Научная статья на тему 'Опыт применения интерактивных информационных технологий в процессе подготовки полицейских кадров'

Опыт применения интерактивных информационных технологий в процессе подготовки полицейских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНКУРС / ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERACTIVE / EFFECTIVENESS / COMPETENCE / POLICE EDUCATION / CONTEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Т. В.

В статье рассматривается эффективность применения интерактивных информационно-коммуникационных технологий на примере конкурсной деятельности курсантов СПб университета МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE INFORMATION TECHNOLOGIESIN POLICE EDUCATION

The article gives an example of involving cadets in participation in the contest events as an effective application of interactive information and communication technologies in high police education.

Текст научной работы на тему «Опыт применения интерактивных информационных технологий в процессе подготовки полицейских кадров»

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ

APPLICATION OF INTERACTIVE INFORMATION TECHNOLOGIESIN POLICE EDUCATION

УДК 347.6

Т.В. МАЛКОВА T.V. MALKOVA

(Санкт-Петербургский университет МВД России) (Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal e-mail: [email protected] Affairs of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается эффективность применения интерактивных информационно-коммуникационных технологий на примере конкурсной деятельности курсантов СПб университета МВД России.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интерактивный, эффективность, компетенция, конкурс, подготовка полицейских кадров.

Abstract: the article gives an example of involving cadets in participation in the contest events as an effective application of interactive information and communication technologies in high police education.

Keywords: information and communication technologies, interactive, effectiveness, competence, contest, police education.

Продолжающееся в настоящее время реформирование системы МВД России направлено на то, чтобы «обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий» [1].

Кадровая политика МВД России определяет основные задачи, стоящие перед министерством, среди которых необходимость «использовать современные методики организации учебного процесса, введение эффективного контроля за уровнем знаний обучаемых, систематическое проведение государственных аттестаций образовательных учреждений МВД России» [1]. Задачей каждого ведомственного учебного заведения является подготовка всесторонне развитого, высококвалифицированного специалиста, обладающего не только сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения своих служебных обязанностей, но и готового постоянно овладевать самыми современными информационно-коммуникационными технологиями. Именно поэ-

тому перед ведомственным образованием сегодня поставлена задача «организовать переформатирование всего учебного процесса в специальных учебных заведениях системы МВД России по обучению всех категорий слушателей и курсантов новейшим методам работы с информацией» [1]. С этой точки зрения трудно переоценить значение дисциплины «Иностранный язык», поскольку именно «иноязычное образование становится в настоящее время одним из базовых компонентов в структуре компетентностной модели подготовки специалиста» [3, с. 53]. Одна из значимых компетенций, на формирование которой направлен процесс изучения иностранного языка, это «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы, средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации в части изучения иностранного языка» [3, с. 55].

Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место практически во всех сферах нашей жизни, без компью-

30

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

тера и мобильного телефона, без доступа в Интернет и возможности мгновенно найти необходимую информацию, обработать и передать ее невозможно представить себе и современный образовательный процесс. Электронные учебники и словари, обучающие интернет-ресурсы, огромное количество справочной и учебной литературы стали привычными элементами образовательного процесса. Для активного и эффективного применения информационно-коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса огромное значение имеет оперативная готовность профессорско-преподавательского состава к их применению.

Современная молодежь обладает значительным потенциалом - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям и новым технологиям, но этот потенциал сегодня, к сожалению, не всегда используется в полной мере. Именно поэтому одним из основных направлений научно-исследовательских работ в рамках Программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы является «разработка новых механизмов, форм и методов государственной поддержки участия молодежи в инновационной деятельности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий» [2, с.14].

Хотелось бы остановиться на одном из примеров использования современных информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности учебновоспитательной работы с курсантами СПб университета МВД России.

