НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
References
1. Roadmap of the further reforming of the Ministry of Internal Affairs of Russia / RG.RU [Network Resource]. - Moscow, 2013. - URL: http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html (last accessed date:
25.01.2014)
2. Concepts of the federal target problem “Youth of Russia” for the period of 2011-2015 / Youth Parliamentary Movement of Russia [Network Resource]. - Lipetsk region, 2010. - URL: http://www. newparlament.ru/docs/view/320 (last accessed date: 25.01.2014).
3. Kravchuk L.S., About the realization of competency building approach in teaching of foreign languages in High School of the Ministry of Internal Affairs of Russia / L.S.Kravchuk // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Belgorod, 2011. № 2. P. 52-56
4. Social network service VKontakte [Network Resource]. - URL: http://vk.com/club44834403 (last accessed date: 25.01.2014).
(Статья сдана в редакцию 26.02.2014)
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОДУКТОВ
POSSIBILITIES OF FOREIGN LANGUAGE INTERACTIVE TEACHING USING COMPUTER-ASSISTED COURSES IN THE MIA OF RUSSIAHIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
УДК 372.881.111
А.Г. МАЖАРОВА,
кандидат филологических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: [email protected];
Е.А. ПРОЦЕНКО,
кандидат филологических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: [email protected]
A.G. MAZHAROVA,
candidate of philological sciences, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia);
E.A. PROTSENKO,
candidate of philological sciences, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных электронных средств в организации интерактивного обучения иностранному языку.
Ключевые слова: интерактивное обучение, мультимедийные технологии, английский для специальных целей, поликультурное образование.
Abstract: : the article focuses on the use of multimedia electronic technologies in interactive education of foreign language.
Keywords: interactive education, multimedia technologies, English for specific purposes, polycultural education.
Объективно существующая в современном мире необходимость владения иностранным языком как средством профессиональной коммуникации обусловливает изменение как целей, так и содержания курса иностранного языка в неязыковом вузе.
Сегодняшний выпускник высшего учебного заведения должен овладеть коммуникативной компетенцией, позволяющей ему осуществлять профессиональную деятельность в рамках устной и письменной коммуникации на иностранном языке. Образовательные
33
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
стандарты последнего поколения требуют подготовить в короткие сроки (от полутора до двух лет) специалистов, в достаточной степени владеющих языком специальности и навыками профессионального общения в устной и письменной форме. В большинстве неязыковых вузов, включая вузы МВД России, реализация этих задач осложняется рядом объективных и субъективных факторов. Среди них достаточно назвать следующие: минимальное количество аудиторных занятий по дисциплине «Иностранный язык» в учебных планах большинства вузов; размещение этих учебных часов в течение первых двух лет обучения на фоне отсутствия профильных и специальных дисциплин, изучаемых, как правило, на старших курсах, и как следствие - низкая мотивация обучаемых, которая усугубляется ощутимой дифференциацией уровня языковой подготовки выпускников средних школ.
Очевидно, что осуществление программных целей в таких условиях невозможно без внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий. Учитывая специфику дисциплины «Иностранный язык», можно выделить наиболее эффективные и востребованные в настоящее время инновационные методы: модульный принцип построения учебной программы, использование всего спектра мультимедийных средств, обучение в сотрудничестве, метод проектов и т.д. За последние годы уже накоплен немалый опыт использования этих методов в учебном процессе неязыковых вузов. Однако новая дидактическая парадигма в области языкового образования смещает основной акцент в сторону приоритета иноязычных коммуникативных компетенций, приобретаемых как в сфере общего языка, так и в сфере языка для специальных целей. Государственные образовательные стандарты практически по всем специальностям исходят из того, что иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста, и предусматривают использование интерактивных методов обучения в учебном процессе [3]. В сущности, речь идет о формировании интерактивной компетенции.
В условиях вуза МВД система языковой подготовки должна представлять собой «целостное единство закономерно расположенных, функционально взаимосвязанных компонентов, организованное с целью иноязычного образования курсантов вузов МВД» [1, с.9]. Поэтому оптимизация процесса
обучения иностранному языку невозможна без комплексного и последовательного применения различных инновационных методов и образовательных технологий в ракурсе интерактивного подхода, цель которого - максимальное взаимодействие всех участников акта коммуникации. Интерактивный подход обеспечивает практическую направленность обучения иностранному языку, что довольно сложно организовать в вузе МВД.
Популярность интерактивного подхода в методике преподавания иностранных языков возрастает в последнее время не случайно. Интерактивная модель предусматривает вовлечение и активное участие всех обучаемых, их непосредственное взаимодействие, а также индивидуальную и коллективную ответственность за успех совместной деятельности. В процессе интерактивного обучения создается поликультурная образовательная среда, которая характеризуется открытостью, направленностью на личностно ориентированное взаимодействие, творческим и продуктивным характером обучения.
В течение довольно длительного периода времени основным методом интерактивного обучения считалась ролевая игра. Эффективность этого метода для воспроизведения профессионально значимых ситуаций, стимулирования мотивации обучаемых и развития навыков межличностного взаимодействия не требует доказательств. Однако в последние годы все большее распространение приобретают такие приемы, как мультимедийная презентация, электронные учебники, электронная письменная коммуникация и т.д. Действительно, современные информационные и компьютерные технологии предоставляют широкие возможности в организации как процесса обучения, так и контроля результатов. Электронные учебные или учебно-справочные продукты интенсивно внедряются в практику преподавания иностранного языка в Воронежском институте МВД России, так как они позволяют систематизировать и актуализировать в учебном процессе большой объем информации разного характера (теоретические положения, правила и примеры их употребления, тексты, аудио- или видеозаписи, иллюстрации, схемы, разные виды заданий, включая тестовые). Опыт показывает, что электронные учебники и учебные пособия могут использоваться для проведения различных видов занятий, допуская трансформирование представленного материала в соответствии с потребностями учебного
34
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
процесса и возможностями обучаемых.
