УДК 81'243: 81'33: 81: 372. 881
Т. В. Малкова
Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России
Сегодня эффективное применение интерактивных информационно-коммуникационных технологий играет большую роль в организации образовательного процесса. Статья посвящена возможностям и педагогической значимости использования социальных сетей в образовательных целях. Описан опыт использования сетевого ресурса «ВКонтакте» преподавателями и курсантами Санкт-Петербургского университета МВД России для их профессионального развития и повышения эффективности учебновоспитательного процесса.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, социальные сети, образование, компетенции, эффективность, коммуникация, интерактивный, развитие
Tatiana V. Malkova
The Use of Social Networking Technologies for Educational Purposes in Saint-Petersburg University of the M^ of Russia
The effective application of interactive information and communication technologies has come to play an important role in the educational process today. The article is devoted to the opportunities and the possible pedagogical value of social networking. It describes the experience of the use of the social networking website VKontakte by the teachers and the cadets of Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia for their academic, personal and professional development.
Keywords: information and communication technologies, social networking, education, competence, effectiveness, communication, interactive, development
Информационно-коммуникационные технологии стали сегодня неотъемлемой и органичной частью жизни каждого человека. Без компьютера и мобильного телефона, без доступа в Интернет и возможности мгновенно найти необходимую информацию, обработать и передать ее уже трудно представить себе и образовательный процесс. Всесторонняя и эффективная подготовка современного специалиста включает в себя формирование целого ряда компетенций, и с этой точки зрения современные технологии открывают огромный диапазон возможностей. Одна из значимых компетенций, на формирование которой направлен процесс обучения иностранному языку курсантов в Санкт-Петербургском университете МВД России, это способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы, средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации при изучении иностранного языка [3, с. 55].
Электронные учебники и словари, обучающие Интернет-ресурсы, огромное количество справочной и учебной литературы стали привычными элементами образовательного процесса. Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям [1, с. 5].
Жизнь современной молодежи практически полностью проходит в он-лайн режиме. Именно поэтому использование Интернета и столь популярных среди молодежи социальных сетей становится весьма важным инструментом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, способом создания интерактивной образовательной среды и надежным средством коммуникации между курсантами и преподавателями.
«ВКонтакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть, которая по популярности занимает 2-е место в России и 20-е место в мире [4]. По данным на февраль 2013 г., ежедневная аудитория «ВКонтакте» составила более 43 миллионов человек [5]. Задача создателей этого сетевого проекта - в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети [6]. Именно этими преимуществами мы предлагаем воспользоваться при организации учебного процесса на примере преподавания английского языка.
Популярность данной социальной сети среди курсантов СПб университета МВД крайне высока - по оценкам самих курсантов, приблизительно 95 % обучающихся являются ее активными пользователями. Это делает ресурс весьма привлекательным для преподавателя в качестве эффективного средства коммуникации с курсантами, а также развития у них коммуникативной, социокультурной, социальной, творческой, информационной и других компетенций.
Общение преподавателя с курсантами при помощи этого и подобных ему интерактивных ресурсов делает преподавателей и курсантов равноправными участниками процесса коммуникации, сам процесс коммуникации при этом становится более интересным, оперативным и результативным, а его цель более четкой и реалистичной. Кроме того, как показывает практика, то, что преподаватель является активным и опытным пользователем подобного интерактивного ресурса, повышает интерес к нему как к личности и педагогу, побуждает общаться и сотрудничать с ним и, в результате, существенно влияет как на психологический климат образовательного процесса, так и на его эффективность.
Возможность прикрепления к сообщениям «ВКонтакте» текстовых документов, изображений, видеоматериалов и аудиозаписей становится еще одним важным преимуществом. Использование этого Интернет-ресурса дает преподавателю реальную возможность не только эффективно обмениваться с курсантами необходимой информацией, но и оперативно решать текущие вопросы, а курсанты начинают активно взаимодействовать между собой. Это объясняется тем, что у данного
сайта есть очень удобная и отличающая его от множества других Интернет-ресурсов характеристика: его интерфейс построен таким образом, что позволяет отслеживать присутствие он-лайн нужного вам пользователя, а также видеть, прочитаны ли оставленные вами пользователю сообщения. Общение с помощью электронной почты такой возможности не предоставляет, что порой приводит к снижению скорости обмена информацией.
