УДК 371.015 ББК 88.840
В.И. Долгова, М. Акча
опыт кросскультурного использования инновационных психолого-педагогических технологий сопровождения
одаренного ребенка
В статье представлен опыт кросскультурного использования инновационных психолого-педагогических технологий сопровождения одаренных учеников частного образовательного учреждения им. Муххамеда эль Фатиха, Касабланка. Составлен план сопровождения одарённых школьников, изучены возможности доступных методик изучения одаренности учеников для всех субъектов: педагога-психолога, педагога, родителя, самого ученика; составлен психодиагностический инструментарий; показано, как влияют инновационные процессы на уровень школьного образования по оценкам родителей первоклассников.
Ключевые слова: кросскультурное взаимодействие, одаренность, лицей, психолог, педагог, родитель, ученик.
V.I. Dolgova, M. Akcha
experience in the use of innovative
cross-cultural psycho-pedagogical technologies to support gifted children
The experience of cross-cultural use of innovative psychological and pedagogical technologies support of gifted students at Muhammed El Fatiha private educational institution, Casablanca are described. The plan of support for gifted students is developed, the available techniques for gifted students of all subjects - teacher-psychologist, educator, parent of the pupil are studied; psychodiagnostic instruments are composed and the impact of innovative processes on the quality of education in schools in the assessments of parents of graduates 1st class is shown.
Key words: cross-cultural interaction, endowments, high school, psychologist, teacher, parent, student.
Сегодня особенно актуально детям с опережающим развитием, предрасположенным к творчеству и нестандартным познавательным процессам, иначе организовать учебно-воспитательный процесс, а также внедрить систему взаимодействия на принципах педагогики сотрудничества в начальной школе, потому что начальная школа создает основу для дальнейшего элитарного образования. Элитарным образованием можно назвать такое образование, которое, учитывая индивидуальность каждого ученика, формирует компетенции, перекрывающие общеобразовательные стандарты. Отсюда следует и основной критерий качества образовательных программ - личност-
ная самореализация ученика. Такие возможности создают средства личностно ориентированного обучения, которое осуществляется в русле индивидуально-ориентированного плана.
Теоретические предпосылки работы с одаренными школьниками до сих пор в научных исследованиях освещены не полностью, и это сказывается на решении практических школьных проблем. И главное, не разработана критериальная база опережающего развития школьников, не определена система условий успешного развития каждого конкретного ребенка. Сегодня за основу критериев успешности обучения детей с опережением в развитии принято брать показа-
тели, определяющие интеллектуальную одаренность детей. При этом опережающее развитие не является постоянной доминантой. Не всем ученикам с опережающим развитием в начальной школе удалось сохранить это опережение с переходом на вторую ступень школьного образования даже одинаковыми образовательными технологиями [2; 6; 10]. Прямые и побочные эффекты создают к тому же характеристики поведенческих паттернов одаренной личности. Нестандартное поведение было присуще многим ярким и гениальным людям. Оригинальным стилем в поведении отличались А.В. Суворов, С. Дали, П. Гоген. Платон противился роскоши, в то время как его современникам приходилось прилагать огромные усилия, чтобы добиться высокого уровня достатка [4]. Существует известный набор свойств личности, которые стандартно сопровождают одаренность и поведенческие проявления одаренных детей [8]. Эти свойства можно считать типичными качествами, которые способствуют раскрытию одаренности и трансформации её в талант. Конечно же, этими качествами обладают практически все дети, но их проявления и уровни сформированности различны.
Изучение психолого-педагогических проблем образования одарённых школьников показывает, что совокупность детских способностей не развивается сама по себе, для этого необходимо создать соответствующую специфическую среду.
Условия, создающие такую среду, включают окружающую макрокультуру и все её характеристики; субкультуру проживания ребенка; уровни зрелого (по возрасту) становления; поддержку семьи, её ценности и культурные запросы; особенность образовательных программ; возможность выразить себя; общение с единомышленниками и высокими профессионалами; высокий уровень целеустремленности и трудолюбия [3].
