Результаты ландшафтного дизайна отражали изменения в социально-экономической структуре города, выражали потребности жителей Филадельфии. В середине XIX века выбор долины реки Скулкилл под строительство выставочного комплекса также был не случаен и объяснялся ещё и тем, что территория была практически свободна от застроек, это был и остаётся парк, необходимый для большого города природный оазис, его «зелёные лёгкие».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Генплан Филадельфии [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st058. shtml
2. Barcelona International Exposition 1929 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.expo2000.de/expo2000/geschichte/detail.php?wa_id=5&lang=1&s_typ=5
3. Режим доступа : http://www.concourselake.org/
4. Fairmount Park архива, Memorial Hall, Philadelphia, PA.Speedway, Письмо Fairmount уполномоченных парка от квакеров City Motor Club, 20 июля 1909.
5. Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М. : Стройиздат, 1985.
6. The-mann-center-undergoing-improvements-for-summer-2013-including-a-second-stage-with-a-breathtaking-skyline-view-widened-lawn-seating [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.uwishunu.com/2012/07/
7. Режим доступа : http://nakedphilly.com/fairmount/racecars-in-fairmount-park/
8. As quoted in Long, 295. From Eli K. Price, «Journal», 1 July 1876.
9. Unpublished.HISTORIC AMERICAN BUILDINGS SURVEYNational Park Service
10. HISTORIC AMERICAN BUILDINGS SURVEY National Park Service U.S. Department of Interior P.O. Box 37127 Washington D.C. 20013-7127
11. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций : монография. М. : Высш. шк., 1978. 368 с.
12. Режим доступа :
http://www.workshopoftheworld.com/fairmount_park/fairmount_park.html
13. Джеймс Д. Иллюстрированная история Centennial выставка. Филадельфия : На-цион. изд. компания Мак Кейб, 1876. 325 с.
14. Philadelphia: A 300-Year History. p. 462.
15. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М. : Зебра Е, 2008. 384 с.
16. Concourse Lake restoration project // Life on the Hill. May 2010. P. 37.
17. Макотина С.А. Американская Всемирная промышленная выставка 1853 года и поствыставочное развитие её территории. Брайант-парк // Вестник ИрГТУ. 2012. № 5 (64). С. 340-346.
Информация об авторе
Макотина Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Macotina S.A., senior teacher, Architecture Projection Department, tel.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.