Интерактивное взаимодействие преподавателя с курсантами и курсантов между собой может осуществляться по таким направлениям, как:
- выполнение курсантами заданий для самостоятельной работы - это, в частности, поиск и обработка информации, подготовка проектных заданий, сообщений, переводов, обсуждение и корректировка которых осуществляются быстро и оперативно;
- участие в олимпиадах и конкурсах, редактирование подготовленных курсантами материалов, обсуждение их в он-лайн режиме, как с преподавателем, так и между собой, что значительно сокращает время подготовки (ниже мы, в качестве примера, рассказываем об опыте участия курсантов в одном из таких конкурсов);
- индивидуальные задания для слабоуспевающих курсантов с возможностью контроля их выполнения и дополнительного консультирования во внеучебное время, что, соответственно, значительно экономит аудиторное время;
- совместная работа курсантов над творческими проектами с возможностью получения он-лайн консультаций у преподавателя;
- возможность контроля самостоятельной учебной деятельности курсантов, которые по болезни или иной причине не посещают учебные занятия. Этот аспект имеет большое значение, так как позволяет не допускать значительного отставания курсантов от учебного плана и гибко регулировать ход учебного процесса;
- решение организационных вопросов и т. д.
Остановимся подробнее на одном из примеров использования интерактивного информационного пространства этого ресурса преподавателями кафедры иностранных языков СПб университета МВД России. Осенью 2013 г. состоялся Всероссийский конкурс «Россия спортивная», который был организован издательством «Просвещение» совместно с Управлением по образованию и науке г. Сочи. Площадкой конкурса стала официальная группа издательства «Просвещение» на сайте «ВКонтакте» [7].
Конкурсные работы предлагалось выполнить в виде презентаций в программе Power Point на английском, французском, немецком и испанском языках, снабдив их соответствующим иллюстративным материалом. Курсанты с энтузиазмом приняли участие в конкурсе, каждый из них самостоятельно собрал и систематизировал большое количество информации, подготовил тезисы, выполнил их перевод, нашел и обработал необходимый иллюстративный материал, выполнил презентацию и выложил ее на конкурсной площадке. Согласно одному из условий победы в
конкурсе, в случае, если презентации разных участников рассказывали об одном и том же спортсмене, в номинациях могла участвовать только та из них, которая была размещена на конкурсной площадке раньше. Для соблюдения этого условия приходилось знакомиться с презентациями других участников, а их было более 1300. Во время подготовки конкурсных работ курсанты получали консультации преподавателей, общались между собой, следили за событиями конкурса. После размещения на сайте презентации становились доступными для всех пользователей «ВКонтакте» и любой желающий мог ознакомиться с ними, оценить и прокомментировать их на страничке конкурсанта, а также проголосовать за понравившиеся работы.
Очевидно, что именно интерактивный характер этого и многих других подобных мероприятий вызывает интерес к ним и повышает их популярность среди молодежи. По окончании конкурса компетентное жюри определило победителей, среди которых были и курсанты СПб университета МВД России. Благодаря участию в конкурсе курсанты развили языковую, дискурсивную, информационную, исследовательскую, социальную и творческую компетенции, у них повысилась самооценка, появилась выраженная положительная мотивация и интерес к изучению иностранного языка. Кроме того, нельзя не отметить и воспитательный эффект. Таким образом, курсанты убедились, что владение современными информационно-коммуникационными технологиями открывает простор не только для общения и развлечения, но и для обучения и творчества, саморазвития и самореализации.
Использование информационного пространства сайта предоставляет широкие возможности не только для эффективного и оперативного общения курсантов с преподавателями и между собой, но и для их самостоятельного обучения. На этом интерактивном ресурсе зарегистрировано множество страниц самых разнообразных сообществ, в том числе и для самостоятельного изучения английского языка. На официальных страницах этих сообществ размещено большое количество интерактивных материалов (фильмы, аудиозадания и тексты), часть из которых предоставлены носителями языка, там можно пройти увлекательные тесты и даже получить сертификат по итогам обучающих курсов. Также там можно найти коллекцию лучших учебников по английскому языку и коллекцию английских словарей с прикрепленными электронными версиями, которые помогут в обучении. Постоянно обновляющиеся странички предлагают пользователям удобные схемы и таблицы по грамматике, полезные выражения и примеры ситуаций речевого общения в занимательной и запоминающейся форме и много другой полезной информации.