В общеобразовательной массовой школе невозможно создать эти условия; значительная часть учителей психологически не готова с ними работать, и такие дети могут попасть в группу риска из-за сложностей своих нервно-психических
особенностей, в массовой школе они могут испытывать социальную дезадаптацию.
Решению этих проблем может способствовать создание специальных психолого-педагогических программ своевременного и качественного удовлетворения познавательной и нравственной потребностных сфер одаренных детей [1; 9]. Уважительное отношение к таким детям и содействие разрешению их задач помогут развитию творческих способностей для продуцирования столь необходимых обществу духовных и материальных благ. Особое место в этом развитии занимает кросскультурное исследование. Именно кросскультурное психолого-педагогическое исследование содействует решению проблем развития одаренности, и зависимости этого развития от условий многочисленных различий социальных и культурных контекстов [5; 7].
Реализация психолого-педагогических технологий проведена на базе частного образовательного учреждения имени Мухамеда эль Фатиха, Касабланка, Морокко в 2015-2016 гг. В уставе этого образовательного учреждения сказано, что его миссия - стремление к совершенству в образовании. Лицей поставил конкретные цели - направлять и помогать ученикам не только справляться с появляющимися изменениями, но и использовать их во благо. В лицее понимают, что образование - это не только лишь учебный план. Никакие новшества и улучшения в учебном плане не могут гарантировать социальный, эмоциональный или академический рост. Он кроется во взаимодействии учеников друг с другом, учителей и родителей, направленном на развитие одаренности каждого ребенка. Всего в исследовании приняло участие 97 человек. Данные тестирования использовались при делении первого класса на группы по склонностям.
В частном образовательном лицее количество первоклассников на момент проведения исследования составило 32 человека. Было принято решение открыть один класс, но разделить детей внутри класса по склонностям к тем или иным предметам, организуя дополни-
а
о ф
т
£ го ч ф с
о ^
о
X
о с X -О X X
о
-го
ГС I % ф
Чю
к 2 о
X X
ГО X СО ф
£ а-
(П
^ X О СТ
о ¥ X о
О. СО >уО
о
о Е
0-О
* ш
1- о
ОР
тельные занятия для каждой категории: с математическим уклоном, с изучением иностранных языков, с эстетическим уклоном (хореография, пение). Сравнительный анализ провели с классом на год старше, который не имеет деления на группы. Оценивали достижения учеников по результатам соревнований различной интеллектуальной направленности - состязаний и олимпиад, конкурсов и викторин, и т.д. Разработали новую форму наблюдения за одаренными детьми в школе 1-й ступени, представленную интересными интеллектуальными играми. Выбору таким образом организованного наблюдения предшествовало изучение психолого-педагогических осо-
бенностей учеников начальной школы. Игры проводились по пяти турам, каждому туру соответствовала своя область знаний - математика, иностранный язык, эстетический цикл. На всех турах достигалась общая цель - выявить, поддержать и развить одаренность участников. Каждому туру присвоили звание: математика - «Математики», иностранные языки - «Переводчики», эстетическому циклу - «Таланты». Задания на всех турах были олимпиадного характера, и это отвечало основному замыслу.
Общий план сопровождения одарённых школьников частного Образовательного учреждения имени Мухамеда эль Фатиха представлен в табл. 1.