Одним из наиболее эффективных средств оптимизации обучения иностранному языку следует признать мультимедийные электронные учебные продукты. Как известно, в основе всех мультимедийных средств обучения лежит одновременное и параллельное воздействие на несколько основных каналов восприятия информации - зрительный, слуховой и моторный. Мультимедийная презентация, как правило, включает аутентичный текст, созданный и представленный в электронном виде носителями иностранного языка, и отражает функционирование языка в ситуациях реального общения. Мультимедийное учебное пособие позволяет воспринимать иноязычную речь в сочетании с компьютерной анимацией, графикой или изображением, и звуком. Однако инновационные образовательные технологии позволяют преобразовать мультимедийную презентацию в эффективный интерактивный инструмент.
Учебный материал подбирается в зависимости от содержания и тематики модуля, этапа обучения и интересов обучаемых. Так, на начальном этапе обучения (например, в рамках вводно-коррективного курса, тематики повседневного общения) привлекаются в основном тексты диалогического характера, предназначенные не только для восприятия или воспроизведения, но и используемые в качестве стимула к ведению беседы на иностранном языке. После прослушивания диалога курсантам можно предложить, к примеру, такие задания, как: отреагировать на реплику-запрос, озвучить реплики одного из собеседников, продолжить беседу и т.п.
На следующем этапе чаще привлекаются видеоматериалы, записанные в стране изучаемого языка, что способствует не только созданию поликультурной среды обучения, но и расширению фоновых знаний, приобщению курсантов к социальному, культурному, в том числе и коммуникативному, опыту носителей языка. Организованная дискуссия или импровизированный обмен мнениями не только позволяет проверить понимание и усвоение учебного материала, но и формирует такие коммуникативные умения, как способность активно высказать и аргументировать свою позицию, выслушать собеседника и быть терпимым к оппонентам, последовательно отстаивать свою точку зрения и т.д.
Мультимедийные средства имеют очень большой потенциал, выполняя как познавательные, общеобразовательные, так и психологические, и лингвистические функ-
ции. Они стимулируют интерес обучаемых, повышают их мотивацию к изучению иностранного языка; активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, эмоции) и способствуют созданию более благоприятного психологического климата на занятиях. Более того, применение мультимедийных средств играет весьма важную роль именно в обучении иностранному языку, в формировании коммуникативной компетенции будущих специалистов, в частности таких ее составляющих, как лингвистическая, социокультурная и дискурсивная компетенции.
Применение интерактивных технологий, включая классические круглые столы и деловые игры, проблемное обсуждение, не только способствует развитию навыков межличностного общения, но и позволяет «проиграть» различные профессиональные ситуации и должностные роли. С помощью мультимедийной презентации преподаватель создает и моделирует различные ситуации, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник органов внутренних дел. Так, например, в ходе ролевой игры, организованной с использованием мультимедийных средств, предлагается и апробируется определенная модель взаимодействия полицейского с иностранными гражданами в типовых ситуациях, таких как «Установление и поддержание контакта», «Идентификация личности», «Прием заявления», «Опрос потерпевшего или свидетеля», «Досмотровые мероприятия» и т.п. Именно использование интерактивных технологий обучения позволяет в данном случае максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям иноязычной профессиональной коммуникации. В рамках модуля профессионально ориентированного обучения можно организовать проблемное обсуждение или деловые игры с использованием различных электронных средств обучения. Дебаты по профессиональным вопросам способствуют развитию культуры общения, а также овладению различными методами аргументации и убеждения.
Преимущества мультимедийных средств обучения иностранному языку заключаются не только в том, что они позволяют эффективно сочетать разные виды наглядности с аудио- или видеоматериалами, но и органично встроить развитие различных языковых умений в общую парадигму формирования профессиональной компетенции специалистов [2]. Опыт использования мультимедий-
35
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ных электронных продуктов в организации интерактивного обучения иностранному языку в Воронежском институте МВД России показал, что представленный таким образом учебный материал усваивается легче
и эффективнее, одновременно стимулируя активную познавательную деятельность обучаемых и способствуя расширению их фоновых знаний и профессионально значимых компетенций.
Литература
1. Беломытцева Н.А. Оптимизация системы обучения иностранному языку курсантов вузов МВД: на примере преподавания французского языка: дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2003. 130 с.
2. Гольцова ТА. Основные средства реализации концепта «долг» в концептосфере военнослужащего // Научный вестник ВГАСУ. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2009. №12. С. 86-94.
3. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения [Интернет-ресурс] // Департамент методического обеспечения СПбГПУ. - Режим доступа: http://uap.spbstu.ru/fgos.
References
1. Belomyttseva NA. Optimizatsiya sistemy obucheniya inostrannomu yazyku kursantov vuzov MVD: na primere
prepodavaniya frantsuzskogo yazyka: dis. ...kand. ped. nauk. - SPb., 2003. 130s.
2. Goltsova TA. Osnovnyesredstvarealizatsiikontsepta «dolg» v kontseptosferevoennosluzhaschego // Nauchnyiyvestnik VGASU. Seriya: Sovremennyielingvisticheskie i metodiko-didakticheskieissledovaniya. 2009. №12. S. 86-94
3. FederalnyieGOSVPOtretegopokoleniya// DepartamentmetodicheskogoobespecheniyaSPbGPU. Internet-resurs: http://uap.spbstu.ru/fgos
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
36