Одним из направлений реализации Программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы является «обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодежи в активную общественную деятельность» [2, с.11], в том числе популяризация здорового образа жизни, расширение участия молодежи в спортивных мероприятиях. Именно на вовлечение молодежи в социальную практику и общественно-политическую жизнь общества, на повышение интереса к изучению иностранных языков и пропаганду здорового образа жизни был ориентирован Всероссийский конкурс «Россия спортивная». Этот конкурс, в котором под руководством преподавателей кафедры иностранных языков приняли активное участие курсанты СПб университета МВД России, состоялся осенью 2013 года, в преддверии проведения XXII Зимних Олимпийских игр и XI Паралим-

пийских игр 2014 года, и был организован издательством «Просвещение» совместно с Управлением по образованию и науке г. Сочи.

В конкурсе мог принять участие каждый, кто хотел рассказать о любом представителе своего региона, который прославил его, участвуя в спортивных соревнованиях, или о человеке, который вдохновил участника на занятия спортом и ведение здорового образа жизни. Площадкой конкурса стала официальная группа издательства «Просвещение» на сайте «ВКонтакте» [4]. Конкурсные работы предлагалось выполнить в виде презентаций в программе Power Point на английском, французском, немецком и испанском языках с соответствующим иллюстративным материалом, причем каждый участник мог разместить на площадке конкурса только одну презентацию.

Курсанты СПб университета МВД России с большим энтузиазмом отнеслись к участию в этом конкурсе, причем особый интерес вызвало именно то, что конкурс проходил в интерактивном режиме, а площадкой конкурса стала хорошо известная им и очень популярная среди молодежи социальная сеть «ВКонтакте», ведь активными пользователями этого интернет-ресурса, по их собственным оценкам, являются более 95 % курсантов.

В процессе подготовки презентаций курсанты должны были с использованием информационно-коммуникационных технологий собрать и обработать большое количество информации, подготовить тезисы, выполнить их перевод на иностранный язык, найти и обработать необходимый для презентации иллюстративный материал, выбрать оптимальные средства оформления слайдов и выполнить саму презентацию. После этого они самостоятельно размещали презентацию на конкурсной площадке. Размещая презентацию на площадке конкурса, участники автоматически передавали право ее использования на других интернет-ресурсах издательства «Просвещение».

Еще одно примечательное условие победы в конкурсе: если презентации от разных участников рассказывали об одном и том же спортсмене, то в номинациях могла участвовать только та презентация, которая была размещена на конкурсной площадке раньше других. Для соблюдения этого условия курсанты знакомились с презентациями других участников, а их в конечном итоге было более 1300 человек.

31

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

После размещения на сайте не только участники конкурса, но и любой желающий мог ознакомиться с выложенными презентациями, оценить и прокомментировать их на страничке конкурсанта, а также проголосовать за понравившиеся работы. Хотелось бы еще раз отметить, что именно интерактивный характер этого и многих подобных мероприятий вызывает интерес и повышает их популярность среди молодежи.

По окончании конкурса компетентное жюри и эксперты Управления по образованию и науке г. Сочи рассматривали и оценивали работы конкурсантов по разным возрастным номинациям. Для определения победителей использовались следующие критерии оценки:

- содержательная часть

- креативность подачи материала

- наличие языковых ошибок

- оригинальность оформления

- культура речи.

После тщательно проведенного отбора были определены победители, а результаты конкурса «Россия спортивная» были размещены на площадке конкурса и с ними, как и с презентациями всех участников, могли ознакомиться все желающие. Все участники Всероссийского конкурса получили именные сертификаты, а победители, среди которых было и 7 курсантов факультета подготовки оперативных работников СПб университета МВД России, были награждены дипломами и сувенирами с Олимпийской символикой.

Основным результатом конкурса можно считать достижение как учебно-образовательных, так и воспитательных целей.

При подготовке к конкурсу курсанты узнали много нового о выдающихся деятелях спорта, их жизни, спортивных достижениях, о преодолении трудностей ради спортивных побед на благо Родины. То есть участие в

конкурсе явилось ярким примером патриотического и гражданского воспитания курсантов, формирования у них чувства гордости за Отечество, причастности к его победам и достижениям, нравственного становления личности.