Табл. 1. План сопровождения одарённых школьников частного Образовательного учреждения имени Мухамеда эль Фатиха
№ Мероприятие / Сроки
1 2
1 Создание регламента сопровождения одарённых школьников
1.1 Планирование сопровождения одарённых школьников / Ежегодно (август - сентябрь)
1.2 Закрепление субъектов сопровождения одарённых школьников / Ежегодно (до 15 сентября)
1.3 Коррекция должностных обязанностей субъектов сопровождения одарённых школьников / 2014 год (октябрь - ноябрь)
2 Проведение диагностических исследований
2.1 Составление диагностического комплекса и индивидуальных систем сопровождения одаренных детей / 2014 год (ноябрь - декабрь)
2.2 Проведение мониторинга результатов обучения и воспитания (ежеквартальный) / Ежегодно (сентябрь-май)
2.3 Индивидуальный учет одаренных детей / 2014-2015 г. (декабрь - январь)
2.4 Развитие доступных баз данных по одаренным детям / 2015 г. (январь)
3 Создание системы поддержки и сопровождения одаренных школьников
3.1 Индивидуальное сопровождение одаренных школьников / Ежегодно (сентябрь - май)
3.2. Проведение мероприятий «Тематическая предметная неделя» / Ежегодно (сентябрь - май)
3.3 Обеспечение олимпийского и конкурсного участия одаренных школьников / Ежегодно по отдельному графику
3.4 Обеспечение конкурсного участия среди одаренных детей в системе дополнительного образования / В течение всего периода
3.5 Обучение проектному и научно-исследовательскому творчеству / В течение года
3.6 Индивидуальное консультирование по методикам оформления и защиты исследовательской работы, проекта / По мере необходимости
3.7 Организация кружковой и факультативной работы / В течение года
4 Взаимодействие с родителями
го
т <
ГО Ш
е
о
ш
1 2
4.1 Взаимодействие с семьями одаренных детей 2014-2017 гг.
4.2 Беседы на родительских собраниях / Ежегодно (октябрь - декабрь): Одаренный ребенок: знаю ли я способности своего ребенка (начальная школа); Одаренный ребенок: задачи и методы, развивающие способности ребёнка (5-7 классы); В мире способностей и интересов школьника: изучение и углубленная подготовка (8-9 классы); Проблемы профессионального самоопределения и социальной успешности старшеклассника (10-11 классы)
4.3 Общешкольное родительское собрание по психолого-педагогической поддержки одаренных детей / Ежегодно (ноябрь - декабрь)
5 Профессиональная подготовка и переподготовка субъектов сопровождения одарённых школьников
5.1 Проведение обучающих семинаров по содержанию и организации образования, развивающего детскую одаренность / Ежегодно
5.2 Проведение семинара-практикума по мониторингу учебного достижения каждого ученика / По плану
5.3 Проведение педагогических советов и круглых столов по актуальному спектру проблем / По плану: Системный подход к психолого-педагогическому взаимодействию с одаренными детьми и их родителями; Оптимальное использование инновационных психолого-педагогических технологий сопровождения одаренного ребенка; Мониторинг успешности психолого-педагогических технологий сопровождения одаренного ребенка
6 Информационные и методические мероприятия по сопровождению одаренного школьника
6.1 Составление методического инструментария по сопровождению одаренного школьника / 2015-2016 г. (ноябрь - февраль)
6.2 Создание системного мониторинга достижений одаренных школьников / 2016 г. (ноябрь - февраль)
6.3 Проведение анализа результативности программы по сопровождению одаренного школьника / Ежегодно (май - июнь)
а
о ф
т
£ го ч ф с
о ^
о
X ^
о с X .0 X X
о
В дальнейшие наши задачи входило определение конкретных целей диагностики, которая была должна выявить признаки одаренности и их выраженность (качественную и количественную характеристику дарований); условия успешного развития дарований (развивающие задания, программы обучения и воспитания); определить формы психолого-
педагогического сопровождения неординарного ребенка; удовлетворить интересы взрослых; снять тревожность и страх за «не такого, как все ребенка».
В процессе подготовки к решению этих задач были изучены доступные методики для всех субъектов: психолога, педагога, родителя, самого ученика. Эти методики сведены в таблицу 2.
Табл. 2. Психодиагностический инструментарий выявления одаренности школьников
¡51
% ф
к 2 ^ о
X X
ГО X СО ф
5 ^ го Ч о
л ^
о с
о
^ X
О £ о ¥ X о
О. СО ><0
° 1 о Е
0-О * ^
1- о
С
Субъект Названия методик
1 2
Дошкольные образовательные учреждения
Психологу Батарея тестов для изучения творческого мышления Е. Туник
1 2
Воспитателю Диагностика развития воображения у дошкольников; «Карта одаренности» (А.И. Савенков)
Родителям Опросник «Признаки одаренности у дошкольника» Е.С. Белова; Анкета для родителей и педагогов Ф. Татл и Л. Бекер
Школе 1-й ступени
Психологу Изучение кратковременной и долговременной памяти (А.Р. Лурия); Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти; «Медис»; Методика «Пиктограмма»; Методика «Эталоны» (О.М. Дьяченко); Определение уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э.Ф. Замбицявичене); Методика Мюнстерберга на восприятие; Проективная детская методика «Завершения предложения (В. Ми-хала); Проективная методика исследования личности, предложена (М.З. Друкаре-вич); Тест «Ведущая репрезентативная система»; Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф); Тест Кеэса; Тест прогрессивных матриц Равена
Педагогу «Карта одаренности» (А.И. Савенков); Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Л.В. Поповой; Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков)
Родителям Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков); Определение уровня проявления способностей ребенка А.Н. Сизанов; Как измерить талант Дж. Рензулли и соавт.