Среди наиболее популярных хотелось бы упомянуть такие сообщества, как: «Английский язык (English)» (https: // vk. com / english_is_fun), «Английский каждый день» (https: // vk. com / endaily), «Учите английский язык с Би-би-си» (https: // vk. com / bbclearningenglish), «LinguaLeo. com - английский язык онлайн» (https: // vk. com / lingualeo), «Just English!» (https: // vk. com / just_eng), «Английский язык» (https: // vk. com / engl4you), «Визуальный английский» (https: // vk. com / learnenglish), «English
Everyday - Учим Английский Язык Легко» (https: // vk. com / wordsteps_com), «Учим английский играючи» (https: // vk. com / public51512485) и другие.
Таким образом, этот сетевой ресурс можно рассматривать как своего рода интерактивную образовательную среду, возможностью которой влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса при обучении курсантов иностранному языку не стоит пренебрегать. И, конечно, огромное значение имеет оперативная готовность профессорско-преподавательского состава к активному применению информационно-коммуникационных технологий.
Успех модернизации системы подготовки по иностранному языку в вузах во многом зависит от осмысления преподавателями новых образовательных тенденций, от повышения их квалификации [2, с. 53]. Именно активное практическое применение современных информационных технологий способствует повышению профессионального уровня преподавателей, их творческому развитию, совершенствованию профессиональной, информационной, творческой, социальной, управленческой и других видов компетенций, стимулирует поиск новых средств, форм и методов работы с курсантами.
Сегодня требование времени к педагогу не только компетентность в сфере преподаваемой дисциплины, но и владение современными технологиями. Для учеников он уже не просто преподаватель, а пример высококвалифицированного современного специалиста, способного наладить процесс эффективной коммуникации с ними не только в рамках, но и вне учебного пространства.
Активная жизненная позиция преподавателей кафедры иностранных языков, их творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса, высокий профессионализм, владение современными информационно-коммуникационными технологиями, инициативность вызывают заслуженное уважение у курсантов, в значительной мере влияют на эффективность обучения и способствуют формированию положительного имиджа кафедры.
Литература
1. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] // Молодежное парламентское движение России: [сайт]. - Электрон. дан. - Липецкая обл., 2010. - Режим доступа: http: // www. newparlament. ru / docs / view / 320, свободный. - Загл. с экрана.
2. Кравчук, Л. С. О новой роли преподавателя иностранных языков в межкультурном обучении / Л. С. Кравчук // Проблемы иноязычного обучения взрослых языку специальности: от теории к практике: сборник статей международного научно-практического семинара (30 мая 2012 г.). - Москва: Академия управления МВД России, 2013. - С. 53-56.
3. Кравчук, Л. С. О реализации компетентностного подхода в преподавании иностранных языков в вузе МВД России / Л. С. Кравчук // Вестник Белгородского юридического ин-та МВД России. - 2011. - № 2. - С. 52-56.
4. Alexa: The Web Information Company [Электронный ресурс] / Alexa Internet Inc. -Электрон. дан. - [Б. м.]. - Режим доступа: http: // www. alexa. com / siteinfo / vk. com, свободный. -Загл. с экрана.
5. Digit. ru [Электронный ресурс]: [инф.-аналит. IT-портал] / РИА Новости. - Электрон. дан. -[Б. м.]. - Режим доступа: http: // digit. ru / internet / 20121023 / 395981959. html, свободный. -Загл. с экрана.
6. ВКонтакте [Электронный ресурс]: сетевой проект. - Электрон. дан. - [СПб, 2006 -]. -Режим доступа: https: // vk. com / about, свободный. - Загл. с экрана.
7. Просвещение. Иностранные языки [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [сетевой проект]. - Электрон. дан. - [Б. м., 2012 -]. - Режим доступа: http: // vk. com / club44834403, свободный. - Загл. с экрана.