Непосредственно в процессе работы над презентациями курсанты заметно улучшили уровень владения иностранным языком, существенно развили языковую, дискурсивную, информационную, исследовательскую, социальную, творческую, управленческую компетенции. У курсантов значительно повысилась самооценка, появилась более стойкая положительная мотивация и интерес к изучению иностранного языка и к образовательному процессу в целом, а соревновательный характер мероприятия способствовал формированию активной жизненной позиции. На личном примере курсанты убедились в том, что владение современными интерактивными информационно-коммуникационными технологиями открывает простор не только для общения и развлечения, но и для обучения и творчества, саморазвития и самореализации. Помимо этого хотелось бы отметить, что курсанты, активно участвующие в различных научно-представительских и конкурсных мероприятиях, демонстрируют не только хорошую и отличную успеваемость, но и целостные свойства личности, инициативность, самодисциплину.

Таким образом, подобный пример использования интерактивных информационно-коммуникационных технологий может рассматриваться как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России, формирования основных компетенций будущего сотрудника правоохранительных органов, гражданина и патриота.

Литература

1. Дорожная Карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации / Российская газета [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения:

25.01.2014)

2. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 -2015 годы / Молодежное парламентское движение России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Липецкая область, 2010. - Режим доступа: http://www.newparlament.ru/docs/view/320, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.01.2014).

3. Кравчук Л.С. О реализации компетентностного подхода в преподавании иностранных языков в вузе МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 2. С. 52-56.

4. Сетевой проект ВКонтакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/club44834403 (дата обращения: 25.01.2014).

32

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

References

1. Roadmap of the further reforming of the Ministry of Internal Affairs of Russia / RG.RU [Network Resource]. - Moscow, 2013. - URL: http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html (last accessed date:

25.01.2014)

2. Concepts of the federal target problem “Youth of Russia” for the period of 2011-2015 / Youth Parliamentary Movement of Russia [Network Resource]. - Lipetsk region, 2010. - URL: http://www. newparlament.ru/docs/view/320 (last accessed date: 25.01.2014).

3. Kravchuk L.S., About the realization of competency building approach in teaching of foreign languages in High School of the Ministry of Internal Affairs of Russia / L.S.Kravchuk // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Belgorod, 2011. № 2. P. 52-56

4. Social network service VKontakte [Network Resource]. - URL: http://vk.com/club44834403 (last accessed date: 25.01.2014).

(Статья сдана в редакцию 26.02.2014)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОДУКТОВ

POSSIBILITIES OF FOREIGN LANGUAGE INTERACTIVE TEACHING USING COMPUTER-ASSISTED COURSES IN THE MIA OF RUSSIAHIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

УДК 372.881.111

А.Г. МАЖАРОВА,

кандидат филологических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: [email protected];

Е.А. ПРОЦЕНКО,

кандидат филологических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: [email protected]

A.G. MAZHAROVA,

candidate of philological sciences, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia);

E.A. PROTSENKO,

candidate of philological sciences, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных электронных средств в организации интерактивного обучения иностранному языку.

Ключевые слова: интерактивное обучение, мультимедийные технологии, английский для специальных целей, поликультурное образование.

Abstract: : the article focuses on the use of multimedia electronic technologies in interactive education of foreign language.

Keywords: interactive education, multimedia technologies, English for specific purposes, polycultural education.

Объективно существующая в современном мире необходимость владения иностранным языком как средством профессиональной коммуникации обусловливает изменение как целей, так и содержания курса иностранного языка в неязыковом вузе.

Сегодняшний выпускник высшего учебного заведения должен овладеть коммуникативной компетенцией, позволяющей ему осуществлять профессиональную деятельность в рамках устной и письменной коммуникации на иностранном языке. Образовательные

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.