Детям Методика самооценки для обучающегося «Как я вижу себя»
Школе 2-й, 3-й ступени
Педагогу-психологу «Карта одаренности» (А.И. Савенков); Методика «Тип мышления»; Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева); Методика «Эрудит»; Определение интенсивности и уровня познавательной потребности ребенка (С.В. Юркевич); Опросник креативности Джонсона; Опросник креативности Рен-зулли; Тест креативности Вильямса; Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавт.
Педагогам «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч); Методика «Эрудит»; Экспертные оценки по определению одаренных детей (А.А. Лосева); Тест креативности Вильямса
Родителям Как распознать одаренность Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч; Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А. Лосева; Определение уровня проявления способностей ребенка (А.Н. Сизанов); Тест креативности Вильямса
На констатирующем этапе были проведены методики оценки общей одаренности и заполнена «Карта интересов для младших школьников»
Методика оценки общей одаренности выявила уровни девяти характеристик, свойственных одаренным детям: любознательность, сверхчувствительность, способность прогнозировать, £ словарный запас, способность к оцен-< кам, изобретательность, способность ^ рассудительно и логично мыслить, на-§ стойчивость (целеустремленность), § требовательность к результату своего ■^Д труда (перфекционизм). Получаемый ^ график чаще всего принимал форму пя-
тиугольной звездочки. По этому графику определяли направление дальнейшей воспитательной работы.
Методика «Карта интересов для младших школьников» была предложена и детям, и родителям, это помогло вывить направленность интересов учащихся младшей школы, что создало предпосылки для объективного анализа способностей и специфики одаренностей детей. По этой методике оценили склонности ребенка к семи сферам: математике и технике, гуманитарной сфере, художественной деятельности, физкультуре и спорту, коммуникативным интересам, природе и естествознанию,
домашним обязанностям, труду по самообслуживанию.
Для изучения удовлетворенности родителей был использован опросник «Как влияют инновационные процессы на качество школьного образования».
Полученные нами результаты не расходились с общими данными (А. Шве-ден, Р. Стоунбернер) об обычном наполнении (5 %) одаренными детьми большой выборки (определение интеллекта по шкале Станфорд-Бинс (1973)). Другие методики отбора могут выявить до 15 % одаренных детей. Лишь 8 % обнаруживают себя в разных возрастах, и немного более 2 % поддерживаются специалистами и находятся в условиях, способствующих развитию [4]. Результаты, полученные младшими школьниками, входившими в экспериментальную группу, по числу призовых мест (41 % мест) превосходили результаты школьников, составивших контрольную группу (7 %).
Распределение ответов родителей (32 человека) выпускников 1-го класса на вопрос «Как повлияло использование психолого-педагогических технологий на качество школьного образования?» показало, что абсолютное большинство родителей (83 %) удовлетворены теми изменениями, которые произошли в образовательном процессе и его
качеством. Не удовлетворены - 17 %.
Предлагаемые инновационные технологии обеспечивают необходимую среду, содействующую выявлению, развитию и поддержке одаренного ребенка в процессе углубленного изучения предметов, посещения различных кружков и факультативов.
Ранняя диагностика и развитие склонностей школьников соответствует естественному ходу формирования его личности. Обогащение образовательной среды наполняет процесс становления ребенка новыми возможностями для роста индивидуальных способностей и задатков, способствует актуализации его интеллектуального и творческого потенциала, обеспечивает системный подход к созданию условий для развития одаренности в раннем возрасте и для подготовки к образованию в классах с углубленным изучением предметов в разных образовательных культурах.
Результаты такого кросскультурного взаимодействия можно применить для оценки объема учебной нагрузки, режима и специфики школьной адаптации развивающегося ребенка, чтобы провести необходимую психолого-педагогическую коррекцию процессов опережающей специализации школьников.
Библиографический список
1. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 144 с.
2. Диагностика детской одаренности [Текст] / сост. Л.А. Дементьева. - Курган: ИПКиПРО, 2009. - 36 с.
3. Кузьмина, Р.И. Одаренность младшего школьника [Текст] / Р.И. Кузьмина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 8-2. - С. 146-154.
4. Лейтес, Н.С. Судьбы вундеркиндов [Текст] / Н.С. Лейтес // Семья и школа. - 1990. - № 12. -С.27-30.
5. Недосека, О.Н. Понятие «кросскультурная коммуникация» в современном гуманитарном знании [Текст] / О.Н. Недосека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4. - С. 201-203.
6. Павлова, Е.С. Анализ характеристик одаренности учащихся в предметной области [Текст] / Е.С. Павлова, О.А. Авдеюк // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015. - № 3. - С. 9-12.
7. Петрова, И.С. Этические основания кросскультурнных коммуникаций [Текст] / И.С. Петрова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2007. - Т. 12. - № 33. - С. 211-214.
а
о ф
т
2 го ч ф с
о ^
о
X ^
о с X .0 X X
о
-го ГС I ё и
Чю
: Ф : О.
К 2 О X X ГО X СО ф
£ а
3 5 § °
с к
о ^
^ X О СТ
0 ¥ X о
О. СО ><0
1 13
о Е
0-О
* ш
1- о
02
8. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Академия. 2000. - 232 с.
9. Созонова, В.В. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей [Текст] / В.В. Созо-нова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 1. - № 3(4). - С. 362-364.
10. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 364 с.
Referents
1. Belova E.S. Cleverness of the kid: to reveal, understand, support. 2nd edition. M.: Moscow Psychological and Social Institute: Flint, 2001. 144 p. [in Russian].
2. Diagnosis of children's gifts. ^mp. L.A. Dementieva. Kurgan: IPKiPRO, 2009. P. 36. [in Russian].
3. Kuzmin R.I. Cleverness of junior student. Actualnyie problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauks, 2015. № 8-2. P. 146-154. [in Russian].
4. Leites N.S. Destiny geeks. Semia i shkola, 1990. №12. P. 27-30. [in Russian].
5. Nedoseka O.N. The concept of "cross-cultural communication" in the modern humanitarian knowledge. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy. Psychology, 2011. № 4. P. 201-203. [in Russian].
6. Pavlov E.S., Avdeyuk O.A. Analysis of characteristics of gifted students in the subject area. New University. Series: Topical problems of the humanities and social sciences, 2015. № 3. P. 9-12. [in Russian].
7. Petrova I.S. The ethical foundation of cross-cultural communications. Izvestia Rossiaskogo Gosudarst-vennogo Pedagogicheskogo Universiteta im. A.I. Gerzena, 2007. T. 12. № 33. P. 211-214. [in Russian].
8. Savenkov A.I. Gifted children in the kindergarten and school. M.: Academy. 2000. P. 232. [in Russian].
9. Sozonova V.V. Spiritual and moral education of gifted children. Pedagogicheskii opyt: teoria, methodika, practika, 2015. T.1. № 3 (4). P. 362-364. [in Russian].
10. Tunick E.E. Psychodiagnostics of creative thinking. Creative tests. SPb.: Didactika Plus, 2002. P. 364. [in Russian].
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru
Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: 23a12@list.ru
ro
T <
ro m
e
о
m
Акча Микаил,
магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Преподаватель частного образовательного учреждения им. Муххамеда эль Фатиха, г. Касабланка, Морокко. Ктай: chelyabinsk74@hotmail.com
Acha Micail,
Master student, Psychology Department,
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
Teacher, Muhammed El Fatiha private
educational institution,
Casablanca, Morocco.
E-mail: chelyabinsk74@hotmail.com